Жан Пиаже – выдающийся психолог XX века

Лекция

Концепция развития мышления Ж. Пиаже  

 

План лекции

 

1. Жан Пиаже – выдающийся психолог XX века.

2. Ключевые понятия концепции Пиаже.

3. Стадии интеллектуального развития ребенка

4. Критика Ж. Пиаже.    

    

 

Жан Пиаже – выдающийся психолог XX века

 

Жан Пиаже родился в Швейцарии 9 августа 1896 г. Детство провел в Женеве. В 10 лет написал и опубликовал первую научную работу о воробьях-альбиносах, за которыми он несколько лет наблюдал в парке. К 15 годам Пиаже приобрел столь прочную репутацию знатока моллюсков, что был приглашен (небывалый случай!) на работу в секцию моллюсков Женевского музея. Научную деятельность начал в юношеском возрасте как биолог. В 21 год ему была присвоена ученая степень доктора естественных наук. Во Франции он принимал участие в тестировании интеллекта школьников. Пиаже был настолько очарован их ответами, особенно неправильными, что решил посвятить себя изучению проблем умственного развития детей.

С Пиаже начинается зарубежная психология детского мышления. В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже, мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам. Подробные записи о психическом и интеллектуальном развитии собственных детей – Жаклин, Люсьен и Лорен – легли в основу его научно-теоретических построений, составив эмпирическую базу многих его научных трудов.

Согласно концепции Пиаже, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом – по мере того, как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые Пиаже рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов – людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения («обучение в процессе деятельности») необходима для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления. Пиаже полагал, что основной целью образования должно быть формирование людей, способных к творчеству, изобретательству и открытиям.

По мнению Пиаже, нравственное развитие происходит не так, как умственное, и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Наблюдая за игрой ребят в шарики, Пиаже слушал, что они говорят о правилах игры. Обнаружился интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они говорят, часто противоречит тому, что они делают.

Он открыл эгоцентрический характер детской речи, особенности детской логики, своеобразие представлений ребенка о мире. За 60 лет работы написал отдельно или в соавторстве 52 книги и 458 статей. Знакомясь с фактами Пиаже, А. Эйнштейн заметил, что психология намного сложнее физики. Ж. Пиаже исследовал развитие у ребенка морали, игры, речи, сознания, психических процессов. В работах: «Психология интеллекта», «Логика и психология», «Генезис числа у ребенка» изложены теоретические позиции и метод исследования Ж. Пиаже.

Ж. Пиаже создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка, формирование у него фундаментальных понятий (пространство, время, причинность) и представлений о явлениях природы. Мы не можем реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека (не знаем психологию неандертальского человека или психологию кроманьонца), но можем обратиться к онтогенезу и на детях изучать развитие логического, математического, физического познания.

Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы – искусства спрашивать. Он применил метод свободной беседы с ребенком, стараясь задавать ему вопросы близкие по форме к детским спонтанным высказываниям: что заставляет двигаться облака, воду, ветер? откуда происходят сны? почему плавает лодка? и т.д.

 Если интеллектуальные тесты не дают представления о внутренней сущности явления, то метод клинической беседы изучает процессы, приводящие к возникновению явления.

Умер Пиаже 16 сентября 1980 года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: