Глава 8. Социальные группы

Социальные группы - это различные общности индивидов, скрепленные специфическими социальными солидаристскими связями и отличающими их от других групп свойствами и потребностями.

Современное общество демонстрирует великое многообразие социальных групп. Это многообразие прежде всего обусловлено разнообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы. На основании этих признаков члены данной общности выделяют себя среди других, разделяя окружающих на “своих” и “других”. Среди этих признаков можно назвать социальное положение людей, их место и функции в социально-экономической структуре общества, интересы и ценностные ориентации, профессиональные, имущественные, связанные с уровнем образования и местожительства критерии, способы участия людей в политике. Таким образом, социальные группы отличаются от общностей, в основе которых лежат разного рода биологические, биосоциальные, географические признаки и свойства индивидов (расовые, половые, возрастные, национальные, этнические, территориальные и т.п.).

Социальные группы различаются и по другим основаниям. Так, есть социальные группы, для которых характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, контактов. Такие взаимодействия, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно они называются малыми группами. Наличие прямого контакта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает идентификацию “Я” индивида с общегрупповым “Мы”.

Под большими группами имеются в виду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут ограничиваться непосредственными контактами, и особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие. В этом аспекте, если рассматривать их со стороны солидаристских, а не биологических связей, к большим группам могут быть причислены и нации.

Группы могут быть формальными (преобладает безличностная связь) и неформальными (преобладает личностная связь). В больших группах формализованным может быть только костяк, вся же группа к этому костяку не может быть сведена.

Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т.е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, цели. Идентифицируются эти группы в зависимости от их цели. Кроме того, можно говорить о кратковременных, спорадических и постоянных, малых и больших, с автоматическим или постоянным членством, господствую­щих и подчиненных группах и т.д.

Признаки социальной группы как типа социальной общности:

1. Система взаимодействий в группе и регуляции отличается многообразием и многослойностью: парные связи между партнерами опосредуются интересами общности, связи внутри общности опосредуются “конкуренцией” с другой общностью, личное не входит в сложное и противоречивое взаимодействие с общим, общностным.

2. В социальной группе возникают специфические моменты духовной регуляции социальных связей.

Среди объединенных в группы людей возникает единство ведущих духовных регуляторов: ценностей, норм, принципов поведения. Особое значение приобретают ценности социальной солидарности. Синтез этих особенностей духовной регуляции связей в социальных группах способствует формированию чувства принадлежности к группе, причислению себя к группе “Мы”. Индивид берет на себя обязательства по отношению к “Мы”, перенимает традиции и нормы отношений, присущие этой группе. Его самооценка строится на основе ценностей этой группы. У членов группы появляется чувство собственного отличия и преимущества перед “другими”. Связи взаимной помощи, координации и солидарности в рамках социальной группы институализируются, приобретают предсказуемый, управляемый характер.

Признаками внутренней организованности являются наличие органов управления, форм контроля и т.д.

Социальный конфликт - это столкновение различных социальных групп в стремлении удовлетворить свои потребности, реализовать несовпадающие и даже противоположные интересы. Конфликт является высшей стадией развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.

Все конфликты, происходящие в обществе, можно разделить на следующие группы:

1) социальные конфликты: столкновение социальных объектов (социальных групп);

2) межнациональные конфликты: их участниками являются представители различных социальных групп;

3) ролевой конфликт: ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли;

4) межролевой конфликт: ситуация противоречия между несовместимыми требованиями различных социальных ролей, исполняемых личностью.

Согласно общей теории конфликта К. Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне 1) индивида, 2) группы (в том числе этнической) и 3) организации (партии, церкви, государства). В соответствии с концепцией Д. Аптера, существуют три категории и, соответственно, три формы общественных конфликтов в зависимости от того, происходит ли столкновение предпочтений (кооперация), интересов (конкуренция) или основных ценностей. Только в последнем случае можно говорить об истинном, открытом конфликте.

Можно разделить конфликты также на личностные, межличностные, межгрупповые и конфликты с внешней средой.

Теория урегулирования конфликтов Э. Нордлинжера содержит несколько правил, использование которых позволяет, с его точки зрения, если не полностью ликвидировать конфликт, то, по крайней мере, снизить степень его интенсивности. Согласно позиции Э. Нордлинжера:

1. Необходимо использование следующих правил:

- стремление к созданию стабильных коалиций;

- соблюдение принципа пропорциональности;

- максимальная деполитизация конфликта;

- взаимное признание права вето;

- стремление к компромиссу;

- готовность к уступкам (концессиям).

2. Опора исключительно на институт большинства не только не способствует урегулированию конфликта, а напротив, обостряет его.

3. Урегулирование конфликта посредством форсирования движения к националь­ной идентичности не приносит успеха и зачастую приводит к разгулу насилия.

4. Большая роль в урегулировании конфликта принадлежит лидерам конфликтующих сторон.

5. Если элита начинает действовать с целью урегулирования конфликта, то необходимо наличие сильной мотивации, не ослабляющей, а наоборот, усиливающей ее активность.

Процесс протекания конфликта можно разделить на три стадии:

1. Предконфликтная стадия, которая характеризуется наличием объекта разногласий или споров между сторонами, т.е. причины конфликта. Затем происходит поиск и выбор объекта агрессии, т.е. его идентификация. Причем, иногда скрытость этого объекта может породить ложную идентификацию и ложный конфликт, которые создаются искусственно с целью отвлечения внимания от истинного источника недовольства. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Среди действий, составляющих инцидент, можно выде­лить открытые, скрытые, завуалированные, непосредственные, опосредованные, физические, психологические и идеологические действия соперников. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, попытки внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию. Таким образом, любые “обманные движения”, провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Одним из способов такого управления является передача противнику реперов - опорных точек, пригодных для построения им ложной картины и, тем самым, введения его в заблуждение.

В каждом конфликте присутствуют и рациональные и эмоциональные, личностные моменты. В зависимости от преобладания этих моментов конфликты могут называться рациональными или эмоциональными. Особенно долго могут сохранять и передавать эмоциональные элементы национальные и религиозные конфликты.

Решающим моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются, и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины, вызывающие фрустрирующее состояние, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, новой критической точке.

Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно, и лучше всего воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне.

3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Однако окончательное разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, наиболее эффективным преобразованием которой считается устранение причины конфликта, а для эмоционального конфликта - изменение установок соперников относительно друг друга.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт также может быть разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Все конфликты (от простой ссоры до военного или политического столкновения) обладают следующими характеристиками:

А. Причины конфликта (наличие противоположных ориентаций, идеологичес­кие причины, экономическое и социальное неравенство, отношения между элементами социальной структуры).

Б. Острота конфликта.

В. Длительность конфликта.

Г. Последствия социального конфликта.

Конфликты имеют массу негативных последствий: разрушения, кровопролития, усиление внутригруппового напряжения, разрушение каналов кооперации, отвлекают внимание от насущных проблем.

Среди интегративных последствий конфликтов можно назвать следующие: конфликты определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов.

Тем, кто считает, что общество развивается лишь в ходе непрерывного совершенствования, а социальные конфликты могут носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер, противостоят те, кто признает конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности, поскольку любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание или собственную гибель.

Конфликт - это следствие нарушенного консенсуса, а консенсус - результат улаженного конфликта. Точно так же соперничество и сотрудничество есть интегральные части большинства конфликтов с участием двух или более действующих лиц. Иными словами, названные термины представляют собой разные стороны одной и той же монеты, а попытки окончательного предотвращения или устранения конфликта, будь то межличностные отношения или взаимодействие больших сообществ, просто утопичны.

Однако можно и нужно говорить о предотвращении большого, открытого, затяжного и других конфликтов. Задачи этого типа могут быть решены как в рамках общего предупреждения любых негативных явлений в обществе, так и в каждом конкретном случае.

Отсюда вытекает достаточно обоснованная в западной, а в последние годы раскрытая и в отечественной литературе установка на управление существующим конфликтом, которое подразумевает урегулирование, разрешение или даже подавление последнего в интересах общества в целом либо его отдельных субъектов. Рациональное управление придает объективно конфликтному процес­су формы, способные обеспечить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать такого же рода приобретения. Именно здесь суть управления конфликтом.

Первым действием по управлению конфликтом следует, вероятно, считать его институционализацию. При институционализированном (протекающем в пределах установленных норм и правил) конфликте последний становится как минимум предсказуемым. Неинституционализированный конфликт характеризует­ся отсутствием каких-либо принципов или правил и чаще всего представляет собой стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства.

В качестве следующего этапа управления конфликтом может быть названа его легитимизация, т.е. обеспечение наличия добровольного согласия, готовности людей соблюдать тот или иной порядок.

Еще одна важная ступень управления конфликтом - структурирование конфликтующих групп. Когда наличие некоторого интереса фиксируется объективно, но его субъект неясен или распылен, говорить о близкой оптимизации конфликта не приходится. Напротив, в перспективе следует ожидать его обострения.

Если же группы структурованы, появляется возможность их силового потенциала. Это, в свою очередь, позволяет установить неформальную иерархию влияния в обществе, что объективно сдерживает эскалацию межгруппового конфликта.

И, наконец, завершающий этап управления конфликтом - редукция, то есть последовательное ослабление его за счет перевода на другой уровень. В качестве исходного инструмента для осуществления данной процедуры целесообразно использовать шкалу, охватывающую возможные уровни напряженности в конфликте.

Например, французский исследователь Ж. Фовэ выделяет такие уровни, как “отношения сотрудничества - отношения примирения - отношения противодействия - отношения противоречия - непримиримые отношения”.

Американский политолог М. Амстутц, рассматривая динамику конфликта как движение от незначительных несовместимостей к значительным, включает в пространство конфликта следующие элементы: напряженность - несогласие - соперничество - спор - враждебность - агрессивность - насилие - война.

Применяются и другие варианты, самым простым из которых является примерно такой: друг - союзник - партнер - сотрудник - соперник - противник.

Использование подобных шкал позволяет социальному субъекту определить перспективу конфликтных взаимодействий.

В дальнейшем для воздействия на конфликт в нужном направлении применяется сколь угодно большой набор методов, приемов или процедур.

Одним из методов такого воздействия является конфликтное управление, утверждающее принцип постоянно конфликтного поведения, когда с помощью одного конфликта пытаются решить и решают задачу воздействия на другой конфликт. Само управленческое воздействие носит конфликтный характер и, оказывая дисфункциональное воздействие, придает функциональный характер отношениям другого уровня: преднамеренно инициированный конфликт первого порядка обостряет конфликт второго порядка, но в то же время сглаживает конфликты третьего, четвертого и пятого порядков. Например, несколько мелких конфликтов могут в значительной степени нейтрализовать один большой. Инициируя маленькие конфликты, мы “распыляем”, “растворяем” в них большой конфликт: как имеющийся, так и потенциальный. Частые маленькие конфликты, не подрывающие общественную стабильность в целом, снимают давление в некоторой части общества, а блокирование, недопущение таких конфликтов, наоборот, повышают его.

Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и содействует социальному прогрессу, делая общество или его ячейку более жизнеспособными и динамичными, причем имеется в виду и возможность подавления или даже уничтожения части не способствующих развитию интересов.

Конфликт может изменить в нужную сторону характер общественных связей. Так, инициирование внешнего (военного) конфликта одного сообщества с другим сообществом помогает оптимизировать внутренние отношения между членами первого сообщества, и наоборот, чтобы оптимизировать отношения на внешнем уровне, можно запустить механизм внутреннего конфликта.

Социальные движения представляют собой процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в организации и не объединенных в социальные группы.

Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение “как совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе”.

Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, революционные, политические и др.

Социальные движения имеют следующие характеристики: они высокодина­мич­ны, имеют неопределенный жизненный цикл, не имеют устойчивого институционального статуса, большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальные движения могут включать в себя социальные организации, но основой их служат добровольные усилия людей (а не официальное членство), поддерживающих и сочувствующих им. Значительная часть социальных движений полностью лишена признаков организованности и устойчивых стереотипов поведения. Если же они в своем развитии достигают стадии формальной организации и обрастают формальными правилами поведения, то они превращаются в организации.

Иногда социальные движения могут выполнять функции групп давления (например, движения в поддержку президента и т.д.), имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе.

Существует несколько распространенных социологических способов их изучения:

1) изучение внутреннего содержания;

2) изучение истории, зарождения и развития социального движения;

3) анализ поведения членов движений;

4) изучение с помощью контент-анализа отчетов и речей их лидеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: