В системе прав и свобод человека

В настоящее время универсальность концепции неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека признана во всем мире. Факт призна- ния прав человека современной системой ценностей подтверждается наличием в основных законах государств главы, провозглашающей права и свободы человека и гражданина в соответствии с нормами международных документов.


 

Заполните таблицу и ответьте на вопросы. Вам предлагается выполнить практические задания 1, 2 рабо- чей тетради.
!

Система прав человека предполагает взаимодействие ее составных частей в различных аспектах, в результате чего каждое право характе- ризуется уникальным сочетанием свойств, качеств, признаков. Право на образование в системе прав человека занимает особое место, его много- плановость объясняется общественной значимостью сферы, в которой оно существует. Как справедливо отмечает В.М. Сырых, образование по праву выходит на лидирующие позиции среди остальных социальных институтов, все больше проявляет себя в качестве сферы приложения сил наиболее творческой, интеллектуальной части общества, а также эффективного использования новейших достижений науки и техники1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» в ст. 2 определяет образо- вание как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в инте- ресах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что право на образование является условием достойного существования личности в семье, обществе и государстве, возможностью активной социализации индивида, требованием признания за человеком его интеллектуальных, творческих, профессиональных потребностей, а также гарантией развитого, стабильного, благополучного общества и государства.

Право на образование как личное, социальное и культурное право. Классификация прав человека по сферам жизнедеятельности предполагает существование личных (гражданских), политических (публичных), экономических (материальных), социальных и куль- турных прав.

Следует согласиться с Л.И. Глухаревой, которая утверждает, что

«все права являются личными, поскольку принадлежат людям»2. Тем


1 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. – М.: Центр образо- вательного законодательства Минобразования России, 2002. – С. 39.

2 Глухарева Л.И. Права человека. Гуманитарный курс: Учебное пособие / Л.И. Глу- харева. – М.: Логос, 2002. – С. 79.


 

не менее узкоспециальное значение данного термина (личное право), взятое «в антропологическом контексте, в аспекте индивидуального бытия», упомянутое Л.И. Глухаревой, в полной мере позволяет рас- крыть и право на образование.

В частности, характеризуя право на образование как личное право, можно говорить о его естественном характере. В соответствии с меж- дународными документами и Конституцией РФ каждый человек имеет право на образование. Как и все основные права человека, право на образование является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Естественный характер права на образование объясняется тем, что человеку необходимо развиваться, творить, создавать новое, накапливать опыт и знание в той или иной области и обязательно передавать наработанное следующим поколениям, в чем и заключается сущность образования. Право на образование су- ществует помимо государственной воли. Поэтому государство не может даровать это право гражданам, установить монополию на образование1. Государство должно признавать данное право, обеспечивать гаранти- ями, всеми доступными средствами способствовать его реализации.

Решите задачу. Вам предлагается выполнить практическое задание в рабочей тетради.
!

Реализуя право на образование, личность становится обладате- лем ряда публичных и экономических прав, которые порождаются образовательными правоотношениями. Например, право на участие в управлении образовательной организацией, свобода информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, право на участие в общественных объединениях, право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации и др. Среди экономических прав можно назвать право на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образова- тельной программы, выполнения индивидуального учебного плана, право создавать студенческие отряды, представляющие собой обще- ственные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъ- явивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики2.


1 Подробнее: Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере об- разования: становление и перспективы развития.

2 См. ст. 34, 47 Федерального закона «Об образовании в РФ».


 

Социальные права человека определяются в юридической науке как совокупность конституционных прав человека, дающих ему возмож- ность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ1.

Право на образование в полной мере может быть представлено и как социальное право, представляющее собой возможность получения образования разного уровня и направленности каждым человеком, находящимся на территории государства. Данное право гарантировано наличием развитой образовательной инфраструктуры, системой мер социальной поддержки и стимулирования, предоставляемой участни- кам образовательных правоотношений, содействием государства при реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

Конституция РФ в ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплат- ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или му- ниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Государство поддерживает различные формы образования и са- мообразования, создает и способствует созданию образовательных организаций различного типа, обеспечивает их деятельность матери- ально-техническими средствами, готовит к профессиональной деятель- ности педагогических работников, разрабатывает и утверждает ФГОС и федеральные государственные требования, на конституционном уровне закрепляет обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования. В со- ответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» в целях реализации права каждого человека на образование федераль- ными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискрими- нации качественного образования лицами с ограниченными возмож- ностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специ- альных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной


1 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и пере- раб. – М.: Инфра-М, 2007. – 858 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dic. academic.ru (дата обращения: 27.07.2015).


 

степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному разви- тию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающи- еся способности и к которым относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способ- ностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Таким образом, право на образование вряд ли может быть реали- зовано без развитой социальной инфраструктуры, призванной обе- спечить образовательный процесс, а также оценку и сертификацию образовательного результата1.

Право на образование как культурное право представляет собой возможности человека в сфере научной и культурной жизни. В част- ности, обучающимся и педагогическим работникам предоставляются академические права и свободы, среди которых:

– право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения;

– право на участие в формировании содержания своего професси- онального образования;

– свобода преподавания;

– право на творческую инициативу, разработку и применение ав- торских программ, методов обучения и воспитания;

– право на осуществление научной, научно-технической, творче- ской, исследовательской деятельности;

– право на участие в экспериментальной и международной дея- тельности, разработках и во внедрении инноваций и др.2

В Российской Федерации человек после получения им основного общего образования или достижения восемнадцати лет самостоятельно решает, как будет складываться его судьба в сфере образования, вос-


1 Подробнее: Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере об- разования: становление и перспективы развития.

2 См. ст. 34, 47 Федерального закона «Об образовании в РФ».


 

Система прав и свобод человека. Вам предлагается выполнить практическое задание в рабочей тетради.
?

пользуется ли он этим правом в дальнейшем, и в какой период своей жизни. Государство в этом случае гарантирует обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Получается, что каждый сам заботится о повышении своего уровня образования, а следовательно, и культурного уровня. Ведь именно через образова- ние и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры в частности. Именно образование есть определяющий фактор фор- мирования у человека им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как личность1.

Таким образом, согласно данной классификации право на образо- вание может быть представлено как личное, социальное и культурное право. Право на образование относится к тем правам человека, которые, как правило, в классификациях не существуют «в чистом виде», так как соединяют в себе множество факторов, в том числе влияющих на их реализацию.

Право на образование как право человека, право гражданина, субъективное отраслевое право. Право на образование, зафиксиро- ванное в международных документах как право человека, закрепляется во внутригосударственном законодательстве как право каждого (право человека) и право гражданина и находит свое отражение в субъектив- ных правах, возникающих в рамках конкретных отраслевых правоот- ношений.

Например, право на образование принадлежит к совокупности основных прав и свобод человека. Оно закреплено во Всеобщей де- кларации прав человека 1948 года (ст. 26), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (ст. 13, 14), в Конвенции о правах ребенка 1989 года (ст. 28, 29), в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года (ст. 27). Пра-


1 Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. Учебное посо- бие. – М., 2005. [Электронный ресурс]. – URL: http://www. lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/ knigi/yagofarov2005/212.php (дата обращения: 27.07.2015).


 

во на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Протокол № 11952 года, ст. 2). Право на образова- ние закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 43). Важно подчеркнуть, что в 1996 году Россия стала полноправным членом Совета Европы, подписав и ратифицировав в 1998 году Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, а также целый ряд других документов Совета Европы, касаю- щихся образования1.

В соответствии с международными правовыми актами и Конститу- цией РФ (ст. 43), каждый человек имеет право на образование. Как и все основные права и свободы человека, право на образование, понимаемое как свобода образования, является естественным, неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

В настоящее время законодательство Российской Федерации в об- ласти образования включает в себя Федеральный закон «Об образова- нии в РФ», а также другие нормативные правовые акты, в том числе принимаемые субъектами Российской Федерации.

Реализуя свое право на образование, гражданин вступает в право- отношения с образовательной организацией и становится носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Вся система указанных норм явилась юридическим основанием для возникновения многочисленных субъективных прав учеников, студентов, преподавателей, абитуриентов, администраций образова- тельных организаций. Все названные субъективные отраслевые права, в конечном счете, конкретизируют и обеспечивают реализацию права человека на образование. Таким образом, субъективные отраслевые права гражданина являются одной из форм реализации прав чело- века2.

Процесс включения международных норм в национальное право наглядно демонстрирует один из способов взаимодействия прав, при- сущих личности: права человека в процессе имплементации становятся в национальном праве правами гражданина и реализуются в конкретном правоотношении, посредством наделения участника правоотношения субъективными правами и юридическими обязанностями.


1 Цит. по: Спасская В.В. Образовательные правоотношения: вопросы теории: Монография / В.В. Спасская. – М.: Локус-Пресс, 2005. – 167 с.

2 Рудинский Ф.М. Права человека и субъективные отраслевые права граждани- на в России // Рудинский Ф.М. Наука прав человека и проблемы конституционного права. – М.: ЗАО «ТФ «МИР», 2006. – С. 52.


 

Следует заметить, что в Российской Федерации не только граждане могут стать участниками образовательных правоотношений, но и лю- бой человек, находящийся на территории государства. Государство среди основных принципов политики в сфере образования называет обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а также ставит перед собой задачу создания условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства (п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Следовательно, право на образование в Российской Федерации может быть реализовано личностью независимо ни от каких дискриминаци- онных признаков.

Взаимодействие права человека, права гражданина и права участника правоотношений. Вам предлагается выполнить практическое задание в рабочей тетради.
?

 


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: