Система оповещения жителей. Метроном

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. Также тревогу объявлял диктор Михаил Меланед.

Дорога жизни

После того как Ленинград был отрезан от всех сухопутных линий снабжения с остальной страной, доставка грузов в город была организована по Ладожскому озеру — до его западного побережья, контролируемого осажденными войсками Ленинградского фронта. Оттуда по Ириновской железной дороге грузы доставлялись непосредственно в Ленинград. В период чистой воды снабжение происходило водным транспортом, в период ледостава через озеро работала авто-гужевая дорога. С февраля 1943 года для снабжения Ленинграда стала использоваться железная дорога, построенная через освобождённое во время прорыва блокады побережье Ладоги. Доставка грузов также производилась авиатранспортом. До начала полноценной работы ледовой трассы авиаснабжение города составляло значительную часть от всего грузопотока. Меры организационного характера для установления массовых воздушных перевозок в осаждённый город руководство Ленинградского фронта и руководство города предпринимало с начала сентября. Для налаживания воздушной связи города со страной 13 сентября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление «Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом». 20 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом», согласно которому предполагалось доставлять в город ежедневно 100 т грузов и эвакуировать 1000 человек. Для перевозок стала использоваться базировавшаяся в Ленинграде Особая северная авиагруппа гражданского флота и включённый в её состав Особый Балтийский авиационный отряд. Также выделялись три эскадрильи Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН) в составе 30 самолётов Ли-2, которые совершили первый рейс в Ленинград 16 сентября. Позже было увеличено число подразделений участвующих в авиаснабжении, так же для перевозок использовались тяжёлые бомбардировщики. В качестве основной тыловой базы, куда по железной дороге завозились грузы и откуда они распределялись по ближайшим аэродромам для отправки в Ленинград, был выбран населённый пункт Хвойная на востоке Ленинградской области. Для приёма самолётов в Ленинграде были выбраны Комендантский аэродром и строящийся аэродром Смольное. Прикрытие авиаперевозок осуществляли три истребительных авиаполка. Вначале основная часть грузов состояла из изделий промышленной и военной продукции, а с ноября основой перевозок в Ленинград стали пищевые продукты. 9 ноября вышло постановление ГКО о выделении авиации для доставки грузов в Ленинград. В нём предписывалось выделить к 26 работающим на линии самолётам ПС-84 ещё 24 самолёта этой модели и на срок в 5 дней 10 ТБ-3. На пятидневный срок была обозначена норма доставки грузов в 200 т в сутки включая: 135 т концентратов пшённой каши и горохового супа, 20 т мясных копчёностей, 20 т жиров и 10 т сухого молока и яичного порошка. 21 ноября в город была доставлена максимальная масса грузов — 214 т. С сентября по декабрь в Ленинград авиатранспортом было доставлено более 5 тыс. т продовольствия и вывезено 50 тыс. человек, из них более 13 тыс. — военнослужащие подразделений перебрасываемых под Тихвин.

Ущерб культурным памятникам

Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё бо́льшим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I и памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами.

Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся как в занятых немцами пригородах Ленинграда, так и в непосредственной близости от фронта. Благодаря самоотверженной работе персонала удалось сберечь значительное количество предметов хранения. Однако, не подлежащие эвакуации постройки и зелёные насаждения, непосредственно, на территории которых велись боевые действия, чрезвычайно пострадали. Был разрушен и сгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено около 70 000 деревьев. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.

В развалины превращён ныне восстановленный Фёдоровский Государев собор, в котором в обращённой к городу стене на всю высоту здания зияла пробоина. Также при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе, в котором немцами был устроен лазарет.

НАДО ЗНАТЬ.

1.Татья́на Никола́евна Са́вичева (23 января 1930, Дворищи, Лядский район, Ленинградская область — 1 июля 1944, Шатки, Горьковская область) — школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.

31 мая 1981 года на Шатковском кладбище был открыт памятник — мраморное надгробие и стела с бронзовым барельефом (скульптор Холуева, архитекторы Гаврилов и Холуев). Рядом находится возведённая в 1972 году стела с барельефным портретом девочки и страничками из её дневника.

В Санкт-Петербурге, по адресу 2-я линия Васильевского острова, дом 13 (доходный дом В. Ф. Громова) на доме и во дворе, где жила Таня Савичева, установлены мемориальные доски. В школе № 35, где училась Таня Савичева, работает музей её имени.

2. Метроном. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

3.Суточная норма хлеба.  Во времена блокады Ленинграда несколько раз снижались нормы питания в войсках защищавших город. Со 2 октября суточная норма хлеба на человека в частях передовой линии была снижена до 800 грамм, для остальных воинских и военизированных подразделений до 600 г. 7 ноября норма была снижена соответственно до 600 и 400 г, а 20 ноября до 500 и 300 грамм соответственно. На другие продукты питания из суточного довольствия нормы также были урезаны. Для гражданского населения нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города также снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов.

4.Дорога жизни. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – «Дорога жизни». Но немногие знают, что это название появилось позже. Когда этот путь только начал действовать, он назывался «Дорога смерти».

 

5. Зеленый пояс Славы - комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград в 1941-1944 годах, созданный с целью увековечить память о его героических защитниках.

 

6. Ольга Берггольц – советская поэтесса. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Ее называли и называют «музой блокадного города», «Мадонной блокады» и просто «нашей Олей».

 

7.   ЖБЛ – житель блокадного Ленинграда.

Знак «Жителю блокадного Ленинграда» учреждён решением Ленгорисполкома от 23 января 1989 года. Согласно положению «О знаке „Жителю блокадного Ленинграда“», знак «Жителю блокадного Ленинграда» вручается прожившим не менее четырёх месяцев в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года).

 

8. Прототип Мухтара из известного фильма – немецкая овчарка Султан. При его участии было раскрыто около 1000 преступлений, возвращено государству три миллиона рублей, задержано более 100 преступников, В его уникальной биографии присутствует еще одно число с двумя нулями, так как Султан – едва ли не единственная собака, которой удалось пережить блокаду.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: