Ключевые понятия концепции Пиаже

Согласно Ж. Пиаже, интеллект – это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Ассимиляция – это включение объекта в уже существующие схемы действия. Аккомодация – прилаживание схем субъекта к объекту. Схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия. Схема позволяет ребенку взаимодействовать с различными объектами. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: следит глазами, поворачивает голову, исследует руками и ртом, двигает ногами. Этот опыт оформляется в схему действия – то общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия – это структура, умственная система, целостность. Основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) – неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и опыта.  

Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.

Интеллект – инструмент гибкого и одновременно устойчивого приспособления к физической и социальной действительности, а его основное назначение – организация взаимодействия человека со средой. Как возникает интеллект в онтогенезе? Для его развития нужны прежде всего действия самого ребенка, который активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (слова и наглядные образы сами по себе ничего не значат). По мере накопления и усложнения опыта ребенка в практическом взаимодействии с предметами, происходит интериоризация предметных действий, т.е. их превращение в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем мысленном плане). Развитие интеллекта – это процесс вызревания операционных структур (схем), вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка, Пиаже выделяет пять стадий в формировании интеллекта (операций).

Для объяснения интеллектуального развития ребенка Пиаже использовал принцип равновесия. Источником познания служит активность субъекта, направленная на восстановление гомеостаза. Равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды — обеспечивается адаптацией. Интеллект стремится к установлению логических структур – стабильному равновесию. Логика не врождена изначально, а развивается постепенно. В социальной жизни устойчивое равновесие имеет форму кооперации, а в логике оно соответствует логической необходимости. Всюду целое качественно отличается от части, нет изолированных элементов. В зависимости от общей структуры эти отношения между элементами уравновешены. Состояние равновесия меняется: переходит от менее устойчивого к более устойчивому. Ребенок, чтобы познать объекты, должен с ними осуществлять действия, трансформировать их: перемещать, комбинировать, удалять, вновь возвращать, связывать.

Идея трансформации – первая центральная идея Пиаже. Из нее следует, что граница между ребенком-субъектом и объектом не установлена с самого начала, субъект и объект во всяком действии смешаны. Мы наделены активностью приспособления, которая наследственно закреплена, присуща любому живому организму. Субъекту присущи две основные функции: организация и адаптация (равновесие ассимиляции и аккомодации).

Согласно Пиаже формула S(стимул) → R(реакция) недостаточна для характеристики поведения, т.к. это не одностороннее воздействие объекта на субъект, а всегда взаимодействие между ними. 

S→(Одс)→R

Одс – организующая деятельность субъекта, т.к. даже новый поведенческий акт не представляет собой абсолютной новизны, всегда основывается на предшествующих схемах действия. Ребенок – существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. Познание – продукт реальных действий, совершаемых ребенком с объектами.

Умственное действие (возникающее из внешнего предметного действия) — это еще не операция. Чтобы стать таковой, оно должно приобрести совершенно особые признаки. Операции отличает обратимость и скоординированность в систему. Для каждой операции имеется противоположная, или обратная ей, операция, посредством которой восстанавливается исходное положение и достигается равновесие. Взаимосвязь операций создает устойчивые и, вместе с тем, подвижные целостные структуры.

Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

- слитность мира и собственного Я;

- анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы);

- артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Например, звезды на небе, потому что их космонавты повесили.

Для объяснения этих особенностей использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

 Например, ребенок-дошкольник может рассуждать, увидев слона: Серый, четыре ноги, двигается, длинный хвост. Замечательная собачка!». Он еще не может выделить в конкретной ситуации тот момент, который нарушает логику ее развития, а потому часто делает ошибочные выводы.

Детские представления о мире идут в направлении от центрации (эгоцентризма) к децентрации. Эгоцентризм – специфическая бессознательная позиция, при которой построение познавательного образа диктуется собственным субъективным состоянием, либо случайной, бросающейся в глаза деталью, по принципу «реально только то, что я чувствую и вижу». Эгоцентризм объясняет особенности детской мысли: синкретизм (тенденция связывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию.

На определенной ступени развития ребенок рассматривает предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие, например, он думает, что луна следует за ним во время прогулки, останавливается, когда он останавливается, бежит, когда он убегает. Это происходит потому, что дети не отделяют свое «Я» от окружающего мира. Мы можем наблюдать проявления интеллектуального реализма («ветки дерева делают ветер») и морального реализма (ребенок судит о поступке человека только по внешнему эффекту, результату, но о внутренних намерениях не догадывается).

В эксперименте Пиаже показывал ребенку макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал ему несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».

Децентрация – способность освобождаться от личной точки зрения, от частного аспекта ситуации, более объективное восприятие объектов, возможность согласованности множества различных точек зрения. Благодаря общению, обмену мыслями с другими людьми, возможно децентрировать себя, учитывая разнообразные познавательные позиции. Эволюция детских представлений идет от реализма к объективности, когда ребенок начинает дифференцировать свой внутренний мир от внешнего. Открывает для себя точки зрения других людей, координирует свою точку зрения с тем, что есть в различных точках зрения, в чем разные умы согласны друг с другом.

Развитие знания о себе возникает у ребенка из социального взаимодействия: со взрослым – это отношения принуждения (ребенок уважает мысль взрослого, а тот воспринимает суждения ребенка как наивные, отношения неравные). Возникает интеллектуальный и моральный реализм у ребенка из-за того, что законы навязываются ребенку взрослым, суждения ребенка строятся на внешнем впечатлении, понятия взрослого ассимилируются ребенком в соответствии с его умственной структурой, т.е. остаются детскими. Чтобы осознать свое «Я» ребенку необходимо взаимодействие равных мнений, это возможно только в кооперации с другими детьми, когда в игре нужно развивать взаимный контроль, доказывать свою мысль, понимать, что существуют различные точки зрения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: