Как видим, всеми возможными средствами закрепляется уважение к личности человека, волею обстоятельств ставшего объектом интереса СМИ

Подобным же образом охраняются честь, достоинство и репутация героев публикаций .

Считаются этической аномалией намеки на расу, цвет кожи, физические недостатки человека, если это не связано напрямую с содержанием сообщения.

 

Международная комиссия по политике радио и телевидения (известная как комиссия Дж. Картера и Э. Сагалаева), изучавшая освещение этнических вопросов в журналистике стран СНГ, в своих выводах особо рекомендовала «избегать стереотипизации групп и лиц, представляющих меньшинства... Никогда не надо привязывать определенные этнические группы к специфическим темам», какой в нашем примере стала уголовная преступность.

К тому же, профессия требует от нас всегда быть непредвзятыми и

не идти на поводу у собственных интересов, тем более мы не имеем права выражать откровенную личную неприязнь по тому или иному вопросу. Если мы выбрали данную профессию, то обязаны следовать «правилам игры».

Почему так часто, особенно в последнее время, говорят о нравственности именно в связи с журналистикой профессией? (Что, без сомнения, не может не волновать нас как представителей журналистского сообщества). Как раз несоблюдения принципов и норм, закрепленных за нашей профессией. И, что особенно удручает, - нарушение общих нравственных законов.

Известный мыслитель Гегель представлял нравственность как ценностное измерение человека, а также как повиновение в свободе. И мне кажется, что последнее определение наиболее точно отражает суть данного явления.

Что подразумевал философ под этим «повиновением». А то, что нравственность есть некий ограничитель нашей свободы. Но ограничитель этот не внешний, а внутренний. То есть каждый из нас лично для себя определяет нравственные границы собственного поведения.

Вспомним и еще одно знаменитое выражение: «Свобода одного человека закачивается там, где начинается свобода другого». И действительно, свобода человека хотя и есть высшая ценность, но она не является абсолютом, так как ограничена теми ситуациями, в которых он находится. Часть границ существует изначально, часть создаем мы сами, ограничивая себя морально-этическими ценностями и уважением к свободе других людей.

Таким образом, свобода неразрывно связана с ответственностью и необходимостью, эту зависимость особенно важно осознавать журналисту в отношениях с героями своих материалов. И моральные отношения вплетены в содержание нашей работы, а значит - сама она от начала и до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность.

Итак, наиболее существенны в этой линии отношений следующие нормы:

1) заботиться о непредвзятости своих публикаций (не писать о
людях, отношения с которыми могут быть истолкованы как корыстные или
пристрастные);

2) уважать как личность человека, ставшего объектом
профессионального журналистского внимания
(проявлять в общении с
ним корректность, такт, выдержку);

3) уважать право человека на неприкосновенность частной жизни
(не вторгаться в нее без согласия будущего героя — кроме тех случаев, когда
герой является публичной персоной, а его частная жизнь вызывает
несомненный общественный интерес);

4) быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя
(любая попытка приукрасить или очернить ее усложнит его отношения с
окружением, а также дискредитирует журналистику вообще и автора публикации в частности);

5)   воздерживаться в материалах от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека (раса или цвет кожи, национальность, религия, болезни, физические недостатки, ироническое обыгрывание его имени, фамилии, деталей внешности, упоминание о нем, как о преступнике, если это не установлено судом).

 

*** Существует несколько не общепринятых (в силу разного отношения журналистов к этике), но вполне обоснованных требованиями профессионализма правил.

1) запугивать собеседника (хотя в некоторых наставления западным
репортерам допускается легкий шантаж интервьюируемого: «Иногда делайте
вид, что вам известно больше, чем на самом деле», - но этот номер удается
только опытным репортерам).

2) советовать, давать рекомендации;

3) обещать «разобраться» и принять меры (это не входит в
компетентность журналистов);

4) допускать поступки, которые могут вызвать моральное осуждение
окружающих;

5) идти на сближение ни с «положительными», ни с «отрицательными»
персонажами;

6) в любом случае, с человеком, которого журналист намерен
критиковать, нужен еще один последний разговор, где автор излагает выводы
и оценки, к которым пришел, собирая информацию;

7) особенно внимательно надо относится к интервьюируемым, когда
они произносят: «Это не для печати».

 

Литература:

АВРААМОВ Глава 6, стр. 181- 206. ЛАЗУТИНА Глава 6, стр. 166-168.



















ЖУРНАЛИСТ - ВЛАСТЬ.

Взаимодействие власти и журналистики - очень ответственный сегмент общественных связей, и регулироваться оно должно не только законодательством, но и морально - со стороны как власти, так и журналистики. Речь не о подчинении прессы властным структурам, ликвидации независимости прессы от власти, а о необходимости обеспечить оптимальную работу того или другого институтов в интересах всего общества.

В современных реалиях существует масса факторов: социокультурные, политические, экономические и технологические, которые оказывают влияние на само качество профессионализма.

Влияние политических факторов проявляется в негласном цензурном давлении со стороны властей, в излишней политизация СМИ, политической ангажированности прессы, воздействии той или иной идеологии на позицию журналиста, в трансформации журналистики в «пиарналистку» и др. Отсюда - растущее недоверие населения к средствам массовой информации, укрепление представления о журналистике лишь как об инструменте власти, сфере обслуживания и манипулирования, а об информации - как о символе политического влияния (тенденциозность информации).

На фоне коммерциализации и монополизации СМИ формируется не только самостоятельность, но и такие черты, как коммерциализация сознания; продажность (умение угодить заказчику, писать рекламные материалы); безответственность и стремление к славе любой ценой.

Как раз для предотвращения подобных ситуаций в российском кодексе содержится следующая норма: «Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности».

 

М.В. Симкачёва справедливо указывает, что регламентированная «сверху» деятельность журналиста всё больше походит на работу сотрудника пресс-службы государства. И работодатели уже требуют от сотрудников таких навыков, как владение манипулятивными тактиками, умение найти сенсацию; меньше уделяется внимания компетентности, ориентированности на конечный результат (эффективность и действенность) и т.д. Именно с этим связана актуализация относительно новых качеств журналиста: политизированность и корпоративный менталитет.

Именно по названным причинам в современных условиях одна из важнейших задач профэтики - разработать нормы нравственных отношений журналистики и власти в процессе взаимодействия.

Считается, что пресса по определению должна оппонировать власти, но всегда подчеркивается, что делать это нужно, не обижая и не оскорбляя, заботясь о том, чтобы «донести всю полноту информации до людей, которые принимают решения, независимо от масштаба их деятельности».

 

Другая сторона взаимоотношений журналист — власть представлена стремлением сотрудников СМИ сохранить свою независимое от внешних влияний.

Проявляя редкую солидарность, журналисты разных стран видят свою задачу - в высшей степени благородную - в том, чтобы отстаивать автономность прессы от власти, не допускать введения цензуры, поддерживать коллег из тех государств, где средства массовой информации еще не утвердились в своих демократических правах.

Российский кодекс:

- категорически исключает получение корреспондентом платы за
распространение ложной сокрытие истинной информации,
а также
получение любых вознаграждений от третьих лиц за публикацию
материалов.

- статус журналиста несовместим с занятием должностей в органах
власти и управления и политических организациях, с использованием оружия
и рекламной деятельностью.

К сожалению, именно эти нормы оказались наименее жизнеспособными в сегодняшней практике отечественных редакций.

Так какие же нормы регулируют это взаимодействие:

1) проявлять уважение к власти как важному социальному
институту.

2) оказывать информационную поддержку властным структурам
(осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом);

3) отстаивать право журналистики на независимость от власти
(это важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью
властных структур);

4) отстаивать право общественности на доступ к информации о
деятельности властных структур,
способствуя ее открытости и
доступности для конструктивной общественной критики;

5) разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во
властных структурах,
заботиться о точности и доказательности критики;

6) опровергать фактами заявления властных структур,
утверждения политиков, не соответствующие действительности;

7)    заботиться о точности и доказательности критики властных
структур в публикациях,
проявляя вежливость и корректность, не
отождествляя власть как социальный институт и ее конкретных
представителей.

Для того чтобы эти нормы работали, естественно, необходимо и ответное движение властных структур. Однако интонации непримиримости, с которой выступают в их сторону СМИ, вызывает ответную реакцию - этим объясняется неуважительное отношение власти к прессе. Это вечное противостояние. Но у властей также есть собственная «презумпция невиновности», поэтому журналистам следует критичнее подходить к данному вопросу, а не идти напролом с единственной целью разоблачить.

 

Литература:

ЛАЗУТИНА Глава 6, стр. 174-181.

А ТАКЖЕ Лазутина ОТДЖ Глава 5, стр. 213-214, 221.

ЗАСУРСКИЙ СМИ России Глава 1, стр. 74-120.

КОРКОНОСЕНКО ОТДЖ Глава 6, стр. 208- 219.

КОРКОНОСЕНКО Регулирование журналистской практики // Основы журналистики.

















ЖУРНАЛИСТ - КОЛЛЕГИ.

 

В первую очередь нам необходимо разделять этику служебных взаимоотношений и профессиональную этику – это не одно и то же.

Служебная этика –особый свод правил поведения в трудовом коллективе, общий в своей основе для организаций и учреждений любого профиля, фактически без учета специфики (например, вовремя приходить на работу, относится с паритетом к начальству и проч.).

Именно специфика деятельности влияет в свою очередь на служебные нормы взаимоотношений через профессиональную этику (например, для журналиста это такие нормы, как запрет плагиата и произвольной правки материала и т.п.).

Взаимоотношения в коммуникативной цепочке «журналист -редакционный коллектив, коллеги» прежде всего предполагают сохранение профессиональные тайны (от других редакций), взаимоподдержку, выполнение всех редакционных правил.

Здесь нужно сказать о профессионально-нравственном климате редакции –это устойчивое, чаще всегомноголетнее, сочетание условий, которыми характеризуются основные параметры жизни редакционного коллектива.

 В этих отношениях на первый план выходят правила честной конкуренции и сотрудничества. В дополнение к строгому соблюдению авторских прав, защищенных законодательно (например, что касается нарушения авторских прав и плагиата), существуют нормы, которые не отражены в нормативных актах. В целом хорошим тоном считается ссылка на чужой вклад в работу, даже если дело не касается авторских прав в их юридическом понимании.

Российский кодекс: «Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции».

«Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора».

Российский кодекс также предписывает избегать ситуаций, когда журналист может нанести ущерб личным или профессиональным интересам коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях заведомо менее благоприятных в социальном, материальном и моральном плане. Поводом может стать, например, трудовой конфликт между редактором и корреспондентом из-за нарушения администрацией контракта или отказ коллеги выполнять задание, противоречащее его убеждениям или профессиональным принципам чести.

Так возникает понятие профессиональной солидарности (сюда же отнесем понятие корпоративности) - один из важнейших принципов профессиональной этики.

Российский кодекс гласит: «Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым».

В комплекс этических предписаний входит открытость редакций и отдельного журналиста для оценки их деятельности. Сказанное прежде всего относится к восприятию критики со стороны аудитории. Снобистское пренебрежение реакцией потребителей продукции СМИ не только невежливо, но и нерационально.

В кодекс общества Сигма Дельта Кай (США) включен раздел, прочно обоснованный опытом прессы, - «Будьте подотчетны», в нем говорится следующее:

Журналисты подотчетны своим читателям, слушателям, зрителям и друг другу. Журналисты должны:

-разъяснять и комментировать информацию, быть готовы к диалогу с общественностью по вопросам журналистской этики;

- поощрять общественность к высказываниям критических замечаний
в адрес СМИ;

- признавать свои ошибки и с готовностью их исправлять;

- публично разоблачать нарушения журналистами и СМИ
профэтики...

Главное разделять нормы служебной и профессиональной этики:

1) уважать общность интересов и целей журналистского содружества (предпочитать их интересам и целям политических или общественных организаций; профессиональная солидарность);

2) заботиться о престиже профессии (не допускать уголовно-
наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, которые
компрометируют моральную чистоту журналиста, не использовать
служебного положения в личных целях, не отказываться от публикации и не
писать заказных материалов в угоду чьим-то корыстным интересам);

3) приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной
ситуации или попавшим в беду,
особенно в случаях нарушения их прав или
создания кем-либо препятствий к выполнению ими профобязанностей;

4) уважать нормативы служебных отношений (дисциплинированность и творческая инициатива, конкуренция и
взаимопомощь, поддержание достойного нравственного климата в
редакции);

5) уважать чужие и отстаивать свои авторские права, не допуская
произвольного вторжения в материал (особенно если это искажает его
содержание), а тем более плагиата;

6) уважать право коллеги на отказ от выполнения задания, если
оно противоречит его личным убеждениям и принципам.

Важно отметить и линию взаимоотношений между журналистом (редактором) и автором (внештатником). Здесь также существуют конкретные нормы поведения. За каждым материалом стоит реальный человек, журналист должен быть тактичен в отказе, корректировке материала. Уважать авторскую мысль, стиль. При подготовке публикации текста даже незначительные поправки обязан согласовать с автором. Журналист не имеет права на «заавторство», то есть на основных исходных данных журналист пишет материал за автора.

Литература:

ЛАЗУТИНА Глава 6, стр. 168-174.

АВРААМОВ Глава 7, стр. 207-228.

ИТОГ:

 

Не все однозначно принимают деонтологический подход к журналистике. Например, независимый эксперт Н. Резонтова считает, «что вообще не может быть такого понятия — «журналистская этика». Есть просто человеческая этика. Она и должна подсказывать, что и как писать и показывать. И все ограничивается теми же общечеловеческими нормами морали и уважения личности. <...> «Масс-медиа — это не возможность бесцеремонно унижать, клеветать (за деньги или по указанию), не возможность угрожать, шантажировать, не возможность сводить счеты и решать частные проблемы... Все это не власть, а поведение люмпена. Так что речь идет о необходимости следования человеческой этике, помноженной на ответственность от сознания доступа к самой тонкой организации — душе и сознанию.

Конечно, нормальное (подчеркну — нормальное) тяготение СМИ к шокирующим кадрам или убойным хэд-лайнаму иных СМИ или журналистов подчас балансирует на грани нарушения права человека на частную жизнь. Здесь — вопросы для судов с одной стороны, вопросы журналистского вкуса — с другой, и главное — вопрос возможности раздражения массы. Той массы, которая является у этого СМИ или журналиста основной аудиторией. Так что СМИ, переступая грань гуманизма, могут сами и пострадать.

Поэтому предложение о подписании журналистами Антитеррористической конвенции — это как раз и есть, в моем понимании, осознание серьезной ответственности и необходимости осторожного обращения с таким хрупким инструментом, как массовое и индивидуальное сознание, со стороны журналистского сообщества». <...>

***По различным данным, сегодня СМИ доверяют от 10 до 15 процентов населения. Причины кризиса доверия кроются в постоянном нарушении журналистами профессиональной этики. Это - политическая или экономическая ангажированность, обнародование непроверенных фактов, создание искусственных сенсаций, вторжение в личную жизнь граждан, пропаганда насилия, нарушение элементарных правил приличия, языковых норм и др. (См.: Киреева И.В. Этические регуляторы СМИ. Английский вариант и российские реалии).















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: