Правовое регулирование отношений в сфере общего образования

Современное общество невозможно представить без системы общего образования, которое во многом является основой социализации чело- века, а подчас становится фактически залогом его выживания сегодня. В самом термине «общее образование» заложен глубокий смысл. Под общим образованием понимается вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и форми- рование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального об- разования. В обыденном сознании мы связываем получение общего образования со школой.

На Руси в широкий обиход слово «школа» вошло начиная с XIV века, хотя известно, что уже в первой половине XI века существовали двор- цовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде. О создании единой внесословной системы об- разования размышляли Петр Первый, Екатерина Великая, Александр Первый. Законодательно же общедоступность и внесословность началь- ного общего образования были закреплены лишь в 1864 году введением

«Положения о начальных училищах». В результате преобразований после революции 1917 года школа становится не только единой и тру- довой, но в советском законодательстве получают закрепление такие принципы, как общедоступость, общеобязательность и бесплатность общего образования. С тех пор прошло почти столетие.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепила осно- вополагающие для образовательного права нормы: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплат- ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального


 

образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Что же сегодня представляет собой система общего образования в России?

Глава 7 Федерального закона «Об образовании в РФ» регламентирует структуру общего образования, которая состоит из четырех уровней:

 

 

IV среднее общее образование

 

III основное общее образование

 

II начальное общее образование

I дошкольное образование

       

Вам предлагается провести сравнительный анализ изменений, произошедших в структуре общего образования с введением Федерального закона «Об образовании в РФ», для чего следует обратиться к заданию 9 рабочей тетради.
?

Действующее законодательство об образовании достаточно под- робно останавливается на целях, которые должны быть достигнуты на каждой из ступеней общего образования. Обратим внимание, что еще недавно дошкольное образование не рассматривалось в качестве ступени общего образования. Сегодня же оно является частью обще- го образования, а также имеет законодательно определенную цель: дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравствен- ных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосы- лок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Начальное, основное и среднее общее образование являются обяза- тельными уровнями образования, каждый из них имеет определенную цель. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельно- сти, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического обще-


 

ния, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределе- нию). Среднее общее образование направлено на дальнейшее станов- ление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индиви- дуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Остановимся на характеристике и особенностях реализации ос- новных образовательных программ каждого из уровней общего об- разования.

Возраст ребенка, с которого допускается получение дошкольного образования в образовательных организациях, в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ», составляет два месяца. Деятельность образовательной организации, связанная с реализаци- ей основной образовательной программы дошкольного образования регламентируется требованиями ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования1 и другими нормативными правовыми актами. Однако реализация общего образования на данной ступени имеет одно принципиальное отличие: согласно ст. 64 Феде- рального закона «Об образовании в РФ» освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Можно ли при этом проводить диагностику развития детей? Феде- ральный закон «Об образовании в РФ» не содержит прямого запрета на проведение диагностики развития детей. Соответственно, если по сути своей диагностика не является промежуточной аттестацией, которая запрещена законом, она может осуществляться (в том числе анонимно, т.е. без указания персональных данных диагностируемого обучающегося). При этом родители (законные представители) имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследо- ваний (психологических, психолого-педагогических) обучающихся,


1 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ос- новным общеобразовательным программам – образовательным программам началь- ного общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 // Российская газета от 16.10.2013. № 232.


 

давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, могут отказаться от их проведения или участия в них, могут получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Вам предлагается выполнить задание 3 и решить задачу 6 рабочей тетради, связанные с вопросами начисления и осу- ществления родительской платы.
!

Еще одна особенность реализации основной образовательной про- граммы дошкольного образования заключается в том, что образова- тельные организации в ходе ее реализации осуществляют присмотр и уход за ребенком, за что может взиматься плата с родителей (законных представителей). На уровне Федерального закона «Об образовании в РФ» определено, что родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставши- мися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных организациях. Размер же родительской платы устанавливает учре- дитель образовательной организации. При этом учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей), расширив таким образом установленный на федеральном уровне перечень лиц, с ко- торых не взимается родительская плата. В целях материальной под- держки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет размер компенсаций, которые выплачиваются родителям (законным представителям).

Существуют ли иные способы получения дошкольного образования ребенком? Новацией современного законодательства об образовании стала обязанность органов власти субъектов Российской Федерации организовывать и координировать бесплатную методическую, психо- логическую, диагностическую и консультационную помощь родите- лям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Например, существует практика организации бесплатных консультационных центров на базе детских садов и школ, при этом деятельность центров финансируется за счет средств субъектов Российской Федерации. Таким образом, ребенку в возрасте от двух месяцев и до его перехода на уровень начального общего образования созданы все условия для формирования у него основ общей культуры, развития физических,


 

интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных ка- честв, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья.

В какую школу может пойти учиться ребенок? Какие образователь- ные программы могут быть предложены первокласснику? Как записать ребенка в школу? Какие документы для этого необходимо предоставить? Ответы на эти вопросы ищут родители будущего первоклассника. Виктор Косьяненко, директор гимназии № 1 Новосибирска (гимназия вошла в топ-20 олимпиадного рейтинга школ Российского союза ректо- ров, топ-25 лучших школ России), например, дает следующие советы родителям при выборе школы: «У каждой школы есть сайт, нужно внимательно изучить имеющуюся там информацию и сделать выводы. Число «стобалльников» и победителей олимпиад разного уровня, от муниципального до всероссийского – это объективный показатель… Надо посмотреть на коллектив педагогов. Родителям лучше прийти в школу лично. В хорошей школе как в семье»1.

Вам предлагается практическое задание в рабочей тетради.
!

Действительно, познакомиться со школой стоит заранее. И не пос- леднее место в этом знакомстве должен занимать сайт общеобразова- тельной организации – своего рода лицо образовательной организации: ведь именно на сайте родители могут ознакомиться и с такими важными документами, как лицензия школы, свидетельство о государственной аттестации, Устав школы, реализуемые образовательные программы, и со многими другими документами, которые и будут во многом ре- гулировать отношения образовательной организации (в лице админи- страции, педагогов, других сотрудников образовательной организации), обучающегося и его родителей (законных представителей).

Получение начального общего образования в образовательных организациях по общему правилу начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Правила приема обеспечивают гарантии приема всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, а в государственных и муниципальных образовательных орга- низациях за проживающими на той территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Что это значит? Никаких


1 Российская газета – Столичный выпуск № 6254 (278) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/shkola.html (дата обращения: 01.07.2015).


 

Вам предлагается решить задачу 7 рабочей тетради и опре- делить, законны ли действия родителей первоклассника.
!

экзаменов для будущих первоклассников не проводится. С целью оптимизации процедуры записи в первые классы образовательных организаций она проводится в два этапа. Для жителей прикрепленного микрорайона запись ведется до 31 июля, а для всех остальных – с 1 ав- густа до 5 сентября. Первоочередное право при зачислении в школу имеют жители «своего» района. Но и им образовательная организация может отказать, если там не осталось свободных мест. В этом случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве могут обратиться непосредственно в орган местного само- управления, осуществляющий управление в сфере образования, где им и окажут помощь по определению школы будущему первокласснику.

После наступления начала учебного года, особенно в первом классе, родители внимательно наблюдают за успехами своего ребенка. Обу- чающийся взрослеет, образовательная программа несколько усложня- ется, и в какой-то момент родителям может показаться, что учитель недостаточно четко объяснил тот или иной материал, что учитель мог бы воспользоваться другим учебником (у знакомых ребенок идет ведь по другой программе, и вопросов не возникает!) или один из изучае- мых предметов просто не нужен ребенку. Насколько родители вправе вмешиваться в образовательный процесс?

Основным документом, определяющим содержание образования на каждом из уровней общего образования, является ФГОС данного уровня. По уровням общего образования реализуются основные обра- зовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Основные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются орга- низацией, осуществляющей образовательную деятельность. Именно с этой программой и должны были ознакомиться родители до того, как они приняли решение, в какую школу пойдет учиться ребенок. Выбор же учебников также осуществляется в соответствии с примерными об- разовательными программами и ежегодно публикуемым Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования1. Вместе с тем есть вопросы, которые


1 Перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразователь- ных учреждениях, утверждается Минобрнауки России в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию


 

Вам предлагается решить задачу 8 рабочей тетради и опреде- лить, насколько законна инициатива родителей учащегося 4-го класса.
?

представители школы обязаны обсудить с родителями и получить их согласие. Например, в рамках требований ФГОС начального общего образования обучающийся обязан изучить предмет «Основы религиоз- ных культур и светской этики». Именно родители осуществляют выбор предмета, который будет изучать четвероклассник из предложенного перечня предметов: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур или основы светской этики.

Общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне этих ор- ганизаций, в форме семейного образования.

Если говорить про четвертый, завершающий систему общего об- разования уровень – уровень среднего общего образования, то здесь образование может быть получено в форме самообразования. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме. Так, в соответствии с учетом потребностей и возможностей личности варьируется объем обязательных занятий педагогических работников с обучающимися. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершен- нолетнего обучающегося с учетом его мнения.

Представим себе ситуацию, что по каким-либо семейным обстоя- тельствам ребенок с родителями проживает за границей, получает там образование. При этом речь идет именно об обучении за рубежом, вне системы российского образования (такой образовательной организацией могла бы быть, например, школа при посольстве России). Родители же ребенка настаивают на получении им параллельно зарубежному образо- ванию аттестата о получении основного общего образования в России. Возможно ли это? И если да, то что для этого нужно сделать? Наиболее предпочтительной формой получения образования в данном случае является семейное образование. О выборе данной формы родителям ребенка необходимо проинформировать уполномоченный орган мест- ного самоуправления по месту проживания семьи на территории Рос-


при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.


 

сии. Для получения аттестата об основном общем образовании обу- чавшемуся за границей необходимо пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществля- ющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Рассмотрим еще одну ситуацию: некоторые родители настаивают, что в век компьютерных технологий бесполезно тратить время на посещение школы, и они бы желали избрать для ребенка освоение программ общего образования без посещения (либо без регулярного посещения) общеоб- разовательной организации, но с использованием дистанционных обра- зовательных технологий. В данном случае речь скорее идет об обучении на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, что является вариантом обучения по индивидуальному учебному плану. Такое обучение осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Отметим, что с юридической точки зрения данный вариант обучения возможен, но влечет дополнительные затраты ресурсов образовательной организации: рабочее время педагогов, интернет-трафик и др. Поэтому настаивать на

«домашнем обучении» учащегося с использованием дистанционных образовательных технологий при отсутствии медицинских показаний его родители (законные представители) не вправе.

Для обучающихся же, которые нуждаются в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, в соответствии со ст. 66 Федераль- ного закона «Об образовании в РФ», обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. Порядок оформления получения общего образования перечисленными категориями лиц в данном случае регламентируется на уровне субъекта Российской Федерации. Есть еще одна категория лиц, для которой зако- нодательно закреплен особый порядок получения начального общего, основного общего и среднего общего образования, – это обучающиеся с девиантным поведением, нуждающиеся в особых условиях воспита- ния, обучения и требующие специального педагогического подхода. Для этого создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов. Порядок направления в данные учреж- дения несовершеннолетних граждан и условия их пребывания в та- ких учреждениях определяются Федеральным законом от 24.06.1999

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра- вонарушений несовершеннолетних».


 

В практике работы образовательных организаций приходится стал- киваться и с особыми случаями, когда родители, например, просто от- казываются водить детей в школу. Федеральный закон «Об образовании в РФ» не вводит никакой специальной ответственности родителей за отказ от предоставления образования своим детям. При этом родители наделяются целым рядом прав по принятию основных решений в сфере образования детей. Если родители не выполняют своих обязанностей по обеспечению получения общего образования детьми, могут рабо- тать только общие механизмы контроля за выполнением обязанностей родителей, установленные в семейном законодательстве. Согласно ст. 65 СК РФ, родительские права не могут осуществляться в проти- воречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осущест- вляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (вплоть до ограни- чения или лишения родительских прав). Механизмы решения данных проблем требуют активного участия органов опеки и попечительства. Согласно ст. 56 СК РФ, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Образовательная организация не включена в перечень дан- ных лиц, как следует из семейного законодательства. Если, например, родители не водят ребенка в школу либо отказываются выбрать для него посильную (адаптированную) образовательную программу, эти действия совершаются в нарушение интересов детей. И защищать эти интересы в таком случае должна уже не школа, т.к. у школы нет никаких средств воздействия на родителей. Данными полномочиями наделены органы опеки и попечительства, именно они должны активно вклю- чаться в решение возникших проблем, воздействовать на родителей, вплоть до решений об ограничении и лишении родительских прав.

Обратимся еще к одной жизненной ситуации. Родители решили поменять место жительства – переехать. Ребенку надо найти новую школу. Это будет другой район города? Другой город? Совершенно другой субъект Российской Федерации? Напомним, что на всей тер- ритории Российской Федерации обязательно исполнение требований ФГОС, что позволяет обеспечить единое образовательное пространство. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответ- ствующего уровня в порядке, предусмотренном Минобрнауки России. Вопрос о переводе несовершеннолетнего обучающегося из одной


 

образовательной организации в другую до получения им основного общего образования относится к компетенции родителей (законных представителей). В соответствии с установленным порядком родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося об- ращаются в исходную организацию, в которой обучается их ребенок, с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в при- нимающую организацию. Образовательная организация на основании указанного заявления в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации; в случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации. После чего образовательная организация выдает родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося личное дело об- учающегося и документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя. Еще один крайне важный вопрос: можно ли устраивать собесе- дование с будущим учеником школы (хоть первоклассником, хоть десятиклассником) или проводить для него вступительные экзамены? Ответ однозначный: индивидуальный отбор на программы начального, основного и среднего общего образования не предусматривается. Хотя согласно ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ» особый статус в данном случае будут иметь образовательные организации, которые предоставляют возможность получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или профильного обучения. Этот вопрос должен быть ре- гламентирован законодательством субъектов Российской Федерации. Рассмотрим ситуацию: учащийся 8-го класса в процессе переезда попадает в район, приписанный к физико-математической школе, а до 8-го класса он изучал базовую программу по математике. Не правда ли очевидно, что обучение на программе углубленной подго- товки вряд ли сложится? Хотя если, обучаясь на программе базовой подготовки, этот же ученик увлекался математикой и физикой, посе- щал соответствующие кружки, занимался самообразованием и готов продемонстрировать не только свое желание учиться на программе углубленной подготовки, но и наличие необходимых знаний и навыков для обучения, то вопрос об этом в индивидуальном порядке и будет решать администрация физико-математической школы. Но еще раз обратим внимание: этот вопрос должен быть закреплен законодательно. Если же в субъекте Российской Федерации, на территории которого


 

расположена государственная или муниципальная общеобразовательная организация, реализующая программы основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или профильного обучения, соответствующий нормативный правовой акт не принят, то это означает, что проведение такого индивидуального отбора не допускается.

В начале данного параграфа было обращено внимание на то, что освоение общего образования схоже с продвижением по лестнице: от уровня к уровню, от простого к сложному. Освоение общеобразова- тельной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразователь- ной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и проме- жуточной аттестации учащихся определяются образовательной ор- ганизацией самостоятельно. Это своего рода рубежи, позволяющие оценить, каких высоких результатов достиг обучающийся. Освоение учащимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной. Учащиеся, освоившие в полном объ- еме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. В следующий класс также могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному учебному предмету. В этом случае ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Вам предлагается решить задачу 9 рабочей тетради и опре- делить, насколько законна инициатива родителей учащегося 5-го класса.
!

А что будет, если академическую задолженность не ликвидировать? Законодательство об образовании предлагает ряд возможных решений этой проблемы. Во-первых, учащиеся, осваивающие общеобразова- тельные программы и не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, по усмотрению их родителей (закон- ных представителей) могут быть оставлены на повторное обучение. Другие варианты: учащиеся могут быть переведены на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответ- ствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.


 

Сегодня вопрос качества образования становится, наверное, основ- ным для системы образования. Именно решение проблемы качества образования позволит нашим гражданам гарантировать конкурентос- пособность на рынке труда, а стране – в значительной мере обеспечить условия для ее развития и стабильности. В условиях демократизации общества, в условиях формирования гражданского общества многие процедуры, связанные с государственной итоговой аттестацией, стали носить характер независимой оценки. ГИА, которая завершает освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего и среднего образования, является обяза- тельной. ГИА проводится специально создаваемыми государственными экзаменационными комиссиями (ГЭК), которые и должны определить, насколько результаты освоения обучающимися образовательных прог- рамм общего образования соответствуют требованиям ФГОС.

Какие экзамены приходится сдавать обязательно? ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике. Эк- замены по другим учебным предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам и т.д. – обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. При этом предусматривается два формата проведения ГИА.

В формате экзаменов, при проведении которых используются кон- трольные измерительные материалы, представляющие собой комплек- сы заданий стандартизированной формы, для выпускников девятых классов проводится основной государственный экзамен (ОГЭ), а для выпускников одиннадцатых классов – единый государственный эк- замен (ЕГЭ). Иной формат прохождения итоговой государственной аттестации (в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов) – государственный выпускной экзамен (ГВЭ) – предназначен для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, испол- няющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инва- лидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, и еще некоторых категорий обучающихся.

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академических задолженностей и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, т.е. имеющий годовые отметки по всем учебным предметам. На уровне государства для проведения ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ ежегодно разрабатывается и утверждается единое расписание и продолжительность проведения этих экзаменов, а также


 

утверждается перечень средств обучения и воспитания, используемых при проведении экзаменов.

Вам предлагается решить задачу 10 рабочей тетради и опре-
! делить, насколько законна инициатива родителей учащегося.

Многие скажут, что все это слишком сложно организовано? Что это слишком волнительно для учащихся и их родителей? Что такая форма проведения экзаменов не учитывает индивидуальных особенностей каждого выпускника? С введением ЕГЭ более 10 лет назад в жизнь школы пришли не утихающие и сегодня споры. Но в современной системе образования такая форма проведения ГИА стала нормой. Причем успешная сдача ЕГЭ для многих выпускников становится важным стартом в их профессиональном образовании.

Лицам, успешно прошедшим ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждаю- щий получение общего образования соответствующего уровня. Как выглядит и как должен быть заполнен этот документ? Минобрнауки России утвержден порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании1, который, исходя из названия, и устанавливает требования к заполнению и учету аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, а также правила выдачи аттестатов и их дубликатов. Обратим внима- ние, что речь идет об аттестатах, которые выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Напомним, что ст. 43 Конституции Российской Федерации содержит крайне важную для образовательного права норму: основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспе- чивают получение детьми основного общего образования.

Согласно ст. 66 Федерального закона «Об образовании в РФ», на- чальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными. Причем для освоения программы среднего общего образования обязательно предварительное освоение программ началь- ного общего и основного общего образования. При этом требование об обязательности среднего общего образования сохраняет силу до дости-


1 Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов утвержден приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115 // Российская газета от 07.03.2014. № 54.


 

жения возраста 18 лет, тогда как требование о получении начального общего и основного общего образования не ограничено достижением указанного возраста.

То есть минимальный уровень – окончание девяти классов школы. Могут ли быть исключения? В каких случаях обучающийся может быть отчислен из школы, не закончив основное общее образование? Законодательство об образовании предусматривает два таких основа- ния. Во-первых, это может быть добровольное решение обучающегося (по достижении 15 лет) и совместное решение его родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Во-вторых, отчисление обучающегося допускается как мера дисци- плинарного взыскания, основания и порядок применения которой уже рассматривались в § 2 главы III «Юридическая ответственность обучающегося» данного учебного пособия.

Но вернемся к тем, кто последовательно и успешно выполнил все требования, предъявляемые к обучающемуся, и теперь может смело перейти в статус выпускника школы. Выпускные экзамены прошли успешно? Получен аттестат об основном общем или среднем общем образовании? С этого момента в жизни выпускника может начаться новая страница его образования, связанная с получением образования профессионального, правовые основы получения которого будут рас- смотрены в других параграфах данного учебного пособия.

 



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: