Межличностное взаимодействие и его структура; контексты, пространство, механизмы взаимодействия

Лекция 6 Межличностная коммуникация. Речевое воздействие.

Коммуникативные стратегии и тактики

План

1. Межличностное взаимодействие и его структура; контексты, пространство, механизмы взаимодействия.

2. Проблемы речевого воздействия. Типология речевого воздействия.

3. Теория речевой деятельности и основные стратегии воздействия на человека.

4. Составляющие коммуникативной стратегии и коммуникативной тактики.

5. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

1. аттитюд

2. барьер коммуникации

3. высказывание

4. диалог

5. диспут

6. имидж

7. имиджмейкер

8. коммуникативная компетентность

9. коммуникативная стратегия

10. коммуникативная цепь

11. коммуникативное намерение

12. коммуникация межличностная

13. конфликт

14. манипуляция

15. межличностное взаимодействие

16. монолог

17. обратная связь

18. общение диалогическое/монологическое

19. позиционирование

20. пространство межличностное

21. речевая деятельность

22. речевое воздействие

23. речевое общение

24. ритуал

25. роль коммуникативная

26. роль социальная

27. самопрезентация

28. социальное взаимодействие

29. фасцинация

30. функция языка фатическая

31. эмпатия

 

Межличностное взаимодействие и его структура; контексты, пространство, механизмы взаимодействия

Коммуникация межличностная определяется как взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Особенности межличностной коммуникации:

• неизбежность коммуникации — обмен информацией для человека является важнейшей потребностью;

• необратимость коммуникации — невозможность уничтожить сказанное («Слово не воробей…»);

• непосредственная обратная связь;

• многоканальность — слух, зрение, обоняние сообщают дополнительную информацию о партнере;

* межличностные отношения, которые складываются в результате деловых и творческих контактов — неофициальных, в результате эмпатии. На характер таких отношений влияют условия коммуникации: анонимный обмен информацией (между незнакомыми людьми в поезде, зрительном зале н т. п.); функционально-ролевое общение (между членами профессионального коллектива); личное, или интимное, общение (в группе друзей, в семье).

Сложность моделирования межличностной коммуникации объясняется тем, что она актуализируется в различных формах: беседа — непосредственная коммуникация (с глазу на глаз = face to face = tete й tete или в присутствии др. лиц) или опосредованная коммуникация (через телефонную или компьютерную связь).

Помимо базовых функций коммуникации (информационной, экспрессивной и прагматической), особо выделяются социально значимые функции — взаимодействие и воздействие. В основе этих функций лежит главный принцип — мотивационный.

Мотивационные теории можно объединить в две группы:

Ø мотивационные теории равновесия;

Ø мотивационные теории удовлетворения потребностей.

Мотивационные теории равновесия (баланса-дисбаланса)

* Теория Ф. Хейдера о когнитивном балансе базируется на двух постулатах:

1) наличие общечеловеческой тенденции к совместимости;

2) реакция говорящего на кого-либо / что-либо варьируется, а пределах позитивного / негативного (нравится — не нравится).

В такой трехчастной модели [Я — Другой — Третий] не учитываются постоянно меняющиеся ситуативные условия, которые влияют на создание гармонии и на возникновение конфликта в межличностном общении.

* Теория JI. Фестингера, так называемая теория когнитивного диссонанса, связана с конфликтными ситуациями, обусловленными несогласованностью когнитивных структур коммуникантов.

* Теория «управления впечатлением» американского социолога Э. Гоффмана утверждает, что социальные ситуации общения напоминают скорее драматические спектакли, где актеры пытаются создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Действительно, межличностная коммуникация актуализируется в диалогических дискурсах, представляющих мини-сценарии, где за каждым закреплена коммуникативная (социальная) роль. Однако при конфликтном или агрессивном поведении сознательно или бессознательно разрушается «благоприятное впечатление».

Мотивационные теории удовлетворения потребностей

■ Мотивационная теория психолога А. Маслоу основывается на росте удовлетворения личных потребностей.

■ Теория социального обмене американских социологов) Дж. Хоманса и Р. Эмерсона утверждает, что люди взаимодействуют друг с другом на основании своего опыта, учитывая при этом необходимые затраты и возможные вознаграждения.

Процесс коммуникативного взаимодействия как составная часть социального взаимодействия рассматривается как постоянный обмен «выгодами». Конечно, в межличностной коммуникации учитывается социальный опыт, но мотивированность межличностных отношений не укладывается в рамки модели «обмен выгодами».

• Теория речевой деятельности, разработанная на основе общепсихологической теории деятельности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя), определяет ключевые факторы коммуникации как речевом деятельности — мотив (неосознанный) и цель.

На основе изучения функций межличностной коммуникации ее сущность может быть определена как речевое общение двух индивидов, в процессе которого они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности.

Степень эффективности коммуникации определяется по результатам актуализации двух функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер общения:

1) типов коммуникативных личностей;

2) восприятия смысловой и оценочной информации;

3) целенаправленного воздействия друг на друга.

Для эффективной коммуникации наиболее оптимальны условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации, вариантами этих условий являются:

• совместимость партнеров как коммуникативных личностей даже при различии коммуникативных установок способствует установлению контакта. Сигналом для контакта могут быть как вербальные, так и невербальные средства;

* восприятие (= понимание и оценка человека человеком) — сложный процесс приема, переработки смысловой и оценочной информации. Важна адекватность смыслового восприятия, т. к. с ним связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов межличностной коммуникации. Она помогает сократить конфликтные ситуации;

* воздействие через убеждение, механизмы которого изучены пока недостаточно. Способы н частные приемы воздействия могут быть эксплицитными и имплицитными, непосредственными и опосредованными, не/намеренным.

На невербальном уровне межличностной коммуникации могут быть использованы разнообразные способы воздействия — регулирующий знак, жест. Ряд условий, способствующих воздействию методом убеждения, является общим для межличностной н массовой коммуникации:

* привлекательность и коммуникативная компетентность говорящего;

* внушение доверия, которое определяется моральным обликом говорящего и его профессиональной компетентностью, доброжелательным отношением к адресату;

* использование стереотипа, что связано со стремлением к идентификации собственного «я»;

* ссылка на личный опыт других как наглядное свидетельство; при этом рассказ должен отвечать двум критериям — вероятности («вполне может быть») и достоверности («это же так и было»);

* использование в речи повторений, сравнений, аналогий, что создает у адресата перспективу рассуждений. Экспериментально доказано, что убеждение опирается на первичный н заключительный аргументы, особенно последний.

При обсуждении дискуссионной темы адресат опирается на первичный аргумент, при обсуждении малоинтересной темы ориентируется на заключительный аргумент.

Пространственные отношения играют важную роль при межличностном взаимодействии. Они предполагают выбор п о з и ц и й по отношению к собеседнику, четкое определение временных н пространственных границ ситуации взаимодействия, оформление занятой позиции посредством вербальных н невербальных средств. Американский культуролог Э. Холл проанализировал закономерности пространственной организации коммуникации, а также влияние территорий, расстояний между коммуникантами и выделил четыре зоны межличностной коммуникации:

• интимную (45-60 см), разделяющую достаточно близких людей;

• личную (45-120 см) — наиболее важное расстояние, которое говорящий поддерживает между собой и остальными людьми;

• социальную (120-260 см), разделяющую людей при формальном и светском общении;

• публичную (от 3,5 м) — дистанция общения на публичных мероприятиях.

2. Проблемы речевого воздействия. Типология речевого воздействия.

Речевое воздействие понимается чаще всего как целенаправленное речевое общение, которое обусловлено мотивационно. Здесь важна целевая установка говорящего, который при помощи речи побуждает адресата начать, изменить или завершить какую-либо деятельность, повлиять на принятие решений и т. д. Речевое воздействие в узком смысле слова обычно используется в сфере корпоративных отношений, когда коммуникантов связывают как отношения равноправного сотрудничества, так и отношения формальной или неформальной субординации. В распоряжении говорящего имеются стратегии статусного и ролевого регулирования, направленные на изменение исходных позиций коммуникантов. В. И. Карасик разграничивает интенциональное (намеренное) и неинтенциональное (побочное) речевое воздействие.

Намеренное речевое воздействие, в частности, может осуществляться посредством:

* авторитета, законной власти носителя институционально более высокого статуса;

* манипуляции;

* убеждения, аргументации;

* силы физической или психической.

В связи с изучением проблем речевого воздействия появились исследования, направленные на изучение механизмов речевого воздействия, в частности «лингвистика лжи», языковая демагогия, речевые манипуляции, речевое планирование и др.

Согласно общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, в процессе речевого общения коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют совместную деятельность. Действие — целенаправленно, а деятельность (совокупность действий) мотивирована (ради чего говорят).

Цель — обязательный для говорящего параметр. Разграничивают два типа целей, которые отражают существенные мотивы человеческого поведения: желание реализовать свое намерение (быть эффективным) и необходимость приспособиться к ситуации. Цели могут быть первостепенными, когда говорящий инициирует коммуникативный процесс и управляет речевыми действиями. Второстепенные цели могут быть связаны с самооценкой говорящего, сохранением лица партнера, стремлением говорящего сохранить и приумножить значимые для него ценности, желанием говорящего управлять ситуацией и избежать отрицательных эмоций. В основе коммуникативных стратегий лежат мотивы, потребности и установки (неосознаваемая готовность говорящих реагировать в определенной форме) коммуникантов.

В современной теории речевого общения модель коммуникативного акта, основные составляющие которой были определены еще Р. О. Якобсоном, включает отправителя (адресанта), само сообщение с его языковым кодом, канал связи (посредник), получателя (адресата), обратную связь, коммуникативный контекст, помехи или шумы (сравните с моделью К. Э. Шеннона, рис. 3. 1). Для анализа речевых стратегий важно то, что каждый из элементов модели обладает воздействующим потенциалом и может использоваться для решения стратегических и тактических задач. Например, для оптимизации речевого воздействия используется стратегия самопрезентации, для сокрытия коммуникативного намерения используется «дипломатический» язык, нечестные приемы полемики н другие манипуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: