Деление власти — один из основных принципов конституционализма, который основывается на политико-правовой доктрине деления власти на законодательную, исполнительную, судебную и другие виды власти.
Идея деления власти высказывалась еще в античные времена (Аристотель) и в эпоху Средневековья (Марсилий Падуанский), но как теория была выдвинута Дж. Локком и в дальнейшем развита в трудах Ш.Монтескье.
Впервые принцип деления власти был последовательно воплощен в Конституции США в 1787 г. В ней законодательная, исполнительная и судебная ветви власти не только отделены одна от другой, но и наделены возможностями взаимного контроля посредством соответствующей системы сдерживаний и противовесов.
Сущность деления государственной власти определяется такими положениями:
1) деление власти закрепляется конституцией;
2) законодательная, исполнительная и судебная влас
ти предоставляются разным людям и органам;
3) все власти равны и автономны, ни одна из них не
может быть устранена другой властью;
|
|
4) ни одна власть не может пользоваться правами, пре
доставленными конституцией другой власти;
5) судебная власть действует независимо от политичес
кого влияния, судьи пользуются правом длительного пре
бывания на должности. Судебная власть может объявить
закон недействительным, если он противоречит конститу
ции.
Цель деления власти заключается в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Деление государственной власти не означает китайской стены между разными ее ветвями. В реальной жизни каждая из ветвей власти взаимодействует и переплетается с другими. Например, полномочия создавать нормы права принадлежат не только законодательной власти, но и органам исполнительной власти, в частности, правительству, которое издает подзаконные акты.
Государственная власть в Украине тоже осуществляется на принципах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией границах и в соответствии с законами Украины (ст. 6 Конституции Украины).
Органы законодательной власти — это государственные органы, деятельность которых заключается в принятии, изменении или отмене законов.
В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительский характер, то есть состав законодательного органа формируется путем выборов. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Поэтому можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти: законодательная власть является первой среди равных ветвей власти.
|
|
Родовое название для законодательных органов государства — парламент. В разных странах он имеет разнообразные названия: Конгресс, Народное Собрание, Сейм, Верховная Рада и др. Как правило, парламент работает в сессионном режиме.
Кроме законотворчества, законодательный орган имеет ряд других важных полномочий:
— принятие Государственного бюджета и контроль за
его выполнением;
— участие в формировании органов исполнительной
власти;
— контроль за работой правительства, других долж
ностных лиц исполнительной власти.
Органы исполнительной власти — это государственные органы, которые непосредственно управляют обществом на основании законов и других актов законодательной власти.
В отличие от законодательной власти, которая носит первичный характер, исполнительная власть имеет по своей сути вторичный (производный), подзаконный характер. Все акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на выполнение закона. Органы исполнительной власти — наиболее многочисленная, разнообразная и разветвленная система государственных органов. Исходя из содержания и результатов деятельности исполнительной власти судят об эффективности государственной власти в целом. От работы всей системы исполнительной власти зависит состояние экономической, политической, социальной и культурной жизни общества, уровень жизни индивида.
Характерные признаки органов исполнительной власти:
1) формируются путем назначения;
2) действуют на постоянной основе, а не сессионно;
3) они практически реализуют цели и задачи внутренней
и внешней политики, сформулированные парламентом;
4) все органы исполнительной власти в той или иной
форме подконтрольны представительной власти (парла
менту).
Органы исполнительной власти составляют систему, в которой различают центральные (правительство, министерства, ведомства, агентства) и местные органы (государственные администрации) власти.
Содержание деятельности органов исполнительной власти включает:
1) исполнительную деятельность — воплощение в
жизнь решений, которые приняты органами законодатель
ной власти;
2) предписывающую деятельность — осуществление
управления путем издания подзаконных актов и выполне
ния организационных действий.
Органы судебной власти — это система государственных органов, которые осуществляют правосудие, выступают арбитром в спорах о праве.
Судебная власть препятствует действию безрассудных законов, обеспечивает ответственность исполнительной власти за несоблюдение воли законодателя, защищает права граждан от своеволия.
Основные функции судебной власти:
1) охранительная (охрана прав и свобод человека и
гражданина, прав и законных интересов всех субъектов
права);
2) функция правосудия (защита, возобновление нару
шенных прав);
3) контрольно-надзорная (сдерживание двух других
ветвей власти в рамках права путем осуществления судеб
ного контроля над ними).
Суды независимы от других органов власти и подчиняются только закону. Принципы правосудия и гарантии независимости судебной власти, как правило, определяются конституцией государства.
Принципы правосудия:
—законность;
—оперативность рассмотрения дел;
—доступность суда для населения;
—равенство перед судом;
—право на защиту;
—состязательность сторон;
—гласность судебного разбирательства;
—право на обжалование судебного решения;
|
|
—обязательность выполнения судебного решения.
Гарантии независимости судебной власти:
—неприкосновенность судей;
—неизменность судей;
—внепартийность и аполитичность судей;
—особая охрана суда и судьи. Например, за неуважение
суда и судьи, за посягательство на полномочия суда устанавливается юридическая ответственность. Судебная власть осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией с соблюдением специальной судебной процедуры.
В наше время теория деления власти является основополагающим фактором внедрения институтов демократии,
защиты прав и свобод граждан, формирования правового государства и гражданского общества.