Модель коммуникации как речевого события по Р.Якобсону

Модели коммуникации.

Модели коммуникации – способы связи, основанные на взаимодействии источника (коммуникатора, адресанта) и аудитории (коммуниканта, реципиента, адресата).

Простейшая модель коммуникации включает в себя наличие источника, адресата, канала коммуникации и сообщения. На базе этой модели строятся все остальные – более сложные и точные модели коммуникации.

Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: "оратор — речь - аудитория". В современном варианте она выглядит так: "коммуникатор — сообщение — коммуникант".

Прежде всего, это модель Г. Лассуэла.

Она классическая, состоит из пяти элементов, участвующих в процессе общения:

  1. коммуникатор, то есть тот, кто сообщение передает;
  2. сообщение, то есть предмет передачи;
  3. канал, то есть способ осуществления этой передачи;
  4. адресат, то есть направленность сообщения конкретному лицу или нескольким лицам;
  5. результат, то есть эффективность передаваемого сообщения.

К модели Г.Лассуэлла близка так называемая шумовая модель К. Шеннона иУ. Уивера. Она отличается от классической модели лишь одним дополнительным элементом – шумами, или помехами, которые затрудняют процесс коммуникации; это могут быть технические шумы (помехи в канале и передаче) и – что важнее с точки зрения передачи информации – семантические шумы (искажение значения передаваемого сообщения).

Модель коммуникации как речевого события по Р.Якобсону.

Известный лингвист, историк языка, исследователь, психолингвист и проч. Р. Якобсон предложил такую модель коммуникации, в которой общение понимается как событие речевое. Главная роль в ней принадлежит языку, а не информации (в отличие от модели Шеннона).

В модели коммуникации, или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода. Контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.

Якобсон выделяет следующие функции в коммуникативном акте.

1. эмотивная (экспрессивная) сосредоточена на адресате и имеет своей целью прямое выражение говорящего к тому, о чем он говорит, или, как пишет сам Якобсон, «она связана со стремлением произвести впечатление определенных эмоций у реципиента».

Эмотивный слой языка представлен междометиями.

Эта функция окрашивает все высказывания в определенную тональность. Когда человек пользуется экспрессивными элементами, чтобы выразить гнев, радость, изумление, он безусловно передает информацию, но уже о себе, т.е. информацию субъективного плана. (Например, Якобсон иллюстрировал свою мысль примером из театральной практики Станиславского, когда на прослушивание во МХАТе режиссер предлагал сделать из слов «сегодня вечером», меняя их экспрессивную окраску, 40 различных высказываний. Аудитория же должна была понять, о какой ситуации идет речь только по звуковому облику этих двух слов).

2. Конатативная функция (или функция усвоения) - функция ориентирована на адресанта. Выражается в звательной форме и повелительном наклонении.

3. Референтивная функция или коммуникативная, соотносится с предметом, о котором идет речь. Эта функция завязана на отношении сообщения к референту или контексту

4. Фатическая функция; с помощью нее устанавливается, продолжать или прервать коммуникацию, т.е. проверяется, работает ли канал, установлена ли связь с реципиентом. Осуществляется она через обмен риторическими формулировками, единственная функция которых - поддерживать коммуникацию.

5. Метаязыковая функция или функция толкования. Устанавливает тождество высказывания. Здесь стоит сказать, что есть объектный язык, на котором говорят о внешнем мире и есть метаязык, на котором говорят о самом языке. Мы пользуемся метаязыком и в повседневной жизни, например, «вы говорите по-русски; вы понимаете, о чем я говорю».

6. Поэтическая функция языка - направленность внимания на сообщение ради него самого, а не ради референта, контакта или адресата. Это наиболее важная функция в произведении искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: