Сущность и цель деления государственной власти

Деление власти — один из основных принципов консти­туционализма, который основывается на политико-право­вой доктрине деления власти на законодательную, испол­нительную, судебную и другие виды власти.

Идея деления власти высказывалась еще в античные времена (Аристотель) и в эпоху Средневековья (Марсилий Падуанский), но как теория была выдвинута Дж. Локком и в дальнейшем развита в трудах Ш.Монтескье.

Впервые принцип деления власти был последовательно воплощен в Конституции США в 1787 г. В ней законода­тельная, исполнительная и судебная ветви власти не толь­ко отделены одна от другой, но и наделены возможностями взаимного контроля посредством соответствующей системы сдерживаний и противовесов.

Сущность деления государственной власти определяется такими положениями:

1) деление власти закрепляется конституцией;

2) законодательная, исполнительная и судебная влас­
ти предоставляются разным людям и органам;

3) все власти равны и автономны, ни одна из них не
может быть устранена другой властью;


4) ни одна власть не может пользоваться правами, пре­
доставленными конституцией другой власти;

5) судебная власть действует независимо от политичес­
кого влияния, судьи пользуются правом длительного пре­
бывания на должности. Судебная власть может объявить
закон недействительным, если он противоречит конститу­
ции.

Цель деления власти заключается в том, чтобы не до­пустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возмож­ность злоупотребления властью.

Деление государственной власти не означает китайской стены между разными ее ветвями. В реальной жизни каж­дая из ветвей власти взаимодействует и переплетается с другими. Например, полномочия создавать нормы права принадлежат не только законодательной власти, но и орга­нам исполнительной власти, в частности, правительству, которое издает подзаконные акты.

Государственная власть в Украине тоже осуществляется на принципах ее деления на законодательную, исполни­тельную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией границах и в соответствии с законами Украины (ст. 6 Конституции Украины).

Органы законодательной власти — это государственные органы, деятельность которых заключается в принятии, изменении или отмене законов.

В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительский характер, то есть состав законодательного органа формируется путем выборов. На основе выборов народ передает власть своим представите­лям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Поэтому можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти: законодательная власть является первой среди равных ветвей власти.

Родовое название для законодательных органов государ­ства — парламент. В разных странах он имеет разнообраз­ные названия: Конгресс, Народное Собрание, Сейм, Верхов­ная Рада и др. Как правило, парламент работает в сессион­ном режиме.

Кроме законотворчества, законодательный орган имеет ряд других важных полномочий:


— принятие Государственного бюджета и контроль за
его выполнением;

— участие в формировании органов исполнительной
власти;

контроль за работой правительства, других долж­
ностных лиц исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это государственные органы, которые непосредственно управляют обществом на основании законов и других актов законодательной власти.

В отличие от законодательной власти, которая носит первичный характер, исполнительная власть имеет по сво­ей сути вторичный (производный), подзаконный характер. Все акты соответствующих органов основываются на за­коне, не должны ему противоречить, направлены на выпол­нение закона. Органы исполнительной власти — наиболее многочисленная, разнообразная и разветвленная система государственных органов. Исходя из содержания и резуль­татов деятельности исполнительной власти судят об эффек­тивности государственной власти в целом. От работы всей системы исполнительной власти зависит состояние эконо­мической, политической, социальной и культурной жизни общества, уровень жизни индивида.

Характерные признаки органов исполнительной власти:

1) формируются путем назначения;

2) действуют на постоянной основе, а не сессионно;

3) они практически реализуют цели и задачи внутренней
и внешней политики, сформулированные парламентом;

4) все органы исполнительной власти в той или иной
форме подконтрольны представительной власти (парла­
менту).

Органы исполнительной власти составляют систему, в которой различают центральные (правительство, минис­терства, ведомства, агентства) и местные органы (государ­ственные администрации) власти.

Содержание деятельности органов исполнительной влас­ти включает:

1) исполнительную деятельность — воплощение в
жизнь решений, которые приняты органами законодатель­
ной власти;

2) предписывающую деятельность — осуществление
управления путем издания подзаконных актов и выполне­
ния организационных действий.


Органы судебной власти — это система государствен­ных органов, которые осуществляют правосудие, выступа­ют арбитром в спорах о праве.

Судебная власть препятствует действию безрассудных законов, обеспечивает ответственность исполнительной власти за несоблюдение воли законодателя, защищает пра­ва граждан от своеволия.

Основные функции судебной власти:

1) охранительная (охрана прав и свобод человека и
гражданина, прав и законных интересов всех субъектов
права);

2) функция правосудия (защита, возобновление нару­
шенных прав);

3) контрольно-надзорная (сдерживание двух других
ветвей власти в рамках права путем осуществления судеб­
ного контроля над ними).

Суды независимы от других органов власти и подчиня­ются только закону. Принципы правосудия и гарантии независимости судебной власти, как правило, определяют­ся конституцией государства.

Принципы правосудия:

—законность;

—оперативность рассмотрения дел;

—доступность суда для населения;

—равенство перед судом;

—право на защиту;

—состязательность сторон;

—гласность судебного разбирательства;

—право на обжалование судебного решения;

—обязательность выполнения судебного решения.
Гарантии независимости судебной власти:

—неприкосновенность судей;

—неизменность судей;

—внепартийность и аполитичность судей;

—особая охрана суда и судьи. Например, за неуважение

суда и судьи, за посягательство на полномочия суда устанавливается юридическая ответственность. Судебная власть осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или су­дебной коллегией с соблюдением специальной судебной процедуры.

В наше время теория деления власти является осново­полагающим фактором внедрения институтов демократии,


защиты прав и свобод граждан, формирования правового государства и гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: