Структура капитала предприятия

Структура капитала — соотношение собственного и заемного капитала, используе­мого предприятием.

В структуре собственного капитала выделяют:

Уставный капитал — средства, инвестированные собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Формируется путем продажи акций или внесения паевых взносов участников хозяйственных обществ.

Прибыль является одним из основных источников средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в завуалированном виде — как созданные за счет прибыли фонды и резервы.

Нераспределенная прибыль — часть чистой прибыли предприятия, полученная в предшествующих периодах и не использованная на потребление собственниками. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства.

Резервный фонд (резервный капитал) — часть собственного ка­питала, формируемая за счет прибыли (минимальный размер отчислений регулируется законодатель­ством); размер РК определяется учредительными документами. Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т.е. является страховым по своей природе.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования.

Прочие формы собственного капитала — расчеты с участниками (по выплате им доходов) и др.

К основным источникам заемного капитала относятся:

- ссуды банков;

- заемные средства;

- средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

- кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине: в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право только на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами[15].

Основной целью управления капиталом предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых акти­вов и оптимизация его структуры.

С учетом этой цели процесс формирования капитала предприятия строится на основе следующих принципов:

1. Соответствие объема привлекаемого капитала потребности в оборотных и внеоборотных активах с учетом перспектив развития предприятия.

2. Обеспечение оптимальной структуры капитала с позиций эффективности его функционирования при сохранении необходимого уровня финансовой устойчивости.

3. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала.

При формировании структуры капитала учитываются особенности каждой из его частей[16].

Собственный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:

1) простотой привлечения;

2) более высокой способностью генерирования при­были (т.к. не требуется уплата ссудного процента);

3) обеспечением финансовой устойчивости предприятия, его платежеспособности.

Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:

1) ограниченность объема привлечения;

2) высокая стоимость в сравнении с заемными источниками.

Заемный капитал характеризуется следующими поло­жительными особенностями:

1) широкими возможностями привлече­ния, особенно при высоком кредитном рейтинге предпри­ятия, наличии залога или гарантии поручителя;

2) обеспечением роста финансового потенциала при необходимости существенного расши­рения активов предприятия;

3) более низкой стоимостью в сравнении с собствен­ным капиталом за счет "налого­вого щита";

4) способностью генерировать прирост финансовой рентабельности.

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

1) его использование генерирует риски снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удель­ного веса заемного капитала;

2) активы, сформированные за счет заемного капи­тала, генерируют меньшую (при прочих равных услови­ях) норму прибыли;

3) сильная зависимость от конъюнктуры финансового рынка;

4) сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: