Требования, предъявляемые к актам государственного управления

Правовые акты управления должны отвечать установленным требованиям:

1) требования, предъявляемые в процессе разработки и принятия правового акта управления.

А- Разработка проекта возлагается на тот орган, которому необходимо решение данной проблемы. Проект акта подлежит согласованию и считается согласованным при наличии виз руководителей, заинтересованных центральных органов федеральной власти. Кроме того, проекты постановлений Правительства нормативного характера после их согласования с заинтересованными органами и организациями и до внесения в Правительство подлежат согласованию с Минюстом РФ не более чем в 10-дневный срок. В срок не более 1 месяца Правительство РФ также рассматривает внесенные в установленном порядке предложения законодательных органов или органов исполнительной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ и по предметам их совместного ведения и информирует указанные органы о результатах рассмотрения. А проекты своих нормативных актов по предметам совместного ведения Правительство РФ направляет в органы государственной власти субъектов РФ. Постановления ФОИВ, в которых затрагиваются финансово-экономические вопросы, обязательно согласовываются с Минфином и МЭР РФ. Проекты некоторых правовых актов подлежат обязательной экспертизе в соответствующих органах и учреждениях (например, проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе).

Б- Затем подготовленный проект издается и становится официальным документом. Нормативный акт должен содержать:

• наименование органа (органов), издавшего акт;

• наименование вида акта и его название;

• номер акта;

• наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт;

• дату подписания (утверждения) акта (думается, что в норма­тивном акте должно быть названо и время его вступления в силу).

Моментом издания может быть голосование и принятие решения большинством голосов (в коллегиальных органах) и подписание (утверждение) руководителем (в единоначальном органе).

В- Принятый акт управления доводится до сведения лиц, которые будут его исполнять (формы процедуры ознакомления могут быть: устное ознакомление, ознакомление «под расписку», направление по почте, опубликование в периодических изданиях, комментирование в СМИ, по радио, издание специальных сборников).

Г - Затем акт управления направляется в Минюст для его регистрации. Правовые акты управления, затрагивающие права и свободы и интересы граждан, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, подлежат регистрации в Минюсте РФ. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя: юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания представляются в Минюст РФ, которое в 15-дневный срок должно произвести государственную регистрацию этого акта или отказать в ней, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ или установленного порядка и правил представления его на государственную регистрацию. В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Минюстом РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший этот акт на государственную регистрацию, а его копии направляются для официального опубликования в «Российскую газету» и в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

2) требования, предъявляемые к порядку вступления их в действие

Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ в течение 10 дней со дня их подписания. При этом акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней со дня их первого официального опубликования. Иные же, ненормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, вступают в силу со дня их подписания. Акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие гос. регистрации вступают в действие в течение 10 дней со дня официального опубликования, а опубликованы они должны быть в течение 10 дней со дня регистрации. Правовые акты могут вступать в действие с момента подписания, с момента опубликования или с любого другого момента, если об этом указывается в самом акте. Правовой акт обратной силы не имеет. Его действие длится до отмены, по исполнении предписаний или прекращению обстоятельств, вызвавших к жизни данный акт, или же срок действия может быть определен в самом акте.

3) требования к форме и содержанию актов гос. управления.

Правовой акт должен быть всесторонне обоснован, должны быть определены и указаны цели акта и ожидаемые результаты, т.е. целесообразность данного акта, также необходимо строгое соответствие закону. Не допускается использование в тексте двусмысленных формулировок. Должен быть соблюден юридический стиль, четкость, краткость изложения.

Последствиями нарушения требований, предъявляемых к правовым актам управления, являются приостановление их действия, а также частичная или полная отмена этого акта. Так, Президент РФ на основании ст. 85 Конституции РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов федеральному законодательству, международным обязательствам РФ или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса об их правомерности соответствующим судом. А на основании ст. 115 Конституции РФ он может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия федеральным законам и указам Президента РФ.

На основании ст. 12 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Отменять частично или полностью, а также приостанавливать действие правовых актов управления могут также сами принявшие их органы и должностные лица по своему усмотрению, требованию вышестоящего органа, протесту или представлению прокурора. Принесение протеста прокурором на незаконность того или иного акта управления приостанавливает действие этого акта до результатов его рассмотрения.

 

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН.

В Конституции закрепляется право граждан обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в гос. органы и ОМС. Обращаться можно письменно и устно.

Формы обращения граждан:

1) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Это может быть просьба автора об оказании материальной помощи, приеме на работу, поступлении в профессиональное учебное заведение, вступление в общественное объединение. Словом, реализация прав гражданина, но не обязанностей. Отдельно выделяют ходатайства – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за юридическим или физическим лицом определенного статуса, прав, свобод и т.п.

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Некоторые ученые выделяют отдельно петицию – коллективное обращение граждан в органы публичной власти о необходимости проведения общественных реформ или изменения законодательства.

3) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Все жалобы следует поделить на 2 типа:

1) Административные, которые направляются субъектам исполнительной власти в рассматриваются во внесудебном порядке либо в судебном порядке, но рассматриваются не судом, а председателем суда (например, жалоба на несвоевременное рассмотрение дел, грубое отношение должностных лиц и т.д.). Результатом ее рассмотрения является административный акт или дается ответ.

2) Судебные, направляемые в суд и рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, административного или конституционного судопроизводства. Результатом ее рассмотрения является акт правосудия.

При этом административные жалобы могут быть общими и специальными. Порядок подачи, рассмотрения общей жалобы регламентируется ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 г., а специальной жалобы – специальными нормативно-правовыми актами, такими как Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, таможенный кодекс РФ, КоАП РФ и т.д.

Особенности специальной административно жалобы заключаются в следующем:

- основания для обжалования прямо названы в законе;

- субъект подачи – лично заинтересованные лица и их законные представители;

- только в письменной форме подается;

- специальные сроки подачи жалобы (5, 7 или 10 дней);

- имеет процедурные особенности разрешения обращений;

- подача и рассмотрение специальной жалобы является обязательным условием для последующей подачи такой же жалобы в суд (если не согласен с решением по административной жалобе), т. е. предусмотрена административная преюдиция (например, по Налоговому кодексу РФ, по ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и др.)

Общей административной и судебной жалобе присущи следующие признаки:

- основанием ее подачи является нарушение прав и законных интересов гражданина по его мнению, нецелесообразные или аморальные деяния, незаконность нормативных актов, создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности на гражданина;

 - имеет право подачи лишь тот, чьи права нарушены, а также от его имени его законные представители или адвокат, используя информационные телекоммуникационные сети, Интернет (касается только общей административной жалобы)

- должна быть подписана им с указанием ФИО и содержать данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Жалоба должна быть зарегистрирована. Не технический работник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащей рассмотрению. Если в ходе проверки будет установлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т.д., то производство по ней должно быть прекращено. Организация, должностное лицо, гражданин, привлекаемые к рассмотрению жалобы, после того как будет установлено, что она анонимна, вправе потребовать прекращения производства по ней.

- гражданин вправе обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, ОМС, учреждению, предприятию, объединению, должностному лицу.

- срок подачи в суд по общему правилу – 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно нарушение его права, 1 месяц – со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. На постановление по делу об административном правонарушении – в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Подача общей административной жалобы не ограничена ни сроком, ни количеством обращений.

- подача судебной жалобы в установленный срок влечет приостановление обжалуемых действий, а общей административной жалобы – не влечет

- подается в письменной или устной форме (общая административная жалоба, судебная только в письменной), например, при высказывании должностным лицам в их кабинетах, во время официальных визитов в организации, во время специального установленного приема граждан, прямого телефонного, телевизионного или радиообщения с гражданами.

Требования к письменному обращению:

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение может быть направлено в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования (только для общей административной жалобы).

Общие правила рассмотрения обращений граждан:

Обращения подаются гражданами в те органы государственной власти, местного самоуправления или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Если поставленные в обращении гражданина вопросы не относятся к ведению получившего их органа или должностного лица, то последние не позднее чем в 7-дневный срок со дня регистрации направляют их по принадлежности, письменно извещая об этом автора обращения.

 При этом обращения граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействия) которых обжалуются. В случае невозможности направления жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Срок рассмотрения и разрешения обращений граждан следующий – в течение 30 дней со дня регистрации, а если необходимо дополнительное изучение, то срок продлевается еще на 30 дней (специальная жалоба рассматривается в 10-дневный срок).

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

По результатам рассмотрения принимается решение либо ограничиться ответом автору, либо специальное решение, которое может быть принято:

- о полном удовлетворении жалобы;

- о частичном удовлетворении жалобы;

- об отказе в удовлетворении жалобы (по мотивам необоснованности, истечения срока давности подачи жалобы, невозможности проверки и т.д.)

Решение по жалобе должно быть выслано в определенные сроки, но закон не определяет эти сроки. Только касаемо постановления по делу об административном правонарушении, КоАП РФ устанавливает 3 рабочих дня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: