Показатели информационной системы

Содержание системы информационного обеспечения управления финансами, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации.

Система показателей информационного обеспечения управления финансами, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы.

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.

Данные показатели необходимы для анализа и прогнозирования условий внешней финансовой среды предприятия. Их формирование основывается на данных государственной статистики.

Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие подразделяются на два блока:

1) показатели макроэкономического развития: темп роста ВВП, доходы населения, вклады населения в банках, индекс инфляции, учетная ставка центрального банка и т.д.

2) показатели отраслевого развития: динамика объема реализованной продукции, общая стоимость активов предприятий отрасли, сальдированный финансовый результат по отрасли, ставки налогообложения, индексы цен на продукцию отрасли.

2. Показатели конъюнктуры финансового рынка.

Показатели этой группы служат для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента. В систему этих показателей включаются:

- объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

- динамика биржевых индексов;

- ставки по кредитам в коммерческих банках, дифференцированные по срокам финансового кредита;

- депозитные ставки;

- курсы валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности;

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.

Система этих показателей используется в основном для принятия оперативных решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: «Банки»; «Страховые компании»; «Поставщики продукции»; «Покупатели продукции»; «Конкуренты». Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления финансами и другими условиями.

Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые информационными компаниями.

4. Нормативно - регулирующие показатели.

Эти показатели учитываются в процессе подготовки решений, связанных с особенностями регулирования финансовой деятельности предприятий. Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственного управления.

Система показателей информационного обеспечения управления финансами, формируемых из внутренних источников, делится на три группы.

1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в целом. Данные показатели отражаются в различных формах финансовой отчетности предприятия (балансе, отчетах о прибылях и убытках, движении капитала, и др.)

Показатели этой группы используются как внешними, так и внутренними пользователями. Они применяются в процессе финансового анализа и планирования, дают наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия. Формирование показателей этой группы основывается на данных финансового учета предприятия.

Преимуществами этих показателей является их унифицированность (так как они базируются на общепринятых принципах учета, что позволяет сравнивать эти показатели с другими аналогичными предприятиями), и регулярность формирования.

К недостаткам этих показателей относятся:

- невозможность использовать при принятии решений по отдельным сферам финансовой деятельности, центрам ответственности и т.п.;

- низкая периодичность разработки;

- использование только стоимостных показателей (затрудняет анализ влияния цен на формирование финансовых ресурсов).

2. Показатели, характеризующие финансовые результаты отдельных структурных подразделений предприятия. Эти показатели формируются на основе данных управленческого учета и используются для текущего и оперативного управления всеми аспектами финансовой деятельности предприятия.

Управленческий учет (в сравнении с финансовым) обладает следующими преимуществами:

- отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а следовательно и тенденции изменения цен);

- периодичность представления соответствует потребности в информации;

- учет может быть структурирован в любом разрезе - по центрам ответственности, видам финансовой деятельности и т.п.

Результаты управленческого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям.

3. Внутренние нормативно-плановые показатели. Данные показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля за осуществлением финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по следующим двум блокам:

а) система внутренних нормативов;

б) система плановых показателей.

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения финансового менеджмента, ориентированную как на принятие стратегических финансовых решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: