В понятии «правовое регулирование» отражается целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государ- ственными и негосударственными органами, должностными лицами
деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов. Предметом правового ре- гулирования выступает система образования в целом и отдельные ее элементы.
Конституция РФ в ч. 3 ст. 11 устанавливает, что разграничение пред- метов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституцией РФ установлены общие правила разграничения пол-
номочий:
– статья 71 устанавливает перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции Российской Федерации;
– статья 72 устанавливает перечень вопросов, которые относятся к совместной компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. По данным вопросам издаются федераль- ные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон;
|
|
– статья 73 наделяет субъекты Российской Федерации всей полнотой государственной власти по вопросам, не отнесенным к полномо- чиям Российской Федерации и (или) совместным полномочиям Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
– федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц;
– федеральные органы исполнительной власти по соглашению с ор- ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий;
– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий;
– местное самоуправление в Российской Федерации обеспечи- вает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
– органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей не- обходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Таким образом, нормативное правовое регулирование системы об- разования в Российской Федерации имеет многоуровневый характер. В соответствии с положениями Конституции РФ вопросы образования и воспитания находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает принятие докумен- тов по вопросам образования на разных уровнях власти. Исходя из федеративной формы государственного устройства России и гаранти- рованности местного самоуправления, выделяют следующие уровни нормативного правового регулирования:
|
|
– федеральный уровень;
– уровень субъекта Российской Федерации (региональный уровень);
– муниципальный уровень;
– локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В настоящее время нормативную правовую основу разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере образования образуют:
• Конституция РФ;
• Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации»1;
• Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих прин- ципах организации законодательных (представительных) и ис- полнительных органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации»2;
• Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин- ципах организации местного самоуправления в Российской Фе- дерации»3;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»4;
• Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнитель- ных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»5;
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
5 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5880.
• подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
• законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
• уставы и иные правовые акты муниципальных образований;
• соглашения между Российской Федерацией и субъектами Рос- сийской Федерации, Российской Федерацией и муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации и муници- пальными образованиями.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» является основопола- гающим нормативным правовым актом в сфере образования, включаю- щим как общие положения, так и положения, регулирующие отношения по отдельным видам и уровням образования.
Говоря о правовом регулировании отношений в сфере образования, нужно отметить, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепри- знанные принципы и нормы международного права и международ- ные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В частности, ч. 1 и ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, пред- усматривают, что государства–участники, признавая право ребенка на образование, вводят бесплатное и обязательное начальное образо- вание, обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств, обеспечивают доступность информации и материалов в области обра- зования и профессиональной подготовки для всех детей, принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу, а также меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
|
|
Российской Федерацией заключены многочисленные международ- ные договоры двустороннего характера правительственного уровня, касающиеся вопросов образования (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 20.09.1993, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Прави- тельством Итальянской Республики о сотрудничестве в области куль- туры и образования от 10.02.1998, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 15.02.1994 и др.).
Если международным договором Российской Федерации установ- лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Части 3 и 4 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ» уста- навливают приоритет норм (правил, гарантий) Федерального закона
«Об образовании в РФ» относительно тех норм, которые регулируют отношения в сфере образования и устанавливаются:
– другими федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
– правовыми актами органов местного самоуправления.
В случае если обнаруживается любое несоответствие нормативных правовых актов (исключая Конституцию РФ и международные дого- воры) нормам Федерального закона «Об образовании в РФ», подлежат применению нормы Федерального закона «Об образовании в РФ» (в том случае, если иное не установлено в Федеральном законе «Об образова- нии в РФ»).
Одним из необходимых условий действенной и эффективной реали- зации Федерального закона «Об образовании в РФ» является развитие и конкретизация закрепленных им норм в законодательстве субъектов Российской Федерации. Реализуя свои правомочия на осуществление законотворческой деятельности, субъекты Российской Федерации имеют возможность существенно развить и дополнить общие нормы федерального законодательства с учетом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особен- ностей региона.
|
|
Следует обратить внимание, что исключительно в форме законов субъектов Российской Федерации могут устанавливаться первичные нормы регионального законодательства по вопросам, составляющим предмет Федерального закона «Об образовании в РФ», нормы, закре- пляющие с учетом особенностей конкретного субъекта Российской Федерации компоненты системы образования, особенности органи- зации образовательной деятельности, социальные и иные гарантии обучающихся и педагогических работников, особенности организации управления образованием на территории субъекта Российской Федера- ции, основные принципы финансового обеспечения образовательной деятельности на региональном уровне. Указанные нормы могут быть урегулированы как в рамках единого базового регионального закона об образовании, так и отдельными законодательными актами субъектов Российской Федерации, регулирующими различные вопросы фор-
мирования региональной системы образования. Проект модельного закона субъекта Российской Федерации «Об образовании в субъекте Российской Федерации» был опубликован на официальном сайте Минобрнауки России1.
Федеральным законом «Об образовании в РФ» предусматривается, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные права и меры социальной под- держки обучающихся, финансовое обеспечение которых осуществля- ется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Такие права и меры социальной поддержки должны устанавливаться законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Необходимо помнить, что законодательные акты субъектов Рос- сийской Федерации по вопросам образования должны состоять по преимуществу из «оригинальных норм» субъекта Российской Феде- рации. Для целей полноты и ясности нормативных положений таких актов допускается воспроизведение отдельных общих положений Федерального закона «Об образовании в РФ». Однако оно должно носить ограниченный характер.
Вам предлагается выполнить практические задания к насто- ящему параграфу в рабочей тетради. |
? |