Образовательное право – одна из комплексных отраслей в системе российского права. Как и любая отрасль права, образовательное пра- во представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Данные правовые нормы характеризуются внутренним единством, присущими только им признаками и отличаются обособленностью от норм других от- раслей права.
Комплексный характер отрасли образовательного права объясня- ется тем, что нормы, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть различной отраслевой принадлежности. В частности, отношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией образовательных организаций, регулируются нормами гражданского права, отношения по финансовому обеспечению деятельности обра- зовательных организаций – нормами финансового права, отношения между образовательной организацией и педагогическими работника- ми – нормами трудового права и т.д.
Образовательное право представляет собой комплексную отрасль права, систему правовых норм различной отраслевой принадлежно- сти, функционально взаимодействующих в целях наиболее полного и эффективного регулирования педагогических отношений, возни- кающих в рамках образовательного процесса между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими работниками, обучающимися, родителями (законными представите- лями) несовершеннолетних обучающихся1.
|
|
Образовательное право является относительно новой отраслью в системе российского права, тем не менее данный термин уже прочно вошел в лексикон как правоведов, так и педагогов. Связано это, пре-
1 Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов / М.Ю. Фе- дорова. – М.: Владос, 2004. – 320 с.
жде всего, с тем, что данная отрасль права регулирует специфические общественные отношения, которые порождаются обширной сферой человеческой деятельности – образованием.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, цен- ностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития чело- века, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов1. Такое явление, как образование, порождает общественные отношения, которые, в свою очередь, составляют предмет образовательного права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что ре-
|
|
гулирует, на что воздействует та или иная отрасль права.
Образовательное право как отрасль права регулирует определенный вид общественных отношений – отношения, возникающие в сфере образования.
Следует отметить, что не все из них подвержены воздействию норм права (этические требования к профессиональной деятельности педа- гога, меры педагогического воздействия на обучающегося, уважение, доверие, авторитет педагога). Многие связи в образовательной среде находятся под интенсивным воздействием нравственных установлений и регламентируются нормами морали.
В.М. Сырых в работе «Введение в теорию образовательного права» выделяет две группы общественных отношений, входящих в предмет образовательного права, а именно: 1) образовательные отношения;
2) отношения, призванные создавать условия для реального действия образовательных отношений, обеспечивать надлежащее исполнение обучающимися, педагогическими работниками и их образовательными учреждениями своих обязанностей.
Такие отношения носят служебный, обеспечительный характер и, в свою очередь, подразделяются на три вида: 1) предшествующие образовательным; 2) существующие одновременно с ними; 3) выте- кающие из образовательных отношений2.
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега-Л, 2013. – С. 3.
2 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права / В.М. Сырых. – М.: Центр образовательного законодательства Минобразования России, 2002. – С. 215–216.
Руководствуясь данной классификацией, следует дать характери- стику каждому из видов общественных отношений в сфере образова- ния.
В первую группу входят собственно образовательные отношения, возникающие между образовательной организацией, педагогическими работниками, обучающимися, родителями (законными представите- лями) несовершеннолетних обучающихся, в рамках педагогического процесса, направленные на обучение и воспитание обучающегося. Особенностями этих отношений являются:
1) отношения складываются в рамках образовательного процесса;
2) личное участие в них обучающегося и педагога;
3) отсутствие у педагога и обучающегося права осуществлять пер- сональный выбор другого участника этих отношений;
4) возраст, с которого дети могут вступать в образовательные отно- шения в качестве субъектов образовательного права. В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях на- чинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет;
5) возможность получения образования в течение всей жизни в со- ответствии с потребностями личности;
6) всеобщность, определяемая как возможность получения обра- зования каждым человеком вне зависимости от его умственных спо- собностей, в соответствии с его потребностями, способностями и ин- тересами;
7) длящийся характер, так как отношения существуют в течение, как правило, длительного периода времени, ограниченного рамками четверти, семестра, учебного года;
8) многофункциональность, так как они направлены на обучение и воспитание обучающегося;
9) имеют динамичную структуру, оперативно реагирующую на различные изменения, происходящие в обществе (инновационные технологии, экспериментальные площадки и т.д.);
10) обладают определенной устойчивостью, консервативностью в отношении системы знаний, передаваемых в процессе обучения;
|
|
11) образовательные отношения носят массовый характер. Это обусловлено, к примеру, наличием конституционного права детей на
получение основного общего образования и обязанности родителей обеспечить им такую возможность.
Таким образом, участником образовательных отношений может стать каждый человек: вначале как обучающийся в процессе полу- чения общего и основного профессионального образования, позже как обучающийся в момент освоения программ дополнительного профессионального образования в период трудовой деятельности, а также как родитель (законный представитель) несовершеннолетнего обучающегося.
Специфические признаки образовательных отношений. Вам предлагается выполнить практическое задание 3 рабочей тетради. |
! |
Вторую группу составляют отношения, призванные создавать ус- ловия для реального действия образовательных отношений. К ним относятся следующие.
1) Отношения, предшествующие образовательным отношениям:
– отношения по созданию образовательных организаций;
– отношения, связанные с лицензированием образовательной деятельности.
2) Отношения, сопутствующие образовательным отношениям:
– особенности правового статуса учредителя образовательной организации;
– правовой статус образовательной организации как юридиче- ского лица;
– социальная защита обучающихся;
– порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответ- ственности;
– особенности правового статуса педагогических работников, руководящих и иных работников организаций, осуществляю- щих образовательную деятельность;
– отношения в сфере дополнительного образования;
– особенности получения образования отдельными категориями обучающихся;
– отношения в сфере управления системой образования;
– экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования;
– международное сотрудничество в сфере образования.
3) Отношения, вытекающие из образовательных отношений:
|
|
Заполните схему: «Отношения в сфере образования». Вам предлагается выполнить практическое задание 4 рабочей тетради. |
! |
– отношения в сфере профессионального обучения по програм- мам повышения квалификации рабочих и служащих.
Таким образом, предмет образовательного права сложно струк- турирован, многофункционален и представляет собой совокупность образовательных отношений и общественных отношений в сфере об- разования, возникающих в связи с реализацией права на образование.
Ответьте на вопросы. Вам предлагается выполнить практические задания 1, 2 рабо- чей тетради. |
? |
Метод образовательного права. Образовательному праву, как са- мостоятельной отрасли права, присущ и свой метод регулирования образовательных отношений и общественных отношений в сфере образования. Метод образовательного права – это совокупность спо- собов, средств, приемов регулирования отношений, входящих в пред- мет образовательного права. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей1.
При помощи соответствующих способов воздействия на отношения в сфере образования образовательное право подчиняет их опреде- ленным правилам с целью получения обучающимися качественного образования различных уровней и обеспечивает реализацию всеми участниками образовательных отношений своих прав и интересов, а также исполнение ими своих обязанностей.
Наиболее характерные черты метода образовательного права2:
1) сочетание диспозитивного, императивного методов, а также методов поощрения и рекомендаций;
2) соединение принципов единоначалия и коллегиальности в управ- лении образовательной организацией;
3) специфический статус участников образовательных отноше- ний;
1 Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль- ко. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС», 2015. – С. 399.
2 Подробнее см.: Сырых В.М. Указ. соч.
4) содержание образования должно отвечать требованиям ФГОС того или иного уровня образования;
5) сочетание различных уровней нормативно-правового регулирова- ния образовательных отношений – федерального, регионального, локального;
6) сочетание государственного контроля за качеством образова- ния с автономностью образовательных учреждений, свободой и плюрализмом в образовании;
7) особенности применения мер юридической ответственности к участникам образовательных отношений.
Метод образовательного права представляет собой своеобразное сочетание приемов и способов правового регулирования: диспозитив- ного, императивного, поощрения и рекомендаций.
Диспозитивный метод предполагает альтернативную возможность выбора субъектами вариантов поведения в рамках закона. Закон, напри- мер, наделяет образовательные организации автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельно- сти, разработке и принятии локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Обучающимся и роди- телям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставляется обширный перечень прав, в числе которых право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения (п. 1 ч. 1 ст. 34, п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Педагоги- ческие работники пользуются свободой преподавания, свободным выражением своего мнения, свободой от вмешательства в професси- ональную деятельность, свободой выбора и использования педагоги- чески обоснованных форм, средств и методов обучения и воспитания, участвуют в управлении образовательной организацией и т.д. (ч. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Императивный метод основан на принципах власти и подчинения, предусматривает неодинаковый объем прав у участников правоотноше- ний, это метод властных предписаний. Образовательное право состоит из большого числа императивных норм, к которым относятся нормы, устанавливающие порядок создания, реорганизации, ликвидации образовательных организаций, порядок управления системой обра- зования, а именно лицензирование, государственную аккредитацию образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования, принятие ФГОС, федеральных государственных требований, уровней образования и т.д.
Нередко в образовательном праве складывается ситуация, когда наряду с императивным методом используется метод диспозитивный. Так, правом на выбор организации, осуществляющей образователь- ную деятельность, формы получения образования и формы обучения в полной мере обучающиеся обладают после получения основного общего образования или после достижения ими возраста 18 лет (п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Организа- ции, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соот- ветствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Сочетание императивного и диспозитивного методов регулирования образовательных отношений – одна из характерных черт образова- тельного права, отличающая его от императивного метода правового регулирования, применяемого, к примеру, в административном, фи- нансовом праве, а также от диспозитивного метода, действующего в гражданском праве. Именно несходство, нетождественность методов правового регулирования образовательного права и других отраслей права не позволяет использовать нормы других отраслей права для регулирования образовательных отношений, имеющих особый, только им присущий правовой режим1.
Широкое распространение в образовательном праве имеет метод поощрения или стимулирования к определенной деятельности. Обу- чающиеся поощряются за успехи в учебной, научной и общественной деятельности, причем речь идет не только о баллах, но и денежных вы- платах (стипендии различных видов2). Для педагогических работников введена стимулирующая часть заработной платы, которая выплачивается за качество выполняемых работ, интенсивность и высокие результаты работы, за стаж непрерывной работы, выслугу лет (локальным нор- мативным актом устанавливается периодичность таких выплат: один раз в месяц, квартал, полугодие, по итогам учебного года), ежегодно проводятся конкурсы на звание «Лучший учитель года», существуют конкурсы грантов на поддержку тех или иных проектов в области образования, науки и культуры3. Метод поощрения в собственно об- разовательных отношениях занимает одно из приоритетных мест.
1 Сырых В.М. Указ соч. С. 232.
2 В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образо- вательных программ.
3 Федорова М.Ю. Образовательное право.
Он тесно связан с формированием мотивации к обучению, особенно в период получения детьми основного образования различных уровней. Главной целью образования является получение обучающимися уровня образования, повышение его культуры, подготовка к определенной профессиональной деятельности, и это обстоятельство влияет на выбор способов и приемов правового регулирования1.
Проиллюстрируйте примерами действие методов правового регулирования образовательного права. Вам предлагается выполнить практическое задание 5 рабочей тетради. |
! |
Также широкое распространение среди методов правового регулиро- вания отношений в сфере образования имеет метод рекомендаций. Как правило, рекомендации представлены в документах различного уровня (федерального, регионального, локального) и содержат разрешения, организационную помощь, советы, направленные участникам отноше- ний в сфере образования. Например, «Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятель- ности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утвержденные Минобрнауки России 01.04.2015) устанавливают цели, участников и порядок проведения процедуры оценки качества образо- вательной деятельности. Приказ Департамента образования г. Москвы от 01.03.2011 № 166 «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» содержит примерное штат- ное расписание государственных образовательных учреждений города Москвы. Рекомендательный характер для родителей (законных пред- ставителей) несовершеннолетнего обучающегося имеют заключения медико-психолого-педагогической комиссии о психическом развитии ребенка, о его подготовленности к школе, решения педагогического коллектива носят рекомендательный характер для образовательного учреждения и т.д.
Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны. Метод образовательного права отличается особым сочетанием приемов и спо- собов правового регулирования отношений в сфере образования, дает возможность их упорядочить и обеспечить защиту прав и интересов участников.
1 Федорова М.Ю. Образовательное право.
Система образовательного права. Образовательное право является самостоятельной отраслью в российской системе права и регулирует специфический вид общественных отношений – образовательные отношения, а также отношения в сфере образования, возникающие в связи с реализацией права на образование. Нормы данной отрасли права находятся в определенной системе.
Под системой образовательного права понимается расположение в особой структурной последовательности первичных элементов, об- условленных содержанием образовательных отношений и отношений в сфере образования, которые выступают предметом образовательного права. Система образовательного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет образовательного права, и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных между собой образовательно-пра- вовых институтов. Под правовым институтом понимают законода- тельно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений1.
Традиционно система правовой отрасли рассматривается в несколь- ких качествах: как отрасль права, учебная дисциплина, наука.
Как отрасль права образовательное право состоит из простых и ком- плексных институтов, а также субинститутов и норм права.
Простые институты представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в рамках одной отрасли права, в дан- ном случае это собственно образовательные отношения. К таковым относятся:
– нормы, определяющие задачи и основные начала образователь- ного права;
– круг регулируемых образовательным правом отношений и субъ- ектов этих отношений;
– источники образовательного права;
– нормы, устанавливающие полномочия в сфере образования фе- деральных органов государственной власти, органов государ- ственной власти субъектов федерации, органов местного само- управления;
– нормы, определяющие структуру системы образования;
– ФГОС и федеральные государственные требования, образова- тельные стандарты;
1 Пчелинцева Л.М. Семейное право России / Л.М. Пчелинцева. 4-е изд., перераб. – М.: Норма, 2008. – С. 24.
– образовательные программы;
–
Институты и субинституты образовательного права. Вам предлагается выполнить практическое задание 8 рабочей тетради. |
? |
формы получения образования и формы обучения.
Комплексные институты состоят из совокупности правовых норм различной отраслевой принадлежности, регулирующие общественные отношения в сфере образования.
Следует обратить внимание, что Конституция РФ, как Основной Закон, закрепляя свои принципы, регламентирует основы всех отраслей права. Установленные Конституцией РФ права и свободы граждан, их объединений образуют основу правового статуса субъектов отраслей права. Правовой статус граждан в трудовом, семейном, гражданском и других отраслях права основывается на провозглашенных Консти- туцией правах: праве на труд, на отдых, социальное обеспечение, образование, праве быть собственником имущества и др.
Ответьте на вопрос. Вам предлагается выполнить практическое задание 7 рабочей тетради. |
? |
Таким образом, основополагающие источники любой отрасли пра- ва неизбежно воспроизводят ту или иную часть положений Консти- туции РФ, но никаких комплексных институтов в таких случаях не возникает. Конституционные принципы и нормы, применяясь в отдель- ной отрасли права, сохраняют неизменным свой всеобщий характер и остаются в сфере предмета конституционного права. Иначе каждая отрасль права имела бы свои комплексные институты конституцион- ного права. Этого не происходит потому, что качественное различие общего и частного при конкретизации конституционных положений, принципов остается неизменным. Все нормы отрасли, без какого-либо исключения, действуют в пределах ее предмета и не приобретают не- обходимую для конституционных положений степень всеобщности1.
Как справедливо замечает В.М. Сырых, комплексный институт – это не просто совокупность «инородных» норм права, а такая совокупность, которая существенно переработана сообразно специфике предмета и/ или метода заимствующей их отрасли2. В своих исследованиях ученые
1 Сырых В.М. Указ. соч. С. 114.
2 Там же. С. 115.
используют различные критерии для выделения комплексных инсти- тутов образовательного права1. В самом общем виде можно выделить следующие комплексные институты образовательного права:
1) управление в сфере образования;
2) гражданско-правовые отношения в сфере образования;
3) социальная защита обучающихся и педагогических работни- ков;
4) трудовые отношения в сфере образования;
5) финансовые отношения в сфере образования;
6)
Приведите примеры комплексных институтов образователь- ного права. Вам предлагается выполнить практическое задание 7 рабочей тетради. |
! |
международное сотрудничество в сфере образования.
Источники образовательного права. Как правило, под источниками права понимается внешняя форма выражения правовой деятельности государства, содержащая правовые нормы, которые регулируют одно- родные общественные отношения. Источниками образовательного права является обширный перечень нормативных правовых актов, договоров нормативного содержания внутригосударственного и международного значения, регулирующих отношения в сфере образования.
Международные документы. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Консти- туции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Устанавливая соотношение между российским законодательством об образовании и положениями международных договоров Российской Федерации, законодатель в п. 6 ст. 4 Федерального акона «Об обра- зовании в РФ» воспроизводит конституционный принцип приоритета норм международного договора, сформулированный в ст. 15 Консти- туции РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоя- щим Федеральным законом, применяются правила международного договора»2.
1 Сырых В.М. Указ. соч. С. 113–200; Федорова М.Ю. Образовательное право; Яго- фаров Д.А. Правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие / Д.А. Яго- фаров. – М.: ГОУ МПГУ, 2004. – 211 с. и др.
2 Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Научно-практический комментарий статьи 4 Федерального закона
Правила разрешения коллизий. Вам предлагается выполнить практическое задание 15 рабочей тетради. |
! |
В настоящее время насчитывается несколько сотен международных документов, посвященных вопросам образования. Среди них докумен- ты, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН), Организацией Объединенных Наций по вопросам обра- зования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями – Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государст- вами.
Общепризнанные нормы по вопросам образования содержатся в таких документах ООН, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, соци- альных и культурных правах 1966 года, Декларация прав ребенка 1959 года и др.
Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, образование призвано решить четыре взаимосвязанные задачи: 1) способствовать полному развитию человеческой личности; 2) воспитывать у обуча- ющихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;
3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между все- ми народами, расовыми и религиозными группами; 4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Международный пакт об экономических, социальных и культур- ных правах придает особое значение праву на образование и впервые уравнивает его и экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими. Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с принципами, утвержденными Всеобщей декларацией прав человека:
1) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
2) среднее образование в его различных формах, включая про- фессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех
«Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www. lexed.ru (дата обращения: 01.07.2015).
необходимых мер и, в частности, постепенного введения бес- платного образования;
3) высшее образование должно быть сделано одинаково доступ- ным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
4) элементарное образование должно поощряться или интен- сифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образова- ния;
5) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипен- дий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.
В числе источников международного права особое значение имеет Конвенция о правах ребенка 1989 года. Развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которым дети имеют право на особую помощь и заботу, данная Конвенция возлагает на государ- ство обязанность обеспечить каждому ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, приняв в этих целях все соответствующие законодательные и административные меры.
Конвенция о правах ребенка, наряду с закреплением права ребенка на образование, предусматривает комплекс прав и свобод, призванных гарантировать реальное действие права на образование. В частности, в ней содержится специальная норма, согласно которой ребенок вправе иметь уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Одновременно запрещаются экономическая эксплуатация ребенка, поручение ему работы, представляющей опасность для его здоровья или создающей препятствия в получении образования. На государство, его органы возлагается обязанность обеспечивать реальное действие названного запрета, привлекать виновных лиц к юридической ответственности и проводить иные мероприятия.
Среди фундаментальных документов ЮНЕСКО по вопросам образо- вания можно назвать Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Рекомендацию о развитии образования взрос- лых 1976 года, Рекомендацию МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей 1966 года, Рекомендацию о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений 1997 года, ряд региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования, в том числе Конвенцию о признании
учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Европы 1979 года.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования дает развернутое определение понятия «дискриминация в области образова- ния» и предписывает ряд конкретных мер, которые должны предпринять государства, чтобы ликвидировать проявления дискриминации в этой сфере и проводить государственную политику, направленную на осу- ществление действительного равноправия участников образовательных отношений. Конвенция выступает важнейшим правовым средством против любых действий государства и его органов, осуществляемых с целью ограничения определенной группы лиц низшим уровнем образования либо закрытия для конкретного лица или определенной социальной группы доступа к образованию любой ступени или типа, создания порядков, в которых лицо или группа лиц ставится в поло- жение, несовместимое с достоинством человека.
Предписания Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года1 закрепляют право национальных меньшинств на преподавание своего языка в образовательных учреждениях. При- знавая и закрепляя это право, Рекомендация ограничивает его тремя условиями: 1) осуществление права на изучение собственного языка национальными меньшинствами не должно подрывать суверенитет страны и препятствовать лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего общества; 2) уровень образования в школах национальных меньшинств не может быть ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органа- ми; 3) посещение такого рода школ является факультативным, а не обязательным.
Рекомендации о положении учителей2 устанавливают широкий комплекс прав и свобод, позволяющих учителям самостоятельно, без какого-либо постороннего вмешательства осуществлять педагоги- ческую деятельность, в том числе разрабатывать новые программы, учебники и учебные пособия, выбирать методику преподавания в рам- ках утвержденных программ и др. Большое внимание Рекомендации уделяют и гарантиям учителей на защиту своей профессиональной репутации, чести и достоинства. В частности, учителю предоставляется право на обжалование неоправданных оценок его работы, на защиту от жалобы, на получение информации о своей деятельности, а также копии письменной жалобы и др.
1 Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993. – С. 117–120.
2 Там же. С. 120–138.
Значительный интерес представляют документы ЮНЕСКО по во- просам признания учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в европейских государствах. В частности, Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS № 165), 1997 года отражает убеждение ее сторон в том, что «справедливое признание квалификаций является ключевым элементом права на образование, равно как и обязанностью общества» и содержит нормы, закрепляющие порядок признания го- сударствами квалификаций, дающих доступ к высшему образованию, а также квалификаций высшего образования. Конвенция запрещает любые формы дискриминации, которые могут возникнуть в процессе оценки и признания квалификации иностранных граждан, и пред- писывает каждому государству, его органам действовать на основе принципов открытости, согласованности и надежности, применяемых в этом процессе процедур и критериев.
Среди документов ЮНЕСКО имеется Руководство по признанию в Российской Федерации документов об образовании, полученных в других европейских странах, и признанию российских документов об образовании в других европейских странах 1997 года. В основе Руководства лежит общий подход для всех аналогичных актов: доку- менты, дающие доступ к образовательным программам определенного уровня в родной стране, должны давать доступ к образовательным программам сравнимого уровня в зарубежной стране1.
Право на образование закреплено в международных докумен- тах регионального характера. Так, Европейская социальная хартия 1961 года2 предусматривает право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку (ст. 9, 10). О праве на образование говорится в Протоколе № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод3 (ст. 2). Были приняты и специальные акты европейского права, касающиеся отдельных аспектов образо- вания. Большинство из них касаются высшего профессионального образования, преимущественно университетского. Основной идеей в данном случае является признание университетов одним из главных источников интеллектуальной деятельности любой страны. Поскольку в сфере культуры и науки Совет Европы проводит линию на объеди- нение усилий и действий государств региона, провозглашается сво- бодный доступ европейской молодежи к интеллектуальным ресурсам
1 Подробнее см.: Сырых В.М. Указ. соч. С. 264–276.
2 Бюллетень международных договоров. 2010. Апрель. № 4. – С. 17–67.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.
стран–членов Совета, чтобы впоследствии это способствовало решению проблемы нехватки высококвалифицированных кадров. Так, Европей- ская конвенция об академическом признании университетских квали- фикаций 1959 года была ратифицирована Россией и вступила в силу для нашей страны 18.10.19991 Она предусматривает, в частности, что академическое признание университетской квалификации, получен- ной за границей, позволяет ее обладателю продолжать курс обучения в университете и по его завершении сдавать экзамены, требуемые для получения следующей степени, включая докторскую, на тех же усло- виях, которые существуют для граждан государства, ратифицировав- шего Конвенцию, в тех случаях, когда прием для прохождения такого курса обучения и допуск к экзаменам зависят от наличия аналогичной национальной университетской квалификации, а также использовать ученое звание, присвоенное иностранным университетом, с указанием его происхождения.
Большое внимание уделяется вопросам образования в документах Содружества Независимых Государств. В Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года устанавливается обязатель- ность и бесплатность начального и основного общего образования. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15.05.1992 предусматривает взаимное признание права граждан государств, вхо- дящих в Содружество, на получение образования на территории го- сударства своего постоянного проживания. Заключаются и другие многосторонние и двусторонние договоры и соглашения. Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правитель- ством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республи- ки и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24.11.1998; Соглашение между Правительством Россий- ской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27.02.1996 и др.2
Нормативные правовые акты Российской Федерации. В ст. 43 Кон- ституции РФ устанавливается право каждого на образование, гаран- тируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, право каждого
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4837.
2 Подробнее см.: Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – С. 32–38.
на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в го- сударственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, закрепляется обязательность основного общего образования.
Работа с текстом Федерального закона. Вам предлагается выполнить практические задания 12, 13, 14 рабочей тетради. |
! |
Федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепляет правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельно- сти, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (ч. 2 ст. 2).
Положения, устанавливающие льготы участникам образовательных отношений, закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»1, а также в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополни- тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государ- ственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1
«О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержат отдельные положения, касающиеся проблематики образования и образовательной деятель- ности.
Законы субъектов Российской Федерации устанавливают гарантии реализации права на образования, правовые, организационные и эко- номические особенности функционирования системы образования в субъекте Российской Федерации, определяют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся в образова- тельных организациях, педагогических работников и иных работни- ков системы образования субъектов Российской Федерации. Напри- мер, Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.
Башкортостан» от 01.07.2013 № 696-з, Закон Чеченской Республики
«Об образовании в Чеченской Республике» от 10.10.2014 № 37-РЗ, Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае» от 26.06.2014 № 6-2519 и др.
Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации закрепляют исходные, первичные нормы в сфере образования, которые дополняются и конкретизируются развитой системой подзаконных нормативных правовых актов, состоящей из четырех элементов: фе- деральных подзаконных нормативных правовых актов; подзаконных нормативных правовых актов государственных органов субъектов Российской Федерации; нормативных правовых актов органов местного самоуправления; локальных нормативных правовых актов, принима- емых образовательными организациями1.
Высшей юридической силой среди подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Так, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599
«О мерах по реализации государственной политики в области образо- вания и науки», Указ Президента Российской Федерации от 09.02.2009
№ 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук» и др. направлены на совершенствование государственной политики в области образо- вания и науки, а также подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики.
Обширен перечень нормативных правовых актов, принимаемых Пра- вительством Российской Федерации и Минобрнауки России. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2014
№ 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касаю- щихся вопросов обучения и воспитания», постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом об- учении», постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности», приказ Минобрнауки России от 06.04.2015 № 362 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями», приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности ор- ганизаций, осуществляющих образовательную деятельность» и др.
1 Сырых В.М. Указ. соч. С. 257.
Особенностью образовательного права является наличие среди его источников большого массива локальных нормативных актов. Данное обстоятельство объясняется одним из основных начал государственной политики и правового регулирования в сфере образования – принци- пом автономии образовательных организаций, который предполагает решение большинства вопросов внутри образовательного учреждения. Основным локальным нормативным актом является Устав образова- тельной организации. Наряду с Уставом образовательная организация разрабатывает ряд документов, среди которых можно назвать Поло- жение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осущест- влении текущего контроля их успеваемости, Правила внутреннего распорядка учащихся, Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и др.
Юридическая сила нормативных правовых актов. Вам предлагается выполнить практические задания 9, 10 ра- бочей тетради. |
! |
На локальном уровне заключаются также коллективные договоры, которые могут содержать нормы, непосредственно касающиеся обра- зовательного процесса (например, о режиме работы преподавателей, о социальных гарантиях и прочих формах стимулирования их труда). Это пример нормативных договоров, являющихся источниками обра- зовательного права. При разработке и принятии таких актов необхо- димо соблюдать пределы локального нормотворчества, не ухудшать положение субъектов образовательных отношений по сравнению с нормативными актами более высокого уровня1.