Как видим, здесь развивается тезис об общественной ценности и полезности журналистского труда, прежде всего в смысле соблюдения безопасности населения

ТЕМА 5. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА.

Профессионально-этические стандарты, выработанные мировым журналистским сообществом, помогают принимать объективные решения, определяют тот коридор, в границах которого расположено ваше свободное творческое пространство. Стоит выйти за эти границы - и неизбежно возникает напряженность в отношениях с кем-то из тех, перед кем вы отвечаете за свой материал.

В своей деятельности журналист постоянно контактирует с:

- аудиторией (читатели, слушатели, зрители);

- источниками информации;

- героями публикации;

- авторами (при редакции чужих материалов);

- коллегами (профессиональные и служебные нормы - в чем разница?);

- властью.

 

Профессионально-этические ориентиры поведения журналистов с каждой из перечисленных групп заключены в нормах.

Итак, какие обязанности имеет журналист перед каждой из этих групп?

Сферы профессионально-нравственных отношений журналиста.

ЖУРНАЛИСТ-АУДИТОРИЯ:

 

Доминируют в профессиональной морали журналистов отношения с адресатом информации - аудиторией СМИ. Читатель, радиослушатель, телезритель - для них мы работаем, им предназначаем плоды своих трудов, не уставая следить за изменениями действительности, чтобы вовремя сообщить о важных новостях и помочь разобраться в них. В общем, для них мы работаем - и этим все сказано.

Особенность массовой коммуникации:

 

    Коммуникация есть «процесс обмена информацией между адресантом и адресатом, служащий налаживанию взаимодействия и осуществляемый при помощи языка и других знаковых систем», массовая коммуникация - процесс распространения информации с помощью технических средств на большие рассредоточенные аудитории. В этот процесс включены и такие составляющие как поиск и обработка информации и доставка ее аудитории, относящиеся к профессиональной деятельности журналистов.

      Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж, 2000. С. 249.

Таким образом, журналистская коммуникация направлена на передачу информации, идей, оценок, мнений, эмоций от одного человека к другому с помощью текста, и в этом состоит ее отличие от непосредственного общения. ПК не предполагает обязательного непосредственного психологического контакта, хотя и не исключает возможность реального диалога (интервью, ток-шоу и проч.). Но в большинстве своем ПК —монолог, который представлен в виде определенного текста, содержащего некую информацию. При этом журналист демонстрирует свою позицию, старается быть максимально понятным, направляет все речевые и изобразительные средства на установление контакта с аудиторией. В реальности публицистический текст подразумевает двухстороннюю коммуникацию.                                                                                                           

Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: Специфика и
функционирование: Учеб. пос. Воронеж, 2004. С. 17.

Специфика профессии, естественно, сказывается и на разработке соответствующих норм поведения в рамках взаимодействия журналист-аудитория (граждане, население).

 

Посмотрим для начала, какие базовые установки, касающиеся именно этой линии отношений, содержит Кодекс профэтики российского журналиста:

- в нем указывается, что журналист распространяет только ту
информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему
известен.

- он избегает нанесения кому бы то ни было ущерба, вызываемого
неполнотой или неточностью информации, сокрытием общественно
значимых или распространением заведомо ложных сведений.

- в его сообщениях должно проводиться различие между фактами и
комментариями: мнениями, версиями, предположениями,
хотя сотрудник
СМИ не обязан быть нейтральным (!!!).

- он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав
по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии,
политических и иных взглядов и др.










Как видим, здесь развивается тезис об общественной ценности и полезности журналистского труда, прежде всего в смысле соблюдения безопасности населения.

NB!!! И тут нужно напомнить, что существо трудовой морали тех профессиональных групп, работа которых связана с воздействием на человека, состоит как раз в охране интересов прежде всего людей, пользующихся услугами профессионала, а вовсе не собственных коллег. Т.е. отношения между обществом и профгруппой могут быть упорядочены только в результате достижения единомыслия в том, что считать стандартом в действиях и поведении журналиста по отношению к другим членам общества.

В ряде документов данная идея (общественная ценность и интересы массовой аудитории) получает подробное толкование, и о безопасности говорится в связи с конкретными ее проявлениями.

 

Так, в Принципах журнализма (Германия) выделяется недопустимость сенсационной подачи материалов на медицинские темы, чтобы не возбуждать у читателей неоправданных надежд или опасений.

Анализ профессионально-этических документов, мнений самих журналистов, теоретических исследований по профессиональной этике позволяет сделать вывод, что для оптимального режима взаимодействия производителя и потребителя массовой информации журналисту необходимо в своей деятельности руководствоваться следующими нормами:

1) всемерно защищать свободу прессы как одно из
неотъемлемых прав человечества и всеобщее благо;

2) уважать право людей знать правду, своевременно
предоставляя им максимально объективную и правдивую
информацию о действительности, четко отделяя сообщения о
фактах от мнений, противодействуя намеренному сокрытию
общественно значимых сведений и распространению ложных
данных;

3) уважать право людей на участие в самоопределении
общественного мнения,
помогая им свободно выражать свою
точку зрения в печати, по радио и телевидению, содействуя
общедоступности средств массовой информации;

4) уважать моральные ценности и культурные стандарты
аудитории,
используя их в качестве ценностной основы
произведений и не допуская в тексте смакования подробностей
преступлений, потворства порочным инстинктам, а также
утверждений и слов, оскорбляющих национальные,
религиозные или нравственные чувства человека;

5) укреплять доверие людей к средствам массовой
информации,
содействуя открытому диалогу СМИ с
читателями, зрителями и слушателями, публично принимая
справедливые претензии общественности к своей
деятельности, предоставляя возможность ответа на критику,
оперативно исправляя существенные ошибки, не допуская
намеренного манипулирования сознанием адресата
информации, а также дезориентации его в содержании
материалов посредством их неточных заголовков.

Перечень этих норм, конечно же, не исчерпывает всех представлений профессионального журналистского сознания, касающихся возможностей оптимизировать взаимодействие с аудиторией. Мы назвали лишь те из них, которые служат непосредственно реализации профессиональной позиции и

профессионально-нравственных принципов журналиста. Они помогают ему в ситуациях морального выбора остановиться на действиях, которые не наносят адресату журналистской продукции сколько-нибудь существенного вреда.

Отсюда вывод: основой укрепления доверия аудитории к прессе должны быть те особенности профессионального поведения журналистов, которые одновременно предупреждают усиление манипуляторской функции журналистики. Их и декларирует данная профессионально-нравственная норма, максимально «нагруженная» побуждениями к защите адресата массовой информации.























Профессиональная журналистская мораль, как видим, обязывает строить сферу отношений «журналист-адресат информации» прежде всего на всестороннем уважении к аудитории, причем уважении, которое предполагает необходимость изучать ее, дорожить ее ценностями и правами, понимать ее озабоченность, интересы, проблемы.

Литература:

ЛАЗУТИНА Глава 6, стр. 155-162.

АВРААМОВ Глава 4, стр. 113-152. КОРКОНОСЕНКО Глава 6, стр. 212-214.

 

ЖУРНАЛИСТ-ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

 

Это, наверное, единственная сфера профессионально-этических взаимоотношений, регулирование которой значительно подкреплено за счет юридических норм.

Во-первых, надо сказать о том, что Закон «О СМИ» наделяет журналиста правами на получение информации из разных источников.

Во-вторых, нарушение законных прав журналиста карается уголовной ответственностью, которая обозначена в статье 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов».

Естественно, что наделенные такими правами и свободами журналисты зачастую забывают о правах других людей, и если не нарушают закона при сборе информации, то порой пренебрегают этическими нормами.

Прежде чем перечислять этические нормы, необходимые журналисту при работе с источниками, скажем о юридических нормах, нарушение которых влечет за собой уголовную ответственность.

Собирая информацию, журналист должен знать, какие данные нельзя разглашать, потому что они секретны – это государственная, коммерческая, служебная, личная тайны и др.

В редакционной практике чаще всего приходится соприкасаться с ситуацией доступности корреспондентам различных тайн и секретов (информация бывает открытая, общего пользования, и охраняемая, с ограниченным доступом). Журналисту важно разбираться в этом (хотя бы для своей собственной безопасности).

 

Из всех видов закрытой информации в законодательстве наиболее полно представлена государственная тайна (Закон «О государственной тайне»). К ней относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Понятие информационной безопасности в нормативных документах описывается как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. С точки зрения журналистики непосредственное отношение к теме информационной безопасности имеют статьи Закона «О СМИ», которые рассматривают злоупотребление свободой массовой информации.

По сравнению с государственной тайной сведения о частной жизни

граждан образуют другой полюс информационной безопасности.

 

Какие же нормы чаще всего встречаются в кодексах:

1) использовать при работе с источниками для получения
сведений исключительно достойные и законные действия
(методы
нелегального получения документов, подслушивания, «скрытой камеры»,
«скрытой записи» используются в самых исключительных случаях, после
всестороннего обсуждения, только при таких обстоятельствах, которые
угрожают общественному благополучию или жизни людей);

2) уважать право физических и юридических лиц на отказ в
предоставлении сведений, не позволяя себе бестактности, давления и
шантажа
(за исключением ситуаций, когда обязанность предоставлять
информацию обусловлена законом);

3) указывать в материалах источники информации (если нет
серьезных оснований, хранить их в тайне);

4) сохранять профессиональную тайну относительно источника
информации
(если существуют веские основания для анонимности);

соблюдать оговоренную при получении информации
конфиденциальность,
выполняя просьбу не разглашать определенные
сведения во всех случаях, кроме тех, когда информация оказалась намеренно
искажена.

 

Здесь особого внимания требуют нормы, касающиеся конфиденциальности лиц, предоставивших информацию.

!!NВ!!! Запрет на раскрытие источника конфиденциальной информации почти не знает исключений.

 

В российском кодексе даже говорится об уважении просьбы интервьюируемых лиц не разглашать официально содержание их высказываний (что, правда, не равносильно обязательному выполнению такой просьбы).

«Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может выть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей».

* Данная этическая норма подкреплена и статьей 41-ой федерального закона «О СМИ» «Конфиденциальная информация» и потому работает практически без сбоев. (Редакция не вправе разглашать... при условии сохранения тайны...; обязана сохранять в тайне источник... за исключением случая, когда соответствующее требование поступило из суда...; не вправе разглашать..., если касается личности несовершеннолетнего (как совершившего преступление, так и в качестве пострадавшего).

Журналист сохраняет в тайне источник информации из этических соображений, а также чтобы не утратить его доверие и готовность к дальнейшему сотрудничеству. Таким образом, корреспондент стоит перед необычайно трудным выбором между законопослушанием и профессионально-этическими обязательствами. Во всем мире защита источников журналистской информации воспринимается как деликатная проблема, требующая к себе специальных подходов. В США, например, более половины штатов ввели в действие законы, предоставляющие сотрудникам СМИ относительные или абсолютные права не раскрывать сведения, полученные конфиденциально. Сажать журналиста в тюрьму за отказ сообщить известные ему сведения там считается «не по-американски», суды редко пытаются заставить журналистов говорить, а те, соответственно, не спешат делиться своими сведениями.

В России уголовно-процессуальное законодательство позволяет правоохранительным органам истребовать у редакции материалы, связанные с публикацией, которая дает повод для возбуждения уголовного дела. Разрешается также получать от журналистов письменные объяснения, вызывать их для беседы. Вопрос, однако, в том, возбуждено ли уже дело или идет лишь предварительная проверка сообщения о деянии, имеющем признаки преступления. В ходе доследования, проверки на журналисте не лежит обязанность предоставлять материалы, давать объяснения, являться в милицию по вызову и т.п. Меры принуждения в данном случае не предусмотрены. Т.е. право затребовать информацию есть, а обязанности открывать ее - нет.

 

NB!!! Другое дело,когда уголовное дело возбуждено, - здесь отношения складываются принципиально иначе. В этой ситуации у работников СМИ появляется юридическая обязанность удовлетворять требования следствия. Положения закона «о СМИ» о защите конфиденциальности сведений утрачивают свою силу, поскольку производству по уголовным делам отдается приоритет. В свою очередь представители следствия получают дополнительные права (обыски в редакции, изъятие документации, причем возможно и в принудительном порядке и проч.).

***Яркий пример, касающийся нормы соблюдения конфиденциальности источника информации, Уотергейтский скандал   (политический скандал в США 1972-1974, закончившийся отставкой президента страны Ричарда Никсона).

Далее. Еще одна специфическая и вследствие этого важная норма, касающаяся регламентации отношений с источником информации - визирование материала.

В некоторых странах, например в Финляндии, рекомендуется соглашаться на просьбу интервьюируемого показать ему текст до публикации, чтобы проверить данные. Однако окончательное решение о содержании текста принимает все же сама редакция (!).

По этому поводу петербургский исследователь и преподаватель СПбГУ С.Г. Корконосенко приводит пример. Писатель Илья Эренбург, оказавшись в Нью-Йорке, был застигнут фотовспышкой в момент, когда он в швейной мастерской примерял брюки. Репортер заверил его, что это всего лишь шутливый снимок на память. Но на следующий день фотография появилась в прессе, да еще и с подписью, гласившей, что советский литератор отказался от застежки «молния», предпочитая традиционные пуговицы. Эренбург потребовал у редактора объяснений, почему интерес у газетчиков к человеку ограничивается его нижней половиной. Тот ответил в стиле репортера: «У вас американский юмор. Завтра это пойдет в номер».

*** Что же касается нашего кодекса, то в нем конкретно не оговорена норма о порядке визирования материалов. Но косвенно ее выполнение подразумевается через следование правилу о распространении только заведомо достоверной информации, источник которой известен журналисту (мы уже упоминали данную норму); а также - через соблюдение требования обязательного признания и исправления собственной ошибки в случае опубликования ложной и искаженной информации.

Форма получения и использования информации также является важным этическим аспектом в этой линии отношений. Ведь взаимодействие журналиста с источником информации может носить скрытый (очень тонкий подход к этому методу) и открытый характер. Хотя существует норма, в соответствии с которой журналист обязан всегда сообщать о своей профессии и целях источнику.

Литература:

АВРААМОВ Глава 5, стр. 153-180. ЛАЗУТИНА Глава 6, стр. 162-166.















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow