Структура общения: интерактивная, коммуникативная и перцептивная стороны

Для общения необходимо наличие хотя бы двух активных сторон, одна из которых передает некую информацию, а другая воспринимает сообщение и определенным образом на него реагирует.

То есть структура общения между людьми состоит из интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон.

Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действий, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми.

Перцептивная заключается в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее. Коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

Человек-коммуникатор и его роль в коммуникативном процессе.

Наиболее активной стороной коммуникации является коммуникатор - это человек, который хочет передать какую-либо информацию получателю, он заинтересован в передаче информации и прилагает для этого определенные усилия независимо от сферы, в которой происходит общение.

Коммуникатор - инициатор коммуникативных связей, - это человек (или группа лиц), влияющий на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, для того чтобы получить нужную реакцию или ответ.

Поэтому:

 - человек-коммуникатор входит в общение, имея свои, определенные и заранее сформулированные цели;

 - человеку-коммуникатору нужен результат, и когда этот результат можно получить с помощью открытого и прямого взаимодействия, человек-коммуникатор будет действовать прямо и открыто. Если более эффективно в конкретной ситуации действовать более скрыто, используя обходные пути, Человек-коммуникатор пойдет обходными путями. Ничего личного - просто эффективность;

- человек-коммуникатор готов к тому, что его партнер будет действовать так же, и подобные скрытые действия, хотя и по определению являются манипуляциями, так не квалифицируются. Просто - профессиональные приемы.

Η. Н. Богомолова предлагает целостную социально-психологическую модель коммуникатора, в которой выделяются два ряда характерных коммуникативных отношений:

Коммуникатор - сообщение,

Коммуникатор - аудитория.

Каждый ряд отношений включает свой набор характеристик коммуникатора, которые можно разбить на пять смыслообразующих факторов:

1) компетентность - определяет уровень знаний и умений коммуникатора, насколько хорошо и грамотно он разбирается в обсуждаемых вопросах (у коммуникатора может быть высокий, средний и низкий уровни компетентности);

2) искренность - демонстрируемая, возможно и неискренняя, вера коммуникатора в то, что он говорит, декларируемая убежденность в своей позиции;

3) привлекательность - фактор, определяющий уровень заинтересованности в сообщении, насколько высоко ощущение симпатии аудитории, располагает ли коммуникатор к общению, вызывает ли доверие;

4) знание и уважение аудитории - определяет, насколько хорошо коммуникатор знает особенности аудитории, уровень ее притязаний, потребностей и увлечений;

5) коммуникабельность - умение вести плодотворную беседу, приятно общаться, располагать к себе собеседника, создавать доброжелательную атмосферу взаимодействия.

Важными факторами общения с конкретным коммуникатором являются его престижность, надежность, доверительность.

Выделяются типы коммуникаторов:

Люди престижа - те, кто определяют содержание и каналы передачи информации. Как правило, они транслируют такие качества, как статусность, официальность, или, наоборот, независимость, самостоятельность;

  Лидер мнений (ключевой коммуникатор) - член общества, к мнению которого прислушивается большинство.

Среди наиболее распространенных типов профессионалов-коммуникаторов можно назвать следующие: специалист по связям с общественностью; имиджмейкер; пресс-секретарь; специалист по рекламе и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow