Занятие. Оборудование кузницы

КОНСТРУКЦИЯ ПОДКОВ, ГВОЗДЕЙ И ШИПОВ. ПОДКОВЫВАНИЕ ЛОШАДИ

Цель занятия. Ознакомиться с устройством кузницы, ее оснащением, инструментами для производства подков и подковывания лошадей и крупного рогатого скота. Изучить конструкцию стандартных подков, гвоздей и шипов, научить методике расчистки копыт, подгонки подковы к копыту и подковывания.

Материал, оборудование, животные: кузница (при ее отсутствии — кузница учебного хозяйства, колхоза, ипподрома). Стенды стандартных подков и гвоздей всех номеров, стенд ортопедических подков, набор инструментов для изготовления подков, набор инструментов для расчистки копыт и подковывания лошади, станок-тренажер на 8 мест для фиксации копыт и отработки методики расчистки и подковывания копыт. Копыта лошадей (8 шт. на группу), набор различных номеров подков. Инструменты для расчистки копыт и подковывания (копытный нож,, секач, обсечка, ковочный молоток, ковочные клещи, копытный рашпиль, шиповой ключ и лапа). Лошадь, набор подков и гвоздей, набор инструментов для обрезки копытец, малый хирургический набор, бикс с перевязочным материалом, 5 %-ный раствор йода, 2%-ный раствор бриллиантовой зелени, аяатомо-топографические таблицы строения копыта.

Методика проведения занятия. Организуют его в кузнице и ортопедическом музее кафедры хирургии. Первый час студенты знакомятся с устройством учебной кузницы.

В ней должно быть оборудовано горновое отделение для выделки подков, манеж для подковывания животных с фиксационным станком, класс для проведения занятий, также препараты деформированных и с различными изъянами копыт и копытец; набор инструментов для расчистки и обрезки копытец, для подковывания животных. В горновом отделении мастер (кузнец) показывает оборудование кузницы, демонстрирует инструменты для выделки подков, сообщает их название и в работе показывает их назначение. Демонстрирует изготовление подков. Вместе со студентом из группы, который в это время исполняет роль молотобойца, от полосового куска железа шириной 12 мм и толщиной 4 мм зубилом отрубают кусок железа, равный двойной косой длине копыта для изготовления подковы. Последовательно демонстрируется изготовление подковы от нагрева до пробивания гвоздевых отверстий и отделки подковы. Обычно подкова изготовляется от 4—5 нагревов. После такого показа можно поручить двум студентам сделать подкову.

 

Рис. Передняя подкова

— подошвенная; Б — почвенная поверхность):

1 — отверстие для шипов; 2 — гвоздевые отверстия; 3 — отворот; 4 — бухтовка; 5 — гвоздевая дорожка.

 

 

Второй час занятия проводят изучаюя их конструкцию, отдельные элементы: две ветви — наружная и внутренняя, две поверхности — верхняя (подошвенная) и нижняя (почвенная), два края — наружный и внутренний, гвоздевая дорожка, гвоздевые отверстия, отверстия для шипов, отворот.

По делению копытной стенки в подкове различают зацепную (переднюю), боковые, задние (пяточные) части.

 

Рис. 35. Подковные гвозди.

В горновом отделении находятся один или два горна с механическим дутьем, наковальня, верстак с тисками, сверлильный станок, точила, стеллаж для расходных подков, аптечка, инструмент для выделки подков и других поделок, ящик для угля, вёдро с водой. В горновом отделении пол обычно делается глинобитный, в манеже — асфальтный с насечками.

В ортопедическом музее предусмотрен стенд стандартных подков всех (13) номеров (0; 00; 1; 2; 2,5; 3; 3,6; 4; 4,5; Б; 6; 7; 8), стандартных подковных гвоздей (6 номеров — 4, 5, 6, 7, 8, 9) (рис. 35); стенд ортопедических подков, а ортопедический музей, кладовая для хранения железа и угля,, умывальник с душем, раздевалка, комната для ковочного мастера.

 

На верхней поверхности подковы со стороны внутреннего края имеется скос (бухтовка) для изоляции подковы от подошвы и устранения давления на нее. На нижней поверхности располагается гвоздевая дорожка — углубление для головок подковных гвоздей.

Демонстрируют все 13 номеров стандартных подков, отмечают особенности каждого номера, также отмечают конструкцию подковных гвоздей всех 6 номеров (от 4 до 9), указывают на элементы гвоздя (головка, шейка, клинок и острие), подчеркивают особенности острия, где с одной стороны его широкой поверхности находится скос (наклепка), который дает гвоздю соответствующее направление при прохождении через роговую стенку и обеспечивает его выход на определенной высоте.

Рис. Стандартные шипы: a — Н-обраэные; б – конусообразные;

Стандартные подковы снабжены ввинчивающимися шипами. В винтовом шипе различают коронку — часть шипа, соприкасающуюся с землей, шейку — выступ на границе коронки и хвостовой части для более прочной фиксации в раззенковые (расширения) шипового отверстия, хвостовая часть с резьбой для ввинчивания в нарезное отверстие подковы. Стандартные шипы изготовляют острые и тупые, конусообразные и Н-образные (рис).

 

Рис. Измерение копыта: а — палочкой; б — подометром.

После изучения подков, шипов и гвоздей студенты приступают к расчистке копыта на анатомических препаратах. Дается копыто лошади на 2—3 студентов. Фиксируют его копытодержателями в учебном станке, берут необходимый инструмент и производят расчистку под руководством преподавателя и учебного мастера.

Цель расчистки — удалить отросший рог. и придать копыту форму, соответствующую постановке конечностей, подготовить поверхность для плотного прилегания к подкове, обеспечить равномерное распределение тяжести тела по всей поверхности копыта, создать условия для нормаль ной работы его механизма и сухожильно-связочного ап парата нижнего отдела конечности.

Копыто расчищают с подошвы копытным ножом, срезают на ней весь крошковатый рог до появления мягкого, слоистого. Затем расчищают стрелку, убирают только разволокненный рог. Не рекомендуется много срезать рог стрелки, так как это может привести к тому, что стрелка не будет соприкасаться с почвой и участвовать в механизме копыта.

После расчистки подошвы копыта и стрелки подковными щипцами скусывают чрезмерно разросшийся рог стенки на уровне белой линии и рашпилем выравнивают подошвенный край стенки по всей окружности.

После расчистки подометром или палочкой измеряют копыто в трех направлениях — косую длину, наибольшую ширину и ширину в пяточных частях, делая на палочке соответствующие зарубки. По этой мерке подбирают подкову и подковывают копыто (рис).

Подкову подгоняют так, чтобы не нарушался механизм копыта. По всей окружности она должна равномерно прилегать к подошве и выступать за пределы копыта в зацепе и боковых частях на 1 мм, в пяточных углах — на 3—5 мм, выступать за заворотные углы на 8—10 мм. Если подкова не совсем подходит по ширине, то на наковальне подправляют (сгибают или разгибают) ее до нужных размеров.

После правильной подгонки подковы прикрепляют ее подковными гвоздями, помня, что гвозди должны выйти на одной линии нижней трети роговой стенки копыта, но не ниже 2 см от подошвенного края. Чтобы гвозди пошли в нужном направлении, необходимо шпилькой сделать скосы в гвоздевых отверстиях соответственно наклону копытной стенки, а подковный гвоздь забивать по белой линии наклепкой (скосом) внутрь, чтобы она выводила гвоздь на наружную поверхность стенки.

Необходимо учитывать еще одну важную деталь — предотвращение ранения гвоздем кузнеца, если лошадь одернет.конечность. Сразуже после того, как гвоздь вышел на боковой поверхности стенки, его немедленно загибают молотком вниз, чтобы он не служил возможным травмирующим фактором. Как только все гвозди будут забиты, необходимо затянуть их и загнуть барашки. Для этого гвоздь подковными клещами скусывают на ширину гвоздя, рашпилем, подравнивают место скуса, слегка подпиливают рог (делают канавку) ниже барашка и последний загибают молотком (при упоре в шляпку гвоздя клещами) и утопают в канавке рога на одном уровне с поверхностью рога стенки. После подковывания ввинчивают шипы в подкову, пользуясь ключом и лапой, и дают оценку правильности подковывания.

Рис. Фиксация конечностей при подковывании: a – грудной; б — тазовой; в — растяжка.

Копыто считается правильно подкованным, если: подкова соответствует контуру и размерам подошвенного края копыта, выступая за пределы его на вышеуказанное расстояние; подкова плотно на всем протяжении прилегает к подошвенному краю роговой стенки; подковные гвозди правильно выходят на наружной поверхности роговой стенки на ее высоты от подошвенного края; барашки квадратной формы, правильно заделаны, плотно прилегают к роговой стенке.

 

ЗАНЯТИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ КОПЫТ И   КОПЫТЕЦ. ОПЕРАЦИИ НА КОПЫТЕ

Цель занятия. Отработать методику, порядок и технику исследования животных с заболеваниями копыт и копытец для диагностики заболеваний их. Используя эти методы, провести исследование больных животных с поражением копыт и копытец, поставить диагноз и выполнить необходимые лечебные мероприятия, в том числе и хирургические операции.

Материалы, оборудование, животные: анатомические препараты копыт и копытец. Анатомо-топографические таблицы строения копыт и копытец, водопроводная вода, ведро, щетки, закрутки, фиксационные станки, копытные пробирные щипцы, клин, перкуссионный молоточек, инструменты для расчистки копыт, набор хирургических инструментов, шприцы, инъекционные иглы, биксы с перевязочным материалом, веревки и путлища для фиксации, растворы-антисептики: перманганат калия 1:1000, этакридина лактат, 3%-ный раствор перекиси водорода, порошкообразные антисептики, 3%-ный раствор новокаина, аминазин, ромпун. Подопытные или выбракованные лошади и крупный рогатый скот. Лошади с заболеваниями копыт и коровы с поражениями копытец.

Методика проведения занятия. Организуют его в услоииях клиники, мясокомбината или учхоза. Обучающиеся получают задание: отработать на подопытных животных последовательно все методы диагностики болезней копыт и копытец, выполнить на анатомических препаратах операции, применяемые при лечении заболеваний копыт и копытец — вскрытие подошвы при пододерматите, пункцию копытного (копытцевого) сустава сделать резекцию концевой части сухожилия глубокого сгибателя пальца, артротомию, экзартикуляцию фаланги. Провести, используя эти методы, обследование больных животных и поставить диагноз.

В зависимости от количества подопытных или выбракованных животных разделяют на 2—3 подгруппы и каждая последовательно отрабатывает указанное задание. Предварительно выделяют несколько студентов из. группы, которые готовят копыта для исследований, тщательно их очищают от грязи. Иначе невозможно будет определить колотые раны и кровоизлияния в области роговой подошвы, мякиша и венчика.

Акцентируют внимание на методы распознавания течения заболеваний копытец, так как мягкие ткани располагаются под роговым чехлом и не всегда доступны обычным методам исследования.

Осматривают животных в состоянии покоя, определяют форму копыта, копытца, возможные изменения в этой области.(раны, флегмоны венчика, дерматиты, трещины, расседины и залом копытного рога и др.), положение конечности в покое — животное полностью опирается, опирается на зацеп или держит конечность на весу.

Пальпацией исследуют местную температуру копыта, напряженность, болезненность тканей области венчика, межпальцевой щели, пульсацию общих пальцевых артерий. Напряженность пульса свидетельствует о развитии воспалительного процесса в тканях копыта. Копытными щипцами выявляют болезненность и, следовательно, локализацию патологического процесса в области подошвы, стенок, заворотных углов, мякиша, стрелки, челночного блока, копытных хрящей.

Перкуссионным молоточком при постукивании по роговой стенке, подошве в болезненных точках (животное отдергивает конечность) обнаруживают воспалительный процесс. По изменению силы звука можно установить также пустую стенку, роговой столбик и др.

Изучают методику исследования с помощью клина для уточнения диагноза при подозрении на воспаление челночного блока. Для выявления заболевания копытцевого сустава производятся ротационные движения, сгибания и разгибания в этом суставе на приподнятой конечности. По поведению животного (болезненность и отдергивание при поражении) можно судить о состоянии сустава. Для уточнения диагноза прибегают к пункции сустава и исследуют пунктат. В различной степени выражена хромота опирающейся конечности. Но она может быть не только при заболеваниях копыт, но и при воспалительных процессах в пальцевых и других суставах, костях, связках конечности и др.

Для дифференциальной диагностики проводят блокаду волярных (плантарных) нервов на середине пясти (плюсны). Для этой цели студенты подготавливают место для инъекции, пользуясь таблицами и данными оперативной хирургии (рис.).

Исчезновение хромоты свидетельствует о том, что болезненный процесс находился в дистальном отделе конечности. Для исключения заболевания копытного сустава пользуются блокадой волярных (плантарных) ветвей волярных (плантарных) нервов.

При заболевании копытцевых (копытных) суставов наиболее эффективный диагностический прием — рентгенография, читают рентгенограммы. Можно в этих случаях воспользоваться уже имеющимися рентгенограммами здоровых и больных копыт и копытец, провести сравнение и увязать данные рентгенограмм с клиническим проявлением.

 

Рис. Блокада нервов в области пясти и пальца лошади (по Магда).

Как вспомогательный способ диагностики заболеваний дистального отдела конечности применяют горячие ванны с температурой воды 40 °С. Уменьшение хромоты после ванны.свидетельствует о локализации патологического процесса в связках, основе кожи, при усилении хромоты — в костях (трещины, надломы).

Следует отработать методики введения лекарственных препаратов в пальцевые артерии у лошадей, пункцию копытного сустава и челночной бурсы.

При некрозе концевой части сухожилия глубокого сгибателя пальца, гнойном подотрохлеите и гнойном артрите обращают внимание на необходимость проведения операции по удалению некротизированной концевой части сухожилия, вскрытия челночной бурсы и вентральной артротомии (делают ссылку на курс оперативной хирургии).

По отношению гнойного артрита копытцевого сустава у крупного рогатого скота преподаватель обращает виимание на выполнение экзартикуляции или ампутации пальца.

После отработки методов исследования для диагностики заболевания копыт и копытец студенты приступают к исследованию и изучению больных животных, начиная его с анамнеза и определения общего статуса животного. Затем последовательно осуществляют отработанные на подопытных животных методы исследования. На основании изучения животных и дифференциальной диагностики ставят окончательный диагноз.

Если в процессе изучения больных животных установлено, что заболевание широко распространено, то изучают причины и разрабатывают план профилактических мероприятий в данном хозяйстве. Обращают внимание на условия кормления и содержания животных, организацию моциона, состояние системы уборки навоза, очистки животноводческих помещений от навоза.

Особо следует акцентировать внимание на профилактику травм в области копыт и копытец, так как они, осложняясь гноеродной и гнилостной микрофлорой, служат основной причиной массовости поражения дистального отдела конечности.

Травмы в основном возникают в результате плохого качества или неудачной конструкции полов, механизмов по уборке навоза, захламленности выгульных дворов, скотопрогонных дорожек различными металлическими предметами, несвоевременного выравнивания выгульных дворов от замерзающего зимой навоза и др. Важное значение придают своевременному выделению больных и оказанию им помощи. Все это отражают в рекомендациях для хозяйства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: