Еще и раньше пытались объяснить те или иные верования психологией. Одними из первых были З. Фрейд и К. Г. Юнг.
Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей, Ф. Боас, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и многие другие). Главными причинами являются:
- Если народы обладают индивидуальной психологией, то чем объяснить схожесть ритуалов с другими?
- Понятие о мифе К. Г. Юнга. Но, если он вариантный и встречается у разных народов и племен, как это объяснить? Лишь одним образом мышления? Психология не находит ответы на эти вопросы.
- Как объяснить те или иные характеристики поведения? Например, население США было грубым и невежественным, что изменилось? Психология?– нет, именно промышленный прогресс, а как следствие и наука повлияли на людей.
Таким образом, не сама психология влияет на этнографию, а наоборот, этнография помогает постичь и психологию. Ведь человек очень связан с материальной культурой, что накладывает отпечаток и на его мышление.
Этнопсихология
|
|
В 90 годы XX века возникает новое направление психологии в рамках народоведения - этнопсихология. По мнению сторонников этой дисциплины это связано с тем, что «начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу».
Данные воззрения вызвали негативную реакцию у видных этнографов и этнологов. Так В.А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, пишет:
Последние фишки неофитов в сфере этнологии – это психологизация этноса и национализма, выросшие из уязвимой романтики С.М. Широкогорова. Этнопсихология, не порвавшая пуповину с этносом, – одно из наваждений, от которого придётся избавляться десятилетиями... Одна из российских этнопсихологов сокрушается... Может быть, страшит то, что критическое отношение к самому феномену этноса как организму со своей этнопсихологией может поставить вопрос хотя бы о более тонком инструментарии этнопсихоанализа (например, необходимость введения при опросе, кроме групп русских и удмуртов, референтной группы лиц смешанной национальности)? И тогда вся этнопсихология и "этнические характеры" осыпятся сверху донизу.
Выдающиеся исследователи – этнографы
- Итс, Рудольф Фердинандович
- Гадло, Александр Вильямович
- Токарев, Сергей Александрович
- Бромлей, Юлиан Владимирович
- Фрэзер, Джеймс Джордж
- Леви-Стросс, Клод
- Боас, Франц
- Малиновский, Бронислав Каспар
- Миклухо-Маклай, Николай Николаевич
- Тайлор, Эдуард Бернетт
- Морган, Льюис
- Дюркгейм, Эмиль
- Мид, Маргарет
- Пропп, Владимир Яковлевич
- Бенедикт, Рут
- Гиренко, Николай Михайлович