Дидактические единицы параграфа (ключевые слова)

Система прав человека, право на образование, личное право, соци- альное право, культурное право, право человека, право гражданина, субъективное право, свобода образования.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое определение можно дать термину «право на образование»?

2. К какой группе прав в системе прав человека относится право на образование?

3. Почему право на образование можно определить как социальное право?

4. В чем заключается деятельность государства по обеспечению ре- ализации права каждого человека на образование?

5. Какие аргументы дают основание относить право на образование к числу культурных прав?

Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные источники:

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека (10.12.1948) // Меж-

дународные акты о правах человека: Сб. документов. – М.: Нор- ма-Инфра-М, 1999. – 784 с.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 784 с.


 

3. Конвенция о правах ребенка (20.11.1989) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 784 с.

4. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (14.12.1960) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993. – 639 с.

5. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.echr.ru/convention/ protocols.htm.

6. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (03.05.1996) // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/.

7. Соглашение о сотрудничестве в области образования (15.05.1992) // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.docs.cntd.ru/document/ 1900123.

8. Конституция Российской Федерации (12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 01.08.2014.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос- сийской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 30.12.2012.

Литература:

1. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография / Е.Д. Волохова. – М.: Готика, 2004. – 240 с.

2. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону «Об образо- вании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (постатейный): система образования и образовательные организации, образовательный процесс и реализация образовательных программ, правовой ста- тус субъектов образовательной деятельности, государственное регулирование качества образования, экономика образовательной деятельности, отдельные виды образования и профессионального обучения, международная деятельность в сфере образования / А.А. Кирилловых. – М.: Книжный мир, 2013. – 351 с.

3. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение профессиональной деятель- ности в образовательном учреждении: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / А.Н. Кузи- бецкий, В.Ю. Розка, М.В. Николаева. 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 270 с.

4. Методические рекомендации для уполномоченных по правам участ- ников образовательного процесса / Cост.: Д.В. Замышляев, К.П. Кра- ковский. – М.: Юрист, 2013. – 130 c.

5. Мои права: справочник выпускника и абитуриента / Авт.-сост. А.Г. Крохин [и др.]. – М.: Новый учебник, 2008. – 303 с.


 

6. Обеспечение прав детей на образование: нормативы, рекоменда- ции / Авт.-сост. Т.Г. Гричаникова. 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2010. – 121 с.

7. Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития: Монография / В.В. Спасская. – М.: Поматур, 2006. – 176 с.

8. Судебная практика по спорам в сфере образования: в 2 ч. Ч. 1: Сбор- ник судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Феде- рации, судов общей юрисдикции по спорам в сфере образования / Сост. и отв. ред. А.И. Рожков. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 287 с.

9. Судебная практика по спорам в сфере образования: в 2 ч. Ч. 2: Сбор- ник судебных актов арбитражных судов по спорам в сфере образо- вания / Сост. и отв. ред. А.И. Рожков. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 296 с.

10. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права / В.М. Сы- рых. – М.: Готика, 2002. – 400 с.

11. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: Учеб. пособ. для студ. учрежд. высш. проф. образования / М.Ю. Фе- дорова. 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 173 с.

12. Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть / Под ред. Ю.А. Кудрявце- ва. – М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1997. – 164 с.

13. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие / Д.А. Ягофаров. – М.: Владос-Пресс, 2008. – 399 с.

 



Система образования

В общем смысле термин «система» (от греческого «systema») пони- мается как «план, порядок расположения частей целого, предначертан- ное устройство, ход чего-либо, в последовательном связном порядке»1. В толковом словаре русского языка термин «система» понимается, в том числе, как «форма организации чего-либо, совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объ- единенных в одно целое»2.


1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 1998. – С. 188 (699).

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фра- зеологических выражений. 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997. – С. 719 (944).


 

В широком смысле «система» – это порядок, планомерность, пра- вильность в расположении частей; связанное целое; совокупность взаимодействующих элементов (составных частей).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» система образования включает в себя:

– ФГОС и федеральные государственные требования, образова- тельные стандарты;

– образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

– организации, осуществляющие образовательную деятельность;

– педагогических работников;

– обучающихся и родителей (законных представителей) несовер- шеннолетних обучающихся;

– федеральные государственные органы и органы государствен- ной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

– органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совеща- тельные и иные органы;

– организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности;

– оценку качества образования;

– объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Определение понятий, указанных в качестве элементов системы образования, дано в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»:

ФГОС – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направле- нию подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной по- литики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

образовательный стандарт – совокупность обязательных тре- бований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в РФ» или указом Президента Российской Федерации;

федеральные государственные требования – обязательные тре- бования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпро- фессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения


 

по этим программам, утверждаемые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организа- ционно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Феде- ральным законом «Об образовании в РФ», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятель- ностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение;

педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обуче- нию, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

качество образования – комплексная характеристика образова- тельной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая сте- пень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федераль- ным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образо- вательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» изменил систему обра- зования. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ», в Российской Федерации устанавливаются виды, уровни и подвиды образования.


 

Образование

  Виды   Общее образование Професси- ональное образование Дополни- тельное образование Професси- ональное обучение
Уровни общего и профессионального образования дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее общее образование среднее профессиональное образование высшее образование – бакалавриат высшее образование – специалитет, магистратура высшее образование – подготовка кадров высшей квалифи- кации    
Подвиды дополнительного образования     дополнительное образование де- тей и взрослых дополнительное профессиональ- ное образование  

Система образования в Российской Федерации создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образо- вательных программ и различных дополнительных образовательных


 

программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование объединено под единым понятием «общее образование». Ранее именуемые «ступени общего образования» стали «уровнями общего образования». Дошкольное образование – это первый уровень общего образования (ст. 63 Федерального закона «Об образовании в РФ»). При этом дошкольное образование, в отличие от начального общего, основного общего, среднего общего образования, не предпола- гает проведение промежуточной и итоговой аттестации воспитанников по образовательным программам дошкольного образования (ст. 11, 58, 59 и 64 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

В рамках образовательных программ среднего профессионального образования выделены две программы – подготовка квалифицированных рабочих, служащих и подготовка специалистов среднего звена (ст. 12 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Начальное профессиональное образование приравнено к уровню среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Таким образом, обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам начального профессионального образования до 1 сентября 2013 года, считаются принятыми на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. На данных обучающихся распро- страняются права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (ч. 3 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

«Послевузовское профессиональное образование» стало уровнем высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации.

«Докторантура» регламентируется не в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», а Федеральным законом от 23.08.1996

№ 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» изменил систему обра- зовательных программ. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об об- разовании в РФ» в Российской Федерации по уровням образования

реализуются следующие образовательные программы.

 


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.


 

Образовательные программы

Основные образовательные программы

Дополнительные образова- тельные программы

  основные общеобразовательные программы основные профессиональные образовательные программы основные программы профессионального обучения   дополнительные общеобразовательные программы   дополнительные профессиональные программы
         

Основные общеобразовательные программы:

– образовательные программы дошкольного образования;

– образовательные программы начального общего образования;

– образовательные программы основного общего образования;

– образовательные программы среднего общего образования.

Основные профессиональные образовательные программы:

– образовательные программы среднего профессионального об- разования:

• программы подготовки квалифицированных рабочих, служа- щих;

• программы подготовки специалистов среднего звена;

• образовательные программы высшего образования:

• программы бакалавриата;

• программы специалитета;

• программы магистратуры;

• программы подготовки научно-педагогических кадров в аспи- рантуре (адъюнктуре);

• программы ординатуры;

• программы ассистентуры-стажировки.

Основные программы профессионального обучения:

– программы профессиональной подготовки по профессиям рабо- чих, должностям служащих;

– программы переподготовки рабочих, служащих;

– программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Дополнительные образовательные программы:


– дополнительные общеобразовательные программы;

– дополнительные общеразвивающие программы;

– дополнительные предпрофессиональные программы.

Дополнительные профессиональные программы:

– программы повышения квалификации;

– программы профессиональной переподготовки.

Одним из элементов системы образования являются организации, осуществляющие образовательную деятельность:

– образовательные организации;

– организации, осуществляющие обучение.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность:

• самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с ФГОС (при наличии) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных про- грамм (при наличии);

• реализуют образовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм;

• могут использовать модульный принцип содержания образова- тельной программы и построения учебных планов;

• могут применять систему зачетных единиц (количество зачет- ных единиц по основной профессиональной образовательной программе устанавливается ФГОС);

• вправе применять электронное обучение и дистанционные об- разовательные технологии;

• реализуют образовательные программы в организациях или вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования);

• размещают на своем официальном сайте информацию о реа- лизуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмо- тренных соответствующей образовательной программой.

К образовательным организациям отнесены (ст. 23 Федерального закона «Об образовании в РФ»):

• дошкольная образовательная организация;

• общеобразовательная организация;

• профессиональная образовательная организация;

• образовательная организация высшего образования;

• организация дополнительного образования;

• организация дополнительного профессионального образования.


 

К организациям, осуществляющим обучение, относятся следующие юридические лица (ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

 

Разновидность организаций, осуществляющих обучение Право на ведение образователь- ной деятельности (реализация образовательных программ)
1 2
научные организации1 вправе реализовывать образова- тельные программы магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, профессио- нального обучения и дополнитель- ные профессиональные программы
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей2 вправе реализовывать основные и дополнительные общеобразо- вательные программы, основные программы профессионального обучения, осуществлять присмотр и уход3


1 Научными организациями признаются юридическое лицо независимо от орга- низационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996

№ 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

2 Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это образовательная организация, медицинская организация, а также организация, оказы- вающая социальные услуги, в которую помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (абз. 5 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996

№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

3 К образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся, в том числе, детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья; к медицинским организациям – дома ребенка; к организациям, осуществля- ющим социальные услуги, – детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками.

В свою очередь, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, в зависимости от основного вида деятельности, осуществляемого организа- цией. Например, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации в случае, если она будет осуществлять образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности; к медицинской организации, если она будет осуществлять медицинскую деятельность в качестве основного вида; к организации,


 

1 2
организации, осуществляющие лече- ние, оздоровление и (или) отдых вправе реализовывать основные и дополнительные общеобразо- вательные программы, основные программы профессионального обучения
организации, осуществляющие соци- альное обслуживание вправе реализовывать основные и дополнительные общеобразо- вательные программы, основные программы профессионального обучения
иные юридические лица вправе реализовывать программы профессионального обучения, обра- зовательные программы дошколь- ного образования и дополнитель- ные образовательные программы

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализиро- ванное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (ч. 6 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в РФ»). При этом согласно ст. 21 Федерального закона «Об образовании в РФ» на организации, осуществляющие обучение, их обучающихся и педагогических ра- ботников распространяются права, социальные гарантии, обязанно- сти и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

 


оказывающей социальные услуги, если она будет осуществлять социальные услуги в качестве основного вида деятельности (содержание, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

При этом в соответствии со ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» организации для детей-сирот, являющиеся специальными (коррекционными) обра- зовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, должны быть до 1 января 2016 года переименованы в обще- образовательные организации в силу закона. В остальных случаях в отношении каждой организации для детей-сирот, относящейся в настоящее время к образовательным организациям, учредитель должен принять решение индивидуально с учетом регио- нальных особенностей, например возможности организовать обучение контингента соответствующей организации в иных близлежащих образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от 21.08.2013 № ВК-316/07 «Об организациях для детей-сирот»).


 

Федеральным законом «Об образовании в РФ» выделяются формы получения образования и формы обучения.

 

 

Формы получения образования

В организациях, Вне организаций,
осуществляющих осуществляющих
образовательную образовательную
деятельность деятельность
  Формы обучения Очная Очно-заочная Заочная Семейное образование Самообразование

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения

Отдельная статья в Федеральном законе «Об образовании в РФ» посвящена вопросам экспериментальной и инновационной деятель- ности в сфере образования.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об образовании в РФ», экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, осуществление экспериментальной деятельности на уровне школы или муниципаль- ного образования Федеральным законом «Об образовании в РФ» не предусматривается.

Что касается инновационной деятельности, то она, в отличие от экспериментов, предполагает совершенствование научно-педагогиче- ского, учебно-методического, организационного, правового, финансо- во-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации иннова- ционных проектов и программ (ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Инновационная деятельность осуществляется образовательными организациями и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. Требовани- ем к осуществлению инновационной деятельности является строгое соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и каче- ство которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС. При этом Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ч. 4 ст. 20) предусматривает возможность получения образовательными организа-


 

Вам предлагается выполнить практические задания к насто- ящему параграфу в рабочей тетради.
?

циями статуса федеральных и региональных инновационных площадок с целью поддержки реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования. Однако указанная норма не исключает возможность осуществления инновационной деятельности на уровне общеобразо- вательных организаций вне статуса федеральной или региональной площадки при соблюдении общих требований законодательства. Кроме того, не исключается и поддержка инновационной деятельности на уровне муниципального образования при наличии соответствующих возможностей1.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: