Большие данные (Big data)

Сегодня являются одним из главных локомотивов развития супер-компьютеров и компьютерных мощностей.

Базы данных.

Примером применения баз данных в цифровых гуманитарных науках может служить проект HathiTrust.org, основанный в 2008 г. на базе университетов Калифорнии, Индианы и Иллинойса, объединяет электронные копии более трех миллионов исследовательских записей (книги, отчеты, публикации и другие документы), доступных для чтения и полнотекстового поиска, и аккумулированных из 60 научных библиотек США. При проектировании инструментов для эффективного использования фондов и ресурсов этой электронной библиотеки организаторы сталкиваются с множеством проблем управления таким массивом данных. И для HathiTrust, как и для любого другого цифрового проекта, оперирующего данными, один из главных вопросов, требующий решения в первую очередь, — вопрос организации баз данных, включающий в себя следующие вызовы: качество данных, организация структуры данных, недостатки описания, преодоление ограничений авторских прав для научных целей, корректное визуальное отображение, создание и поддержка сообщества энтузиастов вокруг проекта.

Визуализация данных.

Визуализация данных позволяет создать наглядное суммарное представление об объекте путем соединения различных типов данных, например, времени и характеристик. Также в цифровых гуманитарных науках визуализация облегчает запоминание, позволяет быстро оценить данные, способствует распространению и популяризации знания.

Краудсорсинг.

Вовлечение интернет-пользователей к участию в научной деятельности и развитие проектов гражданской науки, как показывают результаты проекта Zoouniverse.org, является достаточно эффективным и перспективным направлением. Примерами успешных краудсорсинговых проектов в искусстве и гуманитарных науках также могут являться разработки Оксфордского университета “The Great War Archives” и “What's the Score at the Bodleian?”, проект Университетского Колледжа Лондона “Transcribe Bentham”, проект Би-Би-Си “Your Paintings”.

 

Цифровая история (Digital history) – раздел цифровых гуманитарных наук, изучающий использование компьютерных технологий и цифровых медиа для исторического анализа, исследований и визуализации данных.

Перевод «цифровая история» является буквальным, но не совсем точным, так как вызывает ассоциации с тем разделом истории, который занимается статистическими источниками, так называемой «историей в цифрах». Более корректным является перевод «историческая информатика», который и используется некоторыми российскими учеными.

Два основных применения данного направления – знакомство интернет-аудитории с цифровыми архивами, интерактивными картами, хрониками событий (т.е. углубление исторических знаний пользователей Сети) и создание новых исследовательских инструментов для учёных-историков, помогающих им в развитии истории как науки. Последние исследования в области цифровой истории включают в себя следующие элементы: креативность, сотрудничество различных специалистов, новейшие технологии, интеллектуальный анализ данных, корпусную лингвистику, 3D-моделирование и анализ больших данных.

Цифровая история 1960-х и 1970-х годов фокусировалась на количественном анализе, в основном используя демографические данные — результаты переписи, итоги выборов, телефонные справочники и т.д. Компьютеры того времени производили статистический анализ и определяли различные тренды в развитии отдельно взятого общества. Концентрация на демографии объясняется тем, что флагманским направлением развития истории являлась история общества. В конце семидесятых интерес нового поколения историков сместился в сторону культурологии, а количественный анализ, наряду с клиометрикой, постепенно стал восприниматься, как инструмент экономистов и политологов.

В 1980-е годы стало активно развиваться программное обеспечение, что привело к созданию библиотекой Конгресса в 1982 г. проекта Optical Disk Pilot Project. Суть проекта заключалась в публикации части архивов библиотеки на лазерных дисках.

В дальнейшем, была основана Ассоциация истории и обработки данных.

В 1994 г. в Университете Джорджа Мейсона был основан Центр истории и новых медиа имени Роя Розенцвейга.

В 1997 г. Эдвард Айерс и Уильям Томас впервые использовали термин «цифровая история», основав Центр цифровой истории Университета Вирджинии, первый исследовательский центр, посвященный исключительно истории.

 

Цифровая история, наряду с традиционными методами изучения истории, может использоваться следующим образом:

- соединение новых и уже привычных исследовательских методов позволяет учёным прийти к новым выводам, обнаружить ранее неизвестные закономерности, по-новому интерпретировать уже известную информацию;

- технологии могут выполнить работу, с которой не справится человек, - например, обработать огромное количество одно- или разнородных данных;

- создание инфографик, моделей и карт данных.

 

Так как проекты в области цифровой истории требуют участия самых разных специалистов, от ученых-историков до программистов, данное направление развивается в основном на базе университетов и научно-исследовательских организаций, обладающих необходимыми ресурсами для организации работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: