ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ В ХХ – XXI ВВ.
Первый этап в развитии зарубежной историографии.
Второй этап в развитии зарубежной историографии.
Третий этап в развитии зарубежной историографии.
Развитие мировой науки в XX веке шло ускоренными темпами. Тот же процесс затронул и общественные науки. Изучение истории превратилось в важнейшую гуманитарную отрасль знания, которая помогает справиться со многим современными проблемами Человечества.
Современная зарубежная историческая наука – это целый комплекс, в который входят:
- научные школы со своими традициями,
- научно-исследовательские учреждения, тесно связанные с практической деятельностью,
- постоянная издательская деятельность
И многое другое.
В ХХ веке зарубежная историческая наука прошла в своем развитии несколько этапов: от критики позитивизма в начале столетия к формированию так называемой «новой исторической науки». Большое влияние на ее развитие оказали крупнейшие исторические события: Первая и Вторая мировые войны, Октябрьская социалистическая революция в России, «холодная война», НТР. Таким образом, развитие истории шло совместно с развитием человеческой цивилизации. В центре ее изучения по-прежнему находится Человек.
|
|
На протяжении XX в. историческая наука не раз претерпевала радикальные изменения, которые ученые назвали поворотами. Эти изменения касались понимания предмета науки, ее содержания, проблематики, методов исследования и в конечном счете ее профессионально-научного и социального статуса.
Главные ступени развития исторической науки восходят к важнейшим этапам общественного развития. Так как существенным фактором в процессе познания является методология, то и этапы развития науки различаются по изменяющимся методам исследования, смене мировоззренческих принципов в осмыслении прошлого.
Исходя из этого следует говорить о таких этапах в развитии исторической науки, как:
- Историческая наука в эпоху Древности.
- Историческая наука в эпоху Средневековья.
- Историографии эпохи Возрождения (исходный рубеж для историографии Новой и Новейшей истории), XIV – XV вв.
- Историческая наука в эпоху Просвещения, XVII-XVIII вв.
- Историография романтизма (первая половина XIX в.).
- Историография позитивизма (вторая половина XIX в.).
- Возникновение и развитие марксистской исторической науки (К. Маркс и Ф. Энгельс), в основе которой лежит материалистическое понимание истории.
- Эволюция ортодоксального позитивизма в первой и второй трети ХХ в.
- «Новая историческая наука» (1960-е – 1980-е гг.).
- Постмодернистская историография (1990-е – 2000-е – 2010-е гг.).
|
|
1.
Кризис историографии в начале XX в. был связан со сменой научных парадигм, принципов и методов познания, а также с изменениями социального статуса исторической науки. В любой отрасли знания в какой-то момент возникает ситуация, когда ее доминирующая научная модель оказывается не в состоянии объяснить полученные научным сообществом новые результаты. Усиливается разрыв между эмпирическими данными науки и ее теоретическими постулатами. Период кризиса – это период ломки старой парадигмы науки и активного поиска ее нового образа, соответствующего изменившимся реалиям. Поэтому он характеризуется острыми методологическими дискуссиями, появлением конкурирующих исследовательских стратегий, существенным расширением самого познавательного поля науки.
Кризис исторической науки в XX в. являлся закономерным следствием бурного развития исторического познания предшествующего столетия, в результате чего возникла острая потребность привести теоретическое знание об истории в соответствие с ее значительно расширившейся эмпирической базой.
Пересмотр старой научной парадигмы начался уже на рубеже XIX-XX вв. с утверждения принципиального различия между историческим и естественнонаучным познанием, что в конце концов привело к радикальным изменениям в самом образе истории. Однако в первом десятилетии XX в. никто еще не отрицал, что история является наукой, имеющей дело с конкретным, единичным, неразложимым на более простые элементы историческим фактом. Более решительная атака на позитивизм была предпринята только накануне и во время Первой мировой войны. Начавшийся на рубеже веков методологический кризис в годы войны получил колоссальный импульс и превратился в общий кризис исторической науки.
Будучи формой самосознания общества, история чутко реагирует на его проблемы, и чем эти проблемы значительнее и острее, тем масштабнее их влияние на состояние науки. Вот почему проблема кризиса исторической науки имеет еще и выраженный социальный аспект, который существенно осложняет и обостряет все его течение. Потрясения начала века развеяли оптимистическую уверенность в безостановочном поступательном развитии западной цивилизации, способной гармонично решать все свои проблемы. Рушилась теория прогресса, вновь появилось стремление найти идеал в прошлом. Вместе с оптимистическими ожиданиями потерпел крушение образ самой истории – мудрой наставницы жизни, способной на основании глубокого понимания прошлого прорицать будущее. Остро встал вопрос о том, нужна ли история вообще.
Под вопрос была поставлена сама возможность рационального познания мира. На первый план постепенно выходила событийная история.
Важную роль в пересмотре основных принципов исторического познания сыграл и произошедший в конце XIX – начале XX в. переворот в научной мысли – революция в физике.
О глобальном значении этой научной революции очень точно сказал позднее Люсьен Февр; «Ясно как день, что фактической отправной точкой всех новых концепций, овладевших учеными (или, вернее, исследователями, теми, кто создает, кто движет вперед науку и чаще всего бывает поглощен именно исследованиями, а не их осмыслением), – этой отправной точкой была великая и драматическая теория относительности, потрясшая все здание науки, каким оно представлялось людям моего поколения в годы их юности»".
Теория относительности Альберта Эйнштейна и другие великие открытия в физике и математике обосновали новую, релятивистскую, картину мира (пришедшую на смену механистической), исходящую из признания органической связи пространства и времени с движением материи и вытекающего отсюда вероятностного характера естественнонаучных законов и, соответственно, вероятностной, относительной природы научной истины.
|
|
Теория бессознательного Зигмунда Фрейда способствовала распространению иррационального подхода в попытках объяснить происходящие в мире (в том числе с участием людей) процессы.
Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм – это, другими словами, относительность, условность и субъективность человеческого познания.
Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма – отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.
Проявлением кризиса в историографии явилось распространение идеи о непознаваемости истории. Огромное влияние на развитие исторической науки оказал философский иррационализм.
Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный, нелогичный) – философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.
Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, история и т.д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека.
|
|
Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер и др.
Наиболее последовательное отрицание «научной истории» нашло отражение в работах Освальда Шпенглера (1880-1936 гг.) «Закат Европы» и Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975) «Постижение истории».