Отличие органов исполнительной власти от других государственных структур

Лекция 2 – Структура государственного управления

Государственное управление – властное воздействие государства на общество.

Признаки государственного управления (в общем виде):

1) в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интереса;

2) функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;

3) субъекты управления наделены компетенцией, установленной нормативно-правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.

Государственное управление в практическом понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций исполнительной власти, а также отношения в сфере государственной службы.

Субъекты государственного управления – физические и юридические лица, наделенные полномочиями на осуществление функций государственного управления (исполнительной власти).

Система субъектов государственного управления.

- Президент РФ;

- Федеральные органы исполнительной власти:

- Правительство РФ;

- Федеральные министерства;

- федеральные службы;

- федеральные агентства;

- Органы исполнительной власти субъектов Федерации;

- Органы местного самоуправления;

- другие органы и организации, наделенные полномочиями в сфере государственного управления.

 

Цели государственного управления:

1) эффективность государственного управления;

2) обеспечение должностной организации государственного управления;

3) создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления;

4) защита граждан и общества от произвола со стороны субъектов государственного управления.

Особенности полномочий Президента РФ в сфере государственного управления.

- Президент РФ является главой государства и не входит ни в одну из ветвей власти;

- имеет полномочия во всех ветвях власти и большинство полномочий в сфере исполнительной власти, что и является функциями государственного управления.

Президент воздействует на исполнительную власть в двух формах:

1. прямо, когда президент принимает решения в сфере исполнительной власти;

2. косвенно, когда президент участвует в принятии решения в сфере государственного управления.

Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти:

1. Президенту непосредственно подчиняется ряд федеральных органов исполнительной власти (МВД, МЧС, ФСБ, Министерство обороны, МИД);

2. Президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы;

3. Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

4. Принимает решения об отставке Правительства;

5. По предложению председателя Правительства назначает федеральных министров, заместителя председателя Правительства и может освобождать их от должности;

6. Представляет в Государственную Думу кандидатуру на должность председателя ЦБ РФ и ставит вопрос об освобождении должности;

7. Формирует и возглавляет совет безопасности;

8. Назначает высшее командование вооруженных сил и освобождает от должностей;

9. Назначает и отзывает дипломатических представителей после консультации с соответствующими комиссиями Федерального Собрания;

10. Осуществляет руководство внешней политикой;

11. Вводит военное и чрезвычайное положение;

12. Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия закону до решения вопроса судом;

13. Вправе использовать согласительные процедуры для решения разногласий между различными органами государственной власти. В случае не достижения соглашения спор может передаваться на рассмотрение суда;

14. Награждает государственными наградами, почетными званиями, присваивает высшие военные и специальные звания;

15. Предлагает законодательному органу субъекта Федерации кандидатуру на должность главы субъекта Федерации и ставит вопрос об освобождении;

16. Вправе отменить акт Правительства, если он противоречит закону;

17. От своего имени издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории РФ.

Орган исполнительной власти – государственный орган, действующий на основе закона с целью его исполнения, обладающий государственно-властными полномочиями и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность.

Признаки органа исполнительной власти:

· исполняет закон, издавая подзаконные акты;

· действует от имени государства;

· полномочия установлены нормативным актом;

· имеет внутреннюю структуру и штат;

· штат состоит из государственных служащих;

· осуществляет административное распорядительство.

Виды органов исполнительной власти:

I. по порядку принятия решений:

1. коллегиальные (например, правительство);

2. единоначальные (губернатор).

II. в соответствии с принципом федерализма:

1. федеральные органы исполнительной власти;

2. органы исполнительной власти субъектов РФ.

III. по направлениям деятельности:

1. органы общего управления,

2. органы, действующие в социально-культурной сфере;

3. органы, действующие в сфере экономики;

4. органы, действующие в административно-политической сфере.

IV. по объему компетенции:

1. органы общей компетенции – управляют большинством сфере по различным вопросам (например, правительство);

2. органы отраслевой компетенции – управляют одной сферой по различным вопросам внутри этой сферы (например, министерство обороны, Министерство здравоохранения и соцразвития);

 3. органы межотраслевой компетенции управляют своей сферой по различным вопросам, а также другими сферами по одному вопросу (Федеральная служба государственной статистики);

4. органы специальной компетенции управляют частью сферы (федеральное агентство лесного хозяйства).

 

Отличие органов исполнительной власти от других государственных структур.

1) Законодательные органы имеют исключительные полномочия на принятие законов, а органы исполнительной власти исполняют законы, издавая подзаконные акты (в т.ч. нормативные подзаконные акты);

2) Судебные органы осуществляет правосудие, судьи независимы и подчиняются только закону. В системе исполнительной власти характерна субординация и подчиненность вышестоящим руководителям и органам.

Судебные акты издаются по поводу нарушения норм права (охранительные), в то время как акты исполнительной власти могут быть как охранительные, так и регулятивные.

Судебные акты всегда индивидуальны, разрешают конкретное дело, а акты исполнительной власти могут быть и нормативными (например, правила дорожного движения), и индивидуальными (например, назначение наказания, выдача паспорта);

3) Прокуратура осуществляет надзор за законностью во всех ветвях власти, в отношении неподчиненных субъектов, по любым нарушениям (экологическим, трудовым, избирательным, жилищным и т.д.). Органы исполнительной власти осуществляют контроль за подчиненными по службе органами исполнительной власти, а также надзор за неподчиненными, но по строго установленным вопросам (например, пожарный надзор).

4) государственные организации созданы для материального производства, непосредственного оказания социальных, культурных и других услуг. При этом, они сами являются объектами управления со стороны органов исполнительной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: