ОГКУ Романовский реабилитационный центр инвалидов
Костромской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ»
Кострома 2020
Методические рекомендации «Особенности организации дистанционного процесса предоставления социальных услуг детям-инвалидам» / Зайфиди П.К., Макина А.П., Матвеева Н.Ю., Кострома, 2020 – 11 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………….. | 4 | |
1. | Цели и задачи ……………………………………………………………………… | 4 |
2. | Организация дистанционной формы предоставления социальных услуг ……. | 5 |
3 | Техническое обеспечение использования дистанционной формы предоставления социальных услуг ……………………………………………… | 6 |
4 | Рекомендации по дистанционной форме предоставления социальных услуг …. | 6 |
Приложение 1 «Примерный дневник самоконтроля (занятия с социальным педагогом (или психологом))» …………………………………………………….. | 9 | |
Приложение 2. «Примерный дневник самоконтроля по физкультуре» ………… | 11 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226) и Устава Романовского РЦ инвалидов Костромской области.
2. Настоящие методические рекомендации регулируют предоставление социальных услуг тренерами-преподавателями, психологами, медсестрами по массажу, инструкторами по ЛФК с использованием дистанционных технологий.
3. Основной целью дистанционной формы предоставления социальных услуг являются предоставление детям-инвалидам возможности получения социальных услуг в условиях «самоизоляции».
4. Дистанционная форма работы Романовского РЦ предполагает применение информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии получателей услуг и специалистов Романовского РЦ.
Формы дистанционного взаимодействия: e-mail; социальные сети «Контакт», видеоконференции, интернет-занятия, skype-общение и т.д.
|
|
5. Использование дистанционных технологий предоставления социальных услуг позволяет более широко и полно удовлетворять реабилитационные запросы граждан.
Дистанционная форма получения социальных услуг предусматривает самостоятельность в выполнении практических заданий детьми-инвалидами, не имеющих возможности посещения филиалов Романовского РЦ; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны учреждения, регулярный систематический контроль и учет знаний, навыков и умений получателей услуг.
2. Цели и задачи
2.1. Главными целями дистанционной формы предоставления социальных услуг детям-инвалидам являются:
- предоставление детям-инвалидам возможности получения социальных услуг в условиях «самоизоляции»;
- повышение качества предоставления социальных услуг детям-инвалидам в соответствии с их интересами, способностями и потребностями;
- обеспечение комфортных условий и безопасности для детей-инвалидов при работе в дистанционной учебной среде, включающей информационное и образовательное пространство регионального сайта и сайта Романовского РЦ, а также работу с компьютером;
- создание условий для более полного удовлетворения потребностей получателей услуг в реабилитационных мероприятиях.
2.2. Использование дистанционной формы предоставления социальных услуг детям-инвалидам способствует решению следующих задач:
- повышению эффективности реабилитационной деятельности получателей услуг;
- повышению эффективности организации реабилитационного процесса.
2.3. Основными принципами применения дистанционной формы предоставления социальных услуг детям-инвалидам являются:
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников реабилитационного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, on-line – занятия и др.);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях реабилитационного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения реабилитационных занятий с применением дистанционных технологий и др.;
- принцип гибкости, дающий возможность получателям услуг реабилитационного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий использовать получателю услуг и специалистам Романовского РЦ необходимые им информационные и сетевые ресурсы для реализации индивидуальных программ реабилитации;
- принцип оперативности и объективности оценивания реабилитационного потенциала получателя услуг.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
3.1. Дистанционная форма работы Романовского РЦ включает в себя взаимодействие четырех уровней: директор, заместители директора, специалисты, получатели услуг (см. рис. 1).
Получатели социальных услуг |
Рис. 1. Уровни взаимодействия Романовского РЦ при дистанционной форме работы
3.2. Учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при предоставлении социальных услуг с использованием дистанционных технологий.
При подготовке и проведению дистанционных занятий можно использовать следующие виды дистанционных технологий:
- кейс-технологии, которые основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения получателями услуг при организации регулярных консультаций у преподавателей;
|
|
- сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся;
- индивидуальная консультация (может проводиться индивидуально по электронной почте или по мессенджерам);
- самооценка знаний.
3.3. Организационное и методическое взаимодействие Учреждения, использующего дистанционную форму работы, со специалистами Романовского РЦ осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
3.4. Учреждение при использовании дистанционной формы предоставления социальных услуг организует учебно-методическую помощь получателям услуг, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
3.5. В качестве информационных ресурсов в реабилитационном процессе используются методически проработанные информационные базы Учреждения, информационные ресурсы официальных сайтов физкультурно-оздоровительной, медицинской, психолого-педагогической направленности.
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
4.1. Предоставление социальных услуг в дистанционной форме обеспечивается следующими техническими средствами: рабочее место специалиста, оснащенное персональным компьютером или телефоном с выходом в интернет-ресурсы: электронная почта, социальные сети; или Viber, WhatsApp;
4.2. Техническое обеспечение получателей услуг: персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; стабильный канал подключения к сети Интернет с доступом к электронной почте, социальным сетям; или Viber, WhatsApp.
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ