Большое количество проектов реализуется в Центре истории и новых медиа имени Роя Розенцвейга и Центре цифровой истории Университета Вирджинии

Вносят свой вклад в развитие данной сферы проекты кафедры (департамента) Digital Humanities Лондонского Королевского колледжа. Преподаватели и студенты кафедры создали онлайновую базу данных «Духовенство англиканской церкви» 1,5 млн записей которых содержат информацию о биографии священников и учителей приходских школ в период от Реформации до середины XIX века.

Отдельного внимания заслуживает совместный проект Университета Виктории, Шербруксого университета и Педагогического института Онтарио (входит в состав Университета Торонто) Great Unsolved Mysteries in Canadian History. В отличие от более академичных проектов, упомянутых выше, этот проект создан для широкой публики. На сайте размещены обучающие материалы, с помощью который любой желающий может овладеть начальными навыками проведения исторических исследований. Данный инструмент используется канадскими преподавателями, чтобы помочь им развить у студентов аналитические навыки и комплексное понимание истории страны.

Одним из неисследовательских проектов в данной области является British History Online, электронная библиотека, содержащая около 4 млн оцифрованных страниц британских национальных и местных газет восемнадцатого, девятнадцатого, в некоторых случаях двадцатого века.

В России крупнейшей на 2015 г. электронной библиотекой является Национальная электронная библиотека, являющаяся частью Российской государственной библиотекой. Количество обращений за 2015 год составило 9 478 349 раз.

 

Историческая информатика – междисциплинарная область исследований на стыке исторической науки и информатики. В основе исторической информатики лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа цифровых версий исторических источников всех видов.

Термин «историческая информатика» был введен в начале 1990-х годов Л. И. Бородкиным. Основные концепции и подходы исторической информатики разрабатываются на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в сотрудничестве с рядом научно-образовательных центров, объединенных под эгидой межрегиональной ассоциации «История и компьютер», созданной в 1992 г. в качестве российской ветви Международной ассоциации «History and Computing».

Теоретической основой исторической информатики является современная концепция информации (включая социальную информацию) и теоретическое источниковедение, а прикладной информационные и компьютерные технологии.

Историческая информатика изучает и развивает методы и процессы сбора, хранения, обработки, передачи, поиска, анализа и оценки исторической информации с применением компьютерных технологий.

Направления исторической информатики включают электронную публикацию исторических источников, разработку исторических баз данных и тематических интернет-ресурсов, исторических геоинформационных систем, виртуальных 3d реконструкций объектов культурного наследия, использование компьютеризованных методов и технологий анализа статистических, структурированных, текстовых, изобразительных, аудиовизуальных и других источников, компьютерное моделирование исторических процессов, а также создание специализированного программного обеспечения и применение информационных технологий в историческом образовании (включая обучение в режиме онлайн).

В исторической информатике принято выделять ресурсную (инфраструктурную) и аналитическую (ориентированную на получение содержательно-значимых результатов) компоненты. В последнее десятилетие появилась тенденция обозначать ряд направлений, традиционно развивавшихся в рамках исторической информатики, термином «цифровая история» (при этом «digital history» трактуется как составляющая более широкой междисциплинарной области «digital humanities»).

 

Таким образом, можно говорить, по крайней мере, о двух аспектах «цифрового поворота» в исторической науке:

1. Цифровая публичная история. Цифровая история в своей версии 2.0 позволила открыть новые возможности для распространения исторических знаний, что с изобретением технологий коллективного участия в онлайн-проектах (так называемых Веб 2.0) стало важной чертой многих ресусрсов исторической тематики, использующих технологии «краудсорсинга». Принципиальной опасностью сегодня является то, что специалисты чаще всего не контролируют развитие и качество тех ресурсов, которые развиваются естественным «цифровым» путем, но эти изменения далеко не всегда гарантируют качество самих ресурсов. Учитывая возможности новых онлайн-технологий и рассматривая то новое, что они привносят в ремесло историка, возможно предположить, что цифровая революция начинает конкурировать с профессиональными возможностями реконструировать прошлое. А история в таких условиях становится открытой территорией для любителей, желающих поиграть с историей.

Практика применения информационных технологий в ходе исторических исследований.

 

Основной конфликт в современной историографии – противоречие между метафизическим подходом (постмодернизм и постструктурализм) и подлинным историзмом.

В любом случае в спорах речь идет об истории как специфическом научном знании и этот процесс бесконечен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: