Понятие. Основные нормативные акты

Правовая основа деятельности полиции — это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции, включая правовое нормирование содержания полицейской деятельности, субъектов ее осуществления, условия, порядок и основания применения полицией мер государственного принуждения, гарантии законности деятельности полиции и иные.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Полиция в своей деятельности аналогично руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и иными задачами, изданными в пределах их компетенции.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.[5];

Один из основных отличительных признаков правового регулирования полиции – наличие множества нормативных актов и источников. Связано это с тем, что у полиции множество полномочий и задач в разных направлениях.

Как уже было сказано ранее Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере органов внутренних дел, а также основные охраняемые государством права и свободы человека и гражданина. Конституция как основной закон Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации абсолютно на все органы исполнительной власти. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Можно обозначить восемь основных блоков законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих деятельность МВД и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при введении на определенной территории правового режима чрезвычайного положения, а также при введении степени боевой готовности, военного положения, осуществлении гражданской, территориальной обороны и мобилизационной работы.

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе территориальных органов МВД России, при чрезвычайных обстоятельствах различны по юридической природе, времени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени регулятивного воздействия на решение возникающих задач. Они образуют систему, представленную следующими актами:

1) Международные акты и общепризнанные принципы международного права;

2) Конституция РФ;

3) Федеральные конституционные законы РФ;

4) Федеральные законы РФ;

5) Указы Президента РФ;

6) Постановления и распоряжения Правительства РФ;

7) Акты министерства внутренних дел;

8) Акты специализированных органов;

Нормативно правовыми актами РФ в значительной мере урегулированы основополагающие вопросы организации и функционирования деятельности МВД России в конкретных ситуациях

А) Международный договор — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

 К числу наиболее значимых международных договоров Российской Федерации с точки зрения правового регулирования деятельности полиции можно назвать:

1) Всеобщая декларация прав человека.

2) Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

3) Конвенция по борьбе с захватом заложников.

4) Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка.

5) Международный пакт о гражданских и политических правах.

6) Иные документы.

Б) Конституция РФ является самым главным правовым актом регулирующим деятельность правоохранительных органов.

 Это обусловлено тем, что:

1) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах;

 2) В ведении РФ находятся:

- вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, гражданства в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

 - внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

 - оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; [6]

В) Также неотъемлемой частью правовой основы деятельности МВД России является федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Такие как:

1) Федеральный конституционный закон “О военном положении” от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017)[7];

2) Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016);

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.[8] Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.[9]

Поскольку правоохранительные органы обязаны участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения, нормативно правовой акт предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращённого Президентом РФ к населению и должностным лицам органов государственной власти субъектом РФ и органов местного самоуправления, действующим на такой территории. Основанием введения военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях является агрессия против РФ или непосредственная угроза агрессии.[10]

Г) Федеральные законы РФ. В них, как правило, закреплены основополагающие вопросы организации и функционирования правоохранительных и государственных органов, в том числе территориальных органов МВД России. К ним относят такие ФЗ как:

1) Федеральный закон “О полиции” от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020);

2) Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. От 02.08.2019);

3) Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. От 11.10.2018);

4) Федеральный закон “Об обороне” от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. От 27.12.2019);

5) Федеральный закон “О противодействии терроризму” от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. От 18.03.2020);

Д) Указы Президента РФ. Которые регламентируют деятельность территориальных органов МВД России, можно выделить следующий указ:

1) Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 25.12.2019) "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"

Указом Президента РФ утвержден перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции. Указом Президента РФ также установлен порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел.

Е) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Помимо Конституции, ФКЗ, ФЗ и Указов Президента РФ, правовая деятельность правоохранительных органов и МВД России устанавливается в постановлениях Правительства РФ. К ним относятся такие постановления как:

1) Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 02.04.2020) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

2) Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 73 "О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам" и другие;

Ж) нормативные акты, которыми непосредственно регламентирована деятельность органов МВД России и их должностных лиц, составляют межведомственные и ведомственные нормативные акты (приказы МВД России). К таким приказам можно отнести:

1) предупреждение и пресечение преступлений террористического характера на объектах транспортного комплекса, промышленности, топливо-энергетического комплекса, на ядерных и радиационно-опасных объектах, на гидротехнических сооружениях, на объектах органов государственной власти, на военных объектах, на объектах массового пребывания людей, представительств иностранных государств.

2) предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности: освобождение заложников, пресечение массовых беспорядков, пресечение деятельности бандформирований, розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников, пресечение захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

3) содействие в розыске и задержании вооруженных и иных особо опасных преступников, совершивших побег из учреждений ФСИН России или при конвоировании, участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях ФСИН России, в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований и иные. [11]

Можно сделать вывод, что нормативно правовые акты, регулирующие деятельность МВД России – это сложная система законодательных актов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод, а также защиту жизни, здоровья граждан в особых условиях деятельности правоохранительных органов.

Система МВД России

Ведущая роль в реализации правоохранительной функции государства принадлежит МВД России, что объясняется не столько численностью сотрудников органов внутренних дел, сколько множественностью задач, на них возложенных. Как отрасль государственного аппарата МВД России в системе правоохранительных органов наделено приоритетной ответственностью за состояние правопорядка в стране. Организационно МВД России представляет единую централизованную многоуровневую систему, в которую входят органы внутренних дел, включая полицию, внутренние войска, а также организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на правоохранительные органы. Органы внутренних дел и внутренние войска являются самостоятельными подсистемами МВД России.

В систему органов внутренних дел входят:

1) центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);

2) территориальные органы МВД России;

3) образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;

4) окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;

5) представительства МВД России за рубежом;

6) иные организации и подразделения.

В подсистеме органов внутренних дел можно выделить ряд территориальных и отраслевых подсистем, имеющих собственную структуру.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» территориальные органы МВД России дифференцированы следующим образом:

 1) на окружном уровне: главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;

 2) на межрегиональном уровне: оперативные бюро, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

3) на региональном уровне: министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации;

4) на районном уровне: управления и отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям и иные;[12]

Конкретный перечень подразделений и служб полиции утверждается для центрального аппарата МВД России Президентом Российской Федерации, для территориальных органов МВД России – Министром внутренних дел Российской Федерации.

Одним из направлений совершенствования системы МВД России на данный момент является оптимизация действующих структур, должностей и штатной численности органов внутренних дел от центрального аппарата министерства до поселковых отделений полиции. В ходе реформы в 2011 году была сокращена численность низовых подразделений полиции, осуществлено укрупнение органов внутренних дел муниципальных образований.

 Наиболее действенными профилактическими мероприятиями по усовершенствованию системы МВД, следует считать:

1) организацию физического (посредством привлечения сил полиции и общественности) и технического (посредством использования специальных технических средств фото- и видеофиксации правонарушений) наблюдения в опасных местах;

2) усиление полицейского контроля за поведением двух категорий лиц: ранее судимых и несовершеннолетних, а также за оборотом оружия;

3) улучшение деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике семейно-бытовых конфликтов.

4) внедрения информационных систем в работу МВД России.

В качестве основных требований к системе МВД России можно отнести: управляемость, устойчивость, мобильность, способность адекватно и оперативно реагировать на любые изменения оперативной и криминогенной обстановки, приближенность полицейских структур к населению, профилактическую направленность деятельности МВД России.

Система Министерства внутренних дел характеризуется следующими положениями:

1) наличием элементов (подсистем);

2) субординационными и координационными связями элементов;

3) целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью.[13]

Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система Министерства внутренних дел и ее звенья вступают в управленческие и иные отношения с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, и сотрудничества согласования..

В основе взаимоотношений в системе МВД России стоят вышестоящие и нижестоящие органы внутренних дел, лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Первые направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов, их решения обязательны для нижестоящих.

Система МВД России динамична, она постоянно развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует строго учитывать при построении системы МВД России, все системообразующие и влияющие на систему факторы.

Государство уделяет постоянное внимание улучшению деятельности Министерства внутренних дел, причем важное место занимают меры по дальнейшему совершенствованию их организационных структур о которых я говорил ранее.

Деятельность каждого звена системы МВД России ограничена масштабом территориальной деятельности. Эта территория может охватить Российскую Федерацию в целом, национально-государственную или административно-территориальную единицу. В соответствии с масштабом территориальной деятельности и компетенцией того или иного звена система Министерства внутренних дел подразделяется на две подсистемы:

1) Федеральные органы внутренних дел;

2) Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Каждая подсистема характеризуется наличием нескольких уровней. Федеральные органы внутренних дел подразделяются на органы различных уровней. К первому уровню относится МВД России, ко второму - Региональные и Федеральные ОВД, действующие на территории определенных регионов, то есть на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц. Образование, реорганизация и ликвидация региональных органов производится региональным министерством внутренних дел по согласованию с субъектами Федерации, на территории которых они действуют.

По указанным округам сформированы главные управления МВД России, которые реализуют все те же задачи и функции в масштабе соответствующего федерального округа, координируя усилия территориальных ОВД в решении межрегиональных правоохранительных вопросов.

К основным задачам главных управлений по федеральным округам в соответствии с Указ Президента РФ от 05.09.2011 N 1158 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" следует отнести:

1) выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследование преступлений, отнесенных к их компетенции Министром внутренних дел Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством Российской Федерации;

2) организацию взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.[14]

Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

Структура Главных управлений МВД России по Федеральным округам создается исходя из основных задач, возложенных на него. В первую очередь это подразделения, осуществляющие координацию, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в округе, подразделения по обеспечению собственной безопасности, подразделения по работе с кадрами и по обеспечению конспирации в работе, кроме того, это подразделения, организующие и непосредственно осуществляющие борьбу с экстремизмом, терроризмом, налоговыми и экономическими преступлениями.

Главные управления находятся в непосредственном подчинении заместителя МВД России, подчиненность и деятельность которых регламентируется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Главное управление в системе МВД России осуществляет следующие полномочия:

1) производство предварительного следствия;

2) оперативно-разыскная деятельность;

3) проведение оперативно-разыскных и оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению противоправной деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и организованных преступных групп, имеющих межрегиональный характер, преступлений экстремистской и коррупционной направленности, а также налоговых и экономических преступлений межрегионального характера;

4) участие в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

5) обеспечение взаимодействия с оперативно-поисковыми подразделениями министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, подразделениями специальных технических мероприятий и др;



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как я уже говорил ранее, деятельность МВД России - одна из важнейших в структуре федеральных органов исполнительной власти: от укрепления правопорядка и законности, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка до защиты прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, коррупцией и нарушением законов.

 Правовую основу деятельности МВД России составляют:

1) Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основополагающие принципы построения государства, основы обеспечения порядка на территории страны, защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) Федеральные конституционные законы, в соответствии с которыми осуществляют свою деятельность МВД России в конкретных ситуациях государственного масштаба;

3) Федеральные законы, определяющие компетенцию МВД России по определенным направлениям деятельности;

4) Указы Президента, определяющие основы мобилизационной подготовки и мобилизации в целом;

5) Постановления Правительства, издаваемые во исполнение МВД России того, что возложено Федеральными законами и Указами Президента России;

6) Межведомственные нормативные акты, регулирующие порядок проведения совместных операций;

Я считаю, что для решения таких проблем как: нехватка квалифицированных кадров, повышение криминальных угроз, учащение коррупционных преступлений существуют способы решения и устранения данных проблем.

Нехватка квалифицированных кадров одна из основных проблем в современном мире. Квалицированных работников, которые будут решать поставленные им задачи без каких-либо проблем не хватает во многих сферах, не только в правоохранительных органах. Зачастую эта проблема решается с помощью: комплектования органов внутренних дел и внутренних войск МВД квалифицированными, преданными своему делу, высоконравственными управленческими кадрами. К сожалению, использовать его в полной мере в настоящее время не удается. Это связано в первую очередь с дефицитом квалифицированных специалистов и с недостаточной эффективной работой системы закрепления кадров.

Повышение криминальных угроз, связано с наличием собственных структур подготовки, обеспечения безопасности, сокрытия преступлений у преступников. Именно участники преступных группировок совершают наиболее тяжкие преступления, направленные против жизни и здоровья граждан (в том числе такие, как убийства, похищение людей, вымогательства), а также посягающие на собственность.[15] Я считаю, что для устранения этой проблемы, необходимо действовать не только правоохранительным органам, ну и общественности в целом. Каждый человек обязан знать как вести себя в той или иной ситуации криминальной опасности, а задача правоохранительных органов не только искоренять причины преступности, но и вооружать население знаниями способов защиты от преступных посягательств, учить применять их на практике.

Учащение коррупционных преступлений в современном мире встречается довольно часто независимо от сферы деятельности. Для устранения этой проблемы в правоохранительных органах необходимо провести кадровую чистку, провести новый набор указанных должностных лиц и обеспечить постоянную ротацию судей и представителей правоохранительных органов.

Также хочу еще раз подметить, что ведущая роль в реализации правоохранительной функции государства принадлежит МВД России, что объясняется не столько численностью сотрудников органов внутренних дел, сколько множественностью задач, на них возложенных

Что касается системы МВД России, она динамична, она постоянно развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране.

В процессе исследования и изучения темы данной работы – «МВД России: система и правовые основы деятельности» были решены следующие задачи:

– изучена структура и понятие МВД России;

– проанализированы задачи, полномочия и права МВД России;

– рассмотрены правовые основы деятельности МВД России;

– изучена система МВД России;




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: