Теория речевой деятельности и основные стратегии воздействия на человека

Одним из актуальных вопросов теории коммуникации является понимание механизмов и способов изменения субъективного мира личности, ее мировоззрения и поведения. В теории коммуникации нет общепринятых представлений о том, как реально происходит процесс прогнозирования, предстоящего вербального или невербального взаимодействия. Выбирая определенный тип речевого поведения, говорящий планирует речевые действия, опираясь на общие знания о способах речевого взаимодействия в определенных ситуациях. Знание о предстоящей ситуации общения упрощает выбор речевого поведения, например, каждый носитель языка знает, что для просьб подходит ситуация неформального общения. Помимо знаний у коммуникантов есть другая когнитивная информация: убеждения, установки, относящиеся к подобным событиям. Результат воздействия зависит от выбранных способов речевой коммуникации.

Участники процесса общения стараются прогнозировать способы коммуникативного взаимодействия с партнерами, мысленно намечая план, который должен привести к желаемому результату. Различают два вида планов: стратегические (предполагают длительное развитие отношений и ориентируются на отдаленные цели) и тактические (планы «ближнего порядка», не предполагающие длительного развития).

Под коммуникативной стратегией понимается совокупность реализуемых в коммуникативном акте ходов, запланированных говорящим заранее и направленных на достижение коммуникативной цели. Коммуникативная цель — стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.

Коммуникативная тактика — совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия, она соотносится с набором коммуникативных намерений (задач).

Речевые стратегии (специфические способы речевого поведения) определяют семантический, стилистический и прагматический выбор говорящего. Разграничивают общие и частные стратегии. Например, общая стратегия дискредитации реализуется в частных стратегиях обвинения, оскорбления, насмешки. Речевые стратегии реализуются в рамках сложных ситуаций и социальных контекстов. Степень зависимости различных тактик определяется знанием коммуникативной ситуации.

Так, ритуализованные речевые тактики (благодарность, поздравление и т. п.) менее зависимы, чем другие, неритуализованные (признание, просьба, отказ).

О. С. Иссерс выделяет следующие параметры, определяющие выбор речевой тактики и коммуникативных ходов на этапе планирования:

■ общие знания о коммуникативной ситуации (уместность неуместность определенного речевого акта);

■ знание о соответствующем речевом акте (ритуальный, стереотипный, нестереотипный, вообще не имеющий прецедента в индивидуальном опыте);

■ знания о собеседнике (как личности, как партнере).

Классификация общих коммуникативных стратегий зависит от избранного основания. С функциональной точки зрения выделяют основные (семантические, когнитивные) и вспомогательные стратегии. Основные, т. е. наиболее значимые с точки зрения степени значимости мотивов и целей, непосредственно связаны с воздействием на адресата, его картину мира, его поведение. Вспомогательные стратегии способствуют эффективной организации взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата. Среди и их можно выделить прагматические, диалоговые и риторические типы стратегий.

Стратегии самопрезентации, а также статусные и ролевые вызывают эмоциональный настрой, поэтому их можно отнести к прагматическим, они мотивированы целью.

Диалоговые стратегии используются для контроля над темой, инициативой и степенью понимания в процессе общения. Риторические стратегии связаны с техникой эффективного воздействия на адресата.

Типология основных стратегий воздействия включает три составляющих.

Императивная стратегия предполагает кратковременное подчинение адресата, она уместна и эффективна в экстремальной ситуации, где требуется оперативное принятие и исполнение важных решений в условиях временного дефицита, а также при регламентации иерархических отношений в системах «закрытого» типа. При этом главной является установка на доминирование в межличностных отношениях.

Налицо стремление распоряжаться, получить одностороннее преимущества Императивное воздействие проявляется открыто, без маскировки — от насилия и подавления до внушения и приказа.

Манипулятивная стратегия реализуется в основном с помощью приемов подсознательного стимулирования, маскировочных техник, выстраиванием новой модели мира. Воздействие скрытое, с опорой на стереотипы, чаще всего — это провокация, обман, интрига, намек. Одним из видов манипуляции может быть соперничество, при котором партнер по коммуникации представляется опасным и непредсказуемым, с которым приходится считаться. Тогда используются некоторые виды «тонкой» манипуляции, джентльменские или временные тактические соглашения. Развивающая стратегия основана на диалоге коммуникантов и их обоюдной открытости. При этом возможны такие установки на взаимодействие, как партнерство (равноправные, но осторожные отношения строятся на договоре) и содружество (отношение к другому как к самоценности строится на согласии).

 

4. Составляющие коммуникативной стратегии и коммуникативной тактики

При описании речевых тактик важными являются следующие факторы:

* информация о предстоящем коммуникативном событии (достаточная / недостаточная), совпадение когнитивных представлений у коммуникантов. В случае отрицательного ответа предпринимаются дополнительные коммуникативные ходы — прямой или косвенный запрос информации, уступка, извинение и др.;

* позиция говорящих (симметричная / несимметричная, сильная / слабая). В случае слабой позиции говорящий использует тактику самопрезентации или коммуникативный ход «игра на повышение» (себя) и игра на понижение» (партнера);

* установки говорящего и слушающего на тип общения (кооперативное / конфликтное). Несовпадение установок требует применения эмоционально настраивающих тактик, самопрезентации;

* условия успешности избранной речевой тактики задают социально и культурно зависимые рамки употребления высказывания, что дает возможность говорить о его уместности;

* коммуникативные ходы, опирающиеся на сценарий (фрейм), включающий несколько вариантов поведения в конкретной ситуации. Сценарий — это стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Например, сценарий ситуации «случайная встреча с другом» предполагает следующую последовательность действий: удивление, расспросы, обсуждение нескольких тем, общий интерес, передача приветов, прощание;

* языковые средства, которые являются маркерами стратегического замысла и тактических задач говорящего. Функция индикаторов речевых тактик выявляется при анализе характерных признаков самого высказывания, которые определяют тип речевой стратегии. На семантическом уровне маркерами речевой тактики могут являться особенности обозначения участников коммуникации, обозначение событий, действий, обозначение характеристик коммуникативной ситуации и отношений между участниками. В частности, в речевых тактиках похвалы, лести, комплимента используется прием «повышения» адресата, а в тактике оскорбления, издевки — его «понижение». Знания о мире (сценарии) помогают распознать речевую тактику. Например, случайная встреча знакомых строится по стандартному сценарию: короткое приветствие, из вежливости справляются о делах, не говоря о важных проблемах. На лексическом уровне речевое воздействие может строиться по шкале «удовлетворительно / неудовлетворительно», «приемлемо / неприемлемо», когда стилистические параметры слов (например, болван, бездарь) свидетельствуют об определенной ценностной ориентации говорящего и воздействуют на установки слушающего.

Определению тактики могут способствовать показатели чрезмерности, максимализма в оценках как выражающие общее положение дел. Типичными выражениями в таком случае будут: И так всегда'. Вечно ты ноешь', я тебе сто раз говорила, это сигналы конфронтационных речевых тактик оскорбления, обвинения, ссоры.

Манипуляция — один из видов воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша В. М. Погольша выделяет следующие критерии манипулирующего воздействия:

• скрытность и тайный характер намерений (использование адресата как средства для достижения собственных целей), например, отвлечение внимания адресата, повышение собственного статуса, а его глазах и др.;

• стремление получить односторонний выигрыш за счет давления: перехват инициативы, сокращение времени для принятия решения, саморекламирование или намек на широкие связи и др.;

• разрушающий личность эффект воздействия: играя на интересах, потребностях или опасениях адресата, манипулятор может удерживать адресата в пределах своих возможностей и влиять на него.

Подбирая метафоры к понятию «манипуляция», часто говорят о стремлении прибрать к рукам, одурманить, поймать на крючок, при сохранении иллюзии самостоятельности действий адресата, у которого остается чувство, что его оболванили, что он как выжатый лимон, сам не свой. Метафоры личного влияния будут другими — это способность притягивать как магнит, завораживать, вдохновлять на подвиг, пробуждать ото сна.

В качестве средства воздействия многими современными авторами выделяется самопрезентации. Это происходит, а тех случаях, когда человек сначала упорно работает над своим имиджем в расчете на то, что это в дальнейшем поможет ему влиять на окружающих. Это форма вложения в будущее. Личность, создающая себе репутацию надежного, компетентного и привлекательного партнера, расширяет возможности своего влияния на других.

5. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии

Большую роль играет ритуальное поведение в межличностном взаимодействии. В обыденном сознании понятие «ритуал» чаще связывается с религиозным поведением. Но существует социальный ритуал с определенными функциями.

Формы ритуального поведения отличаются от других устойчивых форм человеческих взаимодействий:

* обычай (обладает утилитарно-практическими чертами),

* этикет (не связан с верой в глубинный ценностный смысл действий),

* церемония (включает ряд ритуалов).

В начале XX в. немецкий социолог Г. Зиммель пришел к выводу, что большая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера. Он предложил рассматривать ритуал как формальную процедуру, как несоответствие внешнего поведения индивида и его внутреннего мира. Здесь уместно говорить о феномене такта, когда уместно или неуместно говорить о чем-то в определенной ситуации. Например, времяпрепровождение предполагает стереотипность ритуалов во время вечеринки, где важно учитывать пол, возраст, семейное положение, национальную принадлежность, культурный уровень, благосостояние участников. Так, темы «спорт» н «автомобиль» относят к «мужским разговорам». Тогда как темы «покупки», «кухня», «гардероб» относят к «женским разговорам». В повседневном общении ритуалы выполняют функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта и др. Однако в отличие от религиозных ритуалов они менее стандартизированы и почти не подвергаются рационализации (специальному осмыслению). Межличностные ритуалы основаны на использовании определенных стереотипных моделей поведения, например, фатическое общение (функция языка фатическая). Чем шире арсенал приемов фатического общения — слов, жестов, мимики, — который увеличивается с повышением уровня воспитанности, а также опыта общения с разными людьми, тем легче человек устанавливает контакт.

Успешность ритуального взаимодействия зависит от трех факторов:

* знаний норм и правил поведения, характерных для данной ситуации общения;

* умения подчинять свое поведение этим правилам, не смущаясь неискренностью своих проявлений (часто вопреки своим эмоциям);

* умения помочь другому прийти к взаимному согласию, если поведение партнера в чем-то не соответствует сложившемуся стереотипу о «должном поведении».

Ритуалы могут проявляться как:

* способ обозначения границ взаимодействия, создающий определенную рамку ситуации и позволяющий участникам ориентироваться в целях и способах взаимодействия.

Например, приветствия и прощания;

* форма поддержки или взаимного принятия, когда выполнение ритуальных элементов — знак стабильности социальных отношений (все в порядке) и личной и групповой идентификации (со мной здороваются, значит, я — свой).

Например, Привет! — Привет!

* форма защитного поведения, способ управления конфликтным взаимодействием, куда относят процесс избегания (устранение от контактов с людьми, таящими для собеседника опасность), процесс уточнения (подчеркнутая вежливость с «обидчиком») и агрессивность (уколы, насмешки, высокомерие, пренебрежение — когда человек, чувствуя свою безнаказанность, действует в своих интересах).

Ритуалы избегания предписывают ограничения поведения, например, хранить молчание по поводу смущающих или дискредитирующих эпизодов, а также молчание о сохранении молчания.

Ритуалы презентации — предписываемые модели уважительного поведения, но они служат цели поощрения и активизации взаимодействия. Это позитивные ресурсы для оказания уважения индивиду, необходимые для поддержания доверия.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Какие уровни взаимодействия выделяются в зависимости от целей, поставленных его участниками, и степени личной вовлеченности?

2. Чем отличаются понятия «межличностная коммуникация» и «межличностное воздействие»?

3. Раскройте сущность межличностной коммуникации и определите ее функции.

4. Каковы особенности межличностной коммуникации?

5. При каких условиях межличностная коммуникация может быть эффективной?

6. Каким образом осуществляются намерения говорящего в межличностной коммуникации?

7. Какие эмоциональные особенности проявляются на социально-ролевом, деловом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?

8. Каковы стратегии и тактики межличностного взаимодействия?

9. Какую роль играют ритуалы в межличностном взаимодействии?

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации (для бакалавров) / О.Л. Гнатюк. - М.: КноРус, 2015. - 128 c.

2. Гойхман, О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. - М.: Инфра-М, 2018. - 253 c.

3. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие, стер / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2015. - 164 c.

4. Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.

5. Шунейко, А.А. Основы успешной коммуникации: Учебное пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. - М.: Флинта, 2016. - 192 c.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: