В первую мировую войну

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Введение

1-й учебный вопрос: Опыт мобилизации экономики Российской империи в Первую мировую войну

2-й учебный вопрос: Опыт мобилизации экономики Республики Советов в Гражданскую войну

3-й учебный вопрос: Опыт мобилизации экономики СССР во Вторую мировую ойну

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Великой Оте­чественной войны. М., 1977.

2. Война и армия. Философско-социологический очерк. Под.ред. Д.А.Волкогонова, А.С.Миловидова и С.А.Тюшкевича. М., Воениздат, 1977.

3. История первой мировой войны. 1914-1918. Т.1-2. М., 1975.

4. История гражданской войны в СССР. 1917-1922. Т.З. М., 1957.

5. История второй мировой войны. 1939-1945. Т.3-5. М., 1974-1975.

6. Сборник документов и материалов по отечественной истории. ГАВС. М., 1992.

7. Брусилов А.А. Мои воспоминания. М.: Воениздат, 1983.- 256с.

8. Васильев Н. Транспорт России в войне 1914-1918гг. 11.: Воениз­дат, 1938.

9. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

10. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. В 8-ми Т. М.: Воениздат, 1936-1938.

11. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т.1.- 11-е из­дание, дополненное по рукописи автора. - М.: Изд-во "Новости", 1992.-400с., ил.

12. Касвинов М.К. Двадцать три ступеньки вниз.- 2-е изд., испр.-М.: Мысль, 1987.- 559с.

13. Маршал Советского Союза Куркоткин С. Экономический потенциал в действии. Красная Звезда. 18 апреля 1984 г.

14. Ч.Хитч и Р.Маккин. Военная экономика в ядерный век. М.: Вое­низдат, 1964. - 624с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Материал лекции подготовлен с учетом специфики групп слушателей. При его изложении необходимо уделять более внимания на вопросы, свя­занные со служебной деятельностью обучаемых, и учет отраслей, в кото­рых они работают, а именно: транспорт, сельское хозяйство, отрасли промышленности, органы управления и т.д. Материал лекции позволяет, при необходимости, из-за ограниченности времени лекции, останавливать меньше внимания на работе отраслей в которых слушатели не работают, на военно-доктринальных вопросах или довоенной нормативно-правовой базе. Обязательно освещение материала о формировании и деятельности единых чрезвычайных органов управления военного времени - Особых Совещаний, Совета Рабоче-Крестьянской Обороны, Государственного Комитета Обороны (ГКО), об обяза­тельном изменении пропорций в использовании ресурсов страны в пользу военного производства, о требованиях к рассредоточению промышленного производства, дублированию и организации кооперации производства, соз­данию материальных резервов, приостановке действия законов рынка.

Необходимо формирование у слушателей ясного понимания различия между мобилизаций вооруженных сил и мобилизацией экономики, и одновре­менной их взаимосвязи. Важно осознание опасности недостаточной мобили­зационной готовности экономики, выражение ее в жертвах людей и ущербе.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная система национальной безопасности России включает сво­ими элементами мобилизационную подготовку и мобилизацию экономики. Это результат тысячелетнего пути совершенствования обороны всеми поколени­ями нашего народа. Его этапы: от борьбы мелких княжеских дружин до создания массовой регулярной армии и до превращения страны в единый военный лагерь с мобилизацией вооруженных сил и экономики.

Термин "мобилизация" появился от старинного латинского слова mobilisl (подвижный, способный к быстрому и скорому перемещению, действию). Оно стало основой французского понятия mobilisation.

23 августа 1793 года, на третьем этапе Великой французской револю­ции (1789-94) Конвент принял декрет о всенародном ополчении. В этом декрете указывалось, что, пока враг не изгнан с территории республики, все граждане считаются мобилизованными. Политическое и военное руко­водство объединил единый орган - Комитет общественного спасения. Но вопрос о мобилизации экономики еще не ставился.

Опыт Франции развила Германия. В 1809 году в Пруссии был впервые составлен /мобилизационный план в целях планомерного отмобилизования вооруженных сил на основе территориального принципа комплектования. Но вопрос о мобилизации экономики и тогда не ставился.

В России термины "мобилизация" и "мобилизационный план" стали офи­циально употребляться с 1870 года, когда военным округам было разосла­но первое "Расписание о призыве и назначении на службу отпускных ниж­них чинов и назначении их в войска". Но вопрос о мобилизации экономики не ставили и в России.

В мировых войнах XX века в России и всех странах мира стала ясна важность подготовки к войне огромных запасов вооружения и других мате­риальных средств. Недостаток техники "неминуемо повлечет значительные потери и поражения войск, а форсированное создание ее в ходе начавшей­ся войны будет не дешевле, если это вообще возможно при существующей досягаемости средств поражения." Позднее очевидным стало и то, что ка-кие-бы резервы и запасы не делались, все же война требует уже в ходе ее развернуть производство вооружения, военной техники и других мате­риальных средств. (Во 2-й мировой войне около 90% материальных потребностей вооруженных сил воевавших стран было обеспечено за счет продук­ции, произведенной с началом и в ходе войны в результате мобилизации экономики).Впервые подобный вывод заставила сделать 1-я мировая война.

 


1 -й учебный вопрос


ОПЫТ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ

Подвопрос 1.1. "ГОТОВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ К МОБИЛИ­ЗАЦИОННОМУ РАЗВЕРТЫВАНИЮ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ"

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА.

После объединения Германии все острее становился вопрос о переде­ле уже поделенного мира. Между государствами заключались договоры о расстановке сил для новой войны, которые назывались "мирными". Позднее Сталин скажет: "Заключались договоры, определяющие элементы будущей войны, и всегда заключение таких договоров сопровождалось шумом и кри­ком насчет мира" /всемирно-исторический отчет XIV съезду ВКП(б), 1925 г. /. В 1879 году Германия и Австрия, а именно "два государя, решили заключить союзный мир и взаимное соглашение". В результате был сделан первый шаг к созданию Тройственного союза. В ответ "ради мира в Евро­пе" Франция и Россия пришли к соглашению, ставшим началом создания Ан­танты. Тайные тексты договоров отражали планы войн, численность выс­тавляемых войск.

Весь период XX века до 1914 года представлял собой картину непре­рывной политической и военной борьбы, интриг и активной разведыватель­ной деятельности. Борьба с каждым годом усугублялась. Россия участво­вала в борьбе за влияние в Китае, Корее, Персии, Афганистане, Тибете, Монголии, потерпела поражение в русско-японской войне.

1907 год. Создана Антанта. Стала ясна предстоящая военная схват­ка. Одновременно постоянным элементом политики были взаимные интриги, даже между союзниками по военным блокам. Однако, в лагере Антанты, не смотря на все междуусобные трения, стремление сокрушить австро-гер­манский блок объединяло Россию, Францию и Англию, и, в решающие момен­ты, отодвигало угрозу столкновения между ними самими. Самыми острыми были противоречия между Германией и Великобританией из-за колоний. К 1914 году главными целями России было желание задержать экспансию Авс­тро-Венгрии в Сербию, Герцеговину и Боснию, овладеть Босфором и Дарда-нелами, закрепить свои позиции на Балканах.

ВОЕННО-ДОКТРИНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.

В начале XX века считали "мобилизация"- приведение армии в военное положение: 1). укомплектовании личного состава армии до полных штатов военного времени; 2). укомплектование ее лошадьми; 3). пополнение мате­риальной части - обмундирования, вооружения и снаряжения; 4}.формиро­вание новых частей войск, управлений и заведений, потребных на время войны; 5). снабжение войск обозом и другими средствами передвижения. Мобилизация экономики не упоминалась, военная доктрина не была приня­та. В Своде основных государственных законов 1906 г. было записано об обороне: "1. Государство Российское едино и нераздельно. 13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иност­ранными государствами. 14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над сухопутными и морскими силами Российского государства. Он опреде­ляет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучение их, прохождение службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. 70. 'За­щита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинс­кой повинности согласно постановлениям закона."

Как главное в государстве военное лицо царь должен был бы в пер­вую очередь сам заинтересован в развитии военной науки, в разработке военно-доктринальных положений, и на их основе проведения целой систе­мы скоординированных мероприятий, которые бы затрагивали все сферы жизни страны при надвигающейся войне. Теоретические и практические во­просы должны были прорабатывать военный министр через мобилизационный отдел Главного Штаба ("принятие мер к защите государства и приготовле­ния на случай войны"), начальник Генерального штаба через Главное упр­авление Генерального штаба ("разработка вопросов, относящихся до под­готовки к войне"). Выход на мобилизацию экономики был возможен.

Но, когда в 1911-1912 гг., русские военные ученые, анализируя при­чины поражения в русско-японской войне, развернули обширную дискуссию по проблемам военной доктрины на страницах, состоявшей при Главном Штабе, газеты "Русский инвалид", Николай II изрек простую для само­держца истину: "Военная доктрина состоит в том, чтобы исполнять то, что я прикажу" и запретил подобные публикации. Война рассудила иначе.

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Россия была технически слабее основных готовящихся к войне стран.

Государственные оружейные заводы были крупными специализированными предприятиями. В число лучших, в техническом оснащении, оружейные зав­оды выдвинулись за счет произведенной реконструкции, связанной с осво­ением производства "трехлинейки", а также револьвера системы Наган.

Но пулеметов было мало. Артиллерия обеспечивалась сплошь легкими орудиями. Бомбометов, минометов и ручных гранат армии реально не пос­тавляли. Авиации практически не было (не налажено свое изготовление).

Военное производство осуществлялось казенными заводами: Петербург­ским, Обуховским, Пермским - полевая, морская артиллерия: Петербург­ским, Сестрорецким, Тульским, Ижевским, Боткинским - винтовки; Петер­бургским, Луганским, Тульским - патроны; Охтенским, Шостенским, Ка­занским, Шлиссельбургским - порох; Охтенским, Самарским - ВВ; Ижевским - спе'кстоль; Олонецким и Гороблагодатских - артснаряды; Балтийский и Адмиралтейский заводы - заказы ВМФ; мастерские Кронштадта, Севастопо­ля, Николаева, 7 сухопутных и 2 морских арсенала (С-Пб, Киев, Брянск..). В 1912 начал строиться Тамбовский пороховой завод.

Вооружение армии отражало состояние экономики. Тяжелая промышлен­ность России не удовлетворяла спрос чугуна и железа (приходилось импо­ртировать). Цветная металлургия производила меди и свинца на 70% военных потребностей. Никель, олово и ртуть Россия вообще не производила.

Топливная база России состояла в основном из каменноугольных бас­сейнов: Донбасс-87%, Подмосковный район, Урал, Черемхово, Кузбасс, Ка­вказ и Туркестан. Они находились далеко от районов потребления. Петро­град снабжался углем из Англии. В промышленных районах страны были бо­льшие запасы угля - перед войной предприятия старались обеспечить себя топливом на длительный срок. Накануне войны импорт угля достиг рекорд­ных размеров (298млн.п). Доля нефти - 7,8% из сжигаемого топлива. Дви­гателей на жидком топливе было мало. Слабую роль играли торф и дрова.

Транспорт России был готов к войне неравномерно. Использование железнодорожного транспорта учитывали для мобилизации армии, ж-д сеть сосредоточилась у Черного и Балтийского морей. Слабы были: связь с Си­бирью, Средней Азией и шоссейные дороги, подъезды к ж/дорогам. Водный транспорт (морской и речной) к войне не готовился никак.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность к войне не готовились

Задач экономике на перестройку режима работы не ставилось.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА. Основные акты об экономике и армии:

1906 г. "Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов...".

1907 г. 1). Заготовления и постройки по военному ведомству. 2)."О назначении в распоряжение всех окружных интендантов примерных авансо­вых сумм".(Пр.в.в. за 1907г. N 215 от 4.04.):"2.Предоставить... окруж­ным интендантам право удовлетворять кредиторов казны... из назначенных им для сего примерных сумм до 1000р." 3)."0 порядке приведения в испо­лнение новых правил по заготовлению заграничных предметов".(Пр.в.в. за 1907г. N 260 от 8.05.):Копия Высочайше утвержденного Положения Совета Министров "Об ограничении правительственных заказов за границею и Фин­ляндии".-"Списки предметов, приобретение которых за границею признает­ся допустимым"."2) При производстве заказов внутри России, в контрак­ты.. должно быть включаемо условие, чтобы заказы полностью выполнялись на русских заводах и из материалов русского происхождения; отступление от этого правила допускается... по соглашению с Министерством Торговли и Промышленности."

1908 г. 1)."О заграничных заказах на сумму более 10000 рублей, разрешаемых властью Военно-Окружных Советов и низших инстанций". (Пр. в. в. за 1908 г. п 272 от 13.06.) ^."Инструкция по снабжению войск предметами вещевого довольствия в готовом виде". (Пр.в.в. за 1908 г. N 503 от 11.11.) 3). "Правила приема и исполнения частных заказов на оружейных и Ижевском сталеделательном заводах, а также отчетности и расходования денег по этим заказам". (Пр.в.в. за 1908 г. N 526 от 20.11.): "2. 'Заводам представляется право принимать частные заказы, могущие быть исполненными в течение года, на сумму не свыше 25000 руб., за каждый отдельный заказ, причем... о всех (заказах)... свыше 5000 руб., надлежит доносить в Главное Артиллерийское Управление."

1909г. Ц._"Изменение порядка выдачи фабрикантам и заводчикам сви­детельств о производительности принадлежащих им промышл. заведений".

1910.. 1911 г. 1)."Довольствие войск (Положения). СВП.Кн.19.1910, 1911. 2)"Временное положение об арбитражных комиссиях для решения спорных вопросов по приему в казну предметов вещевого довольствия"

1914 г. Ц..." Заведения интендантские". (СВП) 21^"Правила снабжения войск обмундированием, обувью, бельем и постельными принадлежностями". 31Л1оложение о хозяйственном комитете местного лазарета" от 27.4.1914.

Вывод: не было нормативно-правовой базы мобперестройки экономики.

 

ПРЕДВОЕННЫЕ ПЛАНЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

1873г. Проект Военного министерства (генерал Милютин; действий России на европейском ТВД против коалиции.

1883, 1887, 1890, 1900, 1910 (М.р.№ 19), 1913 (М.р.№ 20)- перес­мотр проекта плана войны.

Военное производство и смежные с ни/и отрасли расчета реальной наг­рузки не получили. Необходимость корректировки взаимоотношений госу­дарства и частных предпринимателей в военное время, полная или частич­ная приостановка действия законов свободного рынка - не учитывались.

Транспорту мобилизационные задачи уточнялись регулярно, т.к. он в особом периоде обеспечивал мобилизационное развертывание вооруженных сил. С весны 1910г действовало мобилизационное расписание № 19. В 1912 Московское совещание начальников штабов округов внесло поправки в мобрасписание № 19, оно стало основным для железных дорог в начале войны.

Подготовка материальных резервов также реально осуществлялась. Специальная комиссия Главного управления Генерального штаба (председа­тель - пом. воен.министра Поливанов) установил нормы запасов. Она счи­тала, что будущая война продлится не более года, т.к. в связи с ее громадным размахом быстро наступит истощение всех воюющих стран. v Нормы запасов были исчислены на основании опыта русско-японской войны, причем утрата боеприпасов и материальной части на поле сражения, как величина, не поддающаяся учету, во внимание не принималась.

В 1913 г., подталкиваемая Францией Россия приняла большую военную программу: к 1917 году увеличить численность кадровой армии и значите­льно усилить ее боевое оснащение. Однако Главное Артиллерийское управ­ление рассчитывало пушки и снаряды лишь на 1 год. На самом деле сильная нехватка в них стала ощущаться уже к концу 4-го месяца войны. Россия планировала иметь годовой запас 76 млн. снарядов по 1000 на орудие, а потом выяснилось, что его можно израсходовать за 16 дней.

Расчетов нагрузки военного времени на топливную базу не производи­лось, мероприятий по ее подготовке и мобилизации не подготавливалось.

Расчет на то, что сельское хозяйство достаточно обеспечит в период войны страну хлебом и другими продуктами был неверен. Неучтены: моби­лизация в армию крестьян, изменение урожайности и товарности, перерас­пределение масштабов хлебопотребления в разных промышленных районах, занятие противником больших территорий в местах выращивания хлеба.

Вывод: В целом планирования мобилизации экономики не было.

 

 

Подвопрос 1.2. "МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ"

РАБОТА ЭКОНОМИКИ С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ И СНАБЖЕНИЕ АРМИИ.

Из Высочайшего Манифеста "Об объявлении военных действий меж­ду Россией и Германией" (20.07.1914): "Союзная Австрии Германия, вопреки нашим надеждам на всякое доброе соседство и не внемля заверению На­шему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала до­могаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну."

Все воюющие государства не предвидели громадного размаха войны. Но Германия уже в августе 1914 начала мобилизацию промышленности. Франция - в сентябре 1914. Россия же к ней и не думала приступать, т.к. с на­чала царь и правительство не видели оснований для опасений.

Все отрасли экономики втягивались в обеспечение войны все больше и больше. Транспорт, невоенная промышленность, сельское хозяйство, обес­печение трудовыми ресурсами все больше включали свои запасы и резервы. Но к концу 1914 мобилизационные резервы были уже полностью исчер­паны. Русская промышленность удовлетворяла потребности армии в среднем на 15-30%. Армия испытывала острый голод в снарядах, орудиях, пулеме­тах и даже винтовках.(Прим.:Брусилов).

Военное министерство не в состоянии было удовлетворить даже эле­ментарные потребности войск в винтовочных патронах, интендантском иму­ществе, обуви и одежде. Поздно Военное Министерство стало делать по­пытки исправить положение: 1-е - привлечь наиболее крупные частные за­воды для изготовления заказов. 2-е - заказать, закупить вооружение в союзных государствах.

9.10.1914, на совещании 28 владельцев крупнейших заводов по воп­росу о производстве снарядов для армии, заводчики заявили, что смогут производить снаряды только после значительного переоборудования своих предприятий и потребовали авансов. Было заказано лишь 7 млн. снарядов, но они должны были начать поступать только через полгода.

Французские промышленники ссылались на занятость своих заводов.

Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать пу­тем создания межведомственных комиссий.

Переломом стала катастрофа "галицийского отступления" 1915 года.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ:

Особые Совещания.

На рассмотренном IV Государственной Думой новом законопроекте 17 августа 1915 года Николай II написал "Быть по сежу". Впервые в русской истории учреждался особый общегосударственный орган по мобили­зации экономики и руководству ею в военное время. Он получил название - Особое Совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства (Особое Совещание по обороне). К предметам ведения Особого Совещания по обороне относились: "1) Высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также част­ных заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих пред­меты боевого и прочего материального снабжения армии и флота; 2) со­действие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприя­тий, изготовляющих указанные в предыдущем (1) пункте предметы, а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существую­щих; 3) распределение необходимых, в видах снабжения армии, заказов между русскими и иностранными заводами и иного рода промышленными предприятиями, и 4) надзор за исполнением означенных в предыдущем (3) пункте заказов". Никакое "правительственное место" или лицо не имело права давать Особому Совещанию по обороне предписаний и не могло тре­бовать от него отчета.

Еще до принятия закона 17 августа 1915 года, Государственная Дума пришла к выводу, что мобилизация должна коснуться не только про­мышленности, изготовляющей предметы вооружения и оснащения армии, но и важнейших отраслей экономики страны, имеющих отношение к обслуживанию армии. Поэтому пришлось создать не одно, а 4 Особых Совещания: "Особое Совещание по обороне", другие - "по топливу" (министр торговли и про­мышленности), "по перевозкам" (министр путей сообщения) и "по продо­вольствию" (министр земледелия).

"Положение об объединении деятельности уполномоченных особых со­вещаний по обороне, продовольствию, топливу и перевозкам" от 15.01.1916 г. уточняло: "1.В целях взаимного осведомления и согласования деятель­ности местных правительственных властей, коим поручено заведывание на местах делом снабжения армии и флота и обеспечение населения продово­льствием и топливом.., образуются в губерниях и областях местные сове­щания. Постановление этих совещаний имеют 'целью взаимное соглашение означенных властей о порядке их действий".

Не добившись главной роли в чрезвычайных государственных органах, русские промышленники создали военно-промышленные комитеты (ВПК). ВПК привлекли к обслуживанию армии около 1300 средних и мелких предпри­ятий (не работавших под контролем Особых Совещаний), создали 120 собс­твенных заводов и мастерских. I съезд - июль 1915. Ликвид.-24.07.1918. 3 е м г о р. Всерос. земский союз помощи больным и раненным воинам и Всерос. союз городов создали в июле 1915 года объединенный Главный по снабжению армии комитет Всерос.земского и городского союзов -"Земгор". Поставлял шанцевый инструмент, обозное имущ-во, гранаты,бомбы,снаряды.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

"Правила о порядке испрошения, разрешения и ассигнования военному министерству денежных средств на расходы, вызываемые военными обстоя­тельствами". Пр.в.в. 1914 г. N 517 от 16.08.

Высочайше утвержденное 4 сентября 1914 г. Положение Совета Ми­нистров "О заготовлениях в военное время необходимых для армии предме­тов и материалов".

Высочайше утвержденное 17 октября 1914 г. Положение Совета Ми­нистров "Об установлении надзора за деятельностью промышленных заведе­ний, исполняющих заказы военного и морского ведомства".

Высочайше утвержденное 21 декабря 1914 г. Положение Совета Ми­нистров "О временной ревизионной комиссии в городе Петрограде для про­верки отчетности в военных расходах, вызванных войной 1914 года".

Высочайше утв-е 22.04.1915 г. Положение С.М."О порядке рассмотре­ния притязаний частных лиц к казне по казенным подрядам и поставкам. "

Распоряжение, объявленное Правительствующему Сенату Главноуправ­ляющим Землеустройством и Земледелием 17 июня 1914 г. "Об утверждении правил о порядке покупки для надобности армии хлеба из будущего урожая с выдачей задатков под запродаваемые продукты".

Высочайше утвержденное 13 мая 1915 г. Положение Совета Министров "Об установлении ответственности владельцев промышленных заведений за неисполнение обязательств, возложенных на них правилами о заготовлении в военное время предметов и материалов, необходимых для армии и флота"

"... Виновные в уклонении, без уважительных к тому причин, от при­нятия или исполнения подлежащих заказов Министерств Военного, Морского или Путей Сообщения... подвергаются: заключению в тюрьме на срок от одного года и четырех месяцев до двух лет..."

"Предоставление хозяйственным комитетам технических артиллерийских заведений, на все время войны, права производить заготовительные опе­рации всеми способами, которые будут признаны наивыгоднейшими."

Одобренный Гос.Советом и Гос. Думою и Высочайше Утвержденный 17 августа 1915 г. Закон "Об учреждении Особых Совещаний..."

"Положение об исполнительной комиссии при Военном Министре". (Пр.В.в. за 1915 г. N 435 ОТ 20.08.)

Высочайше утвержденное 27 августа 1915 г. Положение Совета Ми­нистров "Об утверждении положения о военно-промышленных комитетах"

Высочайше утвержденные 12 ноября 1915 г. "Правила о заготовлениях при посредстве военно-промышленных комитетов и главного по снабжению армии комитета Всероссийских земского и городского союзов"

Утвержденное Советом Министров 15 января 1916 г. "Положение об объединении деятельности уполномоченных особых совещаний по обороне, продовольствию, топливу и перевозкам"

Высочайшее повеление 4 марта 1916 г., предложенное Правительству­ющему Сенату Министру Юстиции "О конфискации гостиницы "Астория" в Петрограде и об утверждении Временного положения о комитете по заведы-ванию и управлению Петроградской Военной Гостиницей".

Постановление Министра Земледелия от 8 июня 1916 г. N 39 "Об ус­тановлении предельных твердых цен на заготовляемое для армии коровье масло в губерниях Томской, Тобольской, Оренбургской и др."

Распоряжение, объявленное 20 июня 1916 г. Правительствующему Се­нату Министром Финансов "Об утверждении форм по подрядам и поставкам для лиц, служащих и акционерных предприятий для расчета налога на при­рост прибыли и вознаграждения"

"Предоставление на время войны особых прав начальнику Главного артиллерийского управления, начальникам и хозяйственным комитетам тех­нических артиллерийских заведений в отношении производства этими заве­дениями заготовлений".(Пр.в.в. за 1916 г. N 626 от 9.11.)

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПО ОТРАСЛЯМ:

Военное производство

С 17.08.1915 г. резко увеличилось количество заказов и заданий всем казенным заводам по производству всех видов вооружения.

В добавок к казенным военным заводам еще сотни частных предприя­тий спешно переоборудовались к военному производству: Сормовский маши­ностроительный завод - орудия; Коломенский и Брянский металлургические заводы - снаряды; Иваново-Вознесенская и Никольская С.Морозова хлопча­тобумажные фабрики - обточка снарядов и изготовление ручных гранат.

На 18 авиазаводах России стали строить: тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец", разведчики и истребители, гидросамолеты.

Частная промышленность не использовала все возможное в снабжении армии, имея на первом месте были интересы прибыли. Это вызвало чрезвы­чайные меры Особых Совещаний. Пример: секвестр завода Путилова (1916). Он не хотел расширять пушечное производство: не окупится вновь закупа­емое оборудование т.к. после войны производство сократится. Он хотел делать снаряды - производство не сложное, а прибыльное.)

Организация Ванкова.

Это специальная организация, созданная Главным артиллерийским уп­равлением (ГАУ). Она использовала французский опыт производства снаря­дов. Дело в том, что еще в ноябре 1914 на Марне, стало ясно: французс­кие снаряды лучше русских, из металла особого сорта, малого содержания углерода, так называемого "сталистого чугуна". Стенки у них меньше, а взрывчатого вещества - больше, т.е. больше и мощность. Во Франции сна­ряды из этого чугуна -щщрадго делали по принципу кооперации нескольких v предприятий, производивших отдельные детали: стаканы, корпуса, взрыва­тели и т. д. Привлекли многие неспециализированные заводы для производ­ства снарядов. В России русский ученый генерал-майор С.Н.Банков возг­лавил Организацию уполномоченного Главного артиллерийского управления по заготовлению снарядов по французскому образцу. Организация Ванкова с 1915 года мобилизовала предприятия, не связанные непосредственно с ГАУ. Правительство, убедившись в эффективности работы 500 средних и мелких предприятий, руководимых организацией Ванкова, ввело отсрочки рабочим, работавшим на них. Русские заводы ввели новые технологии, ко­операцию и стали производить "сталистый чугун". В дальнейшем, до 1917 года, заводы организации Ванкова произвели около 15 млн. снарядов. Итоги, выводы. Вооружения армии не хватало. Экономика не справилась.

Металлургия.

Тяжелая металлургическая промышленность заметно сократила общее количество выпускаемой продукции (чугун: 1913 - 283 млн.п.= 4,1" млн.т, v 1914 - 249, 1915 - 225, 1916 - 231). Особенно тяжелая промышленность не удовлетворяла спрос на чугун и столь. Особое Совещание в 1916 констатировало потребность в черном металле - 345 млн.пуд. в год. А производство уменьшилось: 1) потерян польский металлургический район, 2) производительность уральского и южного металлургических районов в военные годы сократилось. Ярко проявились преимущества Урала по срав­нению с Петроградским и Центральным промышленными районами, о которых в начале войны Совет съездов горнопромышленников Урала докладывал пра­вительству: наличие совместно металла и древесного топлива, безопас­ность производства из-за отдаленности от фронта.

Регулирующие мероприятия Металлургического комитета были беспо­мощны и ограничены. Даже, когда намечались серьезные меры направленные на ограничение военных сверхприбылей, и тогда не нарушались частнохоз­яйственные интересы. К 1916 "Продамет" повысил цены на 60%, "Кровля" -на 170%. А несиндицированные заводы Урала и перекупщики продавали ме­таллы на 300% дороже довоенной цены. Лишь к середине 1916 были уста­новлены обязательные цены металла для военных заводов: листовое железо - 2 руб. за пуд, жесть черная - 6,75 руб., жесть белая - 26,9 руб.

Катастрофически в войну встал вопрос о цинке, свинце и меди. Ста­ли брать из-за границы, но мало. Из-за недостатка электролитической меди в Петрограде сократили производство кабельные заводы. МПС не да­вало нужного числа вагонов. В апреле 1916 пришлось дать распоряжение на замену медных топок паровозов на железные. Но хуже всего обстояло дело с алюминием.

Работа металлургии тормозилась из-за нехватки и несвоевременного подвоза руды, топлива и острого недостатка квалифицированных кадров.

Венцом регулирующих попыток царского правительства было установ­ление в середине 1916 г. системы распределения металла по специальным удостоверениям. Но и эта карточная система была неполной, т.к. выдача удостоверений была в руках не одного органа, а различных ведомств и местных органов Особого Совещания. Часть металла уплывала на вольный рынок и продавалась там по спекулятивным ценам.

Итоги и выводы. К 1917 кризис в металлургии вылился в полную ка­тастрофу.

Добывающая промышленность

Добывающая промышленность испытывала столько же трудностей как и другие отрасли из-за финансирования, транспорта, трудовых ресурсов, износа техники. Она вносила свой вклад в дестабилизацию экономики.

В добывающей промышленности особенно сильно проявилось отрицательное влияние крупной роли иностранных капиталов, распространивших свое влияние на наиболее важные синдицированные отрасли (южная метал­лургия, донецкий уголь, бакинская нефть). Для преодоления этого влия­ния, как и противодействия русских промышленников, летом 1916 генерал Алексеев предложил Николаю II ввести военную диктатуру одного лица, которое могло бы осуществлять руководство всем военнизированным хо­зяйством. Инициатором такого плана был начальник ГАУ генерал Маниковский. Это обеспечило бы еще более эффективное руководство экономикой страны, в том числе и металлургией, чем при системе Особых Совещаний. Но Николай II не поддержал предложение. Катастрофическое положение все усиливалось.

Но все-таки имелись примеры попыток наладить по-настоящему дело разведки и добычи необходимых экономике полезных ископаемых.

При Академии наук в 1915 г. создана Комиссия по изучению естест­венных производительных сил России (КЕПС). Основные задачи:

исследование естественных производительных сил страны;

объединение ученых в этой области;

создание научно-исследовательских институтов;

организация информации об отдельных видах сырья.

Итоги и выводы. Не справилась со своими задачами для металлургии из-за недостатков управления, трудовых ресурсов, транспорта и т.п.

Эвакуация

Мероприятия по эвакуации были маломасштабны и недостаточны. К 1.02.1916г. было эвакуировано всего 427 предприятий, преимущественно из Риги, а также из других районов Прибалтики и губерний бывшего царс­тва Польского. Из них только 70 предприятий '(25%) начали работать на новых местах, а остальные или восстанавливались, или находились в пу­ти. Частная собственность на средства производства и конкурентная борьба создавали непреодолимые барьеры для быстрого восстановления и использования эвакуированных предприятий для наращивания военной мощи.

Итоги. Эвакуация предприятий не дала существенного эффекта в деле улучшения снабжения армии и обеспечения работы всей экономики.

Топливная база

В войну потребление промышленностью нефти, дров и торфа увеличил­ось, но за каменным углем осталось значение основного вида топлива.

Добыча угля в 1914 резко снизилась: потеря Домбровского бассейна (400 млн.п.), прекращение импорта Англия - Петроград (500 млн.п). Но в 1914 кризиса не было, лишь с ноября 1915 острая нехватка угля создала крайне тяжелое положение промышленности. Транспортный недовоз из глав­ной базы - Донбасса создал в 1916 дефицит затребованного угля: Петрог­радский район - 20%, Одесский - 50%, Волжский - 24%, Ростовский - 29%, Урал - 43%, Московский - 6%, Харьковский - 7%.

Тяжелое положение вынудило правительство образовать (весной 1915) при МПС Регулирущий комитет по топливу и наметить мероприятия: 1) пре­кращение подачи угля частному рынку и подача его только для флота, же­лезных дорог, оборонных заводов, главнейших нужд городов (1-я очередь-заводы, вырабатывающие снаряды и ВВ; 2-я - казенные заводы военного и морского ведомств; 3-я - ж-д и прочие оборонные заводы; 4-я - интенда­нтские заводы, мельницы, строительные военные и ж-д заводы, нужды го­родов); 2) приобретение для ж-д не проданного копями угля; 3) перевод части ж-д на дрова и нефть; 4) перевод части заводов на дрова, нефть и антрацит; 5) контроль требований на уголь военным ведомством и МПС; 6) облегчение техн. условий приемки угля; 7) контроль своевременности пе­ревозки; 8) организация подвоза угля водой (по Волге и Днепру из Донб­асса, английского Северной Двиной из Архангельска, по Каме с Урала).

Добыча нефти. России всю войну не росла. Отпал экспорт нефти. Рост цен на нефть в 1915 отставал от цен на другие товары. Заводам было вы­годен переход на нефтетопливо, подвозимое по Волге и Оке в Центр. Неф­тедобыча в войну - 9 млн.т (как до войны). Новое бурение едва велось. Прибыльнее было вкладывать капиталы в производство вооружений и боепр­ипасов, а не в капитальные затраты, замедленного эффекта. Когда, в фе­врале 1916г., Особое совещание по топливу установило цены в 47 коп. за пуд нефти, то Нобель, выступая на заседании ЦВПК, отметил, что вздоро­жание оборудования и рост зарплаты заставляют снижать производство.

Особые Совещания по топливу распределяли топливо между потребите­лями, устанавливали секвестр (запрещение и ограничение государственной властйГна пользование или распоряжение имуществом), реквизиции топлива (принудительный выкуп по фиксированным ценам).

Итоги и выводы. Топливный голод не был преодолен.

Транспорт

Особые Совещания по перевозкам устанавливали порядок принудитель­ного пользования транспортом и помещениями в государственных и общест­венных целях. Положение на транспорте характеризовалось следующим.

1. Изменение грузооборота: 1). новые потребители транспорта: армия и флот, работающая на оборону промышленность, эвакуация: 2). выпадение экспорта-импорта и появление его в новых направлениях. Возникло несоо­тветствие между провозной и пропускной способностью транспорта и пот­ребностями перевозок (фронта, экономики).

2. Пути борьбы, которая велась за устранение диспропорции:

а) усиление пропускной способности - перекомандировки тягловых средств на затрудненные направления и узлы;

б) усиление провозной способности- новое строительство подвижного состава на заводах России и за границей; форсирование эксплуатационных и технических измерителей работы подвижного состава;

в) передача части грузов на другие виды транспорта;

г) заблаговременное составление планов перевозок для сжатия пот­ребностей в них и регулирования перевозок созданного грузопотока.

3). Результаты: а) наиболее усилилась пропускная способность желе­зных дорог: до 100% фронту и 50% тылу (3 года вложено 1,5 млрд.р); б), усиление провозной способности решено слабо т.к. паровозе- и вагоност­роение не покрывало расхода подвижного состава; в). форсирование изме­рителей утилизации подвижного состава не улучшило его ремонт; г), пла­нирование перевозок охватило лишь 30% всех перевозок в 1916.

4). Общие технические причины развала ж-д транспорта: усиленное использование без возмещения ремонтом; перестройка всей промышленности для оборонных нужд; плохой топливный режим; плохие условия эксплуата­ции ж-дорог, вследствие ухода опытного персонала и др.

5). Водный транспорт был не готов к перевозкам в период войны.

6). Весь транспорт не готов к двойной работе для фронта и тыла.

7). Мероприятия по использованию транспорта возникали стихийно. Плановое регулирование применить на нужном уровне не удалось.

16.11.1916 г. правительство передало в распоряжение МПС отнятые у прежних владельцев Выксунские заводы. В казенное управление перешли крупные изготовители подвижного состава - Путиловский и Невский заводы

Итоги и выводы. Транспорт усугублял трудности всей экономики.

Трудовые ресурсы

Сразу по мобилизации стала наблюдаться нехватка рабочих во всех отраслях экономики, срочно требовалось принимать меры для улучшения положения дел с трудовыми ресурсами в экономике.

У промышленников было 2 мнения: 1). освободить рабочих от мобили­зации; 2}. милитаризация рабочих - призыв по мобилизации и направление на заводы на положении военнослужащих (Гужон).

Возвращение из армии ранее мобилизованных рабочих реально осу­ществить не удалось: возвратилось чуть более 2 тыс. чел.

Основные 3 источника пополнения рабочей силы: 1) женщины и дети; 2) военнопленные; 3) китайцы из Маньчжурии.

Число женщин и детей:

металлургическая промышленность в 1916 г. - 30%;

из 136 рабочих в Донбассе в марте 1916 г. - 12%.

Число военнопленных:

на шахтах Донбасса в конце 1916 г. - 70 тыс.;

на добыче торфа, железных рудниках, металлургических заводах в 1916 г. (металлургия Урала - 50 тыс., добыча торфа - 10 тыс., метал­лургия Юга - 49 тыс.);

вся горная промышленность - 180 тыс.;

металлургические предприятия Петрограда и Москвы - 15 тыс.

Число китайцев:

в 1913 г. - 17 тыс.;

металлургия в 1916 г. - 70 тыс., из них: Урал - 10 тыс., Южный район - 1100 чел.

15.03.1916 г. Совет Министров принял постановление о применении в империи "труда рабочих желтой расы". В Харбине создана посредническая контора по доставке китайских рабочих до Самары. Их труд обходился по 80 коп. в день (с питанием и помещением). Месяц был - 28 рабочих дней.

Для комплектования предприятий были созданы биржи труда. На 5.03.1916 г. в россии из 400 бирж труда было в Москве - 13%.

Рабочий день увеличивался до 10-12 часов. Зарплата - примерно та-же. Стоимость жизни возросла на 25-40%.

В 1917 на войну в России работало 76% промышленных рабочих (Фран­ция - 57%, Англия - 46%, Италия - 64%, США - 31,6%, Германия - 58%).

Итоги и выводы. Необходим был довоенный расчет трудоресурсов.

Сельское хозяйство. Крестьяне ушли в армию. Воз­никли массы беженцев в города. Транспорт слаб. Необходима была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. По действующему законода-тельству таксы на сырье и продовольствие могли устанавливаться городс­кими управами, поскольку производство находилось в частных руках, го­сударство не могло регулировать рынок методом "товарных инвентариза-ций". У него не было ни запасов продовольствия, ни разветвленного ап­парата, поэтому оставался лишь метод репрессии, "административно-ко­мандный ".

При таксировке цены устанавливались государством не на основе се­бестоимости продукции, а с учетом рыночных цен. Фиксированные цены ус­танавливались в местных пределах и способствовали деформированию рынка

Указом в феврале 1915 командующим войсками предоставлялось право: запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, ус­танавливать фиксированные цены и осуществлять меры реквизиции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам).

Твердые цены устанавливались Особыми Совещаниями и в отличие от такс вводились законодательным путем и во всероссийском масштабе. Ог­раничивались сделки с некоторыми товарами. Запрещался, например, залог хлеба, который подвергался нормированному распределению.

В мае 1916 г. создается Главный продовольственный комитет, в ком­петенцию которого входили: требования сведений о запасах продовольст­вия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продоволь­ствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычай­ные экономические органы.

Постановление Министра Земледелия от 8 июня 1916 г. N 39 "Об ус­тановлении предельных твердых цен на заготовляемое для армии коровье масло в губерниях Томской, Тобольской, Оренбургской и др."

В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продоволь­ственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными Особых Совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производится в твер­дых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки, карточки лимитировались.

Итоги и выводы. Силы с/х были переоценены, запасы не созданы.

МЕРОПРИЯТИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

"Этот переворот,- говорил Гучков на собрании ВПК в марте 1917г,-был подготовлен не теми, кто его сделал, а теми против кого он был на­правлен. Заговорщиками были не мы, русское общество и русский народ, заговорщиками были представители самой власти... Почетным членом нашей революции мы могли бы избрать Протопопова." Д.Ллойд Джорж говорил тог­да: "Царь, сам того не сознавая, был главой заговора..."

Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в марте 1917 г. в постановлении "Об обеспечении снабжени­ем государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металла/т и топливом". В мае 1917 г. при Особом Совещании по топливу учреждаются правительст­венные инспекторы. Особые Совещания продолжали свою деятельность. (Ме­тоды снабжения, предусмотренные в постановлении, использовались позд­нее Советской властью в период "главкизма").

Также в марте 1917 г. принято постановление Временного правитель­ства "об учреждении общегосударственного Продовольственного комитета", действующего в целях "выработки общегосударственного продовольственно­го плана, руководящих принципов и общих мер по продовольственному де­лу" под руководством министра земледелия. Чуть позже было издано пос­тановление "о передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах", вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продо­вольственные комитеты. Они вели учет всего имеющегося в зонах их дейс­твия хлеба, / "за вычетом продовольственных нужд владельца" и разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба воспрещался.

Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали специальные гужевые перевозки. (Их опыт использовался продотрядами в период "военного коммунизма").

В марте 1917 г. принято постановление Временного правительства "Об установлении принудительного порядка на перевозочные средства", вводи­вшее.транспортную повинность для государственных и общественных нужд.

В марте 1917 г. принято постановление Временного правительства "Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах" (члены: из ЦВПК, Земгора, Вольного экономическ.общества.) Ко­митет рассматривал дела о передаче частных железных дорог государству.

В мае 1917 г. было приняты положения "О Совете по вопросам разви­тия производительных сил страны", "О Заготовительном комитете при Ми­нистерстве торговли и промышленности". Целями Совета были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскания общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, а также внутрен­ней и внешней торговли. В работе Совета участвовали представители Ми­нистерства торговли и промышленности, земледелия, МПС, финансов, МИД, военного, морского, просвещения, Государственного контроля, а также ученые, кооператоры, представители земств и ВПК. Цели Заготовительного комитета: содействие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, так и за границей - сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, необходимых для удовлетворения потребностей ведомств, земс­ких, городских и прочих организаций, а также промышленных и торговых организаций. Компетенция Заготовительного комитета: изучение потреб­ностей в сырье и степени их удовлетворенности на внутреннем рынке; подготовка планов распределения внутренних заказов между предприятия­ми; выяснение нормальных цен по внутренним заказам; подготовка типовых договоров на заготовки; рассмотрение предложений ведомств о государс­твенных импортных закупках и заказах; разработка мер по объединению и удешевлению заграничных заказов.

В июне 1917 г. принято положение "О Экономическом совете и Глав­ном экономическом комитете при Временном правительстве".

В начале июля 1917 г. было принято положение "О Министерстве про­довольствия". Его компетенция: снабжение армии и населения продоволь­ствием; содействие производству продовольствия по согласованию с Ми­нистерством земледелия; регулирование производства и потребления, а также покупных цен на продукты и предметы первой необходимости. Эконо­мическому отделу Министерства продовольствия поручалось изучить вопро­сы производства, обмена и потребления, а также "выработать основания для нормальных цен, установления такс и нормирования распределения". (Опыт работы Минпродовольствия использован НК продовольствия 1918-20)

В июле 1917 вновь была разрешена продажа земли, но вывозить неко­торые продтовары за пределы района, где они производились запрещалось.

В августе 1917 г. была введена госмонополия на уголь Донбасса.

1.09.1917 г. Россия провозглашена республикой.

 

Подвопрос 1.3. "ИТОГИ И ВЫВОДЫ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ"

ИТОГИ.

При населении в 180,6 млн.ч. и ВС мирного времени в 1,4 млн.ч. Россия с началом первой мировой войны мобилизовала 5,3 млн.ч, а к 1917 г. довела ВС до 7,0 млн. ч., мобилизовав всего 15,8 млн. ч. (8,7% нас.). Убито -2,3 млн.ч., в т.ч. 72 тыс. офицеров (14,6% численности).

В России, "как и везде, полководцы для войны считали прежде всего необходимым готовить сильную и боеспособную армию. В этом до мировой войны нигде двух мнений не было. Всюду старались армию наилучшим обра­зом вооружить, снабдить и подготовить необходимые для нее запаси. " (Б.Шапошников). В мирное время усиленно заботились о бесперебойном пи­тании армии в случае войны патронами и снарядами. Все генеральные шта­бы ошиблись в расчетах необходимых норм боевых запасов. Снарядный и патронный голод являл собой пример того, как необходимо правильно оп­ределить характер будущей войны и в зависимости от него установить нормы нужных боевых запасов и порядок их пополнения.

Оценка проделанных мероприятий: 1.Удалось повысить производитель­ность оружейных заводов, но не до уровня потребностей армии. 2. Не уд­алось эффективно наладить работу добывающих и металлообрабатывающих предприятий. 3. Снабжение топливом и продовольствием было неудовлетво­рительным, из-за отдаленности, транспорта, спекуляции. 4. Централиза­ция и норморегулирование были недостаточны. 5. Эвакуация неэффективна.

ВЫВОДЫ.

Мировая война с очевидностью показала, что удовлетворить потреб­ности армии в патронах и снарядах одной военной промышленностью невоз­можно, необходима мобилизация гражданской промышленности. Что касается мобилизационных запасов, то они должны быть расчитаны в таком размере, чтобы обеспечить армию до того времени, когда мобилизованная гражданс­кая и военная промышленность заработает полным ходом, давая армии ре­гулярный приток боеприпасов. Все идеи военного руководства должны быть... реальными.

Расчет на силы одной военной промышленности для питания войны бы­ло присуще всем генеральным штабам и военным управлениям перед мировой войной. Б.М.Шапошников:"... такой способ питания войны обеспечивает лишь на 10-15% ее нужды, а остальное должно быть перенесено на граж­данскую промышленность, мобилизующуюся с первых дней войны. "

"До мировой войны ответственным за подготовку к войне по военному законодательству считались генштаб и военное министерство. Ни на какие государственные органы эта ответственность не распространялась, если не считать соответствующего обеспечения правильного хода мобилизации в смысле поставки людей, лошадей и повозок, за что было ответственно МВД с его органами, и соответствующего накопления денежных средств финорганами государства. Экономическая подготовка сводилась к работе снаб­жающих органов военного ведомства, к усилению деятельности военных за­водов и предприятий." Военные планы выражаются в военном бюджете.

Б.М.Шапошников: "...разгром живой силы... не знаменует в наши дни еще окончательной победы... советуем быть готовыми к длительному и ин­тенсивному напряжению в будущей войне."

Необходимо: 1. Для снабжения армии в военное время недостаточно мощностей только казенных заводов, необходим расчет других предприятий по переводу на военное производство, независимо от Форм собственности. 2. Создание чрезвычайных государственных органов с чрезвычайными пол­номочиями. 3. Учет взаимозависимости: военное производство -металлурги­ческое производство - добыча руд и сырья – топливо - транспорт - трудовые ре­сурсы - сельское хозяйство - пищевая промышленность – торговля - и другие, а также изменения пропорций. 4. Приостановка действия основных законов рыночной экономики. 5.Недопущение половинчатости мер, негативно влияю­щих на результат. 6. Транспорт при мобилизации должен учесть задачи не только по перевозке сил и средств армии, но и материалов экономики.

Й учебный вопрос

"ОПЫТ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ

 ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ СОВЕТОВ

 ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ

Подвопрос 2.1. "ГОТОВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ СОВЕТОВ К МОБИЛИ­ЗАЦИОННОМУ РАЗВЕРТЫВАНИЮ В ГРАВДАНСКУЮ ВОЙНУ"

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА.

8.11.1917г. Принятие II Всероссийским съездом рабочих и солдатс­ких депутатов Декрета о мире. 9.11.1917г. Обращение Советского прави­тельства по радио к воюющим державам с предложением мира. 14-23.11.1917г. Секретное совещание представителей Антанты в Яссах, обсуждавшее вопрос о возможности использования чехословацкого корпуса в вооруженной борьбе против Советской власти в России. 21.11.1917г. Нота Советского правительства правительствам Антанты с предложением заключить перемирие и начать переговоры о мире. 28.11.1917г. обращение СНК к народам воюющих стран с предложением присоединиться к перегово­рам о перемирии. 04.12.1917г. Заключение договора на Западном фронте о перемирии между русскими и германскими армиями. 05.12.1917г. Предвари­тельное соглашение между Советской Россией и странами австро-германс­кого блока о приостановке военных действий на 10 дней. 08.12.1917г. Вторжение во Владивосток крейсера США "Бруклин". 15.12.1917г. В Бресте делегации Советской России и стран австро-германского блока заключили перемирие на срок с 17.12.1917г. по 14.01.1918г. 22.12.1917г. Начало переговоров в Бресте между делегациями Советской России и стран авс-тро- германского блока. 23.12.1917г. Заключение тайной конвенции Анг­лии и Франции о разделе сфер влияния в России. 30.12.1917г. Обращение Советского правительства к народам и правительствам стран Антанты с предложением принять участие в переговорах о мире.

21.01.1918г. Наступление против Каледина и Корнилова. 31.01.1918г. Разгром Дутова. 03.02.1918г. Декрет ВЦИК об аннулировании государственных займов царского и Временного буржуазного правительств. 12.02.1918г. Нарушение Турцией перемирия и ее наступление на Кавказс­ком фронте. 18.02.1918г. Наступление австро-германского блока. 03.03.1918г. Брестский мир. 09.03.1918г. Высадка английского десанта в Мурманске. Начало интервенции на севере России. 18.03.1918г. Вход французского крейсера "Адмирал Об" в Мурманск. 05.04.1918г.

Высадка японских и английских войск во Владивостоке. 08.05.1918г. Занятие не­мецкими войсками Ростова-на-Дону. 25.05.1918г. Мятеж чехословацкого корпуса. (Захват центров Поволжья, Урала, Сибири). 03.06.1918г. Конфе­ренция военных представителей Антанты в Париже, принявшая решение о расширении интервенции на севере России. 02.08.1918г. Захват интервен­тами Архангельска. 04.08.1918г. Захват Баку английскими интервентами. 13.11.1918г. ВЦИК аннулировал Брест-Литовский мир. 17.11.1918г. Реше­ние штаба главного командования армиями Антанты об оказании немедлен­ной помощи оружием, боеприпасами и деньгами армиям Деникина и Красно­ва. 25.11.1918 г. Вторжение англо-французской эскадры в Севастополь. 27.11.1918 г. Вторжение англо-французской эскадры в Одессу.

Поражение австро-германского блока облегчало Антанте борьбу про­тив Советской России.

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ. Экономикой руководил - ВСНХ. 9.12.1917г. СНК в обращении "Ко всем товарищам рабочим в России" объ­явил демобилизацию промышленности. Но ее пришлось остановить.

Рост РККА требовал все больше вооружения. Летом 1918 г. запасы составляли: орудий - около 3 тыс., пулеметов - свыше 10 тыс., винтовок -1,3 млн., патронов - около 800 млн. шт. Этого было мало. Из 5402 за­водов, которые выполняли военные заказы, на оккупированной территории оказалось около 3500. В значительной степени была обескровлена промыш­ленность Петрограда, которая давали в первую мировую войну 80% всей военной продукции. Многие военные заводы Петрограда и других городов были еще при весеннем германском наступлении подготовлены к эвакуации или частично вывезены в глубь страны. Ряд освобожденных предприятий был разрушен белогвардейцами и интервентами. Из больших государственных заводов, изготовлявших патроны, Луганский и Симбирский были захвачены интервентами, Петроградский завод прекратил производство ввиду эвакуа­ции. Единственным в это время источником снабжения РККА патронами ос­тавался Тульский патронный завод.

Производительность работающих военных заводов из-за недостатка топлива, сырья, ухода многих рабочих в РККА, продотряды и отлива в де­ревню части рабочих, не выдержавших трудностей голодного времени, была невысокой, значительно ниже уровня 1917 г. Резко снизил к лету 1918 г. военное производство Путиловский завод в Петрограде. Тульский оружей­ный завод в июле 1917 г.произвел 40500 винтовок, а в июле 1918 г. -лишь 8350, Ижевский соответственно - 46800 и 15200. Во второй половине 1918 г. винтовки делали только на Тульском заводе, т.к. другие оруже­йные заводы - Ижевский и Боткинский - с августа 1918 г. находились на территории занятой Колчаком, а Сестрорецкий находился в эвакуации.

Добывающая, металлургическая промышленность и транспорт не спосо­бствовали организации военного производства. Противником было заняты районы дававшие: 90% угля, 85% железной руды, 75% чугуна и стали. От Урала со 150 домнами остались лишь 13-15 заводов. Из-за оккупации Баку быстро иссякали запасы нефти, приходилось переходить на дрова.

На транспорте росло количество "больных" вагонов и паровозов. В сельском хозяйстве осуществлялась опора на крестьян-бедняков, а затем середняка. С 1.10.1918 г. по 1.05.1919 г. в деревню было отправ­лено 82588 плугов, 14327 борон, 5630 сеялок, сенокосилок, молотилок и хлебоуборочных машин, 478903 косы и серпа, 2721 зерноочист.машин и др.

ВОЕННО-ДОКТРИНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Официальной военной доктрины Республики Советов принято не было. Взгляды на войну формировались как на одну из форм классовой борьбы. О возможности войны В.Ленин говорил перед революцией, и, борясь за мир, Советское правительство учитывало ее вероятность, хотя и надеялось на мировую революцию и солидарность. С началом войны велась активная про­паганда справедливого характера войны.(21.02.1918 - Декрет-воззвание). Главной задачей определялась защита социалистического Отечества.

Она могла быть решена только при.(Противника, что придавало неизбежно ожесточенный классовый характер, решительные цели, предельное напряже­ние всех материальных и духовных сил рабочих и крестьян для обороны.

По словам Ленина, гражданская война "..отличается от обыкновенной вой­ны неизмеримо большей сложностью, неопределенностью и неопределимостью состава борющихся - в силу перехода из одного лагеря в другой..." Поэ­тому стратегическое планирование вооруженной борьбы являлось сложным. Главным противником считались силы держав Антанты и контрреволюции, в зависимости от их главного удара сосредотачивались свои силы и средства. Реальным было одновременное ведение войны в кольце фронтов, при котором важно определение какие группировки врага и в какой после­довательности разгромить, какую форму борьбы избрать.

Научный анализ соотношения сил воюющих сторон являлся исходным в определении возможных ситуаций в ходе войны, предвидении и предупреж­дении наиболее вероятных действий противника. Важным принципом советс­кой стратегии было массирование сил и средств на главном направлении.

Разрабатывалась и была решена проблема создания и использования пополнений введением всеобщего военного обучения трудящихся.

Советская военная стратегия исходила из того, что вся деятель­ность вооруженных сил в каждый момент зависит от состояния экономики и работы промышленности. Поэтому стратегические планы на каждом этапе войны разрабатывались с учетом возможностей экономики страны. Для мо­билизации всех сил и средств Республики Советов в интересах обороны и централизации руководства было решено превратить страну в единый воен­ный лагерь. Это позволили впервые в истории добиться полного единения фронта и тыла, направления всех усилий на достижение победы в войне.

Основная роль отводилась Сухопутным войскам, на континентальном ТВД. Наряду со стратегическим наступлением и контрнаступлением, велась стратегическая оборона, а иногда и стратегическое отступление.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА.

Конституция (Основной Закон) РСФСР. Утверждена V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г.: " ст.1. Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Вся власть в центре и на жестах принадлежит этим Советам."

21.03.1918г. Пост.СНК "Об утверждении А.Л.Квяковского комиссаром для покупки и реквизиции бензина, нефти и т.д."

23.03.1918г. 1). Декрет СНК "О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности". 2). Постановление СНК "О постройке узкоколейных продовольственных железных дорог для обеспече­ния Москвы хлебом".

25.03.1918г. Постановление СНК "О поручении Народному комиссару путей сообщения послать уполномоченного для наблюдения за разгрузкой станций Курск и Орел".

2.04.1918г. Декрет СНК "О продовольственных железных дорогах".

10.04.1918г. Постановление СНК "Об отпуске средств Волжскому тор­говому флоту".

11.04.1918г. Декрет СНК "О потребительских кооперативных органи­зациях".

12.04.1918г. Постановление СНК по докладу Я.М.Свердлова "Об ас­сигновании 100 млн.руб. Петроградскому Совету на борьбу с безработицей и на организацию общественных работ".

19.04.1918г. Декрет СНК "Об учреждении Всероссийской эвакуацион­ной комиссии".

20.04.1918г. Положение "Об организации Главного торфяного комите­та отдела топлива ВСНХ".

23.04.1918г. Положение "О комиссии по смешанным железнодорож-но-водным перевозкам".

24.04.1918г. Декрет СНК "О снабжении сельского хозяйства орудиями производства и металлами".

26.04.1918г. Декрет СНК "О повышении железнодорожных тарифов". 2.05.1918г. Декрет СНК "О переходе отдела по организации посев­ной площади Народного комиссариата продовольствия в ведение Народного комиссариата земледелия".

Декрет "О национализации сахарной промышленности".

8.05.1918г. ^^Постановление по докладу А.Д.Цюрупы "О продоволь­ственном положении". 2). Декрет СНК "О взяточничестве".

9.05.1918г. Декрет СНК "О Комитете государственных сооружений ВСНХ&q


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: