Универсальный дизайн на транспорте

 Применение универсального дизайна на пассажирском транспорте имеет высокую значимость вследствие массовости его использования населением. Он важен при обеспечении условий доступности на прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры территорий, на пешеходных коммуникациях и подъездных дорогах, на пассажирских терминалах, станциях, остановочных пунктах, перронах и причалах, на мультимодальных транспортных пересадочных узлах, при осуществлении пассажирских перевозок и в местах предоставления услуг пассажирам, на транспортных средствах, при выборе ассистивного оборудования и технологий для оказания ситуационной помощи и обслуживания пассажирских перевозок, на web-сайтах и иных средствах информации для пассажиров, в системах навигации для определения доступных маршрутов и направлений передвижения, при взаимодействии между перевозчиком и пассажиром, в том числе при оформлении перевозочных документов, при разработке правил, норм и стандартов, технологий обеспечения условий доступности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых на них услуг.

Примерами универсального дизайна на транспорте являются:

 • комплексное применение низкопольных автобусов с функцией наклона пола, посадочных площадок нормативной высоты и профессиональной подготовки водителей, что в совокупности обеспечивает на остановочных пунктах возможность пассажирам на кресле-коляске осуществить посадку в транспортное средство самостоятельно, пешеходные пути к остановочному пункту на всем протяжении также должны быть доступными;

• на железнодорожном транспорте — выполнение высоких платформ, позволяющих с учетом минимального дооборудования вагонов, обеспечить беспрепятственную самостоятельную посадку и высадку пассажиров любых категорий, при этом доступ на платформу и пути движения на всей территории вокзального комплекса также должны быть доступными;

• на воздушном транспорте — осуществление посадки по телетрапу, при этом доступ к телетрапу должен быть обеспечен самостоятельно посредством использования лифтов и удобных коммуникационных путей;

• и другие.

Примером универсального дизайна может служить один из зарубежных примеров терминала по продаже билетов, приспособленного для МГН. 

Особенностью этого устройства является то, что кнопки и инструкции выполнены контрастным цветом, текст и символы — крупные и удобные для чтения. Кнопки большие и легко нажимаются. Элементы управления расположены на надлежащей высоте над уровнем пола, благодаря чему ими можно пользоваться как стоя, так и сидя. Устройство расположено вдоль пешеходного маршрута и обеспечивает достаточное пространство для маневрирования перед ним на кресле-коляске. Расположение аудиовыхода хорошо обозначено тактильно и благодаря надписи шрифтом Брайля может быть использовано слепыми людьми, а также людьми, предпочитающими аудио формат. 

Другими успешными примерами универсального дизайна на транспорте являются: пологие пандусы, приподнятые пешеходные переходы, предоставление информации на объектах транспорта и в транспортных средствах одновременно в речевом и визуальном форматах, размещение электрических розеток и выключателей на объектах транспорта и в транспортных средствах на уровне, доступном для людей различного роста, в том числе передвигающихся на кресле-коляске, и пр. На пути создания транспортной системы, учитывающей философию универсального дизайна, существует целый ряд барьеров.

Одни из них связаны с недостатком информационного обеспечения, другие — с недостатком образования транспортных специалистов, проектировщиков и строителей в сфере доступной среды, третьи

— вызваны реальными ограничениями региональных, местных или частных ресурсов.

Любой подход, который недооценивает интеграцию видов пассажирского транспорта, необходимость улучшения условий пешеходной и транспортной доступности, а также способов и средств передвижения людей, значительно сокращает успех реализации проектов в области универсального дизайна. Универсальный дизайн зон и пространств с учетом особых потребностей инвалидов В отличие от обычного дизайна, универсальный учитывает все группы населения. Одной из определяющих характеристик при проектировании зданий, сооружений, транспортных средств и услуг на них являются габариты людей различных нозологий.

Рассмотрим последовательно параметры основных групп людей с инвалидностью. Для определения габаритов основных функциональных зон, коридоров, площадок лестничных маршей, ширины тамбура и т. д. необходимо учитывать размеры зон разворота кресла-коляски.

При проектировании и размещении мебели и оборудования с учетом потребностей инвалидов необходимо также руководствоваться эргонометрическими параметрами, обеспечивающими доступность для людей, пользующихся креслом-коляской.

Незрячие люди могут передвигаться с помощью собаки-проводника или белой трости. В первом случае, человек занимает зону габаритом 0,8×1,3 м. Во втором — наконечник белой трости выходит за габариты туловища идущего человека по бокам на 0,2 м и впереди — на 0,8 м.

 Человек с инвалидностью, использующий опору в положениях «стоя» и «сидя» занимает площадь, несколько бо́льшую по сравнению с габаритами среднестатистического здорового человека.

Пространства для движения инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют следующие параметры. Ширина зон прохода человека, использующего при передвижении опорные средства реабилитации (трости, палки, костыли, ходунки и т.п.), колеблется от 0,7 до 0,95 м в зависимости от вида опорных приспособлений.

 В случае использования мест отдыха или размещения таких людей, их параметры обустройства, с учетом необходимых проходов.

Ширина зон прохода при движении людей на креселе-коляске в одном направлении должна быть не менее 1,2 м, при встречном движении — не менее 1,8 м. В случае движения в одном направлении инвалида на кресле-коляске и человека с грузом или детской коляской, ширину прохода следует принимать не менее 1,5 м. При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.

Нижним пределом удобства (комфортности) следует считать такой уровень условий организации среды, при котором передвижение и получение необходимой информации может быть реализовано инвалидами любой категории. При этом любое незначительное ухудшение параметров приводит к невозможности самостоятельного, безопасного и без чрезмерных усилий пользования объектом или услугой хотя бы одной определенной категорией инвалидов. Повышение удобства (комфортности) среды рекомендуется осуществлять путем: сокращения длины пути; организации получения услуг в одном месте; сокращения времени получения услуг; увеличения числа мест отдыха; заблаговременного получения нужной информации; применения необходимого и эргономичного оборудования; и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: