Понятие «коммуникация». Фазы коммуникаций. Модели коммуникаций

Коммуникация (от лат. communication – сообщение, передача) – передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов.

В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Социальные коммуникации – это общение людей в процессе их совместной деятельности, обмен идеями, мыслями, чувствами, ощущениями, восприятиями, информациями.

Содержание и формы коммуникации отражают общественные отношения и исторический опыт людей. Коммуникация – необходимая предпосылка функционирования и развития всех социальных систем, так как обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу социального опыта, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры.

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио, в 20-х гг. ХХ в. Использование технических средств и одновременно усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации в социальных системах. Развитию теории коммуникации способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики. Ведущую роль в социологическом исследовании проблем коммуникации занимает социология массовой коммуникации.

В разных сферах общественной жизни коммуникация имеет специфику и проявляется в разных формах. Однако можно выделить нечто общее во всех формах коммуникации. Уже Аристотель в «Риторике» заметил, что любое общение предполагает по крайней мере три элемента: говорящего, производимое им сообщение и того, кому это сообщение предназначено.

Процесс коммуникации включает 3 фазы:

6. докоммуникативную фазу, в которой происходит формирование целей и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации

7. коммуникацию, включающую создание, передачу и прием сообщения

8. послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия (эффекты) коммуникации и создается обратная связь.

Основными элементами коммуникации являются субъекты коммуникации: отправитель (коммуникатор) и получатель сообщения (реципиент); средства коммуникации (код, используемый для передачи информации в знаковой форме, канал, по которому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); предмет коммуникации и отображающее его сообщение; эффекты коммуникации, т.е. выраженные или в поведении, или во внутреннем состоянии, или в отношениях субъектов коммуникации последствия коммуникативной деятельности.

В теории коммуникации были представлены различные структурные модели коммуникации, по-разному выделяющие как элементы коммуникации, так и связь между ними. Наибольшую известность и влияние долгое время имела линейная модель коммуникации, сформулированная в 1948 г. американским социологом Г.Д. Лассуэллом в виде следующих вопросов: «кто – сообщает что – по какому каналукому – с каким эффектом?» Эта формула стала основой традиционного деления предметных областей исследования коммуникации на коммуникатора, содержание и средства коммуникации, аудиторию и эффекты воздействия. В формуле Г. Лассуэлла выражен бихевиористский подход к коммуникации как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию.

Альтернативная модель коммуникации (интеракционистская), предложенная в 1953 г. Т. Ньюкомбом на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. Коммуникатор и реципиент здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффекты коммуникации состоят в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что, в свою очередь, означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на коммуникацию ставил в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок. Само согласие есть установление общей картины мира или отдельного объекта у тех, кто объединен в коммуникативный процесс. Отсюда коммуникативный процесс представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому согласие поддерживается, развивается и разрушается. Механизм согласия здесь нечто иное как «взаимное принятие ролей».

Модели Г. Лассуэлла и Т. Ньюкомба использовались социологами и психологами для разработки приемов коммуникации в целях рекламы, политической пропаганды и т. д.

Т. Парсонс, выделяя важную роль коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности считал, что коммуникативный процесс включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве актора – субъекта социального действия. Каждая сторона стремится таким образом воздействовать на реципиента, чтобы стимулироватьответную реакцию (чувство, оценку, действие и т.д.).

Таким образом, Т. Парсонс выделяет следующие элементы коммуникативного процесса:

- Действие актора или носителя сообщения

- Ответную реакцию реципиента

- Содержание коммуникативного процесса

- Взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного действия.

Согласно Т. Парсонсу коммуникативный процесс это необходимая предпосылка становления, развития и функционирования социальных систем, поскольку именно они обеспечивают связь между людьми и общностями. Через коммуникации осуществляется управление.

Г.Маклуэн разработал общую теорию коммуникаций. Он считал, что общий характер культуры и смену исторических эпох определяет развитие коммуникативных средств. Человечество развивалось от устной речи и мифологического мышления (придавшего миру целостность и в тоже время замкнутость), к письменной (обеспечившей сохранение прошлого опыта, фиксацию новых образцов, значений, ценностей, возникновение художественной литературы), к печатному станку (приведшему к доминированию визуального восприятия, формированию национальных языков и государства, распространению рационализма) и к современным аудиовизуальным средствам, радикально изменившим саму среду обитания человека и положившим начало новой информационной цивилизации. Таким образом., разделяя концепцию технологического детерминизма, он сделал упор на технические средства коммуникативного процесса, считая их основными детерминантами его развития.

Н. Луман разработал аутопотетическую модель коммуникаций. Эта система отличается оперативной закрытостью и состоить из множества коммуникативных элементов(потоков информации). Причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Коммуникативные процессы способствуют самоограничению, самовоспроизводству, самоорганизации и самореференции (самопониманию) системы. Таким образом, общество и организации рассматриваются как всеобъемлющие системы всех коммуникаций, воспроизводящие все новые коммуникации.

Все эти модели коммуникаций могут применяться в разных ситуациях и на разных уровнях управления. Их знание снижает вероятность возникновения неэффективных коммуникаций и создает необходимые предпосылки и условия для эффективного управления и принятия решений.

В современных условиях коммуникации в группах, организациях и других социальных системах требуют более сложных моделей. Необходимо учитывать влияние социальных институтов, прослеживать пути распространения сообщений, различные уровни их воздействия. Сегодня доминирует кибернетическая модель коммуникации включающая возможности обратной связи, а также барьеры коммуникации, возникающие на пути прохождения информации от коммуникатора к реципиенту.

В социологии управления и организаций доминирует представление о многоступенчатости коммуникации, о многих промежуточных коммуникативных ролях (лидеры мнений, связные, «вратари» и т.п.), о взаимодействии формальных и неформальных коммуникационных сетей характерно Здесь коммуникации рассматриваются как явление и как процесс.

Как явление коммуникации представляют собой установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс коммуникации отражают принципы и закономерности отношений и взаимодействий между людьми. Средством этих взаимодействий являются коммуникативные связи. Коммуникативные связи –это обмен информацией, идеями, впечатлениями между двумя и более людьми, группами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: