Бы.Г. Паначевський. «Электротехника». Харьков. Торнадо. 1990г

В.Е. Родзевич. «Общая электроника». Киев. ВШ. 1993г

Информационные ресурсы

http://padabum.com;

http://electrik.info;

http://mexalib.com;

http://www.yanviktor.ru;

http://elbooka.com.

 

                                     Лабораторна робота №5

1. Тема: «Проверка градуировки амперметра и вольтметра»

2. Цель работы: Научиться определять погрешности тока при определении напряжения амперметром и вольтметром.
Студент должен знать:

- что такое мера;

-что такое измерения;

- что мы называем измерительными приборами;

- классификация измерительных приборов.

уметь:

- самостоятельно собирать схему;

- выполнять практическое исследование схемы.

Техника безопасности при выполнении работы:

• Перед началом работы следует проверить отсутствие напряжения на зажимах источника.

• Включить схему под напряжение, убедившись, что никто не прикасается к токоведущим частям схемы.

• Перед включением цепи под напряжение, предупредить об этом всех членов бригады.

• Включить схему в сеть без предварительной проверки ее преподавателем или лаборантом категорически запрещается.

• После включения схемы запрещается касаться руками проводов и частей приборов, находящихся под напряжением.

• Любые изменения в схеме цепи выполнять только после выключения ее из сети. Включение в сеть после внесенных изменений проводить с разрешения преподавателя.

При обнаружении отклонений в работе элементов цепи немедленно отключить его от сети и сообщить об этом преподавателю или лаборанту.

Категорически запрещается оставлять без присмотра электроустановку, находящуюся под напряжением.

• Разбирать цепь только после отключения его от источника напряжения на рабочем месте.

• Главные выключатели включаются и выключаются только преподавателем или лаборантом. «При несчастном случае немедленно отключить напряжение и оказать первую медицинскую помощь тому, кто пострадал от электрического тока.

4. Оборудование:

 1. Устройство лабораторное по электротехнике К4826

2. РА1 – комбинированный прибор 43101

3. РА2 – комбинированный прибор Ц4342

4. PV1 – комбинированный прибор 43101

5. PV2 – комбинированный прибор Ц4342

 6. R1 – резистор сменный 2.2кΩ

 7. R2 – резистор сменный 470Ω

 8. R3 – резистор сменный 470Ω

 9. Соединительные провода.

5. Теоретические обоснование.

 Погрешности измерительных приборов

5.1. Показания любых приборов всегда до какой-то степени отличается от действительных значений измерительных величин. Это связано с несовершенством измерительных приборов, методов измерения и влиянием внешних факторов (внешние магнитные и электрические поля, изменение температуры, влажности). Поэтому при измерении необходимо, кроме значения величины, также определять погрешность измерения. То есть надо знать точность, с которой проведены измерения, отклонение от действительного значения измеряемой величины.

За дейсвительное значение величины принимают значение, измеренное с помощью эталонных (образцовых) приборов.

Для характеристики точности приборов и измерений вводят понятие погрешности.      

Погрешности можно квалифицировать:

а) по способу выражения погрешности средств и методов измерений (абсолютные, относительные, сводные);

б) по характеру проявления (систематические, случайные, погрешности оператора);

в) по условиям эксплуатации (основные погрешности и дополнительные).

5.2. Погрешность можно определить в абсолютных или относительных величинах.    

Абсолютная погрешность – это разность между измеренным и действительным значением величины:                                         

 ∆А = АВ – А,

где АВ – показания прибора (измеренная величина)

А – действительная величина

                                 ∆Р = -∆А,

А действительное значение измеренной величины

                                 А = АВ + ∆Р.

Абсолютная погрешность, которая берется с обратным знаком, называется поправкой.

Поправки в абсолютных значениях приводятся в техническом паспорте электроизмерительного прибора. Обычно точность измерения характеризуется относительной погрешностью – отношением абсолютной погрешности к действительному значению величины в процентах.                                  

                                   δ =    ∆А/А х100

 Абсолютная и относительная погрешности характеризуют точность измерения и не характеризуют измерительный прибор. Для характеристики точности электроизмерительного прибора вводят понятие приведенной погрешности, как абсолютную погрешность в процентах от нормальной величины прибора:

                                 γ = ∆А / АН х100 = АВ – А/ АН х100,

где АН - номинальное значение (максимальное значение шкалы прибора).

Сводная погрешность определяет класс точности измерительного прибора. Например если класс точности прибора равен 0,5, то самая большая сводная погрешность составляет γ=±0,5%.

Стоит рассмотреть несколько примеров расчетов погрешностей.

Пример 1. Измеренное значение тока І = 26А, действительное значение І = 25А. Определить абсолютную и относительную погрешности.

Абсолютная погрешность ∆ І = 26 – 25 = 1А,

Относительная погрешность

                                                               

                δ = 1/25 х100 = 4%. 

                   

Пример 2. Амперметром класса 1,5 с предельным значением шкалы 10А измеряно ток І = 2А. Определить абсолютную и относительную погрешности.

   Абсолютная погрешность

І = γ І Н/100  = 1,5х10/100  = 0,15А,

Относительная погрешность

                                δ = ∆ І/I х100 = 0.15/2 ± 0,15 х100 = (6,98…8,11)%.

     Пример 3. Тем же прибором измеряем ток І В = 9А. Определить абсолютную и относительную погрешности.

Абсолютная погрешность

                       ∆ І = 0,15А,

Действительное значение

І = І В ± ∆ І = (9 ± 0,15)А,

Исходная погрешность

                      δ = ∆ І/I х100 = 0.15/9 ± 0,15 х100 = (1,64…1,69)%.

Относительная погрешность, как видно из примеров, возрастает при уменьшении значения измеряемой величины. Надо знать, что для повышения точности измерений необходимо пользоваться второй половиной шкалы.

Часто при определении погрешностей с большой точностью можно принимать действительное значение за измеренное значение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: