Исследователи по-разному характеризуют религиозный туризм. Некоторые различают их по продолжительности, по размеру группы и по социальной структуре. Джули Геворкян (одна из исследовательниц) предлагает две категории, которые отличаются по своей мотивации, а именно «паломнический туризм» по духовным причинам или для участия в религиозных обрядах, и «религиозный туризм» для осмотра таких памятников, как соборы.
Религиозный туризм может быть мотивирован любым из нескольких видов интересов, таких как религия, искусство, архитектура, история и личные корни. Люди могут находить святые места интересными и завораживающими, независимо от того, являются ли они лично религиозными или нет. Некоторые церкви Италии, обладают прекрасной архитектурой и роскошным внутренним убранством, что может заинтересовать ценителей искусства.
Существуют важные объекты для всех мировых религий: Иерусалим занимает центральное место в иудаизме, христианстве и исламе. Другие, опять же, могут быть важными для одной конкретной религии, как Камино де Сантьяго в Испании.
|
|
Религиозный туризм в Индии может принимать различные формы, в том числе йога-туризм; В стране есть места паломничества для буддизма, ислама, сикхизма и индуизма, а также великолепная архитектура и, для некоторых путешественников, привлекательность востоковедения. Япония также предлагает красивые религиозные места от буддийских храмов до синтоистских святынь.
· Основные отличительные особенности паломнического туризма состоят в следующем:
паломничество совершает человек с глубокой верой, стремящийся совершить важную для его жизни практику и требующий в данном случае особого отношения со стороны организаторов паломнического тура;
· паломничество по времени осуществления более длительная поездка, в которой необходимо учитывать, что количественно группы значительно больше;
· в индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества порой с соблюдением ритуальных действий не только в святых местах, но и во время осуществления данного похода;
· паломнические поездки зависят от религиозного календаря;
· паломнические туры в основном оформляют религиозные организации, которые сотрудничают с туристическими фирмами.
В целом есть основополагающие отличие между паломничеством и религиозным туризмом - это цель поездки, которая определяет следующие особенности:
· объекты посещения;
· требования к уровню сервиса;
· необходимость экскурсионного обслуживания;
· даты, к которым приурочены поездки;
· учет возрастной и социальной категории клиентов;
|
|
· количество клиентов совершаемых поездку;
· особенности поездки (учитывается религиозная принадлежность, особенности паломничества).
2.2 Современное состояние и перспективы развития религиозного туризма.
В XX веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У обычных людей и паломников появилось больше возможностей посещать святые места. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии.
Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий.
Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество.
Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман иудеев и др.
К одной из причин можно отнести то, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.
ВТО приводит прогностические данные относительно наиболее перспективных направлений туризма в начале XXI века: паломнический (или религиозный) туризм стоит здесь на первом месте.
Однако место религиозного туризма в туризме в данный момент не определено конкретно. Более того, туристский рынок ещё не выделяет религиозный туризм в отдельный сегмент туристской хозяйствующей деятельности, нивелируя его в более общей группе видов туризма.
Происходят искусственные попытки вместить религиозный туризм в рамки экскурсионного или познавательного, этнографического или даже экологического.
ВТО, хотя и называет религиозный (паломнический) туризм наиболее перспективным направлением XXI века, всё же предпринимает недостаточно решительных шагов для развития религиозного туризма как самостоятельного сегмента.
Отрасль не получила пока ещё мощного толчка к развитию уже потому, что не определена как самостоятельная единица в системе туризма. Не создано единых стандартов организации путешествий, не проработана (и фактически не функционирует) система подготовки соответствующих специалистов.
Следует отметить, что в последнее десятилетие наблюдается активизация в продвижении религиозного туризма на туристский рынок.
С этой целью в Кордове 29-31 октября каждого года проводится международная конференция ЮНВТО по туризму, религиям и диалогу культур. Целью конференции являлось определение взаимосвязей между туризмом и религией. Были предложены ориентиры и рекомендации для правительств, религиозных властей и туристских операторов по обеспечению устойчивого развития и управления туризмом, мотивированным религиозными целями или связанным с местами религиозного наследия. Проведение этой конференции свидетельствует о важности религиозного туризма в мировой туристской индустрии.
В последние годы для пропаганды и продвижения религиозного туризма на рынки во многих странах мира религиозными организациями и ассоциациями регулярно проводятся специализированные выставки, биржи, конгрессы и конференции. Так же развиваются новые формы - фестивали, театрализованные представления, создание специализированных объектов показа.
Привлечение внимания к религиозному достоянию и к местам поклонения создает предпосылки для ознакомления посетителей с произведениями искусств, находящихся в них, а также возможности познания территории, на которой они расположены, и превращения этих территорий в познавательное и качественное туристское направление.
В университете Саленто (г. Лечче, Италия) состоялась международная конференция «Туризм, религия и культура: региональное развитие на основе ценного опыта туристской деятельности». Целью конференции было изучение возможностей, связанных с растущим интересом к религиозному и культурно-познавательному туризму в качестве рычага для устойчивого развития периферийных регионов.