Маркетинговые посредники, принимающие участие в формировании каналов распределения товаров, подразделяются на оптовых и розничных торговцев.
Оптовая торговля – это любая деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает их в целях перепродажи или профессионального использования.
Оптовая торговля имеет ряд существенных характеристик:
· Товар закупается в больших количествах в целях перепродажи или производственного использования;
· Оптовики меньше занимаются стимулированием продаж, так как имеют дело преимущественно с профессиональными клиентами;
· Оптовики не имеют непосредственных контактов с конечными потребителями.
Оптовая торговля не только выполняет роль связующего звена между изготовителем и розничным продавцом в различных районах рынка, но и помогает проникать на новые рынки. Оптовая торговля может быть многоцелевой и специализированной по видам товара (группам товаров), областям применения товара.
Розничная торговля – все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг непосредственно потребителям для личного, некоммерческого использования.
|
|
Розничный торговец приобретает товар либо у оптовика, либо у производителя.
Существуют тысячи предприятий, занимающихся розничной торговлей самых разнообразных форм и видов.
Классифицировать розничную торговлю можно по следующим признакам:
1. По формам собственности:
· Независимый розничный торговец имеет только один магазин, обеспечивает высокий уровень обслуживания, все вопросы торговли решает сам хозяин;
· Корпоративная сеть – включает большое количество магазинов, собственником которых является одна фирма;
· Потребительские кооперативы – владеют и управляют сами потребители (чаще создаются в сельской местности);
· Торговые кооперативы – это сеть независимых магазинов, обычно закупающих товары у одного и того же поставщика;
· Муниципальные розничные магазины – создаются при участии государства, как правило, для наименее социально защищённых слоёв общества.
2. По уровню обслуживания:
· Самообслуживания;
· С ограниченным обслуживанием;
· С полным обслуживанием.
Уровень обслуживания зависит во многом от вида реализуемого товара. Для товаров повседневного спроса характерно самообслуживание, для товаров предварительного выбора – ограниченное обслуживание, для престижных, эксклюзивных товаров – полное обслуживание.
3. По товарному ассортименту:
· Магазин товаров повседневного спроса;
· Специализированный магазин;
· Магазин со смешанным ассортиментом;
· Фирменный магазин.
4. По характеру продаж:
|
|
· Продажа в магазине;
· Заказ по телефону;
· Заказ по почте;
· Торговые автоматы;
· Торговля вразнос.
Таким образом, используя различные формы и виды торговли, от небольших магазинчиков, лотков до громадных супермаркетов, осуществляется обслуживание конечных потребителей, удовлетворение их потребностей.
Вопросы для повторения:
Что понимается под сбытом в маркетинге и какова его роль?
Что такое сбытовая политика?
В чём состоят принципиальные отличия прямого и косвенного сбыта?
Приведите примеры использования интенсивного, селективного, эксклюзивного сбыта.
Что понимается под протяжённостью канала распределения?
Что такое «ширина канала сбыта»? Приведите пример.
Какие типы и виды посредников вы знаете? Что лежит в основе их классификации?
В чём заключается различие между оптовой и розничной торговлей?
Лекция № 29