Глава 7. Социальные общности и социальные институты

В многообразии социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности. Связь эта возникает на основе потребности в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые задачи, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.д.

В основе социальной общности чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность, объединение усилий.

Социальная общность - реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом историчес­кого и социального действия, поведения.

Социальная общность является действительным объединением множества людей, участвующих в тех или иных социальных процессах, осуществляющих (непосредственно или опосредованно) ту или иную совместную деятельность и, следовательно, так или иначе связанных друг с другом.

Под социальной общностью имеются в виду лишь группы людей, объединенных социальной связью. Если же учесть, что существуют преимущественно два типа связи: социальные контакты и социальные взаимодействия, то можно выделить и два основных типа общностей.

Социальный круг, т.е. люди, между которыми осуществляются определенные контакты, общение. Можно говорить о круге соседей, круге знакомых, круге коллег. Эти общности в зависимости от регулярности связей и важности сферы, в которой протекают контакты, могут иметь больший или меньший солидарный импульс, элементы конформизма.

Общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) по поводу объединения, солидарности, согласованности совместных усилий, можно назвать социальной группой.

Социальные общности также варьируются по количественному составу (от союза двух людей до многомиллионных политических движений); по продолжительности существования (от кратковременности аудитории до долгосрочных наций, народностей, классов); по плотности связей между индивидами (от сплоченных коллективов до расплывчатых, аморфных образований и т.д.).

В соответствии с более базовыми признаками различают социальные общности в узком смысле этого слова (совпадающие с социальными классами и слоями населения, их различными комбинациями, “пересечениями”), а также общности демографические, этнические, политические, культурные, территориальные и т.п. При этом в зависимости от структуры, способов возникновения и функционирования социальные общности принимают вид формальных и неформальных, спонтанно и институционализированно образующихся, официальных и неофициальных и т.д.

Существует еще одно деление социальных общностей: общности групповые и общности массовые.

Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом, являются социальные институты. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“материальной”) структуры, так и их внутренней, содержательной деятельности.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне - это совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, то содержательно - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

Социальный институт (от лат. institutum - установление) - определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределены содержанием решаемой социальным институтом определенной задачи; это устойчивые, функционально целесообразные социальные образования и взаимосвязи между ними.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

История эволюции социальных институтов есть история постепенного превращения институтов традиционного типа в институты современного типа. Традиционные институты характеризуются прежде всего тем, что основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и на родственных связях. Род, большая семейная община являются доминирующими институтами первобытного общества. Уже на ранних этапах развития человеческого общества появились институты, регулирующие отношения между большеродными коллективами и поэтому не полностью погруженные в кровнородственный контекст и традиционную “заданность”. Это - политические институты и институты экономического обмена. В ходе своего развития институты становятся все более специализированными по функции. Некоторые из них занимают в системе социальных институтов положение господствующих. В развитых обществах новейшего времени получают все более широкое развитие ценности, утверждающие успех и достижения. В число доминирующих попадают институты науки и массового высшего образования, которые обеспечивают воспроизводство и распространение ценностей компетентности, независи­мости, личной ответственности и рациональности, без присутствия которых в мотивационной структуре личности невозможно функционирование современ­ных социальных институтов. Отличительной чертой институтов новейшего времени является также их относительно большая независимость от степени моральных предписаний; выбор способов поведения и приятие или неприятие тех или иных институтов становится предметом более свободного нравственного и эмоционального выбора индивидов. Соответственно увеличивается степень аномичности общественных систем (т.е. степень нормативного безразличия, не подчинения нормам) и происходит отказ личности от конформистских ценностей; зачастую этот процесс трактуется как процесс отчуждения.

Социальное назначение любого социального института состоит в том, чтобы способствовать усвоению индивидом всей совокупности норм поведения той или иной культуры. Нормы поведения, т.е. представление большинства членов данной социальной общности (группы, класса, общества в целом) о должном, - это концентрированное выражение социально значимых потребностей, интересов, а также вкусов, склонностей и предпочтений, определенных моральных, духовных ценностей, которые, поскольку они разделяются большинством членов данной социальной общности, являются также ценностями социальными.

Существенной потребностью человека является потребность постоянно соотносить себя с определенной структурой различных социальных ценностей, норм и правил. Только такое усвоение дает ему возможность ориентироваться в социально-психологической структуре общества.

Личность начинается тогда, когда структура социальной среды, усвоенная индивидом, стала частью структуры личности. Чем более ясна и последовательна эта часть, тем яснее и определеннее поведение человека, тем оно более предсказуемо. Чем менее структурирована в этом отношении личность, тем непоследовательней, противоречивей, менее предсказуемо поведение человека. По той мере, в какой в институтах общества воплощены его ценности, а институциональные роли в свою очередь усвоены в мотивационной структуре членов этого общества, можно судить о степени интеграции данной общественной системы, о совпадении интересов составляющих его индивидов. Однако в любом реальном обществе существует известная доля аномического, т.е. не подчиняющегося нормативному порядку, поведения.

Для развитого уровня институционализации социальных связей характерны следующие черты:

1. Особый, жесткий и обязывающий тип регламентации, обеспечивающий четкий, регулярный, предсказуемый и надежный характер регуляции социальных связей.

2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия.

3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего.

4. Существование определенного круга людей и их подготовка для выполнения профессиональных обязанностей в рамках какого-либо института.

5. Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, обладаю­щие средствами и ресурсами, которые организуют, управляют и контролируют деятельность институтов.

Существуют формальные (т.е. существующие в виде формально оговоренных правил, законов и т.д.) и неформальные (где нет формальной регламентации, например, дружба) социальные институты.

По типу потребностей или задач, которые они решают, социальные институты делятся на:

- экономические институты, которые занимаются производством и распре­делением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, рынок, денежное обращение и др.);

- политические институты, т.е. институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение (государство, армия, полиция, общест­венные движения, клубы);

- институты культуры и социализации включают в себя наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации молодого поколения, овладения им культурными ценностями общества: семья, образование, наука, художественные учреждения. Сюда же относятся и все механизмы социального контроля.

Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, через возникновение новых социальных институтов; во-вторых, через развитие, совершенствование уже сложившихся социальных институтов, их внутреннюю специализацию, дифференциацию и т.д.

В функционировании социальных институтов могут возникнуть ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, в результате чего могут возникнуть явления дисфункций в содержании деятельности социального института. В силу этих обстоятельств социальный институт теряет свое социальное значение. Зачастую результатом дисфункции социальных институтов является возрастание уровня преступности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: