А) Соблюдение принципов коррекционного обучения

Специальная педагогика опирается на соответствующие общепедагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью. Собственные принципы специальной педагогики отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики.

Принципы специального образования:

- Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его способностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.

- Принцип ранней педагогической помощи. Одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей и предоставление специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека.

- Принцип коррекционно – компенсирующей направленности образования. Этот принцип строится с опорой на сохранные функции с тем, чтобы обеспечить условия для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма.

- Принцип социально - адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни.

- Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Коррекция речи, мышления и коммуникации является важнейшей образовательной потребностью детей с ограниченными возможностями, а также необходимым условием успешной социокультурной адаптации.

- Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Специальное образование обеспечивает оптимальную организацию собственной развернутой деятельности учеников, направляемую педагогом.

- Принцип необходимости специального педагогического руководства. Организация процесса учебно – познавательной деятельности и управление этим процессом осуществляется специальным педагогом, знающим закономерности и особенности развития и познавательных возможностей данного ребенка, а также возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи.

Естественно, что в специальной школе общедидактические принципы обучения общей педагогики реализуются с учетом особенностей всего учебно-воспитательного процесса, и в первую очередь его коррекционной и практической направленности.

 К основным дидактическим принципам специальной коррекционной школы относятся:

- Принцип развивающего обучения. Обучение должно всесторонне развивать личность каждого учащегося.

- Принцип воспитывающего обучения. Обучение должно быть воспитывающим.

- Принцип систематичности и системности в обучении. Обучение должно быть систематическим и системным.

- Принцип научности в обучении. Все сообщаемые школе знания должны быть строго научными.

- Принцип доступности. Обучение строится на основе учета возрастных и психофизических особенностей детей и доступности для них учебного материала.

Положение Л. С. Выготского об опережающем умственном развитии ребенка в учебном процессе позволяет предположить, что обучение должно вести за собой развитие. Учебный процесс может быть построен на механизмах мышления, которые ёще полностью не сформировались, но которые достаточны для усвоения нового содержания. Исследования Н. А. Менчинской, Е. Н Кабановой – Меллер, А. А. Люблинской показали, что опора на развивающиеся, но еще не созревшие механизмы познавательной деятельности значительно ускоряет развитие школьников и повышает результативность обучения.[2]

- Принцип наглядности обучения. В обучении должна широко использоваться наглядность.

 В XVII веке Я. А Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. И. Г Песталоцци превратил наглядность в основное средство обучения. Значительным шагом вперед в разработке этой проблемы являются научные и учебные книги К. Д. Ушинского.

- Принцип сознательности и активности в обучении. Обучение должно основываться на сознательности и активности учащихся. Необходимо чаще задавать вопросы, начинающиеся со слов «почему», «к чему это привело» и добиваться от учеников полных ответов.

- Принцип прочности усвоения. Обучение должно обеспечивать прочность усвоения знаний, умений и навыков.

- Принцип индивидуализации в обучении. Обучение обеспечивает индивидуальный подход к ребенку при коллективных формах обучения.

- Принцип дифференцированного подхода в обучении. Весь учебно-воспитательный процесс в специальной школе строится с учетом психофизических особенностей учащихся, которые еще более индивидуализируют личность ученика. В условиях классно – урочной системы (даже при наполняемости класса в 12 – 16 человек) индивидуализация обучения с учетом всех индивидуальных особенностей каждого ученика практически невозможна. В этом случае на помощь приходит принцип дифференцированного подхода в обучении, на основе которого выделяются группы учащихся по степени усвоения учебного материала.

Опираясь на принципы коррекционного обучения, в определенно созданных педагогических условиях, можно значительно повысить продуктивность обучения истории детей с ограниченными возможностями.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: