В.Е. Родзевич. «Общая электроника». Киев. ВШ. 1993г
Информационные ресурсы
http://padabum.com;
http://electrik.info;
http://mexalib.com;
http://www.yanviktor.ru;
http://elbooka.com.
Лабораторна робота №5
1. Тема: «Проверка градуировки амперметра и вольтметра»
2. Цель работы: Научиться определять погрешности тока при определении напряжения амперметром и вольтметром.
Студент должен знать:
- что такое мера;
-что такое измерения;
- что мы называем измерительными приборами;
- классификация измерительных приборов.
уметь:
- самостоятельно собирать схему;
- выполнять практическое исследование схемы.
Техника безопасности при выполнении работы:
• Перед началом работы следует проверить отсутствие напряжения на зажимах источника.
• Включить схему под напряжение, убедившись, что никто не прикасается к токоведущим частям схемы.
• Перед включением цепи под напряжение, предупредить об этом всех членов бригады.
• Включить схему в сеть без предварительной проверки ее преподавателем или лаборантом категорически запрещается.
|
|
• После включения схемы запрещается касаться руками проводов и частей приборов, находящихся под напряжением.
• Любые изменения в схеме цепи выполнять только после выключения ее из сети. Включение в сеть после внесенных изменений проводить с разрешения преподавателя.
При обнаружении отклонений в работе элементов цепи немедленно отключить его от сети и сообщить об этом преподавателю или лаборанту.
• Категорически запрещается оставлять без присмотра электроустановку, находящуюся под напряжением.
• Разбирать цепь только после отключения его от источника напряжения на рабочем месте.
• Главные выключатели включаются и выключаются только преподавателем или лаборантом. «При несчастном случае немедленно отключить напряжение и оказать первую медицинскую помощь тому, кто пострадал от электрического тока.
4. Оборудование:
1. Устройство лабораторное по электротехнике К4826
2. РА1 – комбинированный прибор 43101
3. РА2 – комбинированный прибор Ц4342
4. PV1 – комбинированный прибор 43101
5. PV2 – комбинированный прибор Ц4342
6. R1 – резистор сменный 2.2кΩ
7. R2 – резистор сменный 470Ω
8. R3 – резистор сменный 470Ω
9. Соединительные провода.
5. Теоретические обоснование.
Погрешности измерительных приборов
5.1. Показания любых приборов всегда до какой-то степени отличается от действительных значений измерительных величин. Это связано с несовершенством измерительных приборов, методов измерения и влиянием внешних факторов (внешние магнитные и электрические поля, изменение температуры, влажности). Поэтому при измерении необходимо, кроме значения величины, также определять погрешность измерения. То есть надо знать точность, с которой проведены измерения, отклонение от действительного значения измеряемой величины.
|
|
За дейсвительное значение величины принимают значение, измеренное с помощью эталонных (образцовых) приборов.
Для характеристики точности приборов и измерений вводят понятие погрешности.
Погрешности можно квалифицировать:
а) по способу выражения погрешности средств и методов измерений (абсолютные, относительные, сводные);
б) по характеру проявления (систематические, случайные, погрешности оператора);
в) по условиям эксплуатации (основные погрешности и дополнительные).
5.2. Погрешность можно определить в абсолютных или относительных величинах.
Абсолютная погрешность – это разность между измеренным и действительным значением величины:
∆А = АВ – А,
где АВ – показания прибора (измеренная величина)
А – действительная величина
∆Р = -∆А,
А действительное значение измеренной величины
А = АВ + ∆Р.
Абсолютная погрешность, которая берется с обратным знаком, называется поправкой.
Поправки в абсолютных значениях приводятся в техническом паспорте электроизмерительного прибора. Обычно точность измерения характеризуется относительной погрешностью – отношением абсолютной погрешности к действительному значению величины в процентах.
δ = ∆А/А х100
Абсолютная и относительная погрешности характеризуют точность измерения и не характеризуют измерительный прибор. Для характеристики точности электроизмерительного прибора вводят понятие приведенной погрешности, как абсолютную погрешность в процентах от нормальной величины прибора:
γ = ∆А / АН х100 = АВ – А/ АН х100,
где АН - номинальное значение (максимальное значение шкалы прибора).
Сводная погрешность определяет класс точности измерительного прибора. Например если класс точности прибора равен 0,5, то самая большая сводная погрешность составляет γ=±0,5%.
Стоит рассмотреть несколько примеров расчетов погрешностей.
Пример 1. Измеренное значение тока І = 26А, действительное значение І = 25А. Определить абсолютную и относительную погрешности.
Абсолютная погрешность ∆ І = 26 – 25 = 1А,
Относительная погрешность
δ = 1/25 х100 = 4%.
Пример 2. Амперметром класса 1,5 с предельным значением шкалы 10А измеряно ток І = 2А. Определить абсолютную и относительную погрешности.
Абсолютная погрешность
∆ І = γ І Н/100 = 1,5х10/100 = 0,15А,
Относительная погрешность
δ = ∆ І/I х100 = 0.15/2 ± 0,15 х100 = (6,98…8,11)%.
Пример 3. Тем же прибором измеряем ток І В = 9А. Определить абсолютную и относительную погрешности.
Абсолютная погрешность
∆ І = 0,15А,
Действительное значение
І = І В ± ∆ І = (9 ± 0,15)А,
Исходная погрешность
δ = ∆ І/I х100 = 0.15/9 ± 0,15 х100 = (1,64…1,69)%.
Относительная погрешность, как видно из примеров, возрастает при уменьшении значения измеряемой величины. Надо знать, что для повышения точности измерений необходимо пользоваться второй половиной шкалы.
Часто при определении погрешностей с большой точностью можно принимать действительное значение за измеренное значение.