Глава 4. История социологии

Родоначальником позитивизма в философии и социологии стал французский философ Огюст Конт (1798 - 1857). Годы его жизни совпали с важным периодом в истории Франции - периодом становления капитализма и социальных потрясений. Социальные конфликты, кризис традиционных идеологических систем и напряженные философские искания - все эти события оказали влияние на мировоззрение Конта. Философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе "позитивной религии человечества", Конт ввел в употребление сам термин "социология". При этом им руководило стремление к научному изучению явлений общественной жизни в историческом и системном аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии, истории, исторической фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Главными трудами Конта были шеститомный "Курс позитивной философии" (1830 - 1842), "Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества" в четырех томах (1851 - 1854) и др.

Большое влияние на Конта оказали идеи Сен-Симона, у которого он работал секретарем. Конт выдвинул несколько важных идей. Во-первых, основной его идеей было отделение науки от метафизики и теологии, что стало базой его позитивного метода. Он отрицал философию в старом традиционном смысле этого слова, обвиняя ее в ненаучности, т.е. в обращении к таким вопросам, которые в принципе нельзя разрешить, вопросам о сущности вещей. Наука же должна заниматься открытием законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями.

Право на существование имеет лишь позитивная философия, которая является систематизацией наук, того, что есть "научного" в науках. Она не имеет ни своего предмета, ни своего метода, отличного от методов науки. Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить всеобъемлющую систему наук, включающую анализ их предметов, методов, законов, сходств и отличий. В этом состояла вторая важная идея Конта. Система наук представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая, однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокого ранга. Иерархия основных - абстрактных - наук выглядит так: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Из этой схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет сверх того нечто особенное, связанное со спецификой воздействия индивидов друг на друга. Социология (или первоначально "социальная физика"), по Конту, является теоретической дисциплиной, занимающейся позитивными (т.е. научными, по Конту) исследованиями фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Появление социологии означало победу над схоластикой прежних эпох и наступление позитивной стадии развития человеческого ума. "Закон трех стадий" исторического развития является еще одной важной идеей Конта. Этот закон является одновременно и логическим и историческим законом. А под стадиями подразумеваются одновременно и стадии развития человеческого разума (разума индивида и разума человечества) и стадии исторического развития социальной организации. Сначала и человек и общество проходят теологическую стадию, где господствуют фикции, не имеющие доказательств. Исторически этой стадии соответствует военно-авторитарный режим родоплеменного общества. Завершение эта стадия получает в "католическом и феодальном режиме". Вторая, метафизическая, стадия означает преобладание абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. Исторически она занимает период 1300 - 1800 гг. и является переходной эпохой, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка. Реформация, философия Просвещения, Французская революция - таковы ее важнейшие события.

Позитивная же - третья - стадия начинается с распространения наук, роста их общественного значения и создания теории позитивизма, причем позитивизм с течением времени становится для Конта чем-то вроде религии, практического мировоззрения, определяющего все существование человека. У позднего Конта возникает культ человечества как единого "Великого существа", в котором должен раствориться каждый отдельный человек. Этому новому обществу должно соответствовать появление новой элиты творческих личностей, которая будет охранять новый культ, а также целая система новых обрядов.

В смене этих исторических стадий заключается, по Конту, общественный прогресс, а позитивная стадия, соответственно, означает высшую ступень этого исторического развития по восходящей линии. Эту позитивную теорию общественного прогресса и развития общества от одной стадии к другой Конт назвал социальной динамикой. Вместе с социальной статикой она составляет социологическую науку.

Предметом социальной статики является природа социальной связи, т.е. взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии социальных элементов. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Это понимание общества у Конта по сути соответствует понятию системы, и Конт, таким образом, стал родоначальником системного подхода в социологии.

Понимание структуры общества носит у Конта консервативный характер. Все общественные институты он рассматривает прежде всего с точки зрения их общественных функций и их роли в деле социальной интеграции социального "согласия", кооперации. Особенно большую роль в этом он придавал семье и социальной роли женщины.

Все эти положения составляют содержание контовской социологии. К социологическим методам, т.е. методам изучения общества он относил: наблюдение, экспериментальный, сравнительный и исторический методы.

При всем том, что в социологии Конта было много метафизических, недиалектических идей, все же его представление о социологии как науке, конкретно, фактически и научно изучающей общество, дали прочный и долговременный импульс развитию социологии.

Органической школой западной социологии конца XIX - начала XX в. называется направление, рассматривавшее общество как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерностей. Органическая школа имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими авторами (Платон, Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер и др.). В отличие от предшественников, сторонники органической школы утверждали, что общество и есть организм и занимались поиском все новых аналогий между обществом и организмом. По мнению П.Ф. Лименфельда, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. А.Э. Шеффле анализировал экономическую жизнь общества как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие "социальное тело".

Методологической ориентацией органической школы был органицизм, отождествляющий общество с организмом. Придя на смену социальному механизму, рассматривающему общество как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга, социальный организм рассматривает общество в динамике, как состоящее из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и управляемых единым принципом. Главным его тезисом является параллель между человеческим организмом и организацией, обеспечивающей функционирование общественного организма.

На рубеже XVIII - XIX вв. эта идея органического единства общества была подхвачена теми мыслителями, которые стремились к преодолению растущей идеологической и социально-политической дифференциации общества на основе органической солидарности всех его частей. Среди этих мыслителей были и основатели позитивизма - О. Конт и Г. Спенсер. Так, Спенсер сравнивал социальную систему с организмом, подлежащим закону эволюции. Помимо сходства он подчеркнул и различия: в социальном организме части сосуществуют, оставаясь раздельными, они способны на чувства, мысли и т.п.

Герберт Спенсер (1820 - 1903), английский философ и социолог-позитивист, вслед за Контом стал одним из основоположников социологической науки. Спенсер был виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии и рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. В подходе к изучению общества главной для него была идея эволюции, сущность которой он видел в переходе от гетерогенности к гомогенности, возрастающей связности и специфической определенности. Эта идея была стержнем главного труда Спенсера "Основание социологии".

По Спенсеру, процесс развития ("разрастания") любой единицы сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем более он сложен. Далее, как только его части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга. Так, в простых обществах, где составные части однородны, они могут легко взаимоизменяться. В сложных же обществах неудачные действия одной части не могут быть компенсированы другими. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние предшественники. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах и, следовательно, уязвимость, привносимая этой взаимозависимостью, делает необходимым создание некоей регулирующей системы, которая контролировала бы действия составляющих частей и их координацию. Такая координация аналогична координации в живом организме.

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества "воинствующие", регулируемые путем жесткого принуждения, и общества "индустриальные", где контроль и централизация слабее.

Со временем спенсеровская концепция "однолинейной" эволюции, т.е. непрерывного поступательного движения обществ модифицируется в теорию усложненной "многолинейной" эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Эволюционно-исторический подход в изучении общества соединяется у Спенсера со структурно-функциональным и системным: социальный организм, по Спенсеру, состоит из трех главных "систем": "регулятивной", "производящей средства для жизни" и "распределительной". В этом отношении социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Он первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.

Большое место в его теории общества занимает разработка темы социального контроля и его институтов (государства и церкви).

Всякий социальный институт, по Спенсеру, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, которые и изучает социология. Важную социальную роль играет также социальный институт церемоний.

Историческим источником классовых различий Спенсер считает завоевание. Еще одной его идеей была поддержка дарвиновских представлений о естественном отборе наиболее приспособленных. Спенсер перенес это представление на социальную почву, утверждая, что в связи с тем, что увеличение населения стимулирует все большую социальную активность, выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении.

Крупнейшим социологом XIX века является Карл Маркс (1818 - 1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории.

Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.

Согласно марксистской теории общества базисными в социальном развитии являются производственные, экономические отношения. При этом признается воздействие на ход истории и многих других факторов, таких как политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Но главным образом развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и прежде всего производительными силами, вместе с их изменением меняется весь способ производства, а вместе со способом производства - все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества.

Именно анализ производственных отношений дал возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в различных странах, понятием общественной формации, которое явилось результатом конкретно-исторического подхода к обществу.

Общественная формация - это сложившаяся на основе данного производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов. Во-первых, это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и, во-вторых, закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур. И генетические, и структурные законы и закономерности являются результатом стечения различных исторических фактов и обстоятельств, характерных для данного вида общества. Таким образом, социологическая теория К. Маркса сочетает в себе понимание общества как системы (понятие формации, способ производства как основа социальной структуры, принцип детерминизма) с диалектико-историческим пониманием развития (развитие как борьба противоположностей, классовая борьба как способ разрешения антагонистических противоречий и др.) Именно диалектика отличает исторический материализм Маркса от вульгарного "экономического материализма", абсолютизирующего роль экономических отношений.

Маркс и Энгельс создали концепцию истории становления и развития основных общественных формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Социологический интерес представляет также марксистское учение о классах и социальных группах современного им общества (пролетариат, буржуазия, крестьянство).

Одной из важнейших фигур в становлении социологии как науки в конце XIX - начале ХХ века является Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917), создатель так называемой французской социологической школы.

Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм, который в противоположность индивидуалистическим концепциям утверждал принцип специфичности и автономности социальной реальности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. В методологическом плане для социологизма характерен принцип объективного научного подхода к социальным явлениям, требование объяснения социального другим социальным и в связи с этим - критика биологического и психологического редукционизма (в частности, взглядов Г. Тарда). Социологизм вел, в конечном итоге, к наделению общественного сознания такого рода качествами, которые превращали его в почти самостоятельный феномен, порождающий общественную жизнь как таковую. И, несмотря на то, что социальная жизнь, по Дюркгейму, возникала в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации, Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами.

Признание независимого от субъекта существования социальных фактов и рассмотрение их в качестве "вещей", которые нужно исследовать объективными методами, означало, по Дюркгейму, следование принципам естественных ("позитивных") наук.

Особая социальная реальность, то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого, безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных "ожиданий", требований, принципов морали. Индивидуальное сознание, таким образом, выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависимости от первичных объективных социальных фактов, т.е. явлений социальной среды. Социальным фактом является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, не зависимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно и, как следствие этого, оказывают на индивидов давление, принуждая к определенному действию. Каждый человек, таким образом, ощущает на себе социальное принуждение.

Это особая социальная реальность. Рассмотрение социальных фактов и составляет предмет социологии, которая помогает нам проникнуть в эту реальность через обобщение согласно определенной методике частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Социальные факты должны быть рассмотрены объективно, на основе объективных данных, например, статистики самоубийств. Социология, по Дюркгейму, занимает центральное место среди общественных наук.

Социологизм Дюркгейма давал возможность обосновать идею общественной солидарности, которой было посвящено все его творчество. Вопрос о том, каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом, конкретизировался как определение природы и функций социальной солидарности в современном развитом обществе, в отличие от примитивных или традиционных обществ, а также как объяснение исторического перехода от одной общественной формы к другой.

По Дюркгейму, главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, т.е. профессиональная специализация. Именно оно создает общественную связь в современном, утратившем силу религиозного сознания обществе.

Дюркгейм строил дихотомию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современных обществ и основана на разделении труда. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. Дюркгейм рассматривает солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда, согласно Дюркгейму, морально и само разделение труда. Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капитализма социолог считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами. Разделение труда - это тот механизм, который в современном обществе, утратившем силу коллективного, общего сознания, создает идею, желаемую общественную связь, общественный порядок, солидарность между классами. Именно поэтому разделение труда морально.

Все те институты, которые распространяют в обществе моральные и солидаристские ценности, способствуют укреплению солидарности. Мораль является основным общественным регулятором, и социальные институты воспитания исполняют ведущую роль в функционировании общества тем, что внедряют в жизнь солидаристские ценности.

Моральным пафосом пронизан и такой важный раздел социологии Дюркгейма, как социология религии. Он обожествлял социальную реальность как систему верований и практик, санкционированных обществом, которые должны быть направлены на укрепление солидарности.

Важным условием и средством укрепления социальной солидарности является достижение соответствия выполняемых функций способностям и наклонностям работающих.

Таким образом, свобода, равенство, братство в представлении Дюркгейма - основы общественного устройства высшего типа, к которому приблизилось современное промышленное общество. Для этого необходимо ликвидировать извращения в разделении труда.

Дюркгейм положил начало разработке в западной социологии понятия функции, что в более поздний период вылилось в существование функционального подхода и структурно-функционалистской теории. Понятие функции он позаимствовал из биологии и у него оно означало, что функция социального явления или института состоит в налаживании соответствия между институтом и некоторой потребностью общества как целого. Функция, таким образом, выражает идею связи, отношения.

Основными работами Дюркгейма являются "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897) и др.

Позитивизму и натурализму в социологии конца XIX - начала ХХ века противостояло такое теоретико-методологическое направление, как понимающая социология, сосредотачивающаяся на анализе значимых, смысловых элементов социальной жизни.

Понимающая социология ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства, а в ее современной версии отразилось влияние феноменологии и лингвистической философии. Основополагающую идею этого направления сформировал немецкий философ В. Дильтей (1833-1911), разграничивший в своей философии природу и общество как онтологически чуждые друг другу сферы. Общество, полагал он, конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественно‑научного цикла. Общество, как человеческое порождение, выступает в качестве объекта наблюдения, должно открываться внутреннему чувству человека. В дальнейшем, несмотря на существенные различия во взглядах представителей этого направления, для каждого из них оказывается в большей или меньшей степени характерно признание специфического метода и специфического объекта познания в социальных науках. Понимание, прямое постижение противопоставляется свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию и объяснению.

Близок был к идеям понимающей социологии немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918), который также подчеркивал отличие наук об обществе, где применяется социологический метод, и наук о природе. В качестве методологии социальных наук Зиммель также утверждал понимание, т.е. "вчувствование" исследователя в предмет познания.

Целью же социологического метода, по Зиммелю, является то социологическое видение, которое недоступно другим наукам, а именно выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм "социации", или общения, за которым должны последовать систематизация, психологическое обоснование и описание их развития.

В духе понимающей социологии оценивал значение понимания для метода социологии и немецкий социолог М. Вебер. Он признавал интерпретирующую функцию социологии, но при этом результат понимания являлся только гипотезой, а для того, чтобы стать научным положением, он должен быть проверен объективными научными методами.

Продолжавшая традиции понимающей социологии феноменологическая социология А. Шюца сделала понимание не столько специфическим методом социальных наук, сколько универсальной предпосылкой всех и всяческих социальных взаимодействий и формирующихся на их основе социальных структур и институтов.

Еще одной чрезвычайно важной фигурой классического периода западной социологии является Макс Вебер (1864-1920). Его основные работы: "О категориях понимающей социологии" (1913), "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905), "Хозяйство и общество" (1921) и др.

Социология Вебера опирается на методологическую концепцию "понимания" как особого метода общественных наук, не сводимых к наукам естественным. Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы же сами их и наделяем. Соответственно и методом изучения этого субъективного смысла должно быть "понимание" - субъективная процедура "вчувствования" исследователя в предмет исследования. Именно понимание становится методом раскрытия сущности социальной реальности. Однако Вебер утверждал рационалистический характер операции "понимания" - это, скорее, систематическое и точное исследование, чем просто "переживание" текста или социального феномена. Рациональность "понимания" соответствует рациональности социального, а социальные действия соответствуют некоему образу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об идеальных типах (т.е. идеальных моделях, образцах), которые реализуют социальные действия людей.

Понятие идеального типа было важным вкладом Вебера в социологию. Идеальный тип представляет собой искусственно сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению и т.п.). Идеальный тип возникает индуктивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен носить ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного (индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (в религии - это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). Это преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену. По мнению Вебера, чем более преувеличен идеальный тип, тем выше его эвристическая ценность, тем более он полезен для конкретного исторического феномена. Причем понятие это не статическое, а динамическое: поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, необходимо развивать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности. Таким образом, идеальный тип представляет собой теоретическую конструкцию результата мыслительной деятельности ученого-социолога, который использует его как образ-схему, способ систематизации и упорядочения конкретного материала эмпирического исследования, своеобразное узловое понятие (например, капитализм, город, экономический человек и т.д.)

Основной социологической теорией Вебера является концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией, т.е. действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки и присутствует осмысленность человеческого поведения, его ориентированность на ожидания других.

Социология как раз и признана вскрывать рациональное в индивидуальных и групповых действиях, видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам. Социология, разумеется, поднимается до уровня научного обобщения, так как она обобщает индивидуальное, но при этом она никогда не отрывается от него.

Социальные действия, таким образом, включают в себя два субъективных момента: субъективную, целеполагающую мотивацию индивида или группы и ориентацию на другого (других) - "ожидание".

Еще одной важной идеей Вебера является идея рациональности, рационального поведения, нацеленного на получение предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы общественной жизни, а высшим воплощением этой рациональности в капиталистическом обществе является бюрократия, тенденция к бюрократизации общества.

Большую роль в развитии западной социологии сыграла также веберовская социология религии, предметом которой стало изучение роли протестантской хозяйственной этики в становлении западноевропейского капитализма.

Одной из крупнейших фигур в истории современной социологии был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923), изложивший свою концепцию в "Трактате всеобщей социологии", который был закончен им в 1912 г. Пафос его позитивистской социологии состоял в критике априорных метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами. Парето утверждал также необходимость математического выражения этих зависимостей.

Исходным пунктом социологической теории Парето была концепция нелогического действия. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчетливо проявляющийся в истории. Врожденные психические предиспозиции толкают индивида к определенного рода поведению, истинные мотивы которого он маскирует при помощи псевдоаргументов, составляющих сущность всех без исключения общественных теорий. Таким образом, поскольку психика человека, ее черты и особенности истолковывались независимо от социально-экономического контекста, а эмоции полагались основой динамизма социальной системы, под последнюю подводился биологический фундамент. Утвердив биологически основополагающую роль сфер человеческой психики, Парето выводил из этого утверждения свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит.

В своей концепции человека Парето, подчеркивая иррациональную природу человека, постулировал тот момент, что специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. В проблеме соотношения чувств и разума он отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами истории. Исторические закономерности он сводил к закономерностям иррационально-психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называл "языками чувств". Любые теоретические построения, любые идеологии являются, по Парето, оправданием действия и имеют целью придать последнему вещно-логический характер, скрыть его истинные мотивы. Итальянский социолог назвал идеологические системы, обладающие ложным содержанием, деривациями, т.е. производными от чувств (названных им " остатками"), коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики и являющихся внутренними биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов "остатков" (инстинкт комбинирования; стремление к поддержанию постоянства; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувство социальности, собственности и половой инстинкт) Парето пытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. "Нелогические" действия, совершаемые на основе "остатков", рассматривались им как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений к прошлому. Таким образом, деривации (идеологии) были противопоставлены Парето истине, но их социальное значение все же велико, так как они представляют собой манипулирование сознанием. И в этом утверждении роли подсознания Парето был близок к Фрейду.

Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия и гетерогенности, которая обусловлена наличием определенных биопсихологических качеств индивидов. Деление на способную и не способную к управлению элиту и неэлиту Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, т.е. их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий.

Элитой Парето называет узкую группу лиц в любом обществе, которая за счет своих психологических качеств способна господствовать над остальной массой, навязывая ей свою волю. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т.е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия, твердостью и решительностью ("львы"), создают два типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе рантье является свидетельством стабилизации, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие социальной и экономической жизни. Процесс смены элит определяет весь строй общественной жизни (идеологию, политику и экономику). Если правящая элита не противодействует своей собственной деградации путем кооптации новых членов из низших классов, то наступает социальная революция, весь смысл которой заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества. Таким образом, теория "круговорота элит" строится Парето на основе исследования врожденных биопсихологических свойств индивидов.

Парето ценил учение о классовой борьбе Маркса, но считал, что в противоположность экономической ориентации исторического материализма его собственная концепция циркуляции элит, построенная на психологическом фундаменте, имеет более всеобъемлющий характер.

Все идеи Парето оказали большое влияние на развитие западной социологии, в том числе и структурного функционализма.

Таким образом, в XIX - первой половине ХХ в. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества. Так или иначе дальнейшее развитие социологии, независимо от того, принимались или отвергались разработанные в ее рамках основные идеи, опиралось на достижения указанного периода.

Социология в Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х г. XX в.(до того момента, с которого началось формирование марксистской социологии) русская социология достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований и успешной институциализации (т.е. организации преподавания и научной работы).

Возникновение социологии в России определялось в первую очередь капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции.

Гносеологической причиной оформления отечественной социологии как обобщающей общественной науки явилась потребность в междисциплинарном методологическом осмыслении данных конкретных социальных наук - истории, этнографии, социальной статистики и др. Позитивистская социология, утверждавшая объективистские критерии анализа социальных явлений, стала подходящей методологической базой для такого осмысления.

Появление социологии как новой формы мысли в России имело и более широкий смысл: она теоретически отражала требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Пережитки крепостничества тормозили развитие капитализма, и позитивистская социология с первых ее шагов выступила в качестве идейного оружия кругов, заинтересованных в известном ограничении самодержавия, в разрушении дворянской монополии на высшее образование, государственное управление и т.п. Наука об обществе - социология - многим представлялась надежным помощником в деле критики всех социальных архаизмов. Идеологией большей части русских социологов был мелкобуржуазный демократизм и либерализм, и в большинстве идеологических конфликтов они выступали в оппозиции к царскому режиму. Таким образом, на формирование социологии в России сразу же наложили свое влияние традиции русского освободительного движения и публицистическо‑гуманистическая ориентация русской литературы на "страдающий народ".

В своем развитии и функционировании русская социология прошла три стадии: первая стадия - возникновение "новой науки" (конец 60-х - конец
80-х гг.) характеризуется своеобразным исследовательским азартом и отсутствием окончательной разработанности критериев научности знания. На этой начальной фазе были явные издержки, наиболее бессодержательными оказались "шумные набеги" натурализма, призывавшего решать все социальные вопросы, опираясь на биологию.

Господствующей методологией на этой стадии, безусловно, был позитивизм, который выступал в виде следующих подходов: организм
(П. Лилиенфельд, А.Стронин и др.), быстро потерявший идейный кредит; географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.), психологизм (субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков и др.; социопсихизм: Е. де Роберти; генетическая социология М. Ковалевского; историческая социология: В. Ключевский). Особняком стояла органицистская концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, которая получила широкое признание лишь в начале XX в.

Вторую стадию (1890 - 1900-ые гг.) можно назвать стадией "теоретико-методологической критики". В этот период идёт интенсивная критика всех уже сложившихся теорий и оживленная полемика между социологическими школами. Формируются основные идеи марксистской социологии (Г. Плеханов, В. Ленин), критикуется натуралистический редукционизм, складывается антипозитивистский ценностный подход.

Лидером антипозитивизма с упорной защитой методологических принципов, получивших позднее название "историзма", выступило неокантианство: А. Лаппо-Данилевский, Б. Кистяковский, П. Новгородцев,
В. Хвостов, Л. Петражицкий и другие. Идеи неокантианства пришли на русскую почву из Германии, где немецкие философы и социологи, обратившись к идеям немецкого философа И. Канта, стали подчеркивать методологическое различие "наук о духе" и "наук о природе", т. е. подняли вопрос об особенностях методологии гуманитарных наук, имеющих дело с реальностью особого рода - культурой, сферой ценностей. Их главной методологической процедурой объявлялось "понимание" субъективного, ценностного смысла социальных процессов.

Неокантианская критика позитивистов привела к тому, что в первое десятилетие XX в., т. е. на третьей стадии развития отечественной социологии, сформировалось весьма сильное неопозитивистское течение со ставкой на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на отрицании научности ценностно-субъективистских подходов и утверждении главным предметом социологического исследования социального "поведения", определяемого стимулами среды. К бихевиористам в русской социологии принадлежал такой крупный социолог мирового масштаба, как
П. А. Сорокин, разработавший несколько принципиально важных социологических концепций: социальной стратификации, мобильности, культурной типологии, истории социологии и т.д.

Таким образом, в качестве характерных особенностей русской социологической мысли XIX - начала XX в. можно отметить следующие: тесная связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой и тревогой за отечество.

Для полноты обзора идей и течений русской социологии необходимо кратко охарактеризовать взгляды ее главных представителей.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) является создателем первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса на основе идей органицизма и биологизма. Своей теорией культурно-исторических типов Данилевский в работе "Россия и Европа" (1869г.) возвестил о начале кризиса идей европоцентризма и эволюционизма. Фундаментальной особенностью предложенной им схемы развития общества является отрицание фактов взаимодействия и взаимного влияния народов в ходе истории и абсолютизация уникальности неповторимой внутренней ценности различных культур. По Данилевскому, история общества есть история борьбы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей их средой и между собой. Каждая из таких культур (типов) проходит стадии, характерные для развития любого живого организма: рождения, возмужания, дряхления и гибели. Причем наиболее перспективным в смысле потенции общественного развития Данилевский, в духе своих славянофильских утверждений, считал славянский тип.

В качестве методологического подхода он предлагал "естественную" систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, тогда как временнáя классификация (по степеням и фазам изменения культуры) объявляется второстепенной. Тем самым Данилевский отвергал линейно-эволюционную концепцию истории. Каждый социальный организм, в том числе и культурно-историческое явление, рассматривается как целостная система, некий "морфологический принцип", структурный план которого "начертан рукой промысла".

Человечество, по мнению Данилевского, - только отвлеченное понятие, реальными же носителями исторической жизни выступают "естественные" системы - обособленные "культурно-исторические типы". Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. Таким образом, на место однолинейной исторической схемы Данилевский ставит "драму" многих культурно-исторических типов, каждый из которых образует целостный организм и переживает подобно живому организму соответствующий жизненный цикл от зарождения через расцвет к упадку.

На первой фазе развития русской социологии идеи Данилевского не были поддержаны, однако позднее, в начале XX века, они вновь стали предметом многочисленных обсуждений.

Другим не менее оригинальным отечественным социологом раннего периода был Лев Ильич Мечников (1838 - 1888). Главное его произведение - "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ" (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, и в этом качестве стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В этой же работе он обосновывал и свою любимую мысль о "нарастании общечеловеческой солидарности" как критерия общественного прогресса.

Евгений Валентинович де Роберти (1843 - 1915) принадлежал к числу тех позитивистски ориентированных отечественных социологов, которые в качестве определяющего функционирования общества выдвигали психосоциальный фактор. Центральной категорией у него стало понятие "надорганическое". С одной стороны, это - высшая социальная форма проявления мировой энергии, а с другой, - продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: от простейших психофизических отношений людей до глобальных психологических взаимодействий в форме общественных процессов и явлений, которые подразделяются на четыре группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, или поведение, куда входят техника, экономика, право и политика. Эта классификация стала основой теории "четырех факторов цивилизации" де Роберти.

Еще одним направлением в отечественной социологии является психологическая социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867 - 1913), в основе которой лежало утверждение доминирующей роли эмоций как фактора, определяющего социальное поведение людей. Петражицкий выступал против применения традиционной логики и традиционной психологии к учению о государстве, праве, морали и обществе. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде. Согласно взглядам Петражицкого, лишь психические процессы признаются реально существующими, социальные же рассматриваются только как их внешние проекции. На основе "эмоциональной психологии" Петражицкий проанализировал виды социальных процессов, социальную структуру и социальное развитие, уделив особое внимание юридическим и политическим институтам. Эти мысли он излагал, в частности, в своей работе "Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология" (1908).

Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900) стоял у истоков субъективного направления. Свой социологический позитивизм он в пику натурализму строил на путях психологического редукционизма. Личность и ее положение - ключ к пониманию его системы. Именно индивид является единственной реальной движущей силой общества. Социология занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями, генезиса и истории этих форм.

Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904) стал продолжателем применения в социологии "субъективного метода", несколько ранее предложенного Лавровым. Социология имеет дело с явлениями, имеющими цель, в отличие от явлений природы. Следовательно, социолог не может относиться к этим явлениям беспристрастно, он всегда привносит свою субъективную оценку, связанную с этическими нормами, критериями и отношением к "идеалу", справедливости.

Из основного философского принципа Михайловского - постулирования первичности "индивидуальности" - вытекает и его сосредоточенность на личности, индивиде, который всегда находится в состоянии войны с обществом и которого необходимо спасти от социального контроля.

Таким образом, согласно позиции Михайловского, задача социологии состоит не в изучении объективных свойств социальных процессов и явлений или закономерности объективного развития, а в исследовании целеполагающих и этических факторов человеческой деятельности, т.е. прежде всего индивида, личности и конструируемого ею социального идеала. Именно развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, возвышение ее над ролью простого придатка (средства) общества. На этом же утверждении определяющей роли личности в истории основана и знаменитая концепция "героя и толпы", в которой Михайловский абсолютизирует роль выдающейся личности в истории.

Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация в 1910 г. двухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851 - 1916) "Социология", где автор изложил основные идеи своей позитивистско-ориентированной генетической социологии. Ковалевский отрицал односторонний детерминизм в объяснении социальных явлений и утверждал полипричинное объяснение социальных явлений, согласно которому причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний и, таким образом, не существует единого определяющего социального фактора. Изучение генезиса этих взаимодействий и составляет задачу социологии.

Предмет социологии - "социальный порядок и прогресс", которые в реальности существуют только в единстве социальных явлений. "Социальный порядок" есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования.

Общественный прогресс состоит в постоянном расширении сферы "солидарности" и "замирения". В истории социальная солидарность представляет собой универсальный процесс постепенного сближения социальных групп, классов, народов, государств. Революция при этом рассматривается как случайный патологический процесс эволюционного прогресса, понимаемого как прогресс социальной солидарности.

Ролью индивида в истории и разработкой идеи общественного прогресса в духе субъективистской социологии занимался и Николай Иванович Кареев (1850-1931).

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) анализировал историю общества и социальные отношения в перспективе материалистического миропонимания.

Александр Александрович Богданов [Малиновский] (1873-1928) в области социологического знания разработал теорию социальной адаптации и работал над теорией социальной эволюции.

Петр Бернгардович Струве (1870-1944) оказал известное влияние на развитие русской социологической мысли тем, что сначала утверждал, а после 1905г. резко критиковал марксистскую теорию социального развития. В полной же мере марксистскую социальную теорию применительно к социологической проблематике и особенностям социальной ситуации в России разработали
Г. В. Плеханов (1856 - 1918) и В. И. Ленин (1870 - 1924).

Георгий Валентинович Плеханов развил понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе ("К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "Очерки по истории материализма" (1896) и др.).

Владимир Ильич Ленин в своей работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894) противопоставил русской субъективистской социологии марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге рассмотрены такие категории марксистской теории общества, как общественная формация, способ производства и др.

Кроме того, в работах Ленина разработаны вопросы марксистской теории государства; соотношение, классовая сущность и функции различных видов демократий и диктатуры; анализ особенностей Советов как государственной формы диктатуры пролетариата; определение перспектив и условий "отмирания государства". Таким образом, Ленин развил и применил для анализа различных сфер жизни общества марксистскую теорию общества, в ходе чего использовал разнообразные прикладные приёмы сбора социальной информации, например, в работе "Развитие капитализма в России" (1896-1899).

Историческая судьба советской социологии после Октябрьской революции складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в сфере институционализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической мысли, работали такие известные представители этой мысли, как П.А. Сорокин, Н.К. Кареев и др. Одновременно с этим всё сильнее становилось влияние новой, энергично развивающейся марксистской социологической парадигмы, которая была нацелена на утверждение только собственных теоретических представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли. Таким образом, в развитии социологии наблюдались следующие тенденции:

Во-первых, большое влияние на социальное мышление продолжала оказывать немарксистская социологическая мысль (Н. К. Михайловский,
М. М. Ковалевский, П. Сорокин и др.)

Во-вторых, важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы П.Л. Лаврова, а также Г. В. Плеханова, которые с различных теоретических позиций сделали попытку связать социологию с социализмом, с революционным изменением русского общества.

В-третьих, под сильным влиянием Н. И. Бухарина наметилась чёткая тенденция отождествления социологии и исторического материализма как теории общества, философским основанием которой служит материалистическое понимание истории. Социология, согласно этой концепции, выступала как самостоятельная нефилософская наука. При этом, рассматривая исторический материализм как теоретическую социологию, исследователи Н.И. Бухарина не ограничивали сферу социологического знания только историческим материализмом, предполагая возможность конкретной социологии, особого конкретного социологического изучения социальных процессов.

В-четвертых, стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда (А.К. Гастев и др.), социология искусства (Е.Н. Анциферов и др.) и т. д.

В-пятых, значительная часть философов, позаимствовав идею Н.И. Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, объявила социологию составной частью философии - диалектического материализма.

В-шестых, получила распространение концепция, согласно которой в историческом материализме выделялись философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты
(В.В. Адоратский и др.).

В-седьмых, сформировалась точка зрения, представители которой полностью отрицали социологическое значение исторического материализма и рассматривали его только как философскую теорию общества (В. П. Сарабьянов и др.).

В-восьмых, в это же время сложилось и так называемое антисоциологическое направление среди философов, отрицавших не только право социологии на самостоятельное существование, но даже сам термин "социология". Исторический материализм они понимали только как "диалектику истории" (И. К. Луппол и др.). Помимо теоретических дискуссий в этот период осуществлялись и серьезные разработки в области конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования одного из пионеров социальной инженерии С. Г. Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда, В. И. Тодоровского по проблемам социальных изменений, Е. О. Кабо по изучению домашнего быта рабочего класса, А. В. Чаянова в области аграрной социологии и др. Если не считать некоторых работ, то социальные исследования того времени носили преимущественно прикладной характер, опирались в значительной мере на имеющиеся статистические данные и отчасти на простейший анкетный метод, опросные листы и интервью. Важный статистический материал для этих исследований дали проведенные в 1920 и 1926 гг. в СССР переписи населения, в результате которых была получена чрезвычайно важная статистика по проблемам классовой структуры, образования, культуры и т. д. В 20 - 30-е годы проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности человека.

В связи с этим предпринимались разнообразные и часто небезуспешные попытки создать науку об управлении производством. Здесь следует отметить работы П. М. Керженцева, А. К. Гастева и др. Большое значение имели исследования вопросов прикладного характера в области научной организации труда и производства. Важную роль здесь сыграли работы Гастева, который возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ). Исходя из основных установок Ленина и необходимости научной организации труда и производства при социализме, он анализировал основные организационные факторы труда и поведения работника, процесса формирования культуры труда, опираясь на современную технику и технологические процессы. Работа ЦИТ имела практическое значение для перестройки на научных основах труда и производства при социализме. Правда, существенным недостатком работ Гастева являлось недостаточное внимание к социально-политическому и психологическому аспекту проблемы, на что указывал Керженцев в своих критических замечаниях.

Однако в середине 30-х гг. положение стало меняться. Формирование в стране авторитарного режима и административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества и связанное с этим ужесточение идеологического и политического контроля вело к постепенному подавлению и фактическому запрету любых не ортодоксально-марксистских социологических направлений и разработок. Уже в 1922 г. из страны были высланы такие крупные отечественные мыслители - философы, социологи и экономисты, как П.А. Сорокин, П.Б. Струве, П.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.

Роковую роль для развития социологии в России сыграло "вторжение" Сталина в философию. В разделе "О диалектическом и историческом материализме", написанном им для краткого курса "История всесоюзной коммунистической партии большевиков" (1938), целая область социального значения - исторический материализм - была "возвращена" в лоно философского знания. Это выдвинутое Сталиным теоретическое обоснование упразднения социологии как самостоятельной науки было канонизировано и с этих пор теория и понятийный аппарат социологии стали рассматриваться только на философском уровне. Социологические методы конкретного исследования общества были изъяты из обращения. На конкретное, свободное от апологетики социализма изучение явлений жизни был наложен строжайший запрет. Фактически были прекращены все фундаментальные и прикладные исследования, а сама социология объявлена буржуазной лженаукой. Из научного обихода было изъято даже само слова "социология".

Вынужденный перерыв в развитии социологической мысли продолжался до начала 60-х гг. В 50-е гг. стали возобновляться дискуссии о статусе социологии как науки, однако это оживление социологических исследований встретило сопротивление со стороны ортодоксального крыла философов - марксистов, которые отстаивали прежнее догматическое представление об отождествлении исторического материализма с социологией. Господствующей продолжала оставаться точка зрения, которая утверждала, что исторический материализм, будучи теорией общественного развития, выполняет общеметодологическую функцию. Он является научным методом изучения общественных явлений, методом общественных наук. Следовательно, исторический материализм, с одной стороны, представляет собой философскую науку, а с другой, - социологию. Первая сторона связана с общим решением исходных мировоззренческих вопросов. Вторая сторона составляет самостоятельный предмет исторического материализма. Диалектический и исторический материализм органически связаны между собой.

Возведение исторического материализма в ранг единственно истинного учения и научно‑социологической теории привело к двум последствиям для развития отечественной социологии: во-первых, был закрыт путь возникновению каких‑либо новых общесоциологических теорий и методологий, а во‑вторых, догматически ограничивались направления и тематика конкретно‑социологических исследований, которым нередко отводилась только апологетическая роль, что искажало их объективный характер.

Ситуация, при которой проблематика исторического материализма признавалась конечной инстанцией, определяющей направление социологических исследований, сохраняла свое значение несколько последующих десятилетий, однако постепенно в рамках этой ситуации усиливается влияние тех социологов, которые отстаивали представления о том, что наряду с историческим материализмом должна существовать социология как особая наука. К числу этих авторов принадлежали Ю. Кучинский (ГДР), Д. М. Гвишиани, Д. И. Чесноков, В. П. Рожин, Г. М. Андреева, Е. Н. Никитина, М. Т. Иовчук, В. А. Ядов, Р. В. Рывкина и др. Именно в это время появилась модель, которая позже определила представление о структуре отечественной социологии: представление о существовании между историческим материализмом как общесоциологической теорией и анализом конкретных социальных проблем "цепочки" промежуточных теоретических построений - специальных социологических теорий, например, социологической теории личности. Это компромиссная, по сути, точка зрения, давала возможность, не отрицая общефилософского значения исторического материализма и не вступая в конфликт со всем категориальным строем советской марксистской философии, в то же время освободить социологию из узких догматических рамок исторического материализма и открыть ей новые возможности для самостоятельного и творческого развития.

Во второй половине 60-х гг. конкретные социологические исследования получили широкое распространение. Улучшалось положение и в области институционализации социологии в СССР. Но в начале 70-х гг. началось новое наступление на социологию. Поводом послужила точка зрения Ю. А. Леваде, высказанная им в его "Лекциях по социологии" (1968), о самостоятельности и независимости предмета социологии от проблематики исторического материализма. Резкие выступления марксистских теоретиков и административные карательные меры вновь искусственно прервали поступательное развитие социологии. Термин "социология" вновь оказался под запретом. Он был заменен понятием "прикладная социология". Теоретическая социология полностью отрицалась. Этот запрет на теоретические исследования был снят только после XXVII съезда КПСС, после которого социология вновь была восстановлена в "гражданских" правах науки об обществе и был открыт путь теоретико-методологическому плюрализму в социологических исследованиях.

Среди авторов, чьи работы способствовали восстановлению социологии в СССР, можно назвать А. Г. Здравомыслова, И. С. Кона, Ю. А. Леваду, Г. В. Осипова, А. Г. Харчева, В. А. Ядова, Т. И. Заславскую и др.

В настоящее время отечественная социология выдвинулась в ряд наиболее активных и социально значимых отраслей обществознания. Оживленный поиск и разработки новых теоретических моделей и возрастающее социальное значение множества проводящихся сейчас по различным темам прикладных исследований позволяют прогнозировать, что это место сохранится за ней и в дальнейшем. Современный период теоретического плюрализма является предпосылкой творческого и продуктивного научного развития отечественной социологии.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: