Структура капитала — соотношение собственного и заемного капитала, используемого предприятием.
В структуре собственного капитала выделяют:
Уставный капитал — средства, инвестированные собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Формируется путем продажи акций или внесения паевых взносов участников хозяйственных обществ.
Прибыль является одним из основных источников средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в завуалированном виде — как созданные за счет прибыли фонды и резервы.
Нераспределенная прибыль — часть чистой прибыли предприятия, полученная в предшествующих периодах и не использованная на потребление собственниками. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства.
Резервный фонд (резервный капитал) — часть собственного капитала, формируемая за счет прибыли (минимальный размер отчислений регулируется законодательством); размер РК определяется учредительными документами. Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т.е. является страховым по своей природе.
|
|
Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей.
Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования.
Прочие формы собственного капитала — расчеты с участниками (по выплате им доходов) и др.
К основным источникам заемного капитала относятся:
- ссуды банков;
- заемные средства;
- средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
- кредиторская задолженность.
Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине: в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право только на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами[15].
Основной целью управления капиталом предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизация его структуры.
С учетом этой цели процесс формирования капитала предприятия строится на основе следующих принципов:
1. Соответствие объема привлекаемого капитала потребности в оборотных и внеоборотных активах с учетом перспектив развития предприятия.
2. Обеспечение оптимальной структуры капитала с позиций эффективности его функционирования при сохранении необходимого уровня финансовой устойчивости.
|
|
3. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала.
При формировании структуры капитала учитываются особенности каждой из его частей[16].
Собственный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:
1) простотой привлечения;
2) более высокой способностью генерирования прибыли (т.к. не требуется уплата ссудного процента);
3) обеспечением финансовой устойчивости предприятия, его платежеспособности.
Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:
1) ограниченность объема привлечения;
2) высокая стоимость в сравнении с заемными источниками.
Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:
1) широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя;
2) обеспечением роста финансового потенциала при необходимости существенного расширения активов предприятия;
3) более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет "налогового щита";
4) способностью генерировать прирост финансовой рентабельности.
В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
1) его использование генерирует риски снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса заемного капитала;
2) активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли;
3) сильная зависимость от конъюнктуры финансового рынка;
4) сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах).