Тоталитаризм: понятие, теория, истоки

Тоталитаризм - тип общества, политической системы, политического режима, в котором политическая власть осуществляет всеобъемлющий контроль над обществом в целом и каждой личностью, в частности, с помощью систематического применения насилия и угрозы насилием, навязывания целей официальной идеологии, а также формирования соответствующих экономических и социальных структур, культуры и менталитета.

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. Что касается самого слова и тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин “тоталитаризм” происходит от позднелатинских слов “totalitas” - полнота, цельность - и “totalis” - весь, целый, полный. В этимологическом неполитическом значении этот термин давно использовался многими учеными. В политический лексикон его впервые ввел Б.Муссолини для характеристики своего движения. В конце 20-х годов английская “Таймс” писала о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. В 30- годы понятие тоталитаризма широко использовал немецкий философ и политолог К.Шмидт.

Идейные истоки тоталитаризма. По этому вопросу высказываются различные мнения. Ф.Хайек и К.Ясперс видят истоки тоталитаризма в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной свободы, которая является помехой на пути реализации великой цели. По мнению русского мыслителя Н.Бердяева, истоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии - идеального образа совершенного устройства общества. Термин “утопия” как обозначение идеального общества впервые употребил Т.Мор (так он называл вымышленный остров, на котором создано идеальное общество). Утопии играют огромную роль в истории. И они в большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме. Утопия представляет собой законченную, закрытую систему, в которой нет места противоречиям реальной жизни, поэтому она всегда тоталитарна, враждебна свободе, любые утверждения и действия, опровергающие ее основные постулаты, не допускаются. Утопия рассматривается как абсолютная истина. Любые другие теории и взгляды объявляются либо ошибочными, либо сознательной ложью, а их носители - или врагами, или отсталыми, заблуждающимися людьми, которых нужно насильно перевоспитывать. Именно с вопроса об отношении к собственному учению, его критике, восприятии других социальных учений, мировоззренческому плюрализму (терпимости к инакомыслию) начинается разрыв тоталитаризма с рационализмом, на почве которого вырастает стремление к осуществлению “великой цели” - построению “совершенного единого государства”. Тоталитаризм претендует на монопольное обладание абсолютной истиной об идеальном устройстве общества, что в конечном счете обусловливает его историческую обреченность, закостенелость, невосприимчивость к идеям и теориям, не укладывающимся в рамки официальных догм.

Тоталитарная утопия представляется в форме идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Общие цели конкретизируются и реализуются с помощью экономического и социального планирования. Для реализации планов необходима всемогущая власть и поддержка масс, что обеспечивается с помощью гипертрофированного роста институтов власти и социального контроля, за счет систематической идеологической обработки населения и мобилизации его на исполнение планов. При этом подавляется всякое инакомыслие, за счет чего и обеспечивается массовое послушание. Люди в государственной тоталитарной “машине” рассматриваются как “винтики”, всякая индивидуальная свобода подавляется. Ради достижения "великой цели" позволительно использовать любые, прежде всего насильственные средства, не считаясь с затратами и жертвами.

Социальные предпосылки возможности практической реализации тоталитарных идей. Реальное воплощение тоталитарных идей стало возможным лишь в определенных общественных условиях. Главной социальной предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия общественного развития. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, резкому усложнению общественных связей и усилению взаимозависимости индивидов, сделала технически возможной систематическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное “промывание мозгов” и всеобъемлющий контроль за личностью.

На этой ступени развития происходит нарастание национальной организованности общества, в ряде стран появляются мощные монополии, регулирующие целые отрасли промышленности. Осуществляется процесс сращивания монополий с государством. Усиливается и само государство. Значительно расширяются его социальные функции. Нарастание элементов организованности, управляемости, рациональности в общественной жизни, а также успехи в развитии науки, техники и образования, в повышении благосостояния населения порождали иллюзию возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Стержнем такой тоталитарной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой.

Мировоззренческие предпосылки тоталитаризма. Порождением индустриального развития и этатизма (резкого расширения государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение. Суть его состоит в том, что мир представляется огромной механистической системой, а совершенное, идеальное государство - единой, хорошо организованной фабрикой, машиной, состоящей из центра управления, узлов и винтиков, подчиняющейся единой команде.

Тоталитарные коллективистские представления у элит и масс различны. Если для политической элиты характерно преимущественно рационально-индустриальное видение общей цели, политического и общественного строя, то у масс сознание может носить общинно-коллективистский характер, что особенно отчетливо проявилось в странах Востока. Но в любом случае тоталитаризм базируется на принципе безусловного подчинения индивида коллективу, ценностного приоритета надличностного объединения (класса, нации) над конкретным человеком.

Психологические предпосылки тоталитаризма. Одной из важнейших предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека разобщенностью людей в индустриальном обществе, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это вызывает у человека ощущение беззащитности перед окружающим враждебным миром, желание уйти от действительности в мир фантазий, утопий; гнетущее напряжение, чувство тревоги, беспокойства. Капитализм первой половины XX в. с его жесткой конкурентной борьбой, эгоистической моралью вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии. Проявление этого массового разочарования можно наблюдать сейчас в России на этапе перехода к рыночной экономике, когда недовольство людей трудностями переходного периода, резким расслоением общества проявляется в ностальгических настроениях по коммунистическому прошлому.

Тоталитаризм имеет для такой социально отчужденной личности психологическую привлекательность. Он дает надежду преодолеть сознание собственной неудовлетворенности, бессмысленности существования с помощью новой веры - “в светлое будущее”, в то, что “Германия превыше всего”, утверждения себя в чем-то “вечном”, значительном: классе, нации, партии, государстве и т.п. Тем самым индивидуальному существованию придается исторический смысл. С помощью приобщения к сакрализованной, всемогущей власти, человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту. Тоталитаризм привлекает многих людей возможностью дать выход своей агрессивности, разрушительным инстинктам, преодолеть собственную неполноценность и “подняться” над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: