Товарная политика – выработка решений по созданию новых товаров и обновлению в соответствии с требованиями рынка существующих изделий, разработка товарного ассортимента, упаковки и товарных марок, обеспечение надлежащего качества и конкурентоспособности товаров, позиционирование товаров на рынке, анализ и прогнозирование жизненного цикла товаров.
Таким образом, товарная политика предполагает определённые действия изготовителя или наличие у него определённых принципов поведения.
Цели товарной политики:
1) Обеспечить преемственность решений и мер по формированию оптимального ассортимента товаров;
2) Поддерживать конкурентоспособность товаров на заданном уровне;
3) Целенаправленно адаптировать ассортиментный набор к требованиям рынка (покупателей);
4) Находить для товаров перспективные сегменты и рыночные ниши;
5) Способствовать разработке и осуществлению стратегии товарных знаков, упаковки, сервиса.
Условия разработки и осуществления товарной политики:
|
|
1) Чёткое представление о целях производства и сбыта на перспективу;
2) Наличие корпоративной стратегии действий на долгосрочную перспективу;
3) Хорошее знание рынка, его требований и перспектив, ясное представление о своих возможностях и ресурсах.
Используемые варианты товарных стратегий:
1) Недифференцированный маркетинг;
2) Концентрированный маркетинг;
3) Дифференциация товара;
4) Сегментация и позиционирование товара.
Товарная политика – очень важная составляющая часть производственной и маркетинговой политики предприятия. Отсутствие товарной политики приводит к тому, что нарушается принцип деятельности предприятия, направленной на конкретного потенциального потребителя. Это приводит также к неустойчивости товарного ассортимента, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для предприятия указателем общей направленности действий и даёт возможность корректировать текущую ситуацию.
Товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку.
Товарный ассортимент объединяет группы товаров по следующим признакам:
· Предназначение для одних и тех же сегментов покупателей;
· Реализация через одни и те же торговые заведения;
· Схожесть в области использования;
· Продажа в определённом диапазоне цен.
Товарный ассортимент включает различные виды товаров (автомобиль, холодильник, телевизор). Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.
|
|
Товарная номенклатура – если у организации насчитывается несколько ассортиментных групп товаров.
Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной, сопоставимостью.
Широта ассортимента – количество ассортиментных групп. Например, предприятие выпускает холодильники одно -, двух -, трёхкамерные.
Глубина ассортимента – количество позиций в каждой ассортиментной группе.
Например, холодильники однокамерные могут быть разной мощности, дизайна; или зубная паста «Лесная» выпускается в форме трёх тюбиков, отличающихся по весу, и кроме того, различается по четырём видам лекарственных добавок.
Таким образом, глубина ассортимента зубной пасты «Лесная» составляет 12 (3 x 4).
Сопоставимость (гармоничность) – соотношение между предполагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, цен, каналов распределения и др.
Например, широкая номенклатура потребительских товаров может быть сопоставима по каналам сбыта, печатная продукция – по конечному потребителю.
С помощью параметров товарного ассортимента определяется товарная политика фирмы. Решаются вопросы расширения товарной номенклатуры или её углубления. Формирование ассортимента продукции – непрерывный процесс, который продолжается в течение всего жизненного цикла товара, начиная с момента его зарождения и кончая изъятием его из производства и обращения.
Вопросы для повторения:
В чём отличие понятия товара в экономике и в маркетинге?
2) Выделите составляющие товара в маркетинговом значении:
· Пакет молока 2,5 % жирности;
· Туфли женские в упаковке;
· Коробка шоколадных конфет «Красная шапочка».
На какие группы можно разбить потребительские товары?
4) К какой классификационной группе относятся следующие товары:
· Словарь иностранных слов;
· Хлеб;
· Зонтик от дождя;
· Цветной телевизор «Самсунг»?
Зачем производителю нужно изучать жизненный цикл товара?
Из каких этапов состоит процесс создания новых товаров?
Что такое «товарный знак» и для чего он применяется?
Рассмотрите ширину, глубину, сопоставимость товарного ассортимента на примере напитков: чай, молоко, минеральная вода.
Лекция № 27