Тетрадь по истории как один из практических методов обучения

 

В настоящее время учащиеся специальной (коррекционной) школы занимаются по учебнику, вышедшему в 2003 году, подготовленная авторским коллективом в составе

Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной, Л. С. Сековец и др. Актуальным и практически значимым является создание методических материалов к данному учебнику.

Тематическая тетрадь по истории Отечества представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным программой по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Фактический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен следующими темами:

· История нашей страны древнейшего периода (12 часов);

· Киевская Русь (16 часов);

· Распад Киевской Руси (10 часов);

· Борьба Руси с иноземными завоевателями (12 часов);

· Начало объединения русских земель вкруг Московского княжества (10 часов).

Вопросы и задания, представленные в тетради последовательно, сгруппированы по темам соответственно параграфам учебника. К каждому параграфу учебника дано не менее двух заданий в тематической тетради. После каждой темы имеется набор заданий для самостоятельной работы каждого ученика с целью повторения пройденного материала темы.

Принципы отбора материала:

1. Тематический принцип;

2. Принцип доступности (учет особенностей познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью психофизических);

3. Принцип научности (достоверность исторических фактов);

4. Принцип системности, последовательности;

5. Принцип коррекционной направленности;

6. Индивидуальный и дифференцированный подходы;

7. Принцип экономичности.

Рабочая тетрадь:

- включает вопросы и задания, направленные на закрепление изучаемого материала, обобщение, систематизацию знаний учащихся;

- позволяет обеспечить простое запоминание минимума исторических знаний в соответствии с программным содержанием;

- позволяет устранить неточности в понятиях учащихся;

- способствует развитию речемыслительной деятельности и расширению исторического словаря;

- позволяет осуществлять контроль за знаниями учащихся;

- даёт учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания;

- создает атмосферу, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика;

- позволяет экономить учебное время.

 Данный тематический сборник имеет коррекцинно - развивающую направленность, которая заключается в следующем:

· Выполнение заданий способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием;

· Предоставляется возможность работать в индивидуальном темпе, осуществлять выбор заданий в соответствии с познавательными возможностями учащихся;

· Формируются и уточняются временные представления, на основе которых усваивается хронология (год, век, столетие, тысячелетие, период, эра, эпоха), временные отношения (давно, недавно, до, после, раньше, позже, сначала, потом, в настоящее время);

· Проводится работа по коррекции зрительно – пространственного гнозиса (работа с картой, дорисуй изображение, «найди князя» и др.);

· Происходит формирование понятий, складываясь в определенную систему, в ходе активной умственной работы;

· Предоставляется возможным сформировать у учащихся специальной (коррекционной) школы понимание наиболее простых связей и закономерностей, прежде всего, научить их устанавливать причинно – следственные связи между историческими событиями и явлениями.

     Данный сборник применяется в основном на комбинированных уроках, отличающихся оптимальной сменой видов учебной работы, что соответствует физическим и психическим возможностям учащихся с нарушением интеллекта. Реже используется тетрадь на повторительно - обобщающих уроках после изучения каждой темы программы, позволяющих обобщить факты, развивать мышление, ликвидировать пробелы в знаниях, проверить знания учащихся (предполагается 6 повторительно – обобщающих уроков после каждого раздела, 1 урок - повторение за год), на уроках сообщения новых знаний, так как такие уроки, как правило, проводятся в начале темы, когда материал предыдущей темы был систематизирован и обобщен на повторительно - обобщающем уроке.

Вопросы и задания рабочей тетради рассчитаны на применение на различных этапах урока:

- при проверке знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока (виды заданий: вставьте пропущенные слова в текст, найди ошибки в тексте, разгадай кроссворд и др.);

- по ходу изложения нового материала (виды заданий: закончи предложение, работа с лентой времени, расшифруй анаграммы, заполнить таблицу: «характеристика исторического деятеля», используя текст учебника и др.),

- при первичном усвоении знаний (виды заданий: работа с картой – схемой, заполнение сравнительной таблицы, программированный опрос, вставьте пропущенные буквы в название исторического события, явления и др.).

  Чаще всего  рабочая тетрадь находит применение при повторении пройденного материала, так как содержание каждого последующего урока лучше усваивается учениками с нарушением интеллекта при отчетливом понимании предыдущего материала. Допускается её использование во время подготовки домашнего под четким руководством воспитателя.      

Виды работ, представленные в рабочей тетради:

1. Работа над понятиями ( разгадай кроссворд, программированный опрос, соотнеси термин и его объяснение, подчеркни правильное определение, заполни сравнительную таблицу, закончи предложение, найди лишние предметы в княжеском тереме, найди лишнее слово и др. );

2. Работа над временными представлениями ( работа с лентой времени, с хронологическими кроссвордами, предлагается соотнести дату и событие, определи по году век, расставь даты по порядкуи др.);

3. Работа с картой (опираясь на карту в учебнике, запиши названия русских городов, рек в таблицу, обозначь на карте места жительства восточных славян, впиши названия городов, завоеванных монголо – татарами и т.д.);

4. Работа над пространственными представлениями ( дорисовать рисунок, найди нужное изображение на рисунке и раскрась его и т. д. );

5. Словарная работа (вставь пропущенные буквы, соотнеси занятия людей с названиями улиц, программированный опрос, одень князя и крестьянина, используя опорные слова, закончи фразу, используя опорные слова, кроссворд и др.).

6. Работа над причинно – следственными отношениями в исторических событиях (восстанови последовательность событий, действий, закончи предложение и заверши вывод, заполни таблицу с опорой на текст учебника и др.);

7. Работа с текстом исторического документа ( определи, какое событие, явление описывает автор документа, ответь на вопросы по содержанию документа, выдели главную мысль);

8. Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (объясни значение крылатых выражений, установи по приведенным описаниям исторического деятеля или событие);

9. Работа с поговорками ( объясни значение поговорок, соедини стрелками начало и конец поговорки );

10. Работа над закреплением фактического материала ( найди ошибку в тексте и исправить её, программированный опрос, заполни таблицу, ответив на вопросы,установи соответствие имен и событий и др. );

11. Работа с иллюстрациями (изображение оружия, проводится сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические периоды, что позволяет проследить его в развитии (Московский Кремль), определи родственные отношения, определи исторического персонажа).

       Важными условиями успешного выполнения заданий – руководство и контроль со стороны учителя, обязательное объяснение содержания выполняемых действий, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода.

Специфика рабочей тетради состоит в учете психологических особенностей школьников, восприятия ими исторического материала:

- даются разъяснения к заданиям о порядке работы, инструкции доступны учащимся по форме и содержанию;

- небольшой объём текстов;

- преобладают задания, разработанные на игровой основе;

- запрограммированы лаконичные ответы школьников.

 

Выводы:

Использование рабочей тетрадипо истории Отечества в специальной (коррекционной) школе VIII видапозволяет повысить эффективность в обучении истории. Выполнение заданий в тематической тетради способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием, систематизации знаний, формированию исторических понятий, закреплению изучаемого материала, развитию речи, обогащению исторического словаря. Разнообразие заданий, имеющих коррекционно – развивающую направленность, повышает познавательную активность и интерес учащихся, а также работа с данным сборником позволяет экономить учебное время, поскольку учащиеся делают медленно соответствующие записи в своих тетрадях. 

Формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к учащимся, так как часть заданий повышенной сложности недоступны всем ученикам с нарушением интеллекта (работа с текстами исторических документов, заполни таблицу, опираясь на текст учебника и др.), поэтому все задания предлагаются учителем, исходя из возможностей каждого ученика, что позволяет создать ситуацию успеха. При выполнении одного и того же задания требуется разное количество времени учащимся, поэтому при организации работы с тетрадью важно обеспечить различные по объему и форме виды помощи учащимся, что требует рационального использования тетради учителем. Объем заданий, предлагаемых в тетради, выполняется в зависимости от познавательных возможностей учащихся, их актуального состояния.

Вопросы и задания рабочей тетради рассчитаны на применение на различных типах и этапах урока: при опросе, по ходу изложения нового материала, при первичном усвоении знаний. Вопросы и задания объединены между собой соответственно темам учебника.

На перспективу планируется создание подобных тетрадей для 8 - х и 9- х классов. Пособие адресовано учителям и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Рабочая тетрадь, созданная учителем, не потеряет свою значимость при появлении других изданий.

Список литературы:

 

 

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М., 1999.
  2. Бгажнокова И. М. Стандарты образования и система измерителей знаний в школе для детей с нарушениями интеллекта//Дефектология.- 1996. - №3.
  3. Власова Т. А., Певзнер М. С.О детях с отклонениями в развитии. М, 1973.
  4. Ворожейкина Н. И., Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
  5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.
  6. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М, 1961.
  7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  8. История России: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.
  9. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
  10. Книга для учителя вспомогательной школы. М., 1959.
  11. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
  12. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
  13. Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
  14. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
  15. Лубовский В. И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии// Дефектология. - 1987. - №5.
  16. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.

17. Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.

18. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.

19. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.

20. Петрова Л. В. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1976.

21.  Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под ред. Ж. И. Шиф. М.,1972.

  1. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.,1970.
  2. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
  3. Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.

 

 


[1] Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под ред. Ж. И. Шиф. М.:1972.

[2] Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М.: 2000.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: