Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения. Дополнительное образование

Так же, как современное общество невозможно представить без системы общего образования, невероятно оно будет выглядеть и без системы профессионального образования. Профессиональное об- разование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирования компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) вы- полнять работу по конкретной профессии или специальности. От ребят дошкольного возраста зачастую можно услышать рассуждения «вот вырасту и стану…», а дальше ребенок рассуждает о своем возможном профессиональном выборе. Если у ребенка спросить о том, что нужно сделать, чтобы стать учителем/врачом/продавцом, он, скорее всего, посоветует этому «научиться» и будет абсолютно прав. Однако по мере взросления ребенок начинает осознавать, что определиться с будущей профессией совсем не просто, а определиться с образовательной тра- екторией получения профессионального образования еще сложнее.

Статья 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепляет четыре уровня профессионального образования в России:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование – бакалавриат;


Среднее общее образование (10–11 класс)
Начальное общее образование (1–4 класс)
Основное общее образование (5–9 класс)
Среднее профессиональное образование
Высшее образование (бакалавриат)
Школа
Колледж Техникум


3) высшее образование – специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Обратим внимание, что профессиональное образование «надстраи- вается» на уже приобретенном образовании и может начинаться, только когда освоен уровень основного общего образования или уровень сред- него общего образования. Поэтому крайне важно понимать, освоение какой образовательной программы доступно абитуриенту. Система российского профессионального образования представлена в виде общей схемы «Уровни общего и профессионального образования

в Российской Федерации»:

 

Высшее образование (специалитет, магистратура)
Университет Академия Институт
Подготовка кадров высшей квалификации
Уровни общего и профессионального образования в Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ»)

Дошкольное образование


Вам предлагается провести сравнительный анализ изменений, ! произошедших в структуре профессионального образования в связи с введением ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для чего следует обратиться к заданию в рабочей тетради.

Первый уровень профессионального образования – среднее про- фессиональное образование – направлен на решение задач интеллек- туального, культурного и профессионального развития и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и рас- ширении образования. ФГОС различают в рамках среднего профес- сионального образования два вида программ: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) и про- граммы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Обратим внимание, что одна и та же программа подготовки специалистов может предполагать освоение как на уровне базовой, так и на уровне углуб- ленной подготовки. Возможные формы освоения программы – очная, очно-заочная или заочная – предлагаются образовательной организацией также в строгом соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по данной профессии или специальности.

Обратимся к схеме «Уровни общего и профессионального обра- зования в Российской Федерации». На ней хорошо видно, что начать осваивать образовательные программы среднего профессионального образования могут как выпускники школ, имеющие аттестат об основ- ном общем образовании, так и выпускники школ, имеющие аттестат о среднем общем образовании. При этом получение среднего професси- онального образования на базе основного общего образования осущест- вляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Посмотрим сайты образовательных организаций. Представим, что нас интересует освоение профессии

«Повар, кондитер». Образовательные организации в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по данной профессии предложат освоить ее на базе основного общего образования за 2 года 5 месяцев, на базе среднего общего образования – за 10 месяцев. Раз- ница в 1,5 года обучения и будет отведена на освоение среднего общего образования, которое будет предоставляться в соответствии с профилем выбранной профессии (которая, заметим, относится к техническому профилю образования). Если же заинтересовала, например, специаль- ность «Право и организация социального обеспечения», то в рамках


 

базовой программы данную специальность по очной форме обучения на базе основного общего образования будет предложено освоить за 2 года 10 месяцев, на базе среднего общего образования – за 1 год 10 ме- сяцев. Разница в 1 год обучения также будет отведена на освоение среднего общего образования, которое будет предоставляться в соот- ветствии с профилем выбранной специальности («Юриспруденция» будет относиться к социально-экономическому профилю образования). В информации для абитуриентов, заинтересовавшихся специальностью

«Преподавание в начальных классах», будет обязательно указано, что данную специальность можно освоить только по программе углубленной подготовки (базового уровня ФГОС среднего профессионального обра- зования данной специальности не предусматривает). По очной форме обучения на базе основного общего образования будет предоставлена возможность освоить данную специальность за 3 года 10 месяцев, на базе среднего общего – за 2 года 10 месяцев. Разница в 1 год обуче- ния также будет отведена на освоение среднего общего образования, которое будет предоставляться уже в соответствии с гуманитарным профилем, к которому относятся педагогические науки.

Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ», прием на обучение по образовательным программам среднего профессиональ- ного образования осуществляется на общедоступной основе, то есть вступительные испытания и конкурсный отбор не проводятся. Однако абитуриент может столкнуться с ситуацией, когда численность посту- пающих несколько больше количества мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федераль- ного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (так называемых «бюджетных мест», т.е. обучение осущест- вляется бесплатно для обучающегося). В этом случае образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (то есть исходя из оценок, выставленных в аттестате об основном общем образовании или об общем среднем образовании, соответственно). Есть ли особые категории абитуриентов, которым бы предоставлялись льготы при зачислении? Еще раз отметим: прием на основе результатов освоения поступающими образовательной програм- мы основного общего или среднего общего образования не является конкурсным отбором, каких-либо специальных льгот при приеме на основе результатов освоения поступающими образовательной програм-


 

мы основного общего или среднего общего образования Федеральный закон «Об образовании в РФ» не предусматривает. Следовательно, все категории обучающихся принимаются на обучение по образователь- ным программам среднего профессионального образования в общем порядке. Также ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ» допускает проведение вступительных испытаний при приеме на обу- чение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств.

Вам предлагается помочь абитуриенту разобраться в условиях приема на ряд профессий и специальностей, выполнив задание в рабочей тетради.
?

Перечень специальностей среднего профессионального образования, по которым могут проводиться вступительные испытания при приеме на обучение, установлены п. 29 Порядка приема на обучение по обра- зовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36.

Обратим внимание еще на одну важную норму, закрепленную Фе- деральным законом «Об образовании в РФ»: в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профес- сионального образования в соответствии с ФГОС, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Абитуриент уже име- ет образование данного уровня? Тогда профессиональная образова- тельная организация не вправе принимать на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета тех, кто уже имеет среднее профессиональное образование вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно. А вот если выпускник освоил программу программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии, то закон закрепляет за ним право обучения за счет бюджета на программе подготовки специалистов среднего звена.

Рассмотрим ситуацию. В приемную комиссию колледжа обратился выпускник 11-го класса, который желал бы получить образование по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», но колледж осуществляет прием документов на обучение по данной программе углубленной подготовки специалистов только на базе основного об- щего образования со сроком получения образования 3 года 10 меся- цев. Может ли выпускник 11-го класса претендовать на зачисление? Оказывается, да. Прием обучающихся осуществляется на обучение по соответствующей образовательной программе среднего профес-


 

сионального образования, согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ» отдельно программа среднего общего образования в данном случае не реализуется, а значит, нельзя говорить, что лицо получает образование соответствующего уровня не впервые и есть основание для отказа в его приеме. Таким образом, законодательство об образовании не содержит ограничений по приему на обучение по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования для лиц, имеющих среднее общее образование. Но, подчеркнем, наш выпускник 11-го класса будет пос- тупать на общих основаниях, а значит, если численность поступаю- щих превышает количество «бюджетных» мест и прием на обучение будет осуществляется на основе результатов освоения поступающим образовательной программы основного общего образования, его «рей- тинг» будет исчисляться на основе данных, указанных в аттестате об основном общем (!) образовании. Зато впоследствии, когда он уже станет студентом, ему в соответствии со ст. 34 Федерального закона

«Об образовании в РФ» могут быть зачтены результаты освоения учебных предметов, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, на основании его аттестата о среднем общем образовании, а также установлен индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы среднего профессионального образования на основе индивидуализации содержания, исходя из полученного обучающимся среднего общего образования. Поэтому, скорее всего, он сможет завершить обучение раньше тех, с кем он был зачислен в колледж.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки вы- сококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в ин- теллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Если обратиться к схеме «Уровни общего и профессионального образования в Российской Федерации», то можно выделить несколько уровней высшего образования: уровень бакалавриата, уровень специалитета, магистратуры, уровень подготовки кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (положение Федерального закона «Об образовании в РФ»). Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ, если иное не предусмотрено Феде-


 

ральным законом «Об образовании в РФ». Выпускник успешно сдал ЕГЭ, но не стал поступать учиться в текущем году? В этом случае результаты ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специаль- ностям и (или) направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные образовательные орга- низации вправе проводить по предметам, по которым не проводится ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса.

Какие из общеобразовательных предметов в форме ЕГЭ необхо- димо сдать, чтобы претендовать на зачисление на выбранную образо- вательную программу? Каким должно быть минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам? Каков порядок зачисления? На все эти вопросы абитуриент может получить ответы в приемных комиссиях институтов, академий, университетов. Также абитуриент может самостоятельно изучить такие нормативные пра- вовые акты, как приказ Минобрнауки России от 28.06.2014 № 839

«Об утверждении порядка по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год»1, приказ Минобр- науки России от 17.01.2014 № 21 «Об утверждении перечня специаль- ностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут прово- диться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности»2 и распоряжение Рособрнадзора от 23.03.2015 № 794-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для посту- пления на обучение по программам бакалавриата и программам специ- алитета, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования»3.


1 Российская газета от 03.09.2014. № 199.

2 Российская газета от 28.02.2014. № 48.

3 Администратор образования. 2015. Апрель. № 8.


 

 

Вам предлагается помочь абитуриенту разобраться в условиях приема на образовательные программы бакалавриата, выполнив задание 4 рабочей тетради.
!
Наибольшие изменения при введении Федерального закона «Об образовании в РФ» коснулись системы льгот при приеме в образо- вательные организации высшего образования на образовательные программы бакалавриата и специалитета. Право на прием без всту- пительных экзаменов имеют только «олимпиадники»:

1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, – при приеме по специаль- ностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или междуна- родной олимпиады (соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией);

2) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, – по специально- стям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

Без конкурса, но при условии успешного прохождения вступи- тельных испытаний, право на прием в образовательные организации высшего образования имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или забо- левания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению Федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих об- разовательных организациях. Для такого приема образовательной организацией ежегодно устанавливается квота в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюдже- та, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.

Иные правила установлены в образовательных организациях для желающих поступить на последующие за бакалавриатом и специали- тетом уровни профессионального образования. Федеральным законом


 

«Об образовании в РФ» установлено, что к освоению программ ма- гистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня (см. схему «Уровни общего и профессионального образования в Российской Федерации»). К освоению программ подготовки науч- но-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистенту- ры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам асси- стентуры-стажировки осуществляется на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в РФ», по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно. То есть абитуриенту в данном случае необходимо уточнить программу вступительных испытаний непосред- ственно в той образовательной организации, куда он намерен поступать. Поступление в образовательную организацию для освоения об- разовательных программ среднего профессионального и высшего образования – дело, безусловно, важное. Но не менее важно успешно освоить выбранную образовательную программу. Про веселую жизнь студенчества рассказывают анекдоты и даже легенды. Празднование Татьяниного дня уже в течение нескольких столетий для российского студенчества является символом успешно сданной первой сессии. Дей- ствительно, освоение образовательных программ профессионального образования существенно отличается от освоения программ общего образования. С одной стороны, больше предоставляется академических прав и свобод. С другой стороны, возлагается большая ответственность на студента за результаты освоения выбранной программы. В совре- менных условиях значительную роль стала играть самостоятельная работа студентов, накопление баллов в условиях балльно-рейтинго- вой системы оценивания; прохождение помимо плановой процеду- ры государственной аккредитации (которая проводится раз в шесть лет) процедур общественной аккредитации образовательных органи-

заций и т.д.

В процессе освоения программ у студентов возникает немало вопро- сов. Например, что делать, если необходимо изменить форму обучения либо перейти с очной формы на заочную? Если возникла ситуация,


 

при которой необходимо перевестись в другую образовательную ор- ганизацию, на каких условиях должен осуществляться перевод? Если студент учился на бюджетном месте, гарантировано ли ему сохранение бюджетного места? Может ли образовательная организация провести вступительные испытания для «студента-переводника»? В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на перевод для получения образования по другой профес- сии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании. Перевод возможен как в рамках одной образовательной организации, так и перевод из одной организации в другую. Проведение вступитель- ных испытаний при переводе из одной профессиональной организа- ции в другую законодательством об образовании не предусмотрено, и их результаты не могут рассматриваться как основания для отказа в переводе студента. Сама процедура перевода регламентируется, как правило, локальными актами образовательной организации, с которыми и следует ознакомиться студенту, прежде чем решать вопрос о пере- воде.

Разберем ситуацию: студентка 1-го курса, успешно сдав ЕГЭ и по- ступив на образовательную программу по направлению подготовки

«Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»), приступив к учебе, решила перейти на более простую, с ее точки зрения, образовательную программу среднего профессионального образования «Право и ор- ганизация социального обеспечения». «И учиться в два раза меньше (два года, а не четыре), и уровень попроще», – рассуждала она. Од- нако колледж, в который она решила перейти, в переводе ей отказал. Насколько законно поступила администрация колледжа? Обратимся еще раз к ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» (и к схеме «Уровни общего и профессионального образования в Россий- ской Федерации»): среднее профессиональное образование и высшее образование (бакалавриат) являются разными уровнями профессио- нального образования. И законодательство об образовании не предус- матривает перевода студентов с одного уровня образования на другой. Таким образом, перевод студента первого курса образовательной организации высшего образования на первый курс профессиональной образовательной организации, как и наоборот, невозможен. Если наша героиня действительно захочет осваивать данную программу средне- го профессионального образования, ей придется поступать в общем порядке, с учетом результатов освоения образовательной программы среднего общего образования (правила поступления на программы среднего профессионального образования были рассмотрены ранее).


 

Вам предлагается разобраться в условиях перевода с одной образовательной программы на другую, решив задачу в рабочей тетради.
!

Еще одна «жизненная» ситуация, с которой сталкиваются подчас студенты, – это предоставление студентам академического отпуска. Представим, что студентка 3-го курса, осваивающая образовательную программу бакалавриата, решила стать мамой. Неужели это конец учебе? Конечно же, нет. В соответствии со ст. 34 Федерального закона

«Об образовании в РФ» обучающийся имеет право на академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федераль- ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами. Обратим вни- мание, что нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного российским законодательством, не препятствует продолжению получения образования. Но решать, когда молодая мама сможет приступить к учебе, может только она сама. Если студентка не намерена получать образование в период отпуска по уходу за ребенком, то она должна получить на этот период академический отпуск. Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся утверждены соответствующим приказом Минобрнау- ки России1: академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы среднего профессионального или высшего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет. Срок предоставления одного отпуска ограничен двумя годами, однако согласно п. 3 Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся академический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество раз. Таким образом, студентка может получить и еще один академический отпуск сроком на один год в связи с уходом за ребенком. Основанием для принятия решения о предоставлении академического отпуска является личное заявление студентки и документы, подтверждающие


1 Подробнее см.: приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 № 455 «Об утверж- дении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающим- ся» // Российская газета от 03.07.2013. № 142.


 

Вам предлагается разобраться в условиях предоставления академического отпуска, решив задачу 13 рабочей тетради.
!

основание предоставления академического отпуска (в данном случае – свидетельство о рождении ребенка).

Теперь попробуем приблизиться к заветной цели любого студента – моменту получения диплома, т.е. документа о полученном уровне про- фессионального образования. Статья 60 Федерального закона «Об об- разовании в РФ» предусматривает, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государ- ственную итоговую аттестацию, подтверждает получение професси- онального образования следующих уровня и квалификации по про- фессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к со- ответствующему уровню профессионального образования: 1) cреднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование – бакалав- риат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование – магистратура (подтверждается дипломом магистра).

Еще раз акцентируем внимание на том, что диплом может быть вручен выпускнику только в случае, если им успешно сданы все заче- ты и экзамены по учебным дисциплинам (модулям, курсам), успешно выполнены курсовые работы, успешно сданы зачеты по разнообраз- ным практикам – все это входит в понятие промежуточной аттестации студента; после чего успешно пройдена итоговая государственная аттестация, которая может включать в себя процедуры сдачи государ- ственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы. Обратим внимание, сколько раз повторилось слово «успешно». А что будет, если все прошло не так успешно? Студентам, не завершившим освоение образовательной программы среднего профессионального или высшего образования и отчисляемым из образовательной орга- низации по различным основаниям, должна быть выдана справка об обучении, образец которой устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

Еще один очень важный вопрос: может ли студент, который был отчислен, продолжить обучение (восстановиться в образовательной организации)? Да, но при восстановлении большое значение будет иметь причина, по которой студент был отчислен. Отчисление может произойти как по собственному желанию или другой уважительной причине, так и по неуважительной причине. В зависимости от этого порядок восстановления будет различаться. Если студент отчислен по собственному желанию или по уважительной причине, например, по


 

состоянию здоровья, он имеет право восстановиться в образовательной организации в течение пяти лет с момента отчисления на той основе обучения (бесплатной или платной), на которой он учился до отчисле- ния, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором был отчислен. Порядок и условия восстановления, в соответствии со ст. 30, 62 Федерального закона «Об образовании в РФ», определяются локаль- ными нормативными актами образовательной организации. При этом надо иметь в виду, что законодательство об образовании не определяет, какие причины отчисления являются уважительными, а какие неуважи- тельными. Так, к уважительным могут относиться следующие причины: переезд в другой город, состояние здоровья студента, семейные обсто- ятельства, призыв в Вооруженные Силы Российской Федерации и др. Академическую неуспеваемость или серьезное нарушение внутрен- него распорядка относят, как правило, к неуважительным причинам отчисления. В этом случае необходимо внимательно ознакомиться с локальными нормативными актами образовательной организации, регламентирующими порядок и условия восстановления при отчисле- нии по неуважительным причинам. После рассмотрения документов, если отчисление произошло из-за неуспеваемости, отчисленному за неуспеваемость должны предложить сдать задолженности и начать учиться с того семестра, с которого его отчислили. При этом ему может быть предложено восстановление на платной основе, даже если он до

Вам предлагается разобраться в санкциях, которые могут последовать за академической неуспеваемостью, выполнив задание в рабочей тетради.
!

отчисления обучался бесплатно.

Современный мир настолько быстро меняется, что практически любому человеку приходится жить под лозунгом «Образование на про- тяжении всей жизни». И Федеральный закон «Об образовании в РФ» на это чутко реагирует. Статья 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» содержит очень важную норму: «Система образования созда- ет условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновре- менного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования».

Обратимся еще к двум видам образования в системе российского образования: профессиональному обучению и дополнительному об- разованию.


 

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формиро- вания компетенции, необходимых для выполнения определенных тру- довых, служебных функций (определенных для выполнения трудовой, служебной деятельности, профессий). Профессиональное обучение завершается квалификационным экзаменом и позволяет обучающе- муся получить квалификационный разряд, категорию по профессии рабочего или должности служащего. Существует утвержденный в уста- новленном порядке Минобрнауки РФ перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение1. Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в РФ», под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих пони- мается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Под профессиональным обучени- ем по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессио- нальной деятельности. Под профессиональным обучением по про- граммам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня. Федеральный закон «Об образовании в РФ» не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.

Дополнительное образование – вид образования, который направ- лен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В рамках дополнительного образо-


1 Подробнее см.: приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утвержде- нии Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» // Российская газета от 21.08.2013. № 184.


 

вания существует особая группа программ, связанных с дополнитель- ным профессиональным образованием. Согласно ст. 76 Федерального закона «Об образовании в РФ», дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнитель- ных профессиональных программ (программ повышения квалифи- кации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподго- товки направлена на получение компетенции, необходимой для вы- полнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Законодательство об образовании устанавливает минимально допустимый срок освоения программ повышения квали- фикации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и не менее 250 часов соответственно).

К освоению дополнительных профессиональных программ допу- скаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее об- разование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Остановимся отдельно на требованиях к объему учебного времени по программам повышения квалификации педагогических работни- ков общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, которые установлены соответствующими ФГОС. Так, согласно ФГОС начального общего образования непрерывность про- фессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением ими допол- нительных профессиональных программ в объеме не менее 72 часов. Для педагогов образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, продолжительность повышения квалификации должна составлять не менее 108 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных тех- нологий. Педагогическим работникам следует обратить внимание, что программы повышения квалификации должны реализовываться только в рамках дополнительного профессионального образования, а не профессионального обучения.


 

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: