Лекция по теме: «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»
1. Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
2. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора.
3. Особенности полномочий прокурора.
4. Взаимодействие прокуратуры с Уполномоченным по правам человека и с институтами гражданского общества
Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Российская Федерация - правовое государство. Это значит, что вся деятельность нашей страны строится на основе подчиненности фундаментальным принципам права. Важнейшими принципами права являются, в том числе равенство граждан перед законом и судом, а также право граждан на судебную защиту. Из этого следует, что каждый гражданин российской федерации имеет равные права и обязанности. В случае нарушения законных прав человека и гражданина соответствующие государственные органы обязаны принять меры по их восстановлению. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – важнейшей обязанностью государства. Права и свободы определяют смысл и содержание деятельности государства.
|
|
С принятием Конституции РФ 1993 года в Закон о прокуратуре 1992 года было внесено существенное дополнение – глава 2 III раздела «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Это означало, что данное направление – надзор за соблюдением прав и свобод – законодатель рассматривает как самостоятельную отрасль надзора.
Значение данной отрасли состоит в том, что в современный период прокуратура во многом представляет собой многофункциональную федеральную систему органов, не только осуществляющую надзор за соблюдением прав и свобод, но и выполняющую роль компенсатора недостатков, имеющихся в функционировании иных правозащитных механизмов. Длительное время за рубежом отечественная прокуратура подвергается критике именно в связи с правозащитной деятельностью, т.к.,по их мнению, частные интересы не должно защищать государство в лице его органов, коим является прокуратура, а самостоятельно либо через представительство (институт омбудсмена). В этом есть, безусловно, определенный смысл. Однако необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод при наличии повода и основания, коим является, как правило, обращение граждан; во-вторых, закон о прокуратуре, Кодекс об административном судопроизводстве РФ 2015 г. устанавливают, что защита прав и свобод осуществляется прокурором в особых случаях, когда гражданин в силу объективных причин (возраст, состояние здоровья и др.) не может самостоятельно обращаться за защитой в судебном порядке.
|
|
В связи с особой ценностью для государства надзор за соблюдением прав человека и гражданина составляет самостоятельную отрасль российского прокурорского надзора. Ему посвящена отдельная глава федерального закона "О прокуратуре". Целью данной отрасли надзора является достижение такого положения в государстве, при котором права и свободы человека реально соблюдаются любыми органами и должностными лицами. Каждый гражданин должен быть твердо уверен в том, что его права надежно охраняются государством и что в случае нарушения законных прав он может рассчитывать на помощь соответствующих органов и в частности прокуратуры. Прокурорский надзор в данном случае "служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека" (Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред.А. А. Чувилева. С 143).
В настоящее время прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод становится все более самостоятельным, приоритетным направлением деятельности современной российской прокуратуры. Это свидетельствует о правозащитном потенциале прокуратуры, о ее месте в правозащитном механизме государства. Под механизмом обеспечения прав и свобод человека и гражданина понимают систему средств, гарантирующих необходимые условия реализации прав и свобод, он включает:
-правовые нормы;
-деятельность государства;
- общественный контроль, реализуемый гражданским обществом;
- внутри государственные и межгосударственные средства защиты.
Задача прокуратуры состоит в том, чтобы дополнить судебную защиту прав и свобод граждан, компенсировать издержки становления института Уполномоченного по правам человека, обеспечить функционирование многовариантной, альтернативной системы защиты прав и свобод. Правозащитная функция прокуратуры реализуется посредством нескольких видов деятельности: надзорной, исковой, участия в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве. В рамках надзорной деятельности обнаруживается как бы взаимопроникновение отраслевых направлений: соблюдение прав и свобод является предметом и других отраслей надзора; нередко при осуществлении надзора за исполнением законов выявляются факты несоблюдения прав и свобод, однако следует иметь в виду, что при наличии безусловной связи с надзором за исполнением законов, совпадении задач в этих двух отраслях, прокурор не вправе выступить в защиту тех граждан, которые в такой защите не нуждаются либо не желают этого. Иными словами, основания проверок носят инцидентный характер, как и принятие мер прокурорского реагирования. Лишь в предусмотренных законом случаях прокурор вправе выступить в защиту тех граждан, которые лишены возможности самостоятельно отстаивать свои права и свободы в суде.
Взаимодействие прокуратуры и суда – проблема сотрудничества и обоюдного профессионального контроля. Обращение в суд – наиболее эффективная форма защиты, право на судебную защиту прав и свобод закреплено и гарантируется Конституцией РФ (ст.46). Преимущества судебной защиты очевидны и вытекают из сущности судебной власти, ее независимости, профессиональной компетентности, обязательности исполнения судебных решений.
Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, и исходит из понятия конституционных прав и свобод. Надзорная практика строится на принципе непосредственного действия прав и свобод, их определяющего влияния на законодательную и правоприменительную деятельность государства (ст.18 К.РФ).