Коммуникант; типы коммуникантов

Менее активной стороной коммуникативного процесса является коммуникант, адресат сообщения, перцептивная сторона коммуникации. Однако не стоит представлять, что этот участник коммуникации только воспринимает информацию, впитывает ее, подобно губке; он реагирует на представленное сообщение словесно или действиями, в результате чего роли участников коммуникативного процесса могут поменяться. Это подтверждается наблюдениями за типами коммуникантов:

1. Доминантный коммуникант - стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, говорит резко, насмешливо, громко. При взаимодействии с таким коммуникантом бесполезно использовать его методы и способы общения, лучше занять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы);

2. Мобильный коммуникант - легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения, увлекается в процессе разговора настолько, что иногда следует возвращать его к теме разговора;

3. Ригидный коммуникант - испытывает трудности при установлении контакта. Поэтому рекомендуется «разогревать» коммуниканта, вести с ним разговор о погоде, о последних политических, международных событиях. После этого коммуникант будет чётко и логично излагать свою позицию;

4. Интровертный коммуникант не стремится овладеть инициативой в процессе общения, характеризуется застенчивостью и скромностью, ощущает скованность в неожиданной ситуации. При общении с такой личностью следует постоянно осуществлять фатическую функцию, при вербальном и невербальном общении, не перебивать.

6. Понятие «информация», ее свойства; условия формирования и трансляции информации.

Общение, коммуникация осуществляется, как правило, с целью передать кому-либо заинтересованному определенные сведения, известные вам, но новые для собеседника факты, некие знания. Именно так – знания, сведения, факты – трактуется информация. Однако такое определение отражает только самый поверхностный слой этого понятия.

Для передачи информации необходимо наличие двух или более участников. Их взаимоотношения строятся по принципу отражения. В результате информационного взаимодействия отдельные свойства, качества, стороны одного объекта заимствуются другим, и этот другой несет в себе, в своей структуре следы воздействия. Таким образом осуществляется движение информации.

Субъекты, участвующие в информационном обмене, имеют разную природу, уровень развития, структуру, содержание. В силу этого отражение не может быть абсолютно тождественным и адекватным, таким, чтобы каждому элементу отражаемого объекта соответствовал элемент отражения, и наоборот.

Любая информация несет в себе что-то новое. Эта новизна всегда содержит в себе элемент неопределенности. Как только взаимодействие произошло (книга прочитана, сообщение получено и понято…), эта неопределенность снимается.

Информация может быть охарактеризована с различных точек зрения. Наиболее важно для информационного обмена в социуме выделение пяти видов информации в соответствии с органами чувств человека:

Ø визуальная (зрительная),

Ø аудиальная (звуковая),

Ø обонятельная,

Ø тактильная,

Ø вкусовая.

Значительную часть информации (более 90%), актуальной для общения в социуме, человек получает и распространяет через зрительный и слуховой каналы.

Любой исследуемый объект может быть охарактеризован с точки зрения его свойств. Свойства информации, отличающие ее от других материальных объектов, делятся на две группы: 1) атрибутивные и 2) ценностные.

Атрибутивные свойства присущи самому объекту, проявляются в любой ситуации и не зависят от человека, его воли и желания:

· способность информации множить разнообразие окружающего мира, а также путем образования информационных связей упорядочить это многообразие, приводя к качественной определенности;

· неотрывность материального носителя и языковая природа информации;

· дискретность информации – свойство передаваться, храниться и использоваться по частям;

· избыточность – свойство информации многократно дублироваться в структуре материального носителя, гарантирующее устойчивость информации и надежность ее передачи;

· рассеяние – способность информации к хаотичному, неконтролируемому распространению во времени и пространстве, в силу чего затрудняется ее использование. Это свойство отражает стремление информации расширить поле своего влияния;

· концентрация – сужение поля возможного распространения информации, ограничение ее распространения различного рода рамками. Одновременно оно характеризует способность путем отражения в структуре материального носителя накапливаться и сохраняться во времени.

Ценностные свойства информации определяют ее полезность для человека (полезна, бесполезна, вредна) и характеризуются такими понятиями, как полнота и достоверность.

Полнота информации определяется степенью адекватности воспроизведения информации в материальном носителе. Полной мы считаем информацию, которая содержит совокупность всех сторон объекта, дает наиболее адекватную его характеристику, позволяет вычленить главное и отсечь несущественное.

Понятие «достоверность» важно для определения понятия «дезинформация», которое рассматривается как преднамеренное искажение содержания информации. Это не обязательно ложный факт; он может быть вполне реален, но либо его значение искажено, либо акцент сделан не на наиболее важных сторонах информации, а на случайных, второстепенных деталях. Постепенное уменьшение достоверности информации может быть связано с ее устареванием.

Механизм распространения информации затруднен из-за специфических свойств ее распространения в материальном мире и психофизиологических особенностей ее восприятия человеком. Изначально препятствием являются пространство и время.

Пространственная и временная ограниченность преодолевается на уровне конкретного индивида. Эволюционно сформировался человеческий мозг, в структуре нервных связей которого фиксируются образы воспринимаемой информации, а передвигаясь в пространстве и распространяя информацию, человек сам выступает в качестве ее материального носителя.

Но память отдельного человека – ненадежный инструмент. Человек может забыть содержание сообщения, исказить его, не суметь адекватно его передать; умирая, он уносит с собой часть информации. С развитием общества накапливаются знания, которые не может вместить память. Это поставило человечество перед необходимостью фиксировать информацию с целью ее хранения, передачи и дальнейшего использования.

Непременным условием фиксации информации является ее кодирование, которое понимается как специально выработанная система правил (приемов) записи информации.

Основные понятия кодирования – это знак, код и язык, с помощью которых информация фиксируется и передается во времени и пространстве.

Знак – это минимальная значащая единица в системе языка, обладающая материальной (чувственно воспринимаемой) оболочкой и значением.

Код – это набор знаков, упорядоченных в соответствии с определенными правилами того или иного языка.

Язык – это совокупность знаков и правил их сочетания для формирования целостного сообщения.

Любой язык предназначен для общения, то есть для передачи информации. В этой связи любой язык представляет собой семиотическую (знаковую) систему, где каждый знак наделен определенным значением, а их упорядоченное соотношение служит для формирования и передачи мысли.

Наиболее понятным для нас является используемый для передачи информации естественный язык, сформировавшийся в ранние периоды развития социума, когда человек осознал необходимость общения и попытался найти пути и средства обмена информацией.

Любой национальный язык рассматривается как развивающаяся, открытая система, подверженная различным изменениям. Декларируемая универсальность языка ограничена, поскольку в определенных ситуациях использование естественного языка затруднено, ограничено или вообще невозможно. Это определило необходимость создания специальных систем для обмена информацией, которые получили название искусственных языков (искусственных знаковых систем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: