Появляются новые теории общественного развития (теория стадий экономического роста, теория постиндустриального общества, теория конвергенции)

В поисках новой методологии исторического познания противники неокантианских воззрений обратились к структурализму, разработанному французскими учеными в лингвистике, а затем распространенному и на некоторые гуманитарные науки.

Структурализм – это совокупность подходов, возникших главным образом в социальных и гуманитарных науках в середине ХХ века. Структуралисты использовали понятие структуры – теоретическую модель, которая функционирует бессознательно или не может восприниматься эмпирическим образом. Структура определяла форму изучаемого объекта как систему, состоящую из отношений между её элементами. Термин «структура» трактовался по-разному в различных направлениях; возникнув в рамках позитивизма в конце XIX века, термин постепенно эволюционировал с институциональным развитием социальных и гуманитарных наук; вплоть до 1945 года понятие структуры применялось в основном в лингвистике и фонологии, затем распространилось в других дисциплинах.

Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Демаркация интеллектуальных границ структурализма произошла после 1945 г. Направление стало комплексным полем исследований со значительными расхождениями в различных странах и академических дисциплинах. Структурализмом стали называть междисциплинарное интеллектуальное движение, главным образом во Франции, в период между 1950 и 1970 гг. Структуралисты провозглашали разрыв с предшествующим знанием, решительно отказывались от исторического и темпорального (диахрония) измерений и выступали за формалистский подход к структуре. В определенный момент структурализм вышел за академические рамки и захватил области литературы, массмедиа и политики. Структурализм был представлен небольшой группой ключевых фигур, таких как Клод Леви-Стросс в антропологии, Ролан Барт в литературной критике, Жак Лакан в психоанализе, Мишель Фуко и Луи Альтюссер в философии.

Структуралисты видели решение задачи максимального устранения субъективизма из процесса познания, во-первых, в надлежащем выборе объекта исследования, во-вторых, в применении новых методов в процессе познания. Они выделяли категорию так называемых «бессознательных структур», свободных от субъективных моментов: экономические отношения, система обычаев и традиций, мифы, верования и т.д. Другой способ устранения субъективного элемента из самого процесса исследования они усматривали во внедрении в историческую науку методов естественных наук, главным из которых в познании социальной жизни является построение и изучение типологической модели.

Новая методология, выдвинув в качестве главного объекта исследования общественные структуры, открыла возможность изучения социально-экономических проблем и массовых явлений социальной жизни. Все это значительно расширило спектр исторических исследований, привело к появлению новых исторических дисциплин. Само формирование и развитие новой методологии исторического позна­ния испытало на себе воздействие марксизма (прямое или чаще че­рез леворадикальную мысль). Один из основателей структурализма К. Леви-Стросс писал, что понятие структуры он «заимствовал, в частности, у Маркса и Энгельса». Но это не значит, что новая научная история стала на промарксистские позиции, большей частью объект исследования нередко встраивался в историко-социологическую схему: доиндустриальное (традиционное) общество, общество эпохи промышленной революции, индустриальное и постиндустриальное общество. Не исчезли и мировоззренческие различия среди историков, они сказались не только в трактовке исторических процессов, но и в выборе самих объектов исследования.

Конкретным проявлением изменений в исторической науке стало появление так называемой «новой исторической науки» - теории для объяснения накопленной информации и новых условий существования.

«Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) – историческое направление в современной историографии, которое берет начало во Франции, где его предтечами выступили Анри Берр с его «Журналом исторического синтеза» (1900 г.), но, в первую очередь, Школа «Анналов» (фр. École des Annales), основанная Люсьеном Февром и Марком Блоком. Сторонники Школы «Анналов» группировались вокруг журнала, называвшегося «Анналы» (с 1929 по 1939 гг.), «Анналы экономической и социальной истории» (с 1939 по 1941 гг.), послевоенное название издания – «Анналы: экономики, общества, цивилизации», затем «Анналы. История, социальные науки» (с 1994 г.). Эта историческая школа оказала значительное влияние на формирование всей мировой историографии на протяжении XX в. Произошла замена классической «истории – повествования» «историей – проблемой», а также предпринимались попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные.

В трудах последователей школы «Анналов» произошел разрыв с традициями позитивизма в истории. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков. Основной задачей истории как особо значимой науки о «человеке, человеке в обществе и во времени» выступает создание «всеобъемлющей» истории – «истории, которая стала бы центром, сердцем общественных наук, средоточием всех наук, изучающих общество с различных точек зрения - социальной, психологической, моральной, религиозной, эстетической и, наконец, с политической, экономической и культурной».

Сторонники «Новой исторической науки» привлекают результаты исследований смежных наук, изучающих человека – социологии, политологии, этнологии, этнографии, психологии, демографии, антропологии, археологии, лингвистики, и др., а также расширили круг исторических источников. Это привело к эпистемологическому повороту в исторической науке.

Эпистемология (от др.-греч. ἐπιστήμη «научное знание, наука», «достоверное знание» + λόγος «слово», «речь»)философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: