Педагогические условия повышения эффективности обучения истории

 

Известно, что даже в общеобразовательных школах учащиеся испытывают немалые трудности в усвоении исторических знаний, поэтому неудивительно, что еще больше проблем в изучении истории возникает у школьников с нарушением интеллекта. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нем процессов. В связи с этим в условиях специального обучения возрастает роль пропедевтического периода, позволяющего подготовить школьников к изучению истории как самостоятельного предмета в 7 -9 классах. Именно предшествующие шесть лет обучения становятся базой для обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.

Пути расширения социального опыта, накопления общественно – исторических представлений и понятий достаточно разнообразны. Это могут как индивидуальные, так и групповые (с классом) беседы по общественно – исторической тематике. Например, доступными и важными являются такие темы, как «С чего начинался наш город?», «Праздники, которые мы отмечаем», «Достопримечательности нашего района», «Моя семья в прошлом и настоящем» и др. Знания учащихся, приобретенные и уточненные в ходе таких бесед, обязательно подкрепляются различными видами деятельности: общественно - полезным трудом, подготовкой и проведением праздников, посвященных знаменательным датам, событиям (Дню защитника Отечества, Дню Победы); организацией театрализованных представлений, в которых принимают участие учащиеся разных классов, активным изучением истории своего города, знакомством с его достопримечательностями, экскурсиях по городу, посещением музеев, просмотром видеофильмов, внеклассным чтением и т. п. Таким образом, разнообразные виды внеклассной работы позволяют учащимся накапливать сведения, на которые можно будет опираться в дальнейшем при обучении истории.

 Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках русского языка происходит знакомство с текстом общественно – исторического содержания, происходит обогащение словаря; на уроках чтения; на уроках математики формируются временные представления и понятия; на уроках географии учащиеся знакомятся с положением Родины на карте мира, на уроках ИЗО и музыки осуществляется знакомство с искусством и т. д. Большая роль в исторической пропедевтике принадлежит урокам чтения, где решается задача обучения детей правильному, осознанному чтению, формируются навыки работы с печатным текстом, знакомство с произведениями исторической тематики.

В задачу пропедевтического периода не входит формирование определенной системы исторических знаний (это задача уроков истории), но за это время накапливаются, уточняются, исправляются и расширяются первоначальные общественно – исторических представления и понятия школьников с нарушением интеллекта.

Вводя школьников в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, учитель истории должен обеспечить благоприятные условия для эффективного усвоения исторического материала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: