Администрации Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
Центр оценки и контроля качества образования
Методические указания к использованию рабочей тетради по истории Отечества для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Макуриной Екатерины Юрьевны
учителя истории
ГОУ Переславль - Залесской
Специальной (коррекционной)
Школы - интернат № 3
Научный руководитель:
Новоторцева Н. В.
К. п. Н., доцент
Ярославль 2005
Содержание
- Задачи курса истории как учебной дисциплины в с. 3 - 4
Специальной (коррекционной) школе VIII вида.
- Психологические особенности учащихся специальной с. 4 - 6
(коррекционной) школы VIII вида.
- Трудности усвоения учащимися СКШИ VIII вида с. 6 - 8
исторических знаний.
- Педагогические условия повышения эффективности с. 8 - 14
обучения истории
|
|
А) Соблюдение принципов коррекционного обучения. с. 8 - 10
Б) Основные методы обучения истории в специальной с. 10 - 13
(коррекционной) школе VIII вида.
В) Учет психофизических особенностей детей с ограниченными с. 13 - 14
возможностями, использование различных приемов.
- Тетрадь по истории как один из практических с. 14 - 17
методов обучения.
6. Список литературы с. 18
- Задачи курса истории как учебной дисциплины в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В современных условиях, когда говорят о кризисе современной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Поэтому и сейчас актуальны слова выдающегося российского историка В. О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение».
Преподавание истории в специальной (коррекционной) школе как учебного предмета предполагает не только изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, но и воспитательное и коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика.
|
|
Курс истории Отечества дает учащимся с интеллектуальным недоразвитием представления об историческом времени и пространстве, исторических источниках. Курс погружает их в мир истории через характеристики образа жизни людей в различных периоды отечественной истории (занятия, орудия труда, жилища, одежда и т. д.), описания памятников культуры, рассказы об исторических событиях и их участниках.
Образовательные задачи связаны с формированием у учащихся прочных знаний по истории. В ходе изучения истории учащиеся специальной (коррекционной) школы должны усвоить важнейшие факты, которые имеют не только большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения фактов. Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся исторических представлений. При правильном отборе материала, доступного школьникам по содержанию и объему, приемов и методов обучения и оказании своевременной помощи учителем учащимися специальной (коррекционной) школы происходит усвоение доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно – следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития; происходит овладение умениями применять знания по истории, пользоваться ими на других учебных предметах, во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей). Также ученики приобретают умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, наглядным материалом и др.
Уроки истории способствуют решению воспитательных задач. При изучении истории Отечества осуществляется гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны); патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины в случае необходимости – то есть военно-патриотическое воспитание); воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей (это воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой, проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде); нравственное воспитание учащихся (это воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, доброта, милосердие, отзывчивость и т. д.); эстетическое воспитание учащихся (это воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса); трудовое воспитание учащихся (это привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимание необходимости труда и готовности трудиться); экологическое воспитание учащихся (это воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений); правовое воспитание учащихся (это воспитание правовой культуры, то есть уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы). Уроки истории вносят значительный вклад в формирование мировоззрения учащихся. Знания, полученные учащимися в курсе истории, служат цели непосредственной практической ориентации в окружающей социальной реальности. Эти знания помогут правильно оценивать свои и чужие поступки, события, происходящие в России и в мире. Нравственные и правовые принципы и нормы регулируют взаимоотношения, поведение людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему миру.
|
|
На уроках истории решаются коррекционно – развивающие задачи. Школа должна формировать не только знания, умения и навыки учащихся, воспитывать их, но и одновременно способствовать развитию детей. Важную роль в решении вопроса о значении обучения для развития ребенка сыграли идеи Л. С. Выготского, считавшего, что обучение строится на тех психических функциях, которые еще не созрели. Это положение остается верным и когда речь идет о детях, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, так как «в процессе обучения у детей – олигофренов выявляются потенциальные возможности развития, использование которых в некоторой мере содействует компенсации дефекта».[1]
Процесс обучения любому предмету в специальной (коррекционной) школе носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении истории коррекционно – развивающие задачи определяются особенностями развития психических процессов учащихся специальной (коррекционной) школы, и реализация этих задач должна быть направлена на развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально – волевой сферы, личностных качеств, формирование гражданских качеств, что способствует подготовке к самостоятельной жизни, социально – трудовой и правовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.