Организация деятельности Минюста РФ

Министерство юстиции Российской Федерации и система его органов

Лекция (Часть 1)

 

Вопросы:

1. Министерство юстиции Российской Федерации: функции, задачи, основные полномочия и организация деятельности.

2. Управления Министерства юстиции в субъектах Российской Федерации.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ.

2. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Приказ Минюста России от 27.01.2010 № 8 «Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

4. Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

 

Литература

Основная:

1. Миронов Р.Г. Правоохранительные органы: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 256 с. — (Профессиональное образование). // http://znanium.com.

2. Правоохранительные органы: учебник и практикум для СПО/ под общ. ред. М. П. Полякова. — М.: Юрайт, 2018. — 363 с. — (Профессиональное образование).// www.biblio-online.ru.

Дополнительная:

1. Бозров В.М. Правоохранительные органы. Практикум: учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2018. — 171 с. — (Профессиональное образование). www.biblio-online.ru.

 

 

Министерство юстиции Российской Федерации: функции, задачи, основные полномочия и организация деятельности

 

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Структура центрального аппарата Минюста России включает в себя:

– руководство Минюста России (Министра, его первого заместителя и заместителей, в том числе статс-секретаря - заместителя Министра, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра);

– помощников (советников) Министра и структурные подразделения по основным направлениям деятельности – департаменты;

– Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра.

В структурных подразделениях Минюста России образуются отделы. В штатное расписание центрального аппарата Минюста России включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

В Минюсте России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.

Минюст России осуществляет:

1. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

а) исполнения уголовных наказаний;

б) регистрации некоммерческих организаций, политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;

в) адвокатуры;

г) нотариата;

д) государственной регистрации актов гражданского состояния;

е) обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов;

ж) оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

з) территориального устройства России; организации местного самоуправления;

и) разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

4) функции по контролю и надзору в сфере:

- адвокатуры;

- нотариата;

- государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) функции по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах, включая Европейский Суд по правам человека и Суд Евразийского экономического союза.

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

2) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) представительство и защита интересов России в судах иностранных государств и международных судебных органах;

4) обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Организация деятельности Минюста РФ.

Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

Министр юстиции:

1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц Минюста России по решению ими оперативных, организационных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции ведомства;

2) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минюста России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях, а также типовые положения о территориальных органах подведомственных Минюсту России федеральных служб, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

3) вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Министра, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, их заместителей;

4) утверждает в пределах установленной Президентом Российской Федерации численности работников структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов, а также штатное расписание зарубежного аппарата Минюста России;

5) вносит в установленном порядке в Правительство для представления Президенту Российской Федерации проекты положений о подведомственных Минюсту России федеральных службах;

6) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также предложения по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

7) представляет в установленном порядке Минюст России в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;

8) во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации дает поручения подведомственным Минюсту России федеральным службам и контролирует их исполнение;

9) отменяет в пределах своей компетенции противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Минюста России решения должностных лиц Минюста России;

10) принимает решения о создании следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в том числе подчиненных непосредственно ФСИН России, об установлении и изменении лимита их наполнения;

11) осуществляет планирование деятельности Минюста России;

12) образовывает в установленном порядке научно-консультативные, экспертные, координационные и совещательные органы, утверждает положения о них и их состав;

13) осуществляет иные полномочия.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

1) вносит Президенту России и в Правительство проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, другие документы, по которым требуется решение Президента или Правительства, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста и подведомственных ему федеральных служб;

2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента России и Правительства самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

5) осуществляет в установленной сфере деятельности мониторинг правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

6) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации;

7) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;

8) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;

9) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;

10) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

11) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

12) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

13) ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

14) осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

15) обеспечивает представительство и защиту интересов России в судах иностранных государств и международных судебных органах, кроме случаев рассмотрения споров между Российской Федерацией и иностранными государствами или международными организациями, а также споров, связанных с договорными обязательствами дипломатических представительств, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

16) представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

17) дает заключения о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу;

18) получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

19) взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;

20) утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;

21) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, а также реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

22) утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, форму уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации;

23) осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

24) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;

25) осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами, а также участвует в работе комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам;

26) в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью осуществляет следующие функции:

- разрабатывает предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также по вопросам правового информирования и правового просвещения населения;

- участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

- принимает меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, координирует деятельность участников этой системы и их взаимодействие;

- осуществляет методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

- проводит мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

- ежегодно подготавливает и публикует в средствах массовой информации доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;

- разрабатывает и устанавливает единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;

- ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также устанавливает порядок ведения и размещения данного списка;

– оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, в порядке, установленном законом для рассмотрения обращений граждан;

27) открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

28) наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

29) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

30) совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб лиц, изъявивших желание заниматься нотариальной деятельностью, не допущенных к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавших такой экзамен, на соответствующее решение квалификационной комиссии;

31) в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляет следующие правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:

- координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

- контролирует осуществление полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния;

- осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

32) осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также организационное и методическое руководство их деятельностью;

33) принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

34) определяет порядок ведения федерального списка экстремистских материалов и ведет этот список, ведет перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям,

35) направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы и иные документы по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, в государства их гражданства или постоянного проживания в соответствии с международными договорами либо письменными соглашениями с компетентными органами иностранных государств на основе принципа взаимности, а также получает от иностранных государств или их компетентных органов аналогичные запросы и документы и рассматривает их в установленном порядке;

36) подготавливает ежегодные доклады Президенту и Правительству о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;

37) осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству Российской Федерации;

38) организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений и организаций Минюста России;

39) выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В целях реализации полномочий Минюст России имеет право:

1) взаимодействовать в установленном порядке с палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности;

2) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы, федеральные государственные учреждения и организации Минюста России;

3) запрашивать и получать от органов государственной власти, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, федеральные государственные учреждения и организации Минюста России, а также ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;

6) заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры Российской Федерации межведомственного характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

7) обеспечивать реализацию программ правовой информатизации в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях Минюста России, а также в подведомственных ему федеральных службах;

8) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений и организаций Минюста России;

9) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;

10) направлять в порядке, установленном Правительством, федеральным органам исполнительной власти и иным органам представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и законодательству;

11) в случае выявления несоответствия действующего нормативного правового акта либо акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации представлять в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации;

12) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, инженерно-техническое оснащение объектов Минюста России и его территориальных органов, а также жилищное строительство;

13) осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за Минюстом России, в соответствии с его назначением;

14) направлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании предложения Министерства экономического развития Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: