Дидактические единицы параграфа (ключевые слова)

Профессиональное образование; уровни профессионального образова- ния: среднее, бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой вид образования называется профессиональным?

2. Какие уровни профессионального образования определены дей- ствующим законодательством об образовании?

3. Как взаимодействуют система общего и система профессионального образования?

4. В каких случаях студент может быть отчислен из образовательной организации до окончания уровня основного общего образования (не в порядке перевода)?

5. Как осуществляется прием на программы среднего профессиональ- ного образования?

6. Как осуществляется прием на программы высшего образования?

7. Какие формы получения профессионального образования установ- лены Федеральным законом «Об образовании в РФ»?

8. Каков порядок установления форм и порядка проведения проме- жуточной и итоговой аттестации студентов?

9. Какие цели реализуются в рамках программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования?

Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-

сийской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 30.12.2012.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.02.2015.

3. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельно- сти по образовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета от 07.08.2013. № 172.

4. Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 № 455 «Об утвержде- нии порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» // Российская газета от 03.07.2013. № 142.

5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятель- ности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета от 28.08.2013. № 190.


 

6. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятель- ности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Российская газета от 12.03.2014. № 56.

7. Приказ Минобрнауки России от 17.01.2014 № 21 «Об утверждении перечня специальностей и (или) направлений подготовки, по ко- торым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» // Российская газета от 28.02.2014. № 48.

8. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета от 19.03.2014. № 62.

9. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 № 839 «Об утвержде- нии порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» // Российская газета от 03.09.2014. № 199.

10. Распоряжение Рособрнадзора от 23.03.2015 № 794-10 «Об установ- лении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, и минимального количе- ства баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образова- ния» // Администратор образования. 2015. Апрель. № 8.

Литература:

1. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону «Об об- разовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (постатейный) / А.А. Кирилловых. – М.: Книжный мир, 2013. – 352 с.

2. Реморенко И.М. Закон «Об образовании в РФ» / И.М. Реморенко. – М.: Эврика, 2013. – 162 с.

3. Рожков А.И., Матвеев В.Ю. Правовые основы управления школы: Учебное пособие / А.И. Рожков, В.Ю. Матвеев. – М.: АПКиППРО, 2009. – 56 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ с комментариями юристов компании

«ГАРАНТ» / Сост. Кельцева А., Маловицина О. [и др.]. – М.: Эксмо, 2013. – 720с.

Официальные сайты в сети Интернет:

1. http://минобрнауки.рф/ – информационный портал Минобрнауки России.


 

2. http://obrnadzor.gov.ru/ – информационный портал Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

3. http://www.fadm.gov.ru/ – портал Федерального агентства по делам молодежи.

4. http://273-фз.рф/ – информационный портал по внедрению эффектив- ных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций.

5. http://ege.edu.ru/ru/index.php – официальный информационный портал единого государственного экзамена.

6. http://ru.education.mon.gov.ru/ – информационный портал «Образо- вание России».


 




Глава VI.

Международное сотрудничество в сфере образования

Сегодня одной из особенностей развития современной общественной жизни является межгосударственная интеграция, затрагивающая не только политические и экономические отношения, но также отношения в культурной сфере, в частности, в сфере образования.

Взаимодействие государств в области образования становится более динамичным, проявляют себя новые тенденции такого взаимодействия, появляются новые формы и направления сотрудничества.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных тех- нологий влечет за собой изменения в образовательном процессе и, как следствие, в особенностях международного взаимодействия в области образования. В частности, растут масштабы международной торговли образовательными услугами, возникают новые явления, например, транснациональное образование, что также связано с рядом проблем правового характера, требующих своего разрешения.

Продолжает развиваться сотрудничество в сфере образования го- сударств–участников СНГ, расширяются направления сотрудничества, заключаются новые международные соглашения, развивается инсти- туционная структура сотрудничества. Это вызывает необходимость разрешения возникающих в процессе сотрудничества вопросов, в част- ности, с целью повышения его эффективности1.

Право на образование как правовая основа сотрудничества госу- дарств в сфере образования. В научной литературе выделяют следую- щие объективные факторы, вызывающие необходимость сотрудниче- ства государств в сфере образования. Эти факторы можно разделить на несколько групп2.

Первую группу составляют социально-экономические факторы. Процессы глобализации вызывают необходимость межгосударствен- ного сотрудничества в сфере образования с целью обмена опытом для


1 Кондратюк А.В. Международно-правовое регулирование сотрудничества госу- дарств в сфере образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – СПб., 2007.

2 Там же.


 

развития экономического, социального, культурного и интеллектуаль- ного потенциала государств.

Вторую группу составляют политические факторы. Межгосудар- ственное сотрудничество по вопросам образования является суще- ственным средством установления дружественных отношений между государствами.

Третью группу составляют идеологические факторы, поскольку каждое государство заинтересовано в распространении своей нацио- нальной культуры, в том числе и через образование.

Четвертую группу образуют академические факторы. Образование и наука по своей природе интернациональны и поэтому должны быть открыты для свободного обмена знаниями и опытом.

Пятую группу образуют правовые факторы, то есть юридическое закрепление на международном уровне права человека на образование. Основы международных стандартов права на образование сфор- мулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека1 и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах2. В этих документах оговариваются условия полного осущест- вления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-техни- ческого и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них

минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритет- ные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами. В свою очередь, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования3 направлена на предоставление всем равенства возмож-


1 Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека: Cб. документов. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 784 с.

2 Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и куль- турных правах» // Международные акты о правах человека: Сб. документов. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 784 с.

3 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (заключена в Париже 14.12.1960)// Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993. – 639 с.


 

ностей в получении образования «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения». Для этого государства обязуются: 1) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; 2) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и ка- чества обучения; 3) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии1.

Таким образом, нормы международных стандартов, закрепляющие право на образование и гарантии его предоставления, являются важ- нейшей правовой основой сотрудничества государств в сфере образо- вания2.

Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования. В процессе международного сотрудничества между го- сударствами решаются различные вопросы, среди которых такие, как реализация права на образование, помощь развивающимся странам, признание иностранных дипломов, развитие образования путем осу- ществления обменов опытом и информацией, построение единого об- разовательного пространства и другие вопросы.

Международное сотрудничество России с другими государствами в сфере образования представляет собой систему связей между стра- нами, возникающих в сфере образовательных отношений, которые включают в себя следующее:

– содействие развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования;

– привлечение иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

– обеспечение взаимного признания образования и (или) квали- фикации;

– участие в соответствии с международными договорами Рос- сийской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования.


1 Шишенина И.В. Права человека в российских конституционных проектах (1990– 1993 гг.) / И.В. Шишенина. – М.: Права человека, 2010. – С. 84.

2 Кондратюк А.В. Указ. соч.


 

Цели международного сотрудничества в сфере образования опре- делены в п. 1 ст. 105 Федерального закона «Об образовании в РФ»:

1) расширение возможностей граждан России, иностранных граж- дан и лиц без гражданства для получения доступа к образова- нию;

2) координация взаимодействия России с иностранными госу- дарствами и международными организациями по развитию образования;

3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.

Субъектами международных отношений в области образования являются федеральные органы исполнительной власти и органы госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации, а также органи- зации, входящие в систему образования. Субъекты данных отношений имеют особый правовой статус при взаимодействии в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организаци- ями, который определяется кругом их компетенции, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы государ- ственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют вза- имодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетен- ции в порядке, установленном законодательством Российской Феде- рации.

Участие организаций, входящих в систему образования, в между- народном сотрудничестве в сфере образования сводится к реализации следующих направлений:

1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;

2) направление обучающихся, педагогических и научных работни- ков российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и на- учных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академи- ческого обмена;


 

3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной дея- тельности;

4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;

5) участие в деятельности международных организаций и проведе- нии международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конфе- ренций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

Взаимодействие организаций, входящих в систему образования, осуществляется посредством заключения договоров по вопросам обра- зования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, также предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанные нормы Федерального закона «Об образовании в РФ» не являются новыми, поскольку положения о международном сотрудничестве в сфере образования были представлены в ранее дей- ствовавших обоих образовательных законах и более полное отражение нашли в законодательстве о высшей школе. Между тем рассматриваемые положения органично интегрируют ранее действовавшие положения с учетом перспективной практики международного взаимодействия1. Во-первых, закрепляются целевые ориентиры международного сотрудничества, определяющие последовательную гармонизацию образовательных систем государств, их поступательного развития с уче- том расширения образовательных возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные цели обеспечиваются, в том числе, путем развития сотрудничества россий- ских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечения иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечения взаимного признания

образования и (или) квалификации и т.п.

Во-вторых, определяются основные направления международного сотрудничества российских образовательных организаций с иностран-


1 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Ере- мина и др. – М.: Деловой двор, 2013.


 

ными организациями в сфере образования через заключение соответ- ствующих договоров.

Сотрудничество государств в сфере образования. Сотрудничество государств в сфере образования осуществляется на трех основных уровнях.

Во-первых, сотрудничество на универсальном уровне, то есть в договорах универсального характера.

Во-вторых, сотрудничество на региональном уровне, то есть в до- говорах, носящих региональный характер, например в рамках СНГ.

В-третьих, сотрудничество государств на двустороннем уровне, то есть в рамках конкретного двустороннего договора.

Сотрудничество государств в сфере образования на универсаль- ном уровне. В современном мире право на образование рассматрива- ется как одно из фундаментальных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав чело- века, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка1.

Характерной чертой международно-правовых актов универсаль- ного характера в сфере образования является то, что их подавляющее большинство было принято в рамках или под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Для этих актов характерна общая направленность на защиту права человека на образование и недопущение дискриминации.

ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Всеобщая декларация прав человека закрепила обязательность, об- щедоступность, бесплатность начального образования (ст. 26). Вместе с тем данная Декларация провозгласила стремление стран-участниц к введению бесплатного общего образования, общедоступности про- фессионального образования, в том числе высшего, на основе спо- собностей каждого. Всеобщая декларация прав человека обозначила цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличе- нию уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе меж- ду всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно


1 Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 // Международные акты о правах человека: Сб. документов. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 784 с.


 

содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» (п. 2 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека).

Позднее международное сообщество подтвердило это стремление в Декларации принципов толерантности, принятой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.19951. Также Всеобщая декларация прав человека закрепила приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Несмотря на то что Всеобщая декларация прав человека была принята именно как рекомендация, а не как юридическое обязательство, сегодня этот документ рассматривается мировым сообществом как система вы- работанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, корпоративных образований, а также отдельных граждан2.

Поэтому важнейшим направлением международного сотрудниче- ства в гуманитарной области является выработка нормативов, регла- ментирующих правовой статус личности. И Всеобщая декларация прав человека дала импульс для развития не только универсального, но и регионального сотрудничества по правам человека, в частности, в сфере образования.

Декларативный принцип права на образование был закреплен как обязательный для государств–членов ООН, ратифицировавших Кон- венцию о борьбе с дискриминацией в области образования (СССР ратифицировал данный документ 02.07.1962) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (СССР ратифи- цировал данный документ 18.09.1973).

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования установила равенство в получении образования независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения. В данной Конвенции были подтверждены основные принципы Всеобщей декларации прав человека относи- тельно бесплатности, общедоступности, обязательности начального образования, а также идеи относительно среднего и профессионального образования (ст. 4). За родителями было закреплено право выбора образовательного учреждения для своих детей, право обеспечивать


1 Декларация принципов терпимости (принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995) // – URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/toleranc. (дата обращения: 20.05.2015).

2 Шишенина И.В. Указ. соч. С. 35.


 

религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с собствен- ными убеждениями (ст. 5).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах утверждает право каждого человека на образование (ст. 13). Данный Пакт подтвердил обязательность и бесплатность для всех начального образования; закрепил открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-тех- ническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной ос- нове. В Пакте были детализированы цели образования, которое «долж- но быть направлено на полное развитие человеческой личности и со- знания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам; образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества…», а также спо- собствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и религиозными группами, содействовать ООН по поддержанию мира. Участвующие в Международном пакте об экономических, соци- альных и культурных правах государства признали, что для полного осуществления права на образование должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удов- летворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться

материальные условия преподавательского персонала.

Конвенция о правах ребенка подтвердила общедоступность об- разования, бесплатность и обязательность начального образования. Конвенция возложила обязанность на государства–участники обеспе- чивать доступность среднего образования, как общего, так и професси- онального, на бесплатной основе; обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого; принимать меры для регулярного посещения детьми школ, а также по снижению числа детей, покидающих школы. Конвенция о правах ребенка закрепила право ребенка на доступность информации и материалов в области образования. Согласно положениям Конвенции, школьная дисципли- на должна поддерживаться только с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства (ст. 28).

Цели образования были значительно расширены, в частности, образование должно быть направлено не только на полное развитие личности ребенка и воспитание у него уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, на основе принципов понимания, мира, тер- пимости, равноправия, дружбы между народами, но и на воспитание уважения к своим родителям, своей культурной самобытности, языку,


 

ценностям, национальным ценностям страны проживания, страны происхождения, другим цивилизациям, а также уважения к окружа- ющей природе (ст. 29).

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискри- минации1 закрепила, что государства–участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обе- спечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления права на образование и профессиональную подготовку (пп.V п. «е» ст. 5).

В свою очередь, Конвенция о ликвидации всех форм дискрими- нации в отношении женщин2 закрепила, что государства–участники принимают все соответствующие меры для того, чтобы ликвидиро- вать дискриминацию в отношении женщин, с тем чтобы обеспечить им равные права с мужчинами в области образования и, в частности, обеспечить на основе равенства мужчин и женщин:

1) одинаковые условия для ориентации в выборе профессии или специальности, для доступа к образованию и получению дипло- мов в учебных заведениях всех категорий как в сельских, так и в городских районах; это равенство обеспечивается в дошколь- ном, общем, специальном и высшем техническом образовании, а также во всех видах профессиональной подготовки;

2) доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экза- менам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, школьным помещениям и оборудованию равного качества;

3) устранение любой стереотипной концепции роли мужчин и жен- щин на всех уровнях и во всех формах обучения путем поощр- ения совместного обучения и других видов обучения, которые будут содействовать достижению этой цели, и, в частности, путем пересмотра учебных пособий и школьных программ и адаптации методов обучения;

4) одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование;

5) одинаковые возможности доступа к программам продолжения образования, включая программы распространения грамотности среди взрослых и программы функциональной грамотности,


1 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965 // Ведомости ВС СССР. 18.06.1969. № 25. Ст. 219.

2 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 // Ведомости ВС СССР. 23.06.1982 № 25. Ст. 464.


 

направленные, в частности, на сокращение, как можно скорее, любого разрыва в знаниях мужчин и женщин;

6) сокращение числа девушек, не заканчивающих школы, и раз- работку программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу;

7) одинаковые возможности активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой;

8) доступ к специальной информации образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей, включая информацию и консультации о планировании размера семьи (ст. 10).

Таким образом, основная направленность этих норм – это недопу- щение дискриминации как человека вообще, так и отдельных категорий субъектов (женщин, детей) по перечисленным в соответствующих актах признакам применительно к возможности получения образования. А сами нормы в совокупности с нормами актов, полностью посвя- щенных вопросам образования, представляют собой международные стандарты в области образования1.

Отдельно следует остановиться на таком универсальном междуна- родном договоре, как Устав ЮНЕСКО2. Устав определяет цели и зна- чение образования, а также цели и направленность сотрудничества в данной области.

ЮНЕСКО ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также ос- новных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.

В этих целях ЮНЕСКО способствует сближению и взаимному пониманию народов; поощряет развитие народного образования и рас- пространение культуры; помогает сохранению, увеличению и распро- странению знаний.

Вам предлагается выполнить задание в рабочей тетради.
!

Сотрудничество государств в сфере образования на регио- нальном уровне. Среди региональных стандартов в области образова-


1 Кондратюк А.В. Указ. соч.

2 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры // URL: http://docs.cntd.ru/document/1900831 (дата обращения: 20.05.2015).


 

ния, прежде всего, следует назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод1, которая гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование» (ст. 2). Данной форму- лировкой Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование. Также данная Конвенция обязывает государства–участники уважать право родителей давать своим детям образование не только по своим религиозным, но и философским убеждениям и обеспечивать в соот- ветствии с ними образование ребенка.

Заключение ряда конвенций, связанных с признанием учебных курсов, свидетельств, дипломов, степеней, полученных в других госу- дарствах Европейского региона, было предпринято с целью облегчения доступа к образовательным ресурсам других стран, увеличения числа студентов, имеющих возможность обучаться за границей, расширения академической мобильности и в качестве признания высшего образо- вания культурным и научным достоянием.

Европейская конвенция об академическом признании университет- ских квалификаций2 предусматривает признание каждой из сторон – участников Конвенции – соответствующих квалификаций, выданных на территории других договаривающихся сторон. Это позволяет лицу, обладающему данной квалификацией, продолжить курс обучения в университете и по его завершении сдавать экзамены, необходимые для получения следующей степени, включая докторскую, в соответ- ствии с условиями, установленными для граждан договаривающейся стороны, а также использовать ученое звание, присвоенное иностран- ным университетом, с указанием его происхождения (п. 2 ст. 3 Евро- пейской конвенции об академическом признании университетских квалификаций).

Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высше- му образованию в Европейском регионе3, устанавливает основные принципы оценки квалификаций – возможность оценки и признания


1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.

2 Европейская конвенция об академическом признании университетских квали- фикаций (заключена в Париже 14.12.1959) // Бюллетень международных договоров. 2002. № 3. – С. 18–24.

3 Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (заключена в Лиссабоне 11.04.1997) // Бюллетень междуна- родных договоров. 2000. № 11. – С. 6–21.


 

квалификации на основании решения соответствующего органа по просьбе заинтересованного лица; недопустимость дискриминации; рассмотрение заявлений о признании квалификации исключительно с точки зрения приобретенных знаний и навыков (статья III.1).

По общему правилу, государства–члены Совета Европы признают квалификации, выданные другими Сторонами и отвечающие общим требованиям для доступа к высшему образованию в этих странах, за исключением тех случаев, когда могут быть доказаны существенные различия между требованиями в странах получения и признания ква- лификации (раздел IV.1). Принцип эквивалентности распространяется и на периоды обучения, пройденные в рамках программы высшего образования в другой Договаривающейся Стороне (раздел V.1), а также на сами квалификации в сфере высшего образования, выданные в этой стране (раздел VI.1). Для решения вопросов, связанных с признанием квалификаций и программ высшего образования, каждая Сторона обя- зуется предоставлять полную информацию о своей системе образова- ния, любом учебном заведении и программах обучения, а также иметь открытые информационные системы, содержащие полное описание получаемых квалификаций (раздел IX).

Большой практический интерес представляет принятая ЮНЕСКО Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры1. Данный документ позитивно оценивает процесс развития мирового высшего образования во второй половине ХХ в. и определяет основные меры, призванные сохранить и приумножить успехи образования на новое столетие. В данной Декларации гово- рится, что вторая половина прошлого столетия войдет в историю выс- шего образования как период его наиболее бурного развития. С 1960 по 1995 год численность студентов во всех странах мира возросла с 13 млн до 82 млн, то есть более чем в шесть раз. И в этих условиях подтверждается необходимость сохранять, укреплять и расширять главные задачи и ценности образования.

Декларация определяет принципиально новые подходы к развитию высшего образования и пути сближения его с практической профес- сиональной деятельностью. Образование XXI века должно иначе видеть свои задачи и способы их решения. Надлежит, прежде всего, осуществить переход от обучения, ориентированного преимуществен- но на когнитивное (знаниевое) освоение дисциплин, к обучению,


1 Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практи- ческие меры (Париж, 1998) // URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1496. (дата обращения: 20.05.2015).


 

Вам предлагается выполнить задание в рабочей тетради.
!

направленному на развитие навыков и способностей, связанных с ком- муникацией, творческим и критическим анализом, независимым мыш- лением и коллективным трудом в многокультурном контексте. В то же время специалист с высшим образованием должен не только быть профессионалом своего дела, но и обладать чувством социальной ответственности, быть активным членом современного гражданского общества и содействовать утверждению в нем принципов равноправия и справедливости. Для обеспечения позитивных изменений в содержа- нии образования данная Декларация ставит задачу совершенствования образовательного процесса, внедрения в него новых новаторских подходов, творческого освоения современных возможностей, откры- вающихся при использовании информационных и коммуникационных технологий1.

Сотрудничество государств на двустороннем уровне (на при- мере стран СНГ). Международные стандарты права на образование в государствах–участниках СНГ закрепляются в следующих межгосу- дарственных соглашениях:

– Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалифи- кации и профессиональной переподготовки специалистов госу- дарств–участников Содружества Независимых Государств (2007)2;

– Соглашение о координации работ в области информатизации систем образования государств–участников Содружества Неза- висимых Государств (2007)3;

– Соглашение о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации (2001)4;

 


1 Мартыненко Е.В. Международное образовательное право: Учеб. пособие / Е.В. Мартыненко. – М.: РУДН, 2008. – 163 с. С. 77–78.

2 Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и про- фессиональной переподготовки специалистов государств–участников Содружества Независимых Государств (заключено в Ялте 25.05.2007) // Бюллетень международных договоров. 2008. № 10. – С. 8–10.

3 Соглашение о координации работ в области информатизации систем образования государств–участников Содружества Независимых Государств (заключено в Ашхабаде 22.11.2007) // Бюллетень международных договоров. 2009. № 5. – С. 3–5.

4 Соглашение о координации работ в области лицензирования образователь- ной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений госу- дарств–участников Содружества Независимых Государств (заключено в Москве 29.11.2001) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 3. – С. 47–49.


 

– Соглашение об обеспечении гражданам государств–участников СНГ доступа в общеобразовательные учреждения (2004)1;

– Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов в образовании (2004)2;

– Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в СНГ (2001)3;

– Соглашение об обмене информацией в сфере образования госу- дарств–участников СНГ (2001)4;

– Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ (1997)5;

– Соглашение о сотрудничестве в области образования (1992)6. Несмотря на очевидную лаконичность практически всех соглашений

Содружества Независимых Государств в области образования, госу-

дарства–участники Содружества Независимых Государств рассматри- вают в качестве стандарта права на образование межгосударственную систему непрерывного образования взрослого населения; равенство прав на образование и его доступность, независимо от национальной принадлежности или иных различий; бесплатность и обязательность начального и среднего образования для всех; доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого; ликвидацию неграмотности и невежества7.


1 Соглашение об обеспечении гражданам государств–участников Содружества Независимых Государств доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучаю- щихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений (заключено в Чолпон-Ате 16.04.2004) // Бюллетень международных договоров. 2006. № 2. – С. 34–36.

2 Соглашение о взаимном признании эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (заключено в Астане 15.09.2004) // Бюллетень междуна- родных договоров. 2006. № 2. – С. 36–40.

3 Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах–участниках Содружества Независимых Государств (заключено в Москве 28.09.2001) // Бюллетень международных договоров. 2002. № 8. – С. 8–9.

4 Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств–участников Содружества Независимых Государств (заключено в Минске 31.05.2001) // Бюллетень международных договоров. 2002. № 3. – С. 48–51.

5 Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образова- тельного пространства Содружества Независимых Государств (заключено в Минске 31.05.2001) // Бюллетень международных договоров. 2002. № 7. – С. 3–7.

6 Соглашение о сотрудничестве в области образования (заключено в Ташкенте 15.05.1992) // Бюллетень международных договоров. 1994. № 6.

7 Мартыненко Е.В. Указ соч. С. 80–81.


 

Вам предлагается выполнить задание в рабочей тетради.
!

Таким образом, в современном международном праве сложилась правовая основа и сформировался правовой механизм сотрудничества государств в сфере образования на универсальном, региональном и двустороннем уровне, что позволяет обеспечить реализацию одного из фундаментальных прав человека – права на образование. При этом следует отметить, что на современном этапе развития международного образовательного сотрудничества государства отдают предпочтение региональной договорной форме, универсальное же регулирование пока не имеет всеобъемлющий характер1.

 






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: