УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Введение
1-й учебный вопрос: Опыт мобилизации экономики Российской империи в Первую мировую войну
2-й учебный вопрос: Опыт мобилизации экономики Республики Советов в Гражданскую войну
3-й учебный вопрос: Опыт мобилизации экономики СССР во Вторую мировую ойну
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1977.
2. Война и армия. Философско-социологический очерк. Под.ред. Д.А.Волкогонова, А.С.Миловидова и С.А.Тюшкевича. М., Воениздат, 1977.
3. История первой мировой войны. 1914-1918. Т.1-2. М., 1975.
4. История гражданской войны в СССР. 1917-1922. Т.З. М., 1957.
5. История второй мировой войны. 1939-1945. Т.3-5. М., 1974-1975.
6. Сборник документов и материалов по отечественной истории. ГАВС. М., 1992.
7. Брусилов А.А. Мои воспоминания. М.: Воениздат, 1983.- 256с.
8. Васильев Н. Транспорт России в войне 1914-1918гг. 11.: Воениздат, 1938.
9. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.
10. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. В 8-ми Т. М.: Воениздат, 1936-1938.
11. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т.1.- 11-е издание, дополненное по рукописи автора. - М.: Изд-во "Новости", 1992.-400с., ил.
12. Касвинов М.К. Двадцать три ступеньки вниз.- 2-е изд., испр.-М.: Мысль, 1987.- 559с.
13. Маршал Советского Союза Куркоткин С. Экономический потенциал в действии. Красная Звезда. 18 апреля 1984 г.
14. Ч.Хитч и Р.Маккин. Военная экономика в ядерный век. М.: Воениздат, 1964. - 624с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Материал лекции подготовлен с учетом специфики групп слушателей. При его изложении необходимо уделять более внимания на вопросы, связанные со служебной деятельностью обучаемых, и учет отраслей, в которых они работают, а именно: транспорт, сельское хозяйство, отрасли промышленности, органы управления и т.д. Материал лекции позволяет, при необходимости, из-за ограниченности времени лекции, останавливать меньше внимания на работе отраслей в которых слушатели не работают, на военно-доктринальных вопросах или довоенной нормативно-правовой базе. Обязательно освещение материала о формировании и деятельности единых чрезвычайных органов управления военного времени - Особых Совещаний, Совета Рабоче-Крестьянской Обороны, Государственного Комитета Обороны (ГКО), об обязательном изменении пропорций в использовании ресурсов страны в пользу военного производства, о требованиях к рассредоточению промышленного производства, дублированию и организации кооперации производства, созданию материальных резервов, приостановке действия законов рынка.
Необходимо формирование у слушателей ясного понимания различия между мобилизаций вооруженных сил и мобилизацией экономики, и одновременной их взаимосвязи. Важно осознание опасности недостаточной мобилизационной готовности экономики, выражение ее в жертвах людей и ущербе.
ВВЕДЕНИЕ
Современная система национальной безопасности России включает своими элементами мобилизационную подготовку и мобилизацию экономики. Это результат тысячелетнего пути совершенствования обороны всеми поколениями нашего народа. Его этапы: от борьбы мелких княжеских дружин до создания массовой регулярной армии и до превращения страны в единый военный лагерь с мобилизацией вооруженных сил и экономики.
Термин "мобилизация" появился от старинного латинского слова mobilisl (подвижный, способный к быстрому и скорому перемещению, действию). Оно стало основой французского понятия mobilisation.
23 августа 1793 года, на третьем этапе Великой французской революции (1789-94) Конвент принял декрет о всенародном ополчении. В этом декрете указывалось, что, пока враг не изгнан с территории республики, все граждане считаются мобилизованными. Политическое и военное руководство объединил единый орган - Комитет общественного спасения. Но вопрос о мобилизации экономики еще не ставился.
Опыт Франции развила Германия. В 1809 году в Пруссии был впервые составлен /мобилизационный план в целях планомерного отмобилизования вооруженных сил на основе территориального принципа комплектования. Но вопрос о мобилизации экономики и тогда не ставился.
В России термины "мобилизация" и "мобилизационный план" стали официально употребляться с 1870 года, когда военным округам было разослано первое "Расписание о призыве и назначении на службу отпускных нижних чинов и назначении их в войска". Но вопрос о мобилизации экономики не ставили и в России.
В мировых войнах XX века в России и всех странах мира стала ясна важность подготовки к войне огромных запасов вооружения и других материальных средств. Недостаток техники "неминуемо повлечет значительные потери и поражения войск, а форсированное создание ее в ходе начавшейся войны будет не дешевле, если это вообще возможно при существующей досягаемости средств поражения." Позднее очевидным стало и то, что ка-кие-бы резервы и запасы не делались, все же война требует уже в ходе ее развернуть производство вооружения, военной техники и других материальных средств. (Во 2-й мировой войне около 90% материальных потребностей вооруженных сил воевавших стран было обеспечено за счет продукции, произведенной с началом и в ходе войны в результате мобилизации экономики).Впервые подобный вывод заставила сделать 1-я мировая война.
1 -й учебный вопрос
ОПЫТ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ
Подвопрос 1.1. "ГОТОВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ К МОБИЛИЗАЦИОННОМУ РАЗВЕРТЫВАНИЮ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ"
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА.
После объединения Германии все острее становился вопрос о переделе уже поделенного мира. Между государствами заключались договоры о расстановке сил для новой войны, которые назывались "мирными". Позднее Сталин скажет: "Заключались договоры, определяющие элементы будущей войны, и всегда заключение таких договоров сопровождалось шумом и криком насчет мира" /всемирно-исторический отчет XIV съезду ВКП(б), 1925 г. /. В 1879 году Германия и Австрия, а именно "два государя, решили заключить союзный мир и взаимное соглашение". В результате был сделан первый шаг к созданию Тройственного союза. В ответ "ради мира в Европе" Франция и Россия пришли к соглашению, ставшим началом создания Антанты. Тайные тексты договоров отражали планы войн, численность выставляемых войск.
Весь период XX века до 1914 года представлял собой картину непрерывной политической и военной борьбы, интриг и активной разведывательной деятельности. Борьба с каждым годом усугублялась. Россия участвовала в борьбе за влияние в Китае, Корее, Персии, Афганистане, Тибете, Монголии, потерпела поражение в русско-японской войне.
1907 год. Создана Антанта. Стала ясна предстоящая военная схватка. Одновременно постоянным элементом политики были взаимные интриги, даже между союзниками по военным блокам. Однако, в лагере Антанты, не смотря на все междуусобные трения, стремление сокрушить австро-германский блок объединяло Россию, Францию и Англию, и, в решающие моменты, отодвигало угрозу столкновения между ними самими. Самыми острыми были противоречия между Германией и Великобританией из-за колоний. К 1914 году главными целями России было желание задержать экспансию Австро-Венгрии в Сербию, Герцеговину и Боснию, овладеть Босфором и Дарда-нелами, закрепить свои позиции на Балканах.
ВОЕННО-ДОКТРИНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
В начале XX века считали "мобилизация"- приведение армии в военное положение: 1). укомплектовании личного состава армии до полных штатов военного времени; 2). укомплектование ее лошадьми; 3). пополнение материальной части - обмундирования, вооружения и снаряжения; 4}.формирование новых частей войск, управлений и заведений, потребных на время войны; 5). снабжение войск обозом и другими средствами передвижения. Мобилизация экономики не упоминалась, военная доктрина не была принята. В Своде основных государственных законов 1906 г. было записано об обороне: "1. Государство Российское едино и нераздельно. 13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами. 14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над сухопутными и морскими силами Российского государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучение их, прохождение службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. 70. 'Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона."
Как главное в государстве военное лицо царь должен был бы в первую очередь сам заинтересован в развитии военной науки, в разработке военно-доктринальных положений, и на их основе проведения целой системы скоординированных мероприятий, которые бы затрагивали все сферы жизни страны при надвигающейся войне. Теоретические и практические вопросы должны были прорабатывать военный министр через мобилизационный отдел Главного Штаба ("принятие мер к защите государства и приготовления на случай войны"), начальник Генерального штаба через Главное управление Генерального штаба ("разработка вопросов, относящихся до подготовки к войне"). Выход на мобилизацию экономики был возможен.
Но, когда в 1911-1912 гг., русские военные ученые, анализируя причины поражения в русско-японской войне, развернули обширную дискуссию по проблемам военной доктрины на страницах, состоявшей при Главном Штабе, газеты "Русский инвалид", Николай II изрек простую для самодержца истину: "Военная доктрина состоит в том, чтобы исполнять то, что я прикажу" и запретил подобные публикации. Война рассудила иначе.
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Россия была технически слабее основных готовящихся к войне стран.
Государственные оружейные заводы были крупными специализированными предприятиями. В число лучших, в техническом оснащении, оружейные заводы выдвинулись за счет произведенной реконструкции, связанной с освоением производства "трехлинейки", а также револьвера системы Наган.
Но пулеметов было мало. Артиллерия обеспечивалась сплошь легкими орудиями. Бомбометов, минометов и ручных гранат армии реально не поставляли. Авиации практически не было (не налажено свое изготовление).
Военное производство осуществлялось казенными заводами: Петербургским, Обуховским, Пермским - полевая, морская артиллерия: Петербургским, Сестрорецким, Тульским, Ижевским, Боткинским - винтовки; Петербургским, Луганским, Тульским - патроны; Охтенским, Шостенским, Казанским, Шлиссельбургским - порох; Охтенским, Самарским - ВВ; Ижевским - спе'кстоль; Олонецким и Гороблагодатских - артснаряды; Балтийский и Адмиралтейский заводы - заказы ВМФ; мастерские Кронштадта, Севастополя, Николаева, 7 сухопутных и 2 морских арсенала (С-Пб, Киев, Брянск..). В 1912 начал строиться Тамбовский пороховой завод.
Вооружение армии отражало состояние экономики. Тяжелая промышленность России не удовлетворяла спрос чугуна и железа (приходилось импортировать). Цветная металлургия производила меди и свинца на 70% военных потребностей. Никель, олово и ртуть Россия вообще не производила.
Топливная база России состояла в основном из каменноугольных бассейнов: Донбасс-87%, Подмосковный район, Урал, Черемхово, Кузбасс, Кавказ и Туркестан. Они находились далеко от районов потребления. Петроград снабжался углем из Англии. В промышленных районах страны были большие запасы угля - перед войной предприятия старались обеспечить себя топливом на длительный срок. Накануне войны импорт угля достиг рекордных размеров (298млн.п). Доля нефти - 7,8% из сжигаемого топлива. Двигателей на жидком топливе было мало. Слабую роль играли торф и дрова.
Транспорт России был готов к войне неравномерно. Использование железнодорожного транспорта учитывали для мобилизации армии, ж-д сеть сосредоточилась у Черного и Балтийского морей. Слабы были: связь с Сибирью, Средней Азией и шоссейные дороги, подъезды к ж/дорогам. Водный транспорт (морской и речной) к войне не готовился никак.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность к войне не готовились
Задач экономике на перестройку режима работы не ставилось.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА. Основные акты об экономике и армии:
1906 г. "Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов...".
1907 г. 1). Заготовления и постройки по военному ведомству. 2)."О назначении в распоряжение всех окружных интендантов примерных авансовых сумм".(Пр.в.в. за 1907г. N 215 от 4.04.):"2.Предоставить... окружным интендантам право удовлетворять кредиторов казны... из назначенных им для сего примерных сумм до 1000р." 3)."0 порядке приведения в исполнение новых правил по заготовлению заграничных предметов".(Пр.в.в. за 1907г. N 260 от 8.05.):Копия Высочайше утвержденного Положения Совета Министров "Об ограничении правительственных заказов за границею и Финляндии".-"Списки предметов, приобретение которых за границею признается допустимым"."2) При производстве заказов внутри России, в контракты.. должно быть включаемо условие, чтобы заказы полностью выполнялись на русских заводах и из материалов русского происхождения; отступление от этого правила допускается... по соглашению с Министерством Торговли и Промышленности."
1908 г. 1)."О заграничных заказах на сумму более 10000 рублей, разрешаемых властью Военно-Окружных Советов и низших инстанций". (Пр. в. в. за 1908 г. п 272 от 13.06.) ^."Инструкция по снабжению войск предметами вещевого довольствия в готовом виде". (Пр.в.в. за 1908 г. N 503 от 11.11.) 3). "Правила приема и исполнения частных заказов на оружейных и Ижевском сталеделательном заводах, а также отчетности и расходования денег по этим заказам". (Пр.в.в. за 1908 г. N 526 от 20.11.): "2. 'Заводам представляется право принимать частные заказы, могущие быть исполненными в течение года, на сумму не свыше 25000 руб., за каждый отдельный заказ, причем... о всех (заказах)... свыше 5000 руб., надлежит доносить в Главное Артиллерийское Управление."
1909г. Ц._"Изменение порядка выдачи фабрикантам и заводчикам свидетельств о производительности принадлежащих им промышл. заведений".
1910.. 1911 г. 1)."Довольствие войск (Положения). СВП.Кн.19.1910, 1911. 2)"Временное положение об арбитражных комиссиях для решения спорных вопросов по приему в казну предметов вещевого довольствия"
1914 г. Ц..." Заведения интендантские". (СВП) 21^"Правила снабжения войск обмундированием, обувью, бельем и постельными принадлежностями". 31Л1оложение о хозяйственном комитете местного лазарета" от 27.4.1914.
Вывод: не было нормативно-правовой базы мобперестройки экономики.
ПРЕДВОЕННЫЕ ПЛАНЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
1873г. Проект Военного министерства (генерал Милютин; действий России на европейском ТВД против коалиции.
1883, 1887, 1890, 1900, 1910 (М.р.№ 19), 1913 (М.р.№ 20)- пересмотр проекта плана войны.
Военное производство и смежные с ни/и отрасли расчета реальной нагрузки не получили. Необходимость корректировки взаимоотношений государства и частных предпринимателей в военное время, полная или частичная приостановка действия законов свободного рынка - не учитывались.
Транспорту мобилизационные задачи уточнялись регулярно, т.к. он в особом периоде обеспечивал мобилизационное развертывание вооруженных сил. С весны 1910г действовало мобилизационное расписание № 19. В 1912 Московское совещание начальников штабов округов внесло поправки в мобрасписание № 19, оно стало основным для железных дорог в начале войны.
Подготовка материальных резервов также реально осуществлялась. Специальная комиссия Главного управления Генерального штаба (председатель - пом. воен.министра Поливанов) установил нормы запасов. Она считала, что будущая война продлится не более года, т.к. в связи с ее громадным размахом быстро наступит истощение всех воюющих стран. v Нормы запасов были исчислены на основании опыта русско-японской войны, причем утрата боеприпасов и материальной части на поле сражения, как величина, не поддающаяся учету, во внимание не принималась.
В 1913 г., подталкиваемая Францией Россия приняла большую военную программу: к 1917 году увеличить численность кадровой армии и значительно усилить ее боевое оснащение. Однако Главное Артиллерийское управление рассчитывало пушки и снаряды лишь на 1 год. На самом деле сильная нехватка в них стала ощущаться уже к концу 4-го месяца войны. Россия планировала иметь годовой запас 76 млн. снарядов по 1000 на орудие, а потом выяснилось, что его можно израсходовать за 16 дней.
Расчетов нагрузки военного времени на топливную базу не производилось, мероприятий по ее подготовке и мобилизации не подготавливалось.
Расчет на то, что сельское хозяйство достаточно обеспечит в период войны страну хлебом и другими продуктами был неверен. Неучтены: мобилизация в армию крестьян, изменение урожайности и товарности, перераспределение масштабов хлебопотребления в разных промышленных районах, занятие противником больших территорий в местах выращивания хлеба.
Вывод: В целом планирования мобилизации экономики не было.
Подвопрос 1.2. "МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ"
РАБОТА ЭКОНОМИКИ С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ И СНАБЖЕНИЕ АРМИИ.
Из Высочайшего Манифеста "Об объявлении военных действий между Россией и Германией" (20.07.1914): "Союзная Австрии Германия, вопреки нашим надеждам на всякое доброе соседство и не внемля заверению Нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну."
Все воюющие государства не предвидели громадного размаха войны. Но Германия уже в августе 1914 начала мобилизацию промышленности. Франция - в сентябре 1914. Россия же к ней и не думала приступать, т.к. с начала царь и правительство не видели оснований для опасений.
Все отрасли экономики втягивались в обеспечение войны все больше и больше. Транспорт, невоенная промышленность, сельское хозяйство, обеспечение трудовыми ресурсами все больше включали свои запасы и резервы. Но к концу 1914 мобилизационные резервы были уже полностью исчерпаны. Русская промышленность удовлетворяла потребности армии в среднем на 15-30%. Армия испытывала острый голод в снарядах, орудиях, пулеметах и даже винтовках.(Прим.:Брусилов).
Военное министерство не в состоянии было удовлетворить даже элементарные потребности войск в винтовочных патронах, интендантском имуществе, обуви и одежде. Поздно Военное Министерство стало делать попытки исправить положение: 1-е - привлечь наиболее крупные частные заводы для изготовления заказов. 2-е - заказать, закупить вооружение в союзных государствах.
9.10.1914, на совещании 28 владельцев крупнейших заводов по вопросу о производстве снарядов для армии, заводчики заявили, что смогут производить снаряды только после значительного переоборудования своих предприятий и потребовали авансов. Было заказано лишь 7 млн. снарядов, но они должны были начать поступать только через полгода.
Французские промышленники ссылались на занятость своих заводов.
Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий.
Переломом стала катастрофа "галицийского отступления" 1915 года.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ:
Особые Совещания.
На рассмотренном IV Государственной Думой новом законопроекте 17 августа 1915 года Николай II написал "Быть по сежу". Впервые в русской истории учреждался особый общегосударственный орган по мобилизации экономики и руководству ею в военное время. Он получил название - Особое Совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства (Особое Совещание по обороне). К предметам ведения Особого Совещания по обороне относились: "1) Высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снабжения армии и флота; 2) содействие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих указанные в предыдущем (1) пункте предметы, а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существующих; 3) распределение необходимых, в видах снабжения армии, заказов между русскими и иностранными заводами и иного рода промышленными предприятиями, и 4) надзор за исполнением означенных в предыдущем (3) пункте заказов". Никакое "правительственное место" или лицо не имело права давать Особому Совещанию по обороне предписаний и не могло требовать от него отчета.
Еще до принятия закона 17 августа 1915 года, Государственная Дума пришла к выводу, что мобилизация должна коснуться не только промышленности, изготовляющей предметы вооружения и оснащения армии, но и важнейших отраслей экономики страны, имеющих отношение к обслуживанию армии. Поэтому пришлось создать не одно, а 4 Особых Совещания: "Особое Совещание по обороне", другие - "по топливу" (министр торговли и промышленности), "по перевозкам" (министр путей сообщения) и "по продовольствию" (министр земледелия).
"Положение об объединении деятельности уполномоченных особых совещаний по обороне, продовольствию, топливу и перевозкам" от 15.01.1916 г. уточняло: "1.В целях взаимного осведомления и согласования деятельности местных правительственных властей, коим поручено заведывание на местах делом снабжения армии и флота и обеспечение населения продовольствием и топливом.., образуются в губерниях и областях местные совещания. Постановление этих совещаний имеют 'целью взаимное соглашение означенных властей о порядке их действий".
Не добившись главной роли в чрезвычайных государственных органах, русские промышленники создали военно-промышленные комитеты (ВПК). ВПК привлекли к обслуживанию армии около 1300 средних и мелких предприятий (не работавших под контролем Особых Совещаний), создали 120 собственных заводов и мастерских. I съезд - июль 1915. Ликвид.-24.07.1918. 3 е м г о р. Всерос. земский союз помощи больным и раненным воинам и Всерос. союз городов создали в июле 1915 года объединенный Главный по снабжению армии комитет Всерос.земского и городского союзов -"Земгор". Поставлял шанцевый инструмент, обозное имущ-во, гранаты,бомбы,снаряды.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
"Правила о порядке испрошения, разрешения и ассигнования военному министерству денежных средств на расходы, вызываемые военными обстоятельствами". Пр.в.в. 1914 г. N 517 от 16.08.
Высочайше утвержденное 4 сентября 1914 г. Положение Совета Министров "О заготовлениях в военное время необходимых для армии предметов и материалов".
Высочайше утвержденное 17 октября 1914 г. Положение Совета Министров "Об установлении надзора за деятельностью промышленных заведений, исполняющих заказы военного и морского ведомства".
Высочайше утвержденное 21 декабря 1914 г. Положение Совета Министров "О временной ревизионной комиссии в городе Петрограде для проверки отчетности в военных расходах, вызванных войной 1914 года".
Высочайше утв-е 22.04.1915 г. Положение С.М."О порядке рассмотрения притязаний частных лиц к казне по казенным подрядам и поставкам. "
Распоряжение, объявленное Правительствующему Сенату Главноуправляющим Землеустройством и Земледелием 17 июня 1914 г. "Об утверждении правил о порядке покупки для надобности армии хлеба из будущего урожая с выдачей задатков под запродаваемые продукты".
Высочайше утвержденное 13 мая 1915 г. Положение Совета Министров "Об установлении ответственности владельцев промышленных заведений за неисполнение обязательств, возложенных на них правилами о заготовлении в военное время предметов и материалов, необходимых для армии и флота"
"... Виновные в уклонении, без уважительных к тому причин, от принятия или исполнения подлежащих заказов Министерств Военного, Морского или Путей Сообщения... подвергаются: заключению в тюрьме на срок от одного года и четырех месяцев до двух лет..."
"Предоставление хозяйственным комитетам технических артиллерийских заведений, на все время войны, права производить заготовительные операции всеми способами, которые будут признаны наивыгоднейшими."
Одобренный Гос.Советом и Гос. Думою и Высочайше Утвержденный 17 августа 1915 г. Закон "Об учреждении Особых Совещаний..."
"Положение об исполнительной комиссии при Военном Министре". (Пр.В.в. за 1915 г. N 435 ОТ 20.08.)
Высочайше утвержденное 27 августа 1915 г. Положение Совета Министров "Об утверждении положения о военно-промышленных комитетах"
Высочайше утвержденные 12 ноября 1915 г. "Правила о заготовлениях при посредстве военно-промышленных комитетов и главного по снабжению армии комитета Всероссийских земского и городского союзов"
Утвержденное Советом Министров 15 января 1916 г. "Положение об объединении деятельности уполномоченных особых совещаний по обороне, продовольствию, топливу и перевозкам"
Высочайшее повеление 4 марта 1916 г., предложенное Правительствующему Сенату Министру Юстиции "О конфискации гостиницы "Астория" в Петрограде и об утверждении Временного положения о комитете по заведы-ванию и управлению Петроградской Военной Гостиницей".
Постановление Министра Земледелия от 8 июня 1916 г. N 39 "Об установлении предельных твердых цен на заготовляемое для армии коровье масло в губерниях Томской, Тобольской, Оренбургской и др."
Распоряжение, объявленное 20 июня 1916 г. Правительствующему Сенату Министром Финансов "Об утверждении форм по подрядам и поставкам для лиц, служащих и акционерных предприятий для расчета налога на прирост прибыли и вознаграждения"
"Предоставление на время войны особых прав начальнику Главного артиллерийского управления, начальникам и хозяйственным комитетам технических артиллерийских заведений в отношении производства этими заведениями заготовлений".(Пр.в.в. за 1916 г. N 626 от 9.11.)
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПО ОТРАСЛЯМ:
Военное производство
С 17.08.1915 г. резко увеличилось количество заказов и заданий всем казенным заводам по производству всех видов вооружения.
В добавок к казенным военным заводам еще сотни частных предприятий спешно переоборудовались к военному производству: Сормовский машиностроительный завод - орудия; Коломенский и Брянский металлургические заводы - снаряды; Иваново-Вознесенская и Никольская С.Морозова хлопчатобумажные фабрики - обточка снарядов и изготовление ручных гранат.
На 18 авиазаводах России стали строить: тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец", разведчики и истребители, гидросамолеты.
Частная промышленность не использовала все возможное в снабжении армии, имея на первом месте были интересы прибыли. Это вызвало чрезвычайные меры Особых Совещаний. Пример: секвестр завода Путилова (1916). Он не хотел расширять пушечное производство: не окупится вновь закупаемое оборудование т.к. после войны производство сократится. Он хотел делать снаряды - производство не сложное, а прибыльное.)
Организация Ванкова.
Это специальная организация, созданная Главным артиллерийским управлением (ГАУ). Она использовала французский опыт производства снарядов. Дело в том, что еще в ноябре 1914 на Марне, стало ясно: французские снаряды лучше русских, из металла особого сорта, малого содержания углерода, так называемого "сталистого чугуна". Стенки у них меньше, а взрывчатого вещества - больше, т.е. больше и мощность. Во Франции снаряды из этого чугуна -щщрадго делали по принципу кооперации нескольких v предприятий, производивших отдельные детали: стаканы, корпуса, взрыватели и т. д. Привлекли многие неспециализированные заводы для производства снарядов. В России русский ученый генерал-майор С.Н.Банков возглавил Организацию уполномоченного Главного артиллерийского управления по заготовлению снарядов по французскому образцу. Организация Ванкова с 1915 года мобилизовала предприятия, не связанные непосредственно с ГАУ. Правительство, убедившись в эффективности работы 500 средних и мелких предприятий, руководимых организацией Ванкова, ввело отсрочки рабочим, работавшим на них. Русские заводы ввели новые технологии, кооперацию и стали производить "сталистый чугун". В дальнейшем, до 1917 года, заводы организации Ванкова произвели около 15 млн. снарядов. Итоги, выводы. Вооружения армии не хватало. Экономика не справилась.
Металлургия.
Тяжелая металлургическая промышленность заметно сократила общее количество выпускаемой продукции (чугун: 1913 - 283 млн.п.= 4,1" млн.т, v 1914 - 249, 1915 - 225, 1916 - 231). Особенно тяжелая промышленность не удовлетворяла спрос на чугун и столь. Особое Совещание в 1916 констатировало потребность в черном металле - 345 млн.пуд. в год. А производство уменьшилось: 1) потерян польский металлургический район, 2) производительность уральского и южного металлургических районов в военные годы сократилось. Ярко проявились преимущества Урала по сравнению с Петроградским и Центральным промышленными районами, о которых в начале войны Совет съездов горнопромышленников Урала докладывал правительству: наличие совместно металла и древесного топлива, безопасность производства из-за отдаленности от фронта.
Регулирующие мероприятия Металлургического комитета были беспомощны и ограничены. Даже, когда намечались серьезные меры направленные на ограничение военных сверхприбылей, и тогда не нарушались частнохозяйственные интересы. К 1916 "Продамет" повысил цены на 60%, "Кровля" -на 170%. А несиндицированные заводы Урала и перекупщики продавали металлы на 300% дороже довоенной цены. Лишь к середине 1916 были установлены обязательные цены металла для военных заводов: листовое железо - 2 руб. за пуд, жесть черная - 6,75 руб., жесть белая - 26,9 руб.
Катастрофически в войну встал вопрос о цинке, свинце и меди. Стали брать из-за границы, но мало. Из-за недостатка электролитической меди в Петрограде сократили производство кабельные заводы. МПС не давало нужного числа вагонов. В апреле 1916 пришлось дать распоряжение на замену медных топок паровозов на железные. Но хуже всего обстояло дело с алюминием.
Работа металлургии тормозилась из-за нехватки и несвоевременного подвоза руды, топлива и острого недостатка квалифицированных кадров.
Венцом регулирующих попыток царского правительства было установление в середине 1916 г. системы распределения металла по специальным удостоверениям. Но и эта карточная система была неполной, т.к. выдача удостоверений была в руках не одного органа, а различных ведомств и местных органов Особого Совещания. Часть металла уплывала на вольный рынок и продавалась там по спекулятивным ценам.
Итоги и выводы. К 1917 кризис в металлургии вылился в полную катастрофу.
Добывающая промышленность
Добывающая промышленность испытывала столько же трудностей как и другие отрасли из-за финансирования, транспорта, трудовых ресурсов, износа техники. Она вносила свой вклад в дестабилизацию экономики.
В добывающей промышленности особенно сильно проявилось отрицательное влияние крупной роли иностранных капиталов, распространивших свое влияние на наиболее важные синдицированные отрасли (южная металлургия, донецкий уголь, бакинская нефть). Для преодоления этого влияния, как и противодействия русских промышленников, летом 1916 генерал Алексеев предложил Николаю II ввести военную диктатуру одного лица, которое могло бы осуществлять руководство всем военнизированным хозяйством. Инициатором такого плана был начальник ГАУ генерал Маниковский. Это обеспечило бы еще более эффективное руководство экономикой страны, в том числе и металлургией, чем при системе Особых Совещаний. Но Николай II не поддержал предложение. Катастрофическое положение все усиливалось.
Но все-таки имелись примеры попыток наладить по-настоящему дело разведки и добычи необходимых экономике полезных ископаемых.
При Академии наук в 1915 г. создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). Основные задачи:
исследование естественных производительных сил страны;
объединение ученых в этой области;
создание научно-исследовательских институтов;
организация информации об отдельных видах сырья.
Итоги и выводы. Не справилась со своими задачами для металлургии из-за недостатков управления, трудовых ресурсов, транспорта и т.п.
Эвакуация
Мероприятия по эвакуации были маломасштабны и недостаточны. К 1.02.1916г. было эвакуировано всего 427 предприятий, преимущественно из Риги, а также из других районов Прибалтики и губерний бывшего царства Польского. Из них только 70 предприятий '(25%) начали работать на новых местах, а остальные или восстанавливались, или находились в пути. Частная собственность на средства производства и конкурентная борьба создавали непреодолимые барьеры для быстрого восстановления и использования эвакуированных предприятий для наращивания военной мощи.
Итоги. Эвакуация предприятий не дала существенного эффекта в деле улучшения снабжения армии и обеспечения работы всей экономики.
Топливная база
В войну потребление промышленностью нефти, дров и торфа увеличилось, но за каменным углем осталось значение основного вида топлива.
Добыча угля в 1914 резко снизилась: потеря Домбровского бассейна (400 млн.п.), прекращение импорта Англия - Петроград (500 млн.п). Но в 1914 кризиса не было, лишь с ноября 1915 острая нехватка угля создала крайне тяжелое положение промышленности. Транспортный недовоз из главной базы - Донбасса создал в 1916 дефицит затребованного угля: Петроградский район - 20%, Одесский - 50%, Волжский - 24%, Ростовский - 29%, Урал - 43%, Московский - 6%, Харьковский - 7%.
Тяжелое положение вынудило правительство образовать (весной 1915) при МПС Регулирущий комитет по топливу и наметить мероприятия: 1) прекращение подачи угля частному рынку и подача его только для флота, железных дорог, оборонных заводов, главнейших нужд городов (1-я очередь-заводы, вырабатывающие снаряды и ВВ; 2-я - казенные заводы военного и морского ведомств; 3-я - ж-д и прочие оборонные заводы; 4-я - интендантские заводы, мельницы, строительные военные и ж-д заводы, нужды городов); 2) приобретение для ж-д не проданного копями угля; 3) перевод части ж-д на дрова и нефть; 4) перевод части заводов на дрова, нефть и антрацит; 5) контроль требований на уголь военным ведомством и МПС; 6) облегчение техн. условий приемки угля; 7) контроль своевременности перевозки; 8) организация подвоза угля водой (по Волге и Днепру из Донбасса, английского Северной Двиной из Архангельска, по Каме с Урала).
Добыча нефти. России всю войну не росла. Отпал экспорт нефти. Рост цен на нефть в 1915 отставал от цен на другие товары. Заводам было выгоден переход на нефтетопливо, подвозимое по Волге и Оке в Центр. Нефтедобыча в войну - 9 млн.т (как до войны). Новое бурение едва велось. Прибыльнее было вкладывать капиталы в производство вооружений и боеприпасов, а не в капитальные затраты, замедленного эффекта. Когда, в феврале 1916г., Особое совещание по топливу установило цены в 47 коп. за пуд нефти, то Нобель, выступая на заседании ЦВПК, отметил, что вздорожание оборудования и рост зарплаты заставляют снижать производство.
Особые Совещания по топливу распределяли топливо между потребителями, устанавливали секвестр (запрещение и ограничение государственной властйГна пользование или распоряжение имуществом), реквизиции топлива (принудительный выкуп по фиксированным ценам).
Итоги и выводы. Топливный голод не был преодолен.
Транспорт
Особые Совещания по перевозкам устанавливали порядок принудительного пользования транспортом и помещениями в государственных и общественных целях. Положение на транспорте характеризовалось следующим.
1. Изменение грузооборота: 1). новые потребители транспорта: армия и флот, работающая на оборону промышленность, эвакуация: 2). выпадение экспорта-импорта и появление его в новых направлениях. Возникло несоответствие между провозной и пропускной способностью транспорта и потребностями перевозок (фронта, экономики).
2. Пути борьбы, которая велась за устранение диспропорции:
а) усиление пропускной способности - перекомандировки тягловых средств на затрудненные направления и узлы;
б) усиление провозной способности- новое строительство подвижного состава на заводах России и за границей; форсирование эксплуатационных и технических измерителей работы подвижного состава;
в) передача части грузов на другие виды транспорта;
г) заблаговременное составление планов перевозок для сжатия потребностей в них и регулирования перевозок созданного грузопотока.
3). Результаты: а) наиболее усилилась пропускная способность железных дорог: до 100% фронту и 50% тылу (3 года вложено 1,5 млрд.р); б), усиление провозной способности решено слабо т.к. паровозе- и вагоностроение не покрывало расхода подвижного состава; в). форсирование измерителей утилизации подвижного состава не улучшило его ремонт; г), планирование перевозок охватило лишь 30% всех перевозок в 1916.
4). Общие технические причины развала ж-д транспорта: усиленное использование без возмещения ремонтом; перестройка всей промышленности для оборонных нужд; плохой топливный режим; плохие условия эксплуатации ж-дорог, вследствие ухода опытного персонала и др.
5). Водный транспорт был не готов к перевозкам в период войны.
6). Весь транспорт не готов к двойной работе для фронта и тыла.
7). Мероприятия по использованию транспорта возникали стихийно. Плановое регулирование применить на нужном уровне не удалось.
16.11.1916 г. правительство передало в распоряжение МПС отнятые у прежних владельцев Выксунские заводы. В казенное управление перешли крупные изготовители подвижного состава - Путиловский и Невский заводы
Итоги и выводы. Транспорт усугублял трудности всей экономики.
Трудовые ресурсы
Сразу по мобилизации стала наблюдаться нехватка рабочих во всех отраслях экономики, срочно требовалось принимать меры для улучшения положения дел с трудовыми ресурсами в экономике.
У промышленников было 2 мнения: 1). освободить рабочих от мобилизации; 2}. милитаризация рабочих - призыв по мобилизации и направление на заводы на положении военнослужащих (Гужон).
Возвращение из армии ранее мобилизованных рабочих реально осуществить не удалось: возвратилось чуть более 2 тыс. чел.
Основные 3 источника пополнения рабочей силы: 1) женщины и дети; 2) военнопленные; 3) китайцы из Маньчжурии.
Число женщин и детей:
металлургическая промышленность в 1916 г. - 30%;
из 136 рабочих в Донбассе в марте 1916 г. - 12%.
Число военнопленных:
на шахтах Донбасса в конце 1916 г. - 70 тыс.;
на добыче торфа, железных рудниках, металлургических заводах в 1916 г. (металлургия Урала - 50 тыс., добыча торфа - 10 тыс., металлургия Юга - 49 тыс.);
вся горная промышленность - 180 тыс.;
металлургические предприятия Петрограда и Москвы - 15 тыс.
Число китайцев:
в 1913 г. - 17 тыс.;
металлургия в 1916 г. - 70 тыс., из них: Урал - 10 тыс., Южный район - 1100 чел.
15.03.1916 г. Совет Министров принял постановление о применении в империи "труда рабочих желтой расы". В Харбине создана посредническая контора по доставке китайских рабочих до Самары. Их труд обходился по 80 коп. в день (с питанием и помещением). Месяц был - 28 рабочих дней.
Для комплектования предприятий были созданы биржи труда. На 5.03.1916 г. в россии из 400 бирж труда было в Москве - 13%.
Рабочий день увеличивался до 10-12 часов. Зарплата - примерно та-же. Стоимость жизни возросла на 25-40%.
В 1917 на войну в России работало 76% промышленных рабочих (Франция - 57%, Англия - 46%, Италия - 64%, США - 31,6%, Германия - 58%).
Итоги и выводы. Необходим был довоенный расчет трудоресурсов.
Сельское хозяйство. Крестьяне ушли в армию. Возникли массы беженцев в города. Транспорт слаб. Необходима была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. По действующему законода-тельству таксы на сырье и продовольствие могли устанавливаться городскими управами, поскольку производство находилось в частных руках, государство не могло регулировать рынок методом "товарных инвентариза-ций". У него не было ни запасов продовольствия, ни разветвленного аппарата, поэтому оставался лишь метод репрессии, "административно-командный ".
При таксировке цены устанавливались государством не на основе себестоимости продукции, а с учетом рыночных цен. Фиксированные цены устанавливались в местных пределах и способствовали деформированию рынка
Указом в феврале 1915 командующим войсками предоставлялось право: запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры реквизиции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам).
Твердые цены устанавливались Особыми Совещаниями и в отличие от такс вводились законодательным путем и во всероссийском масштабе. Ограничивались сделки с некоторыми товарами. Запрещался, например, залог хлеба, который подвергался нормированному распределению.
В мае 1916 г. создается Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили: требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономические органы.
Постановление Министра Земледелия от 8 июня 1916 г. N 39 "Об установлении предельных твердых цен на заготовляемое для армии коровье масло в губерниях Томской, Тобольской, Оренбургской и др."
В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными Особых Совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производится в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки, карточки лимитировались.
Итоги и выводы. Силы с/х были переоценены, запасы не созданы.
МЕРОПРИЯТИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
"Этот переворот,- говорил Гучков на собрании ВПК в марте 1917г,-был подготовлен не теми, кто его сделал, а теми против кого он был направлен. Заговорщиками были не мы, русское общество и русский народ, заговорщиками были представители самой власти... Почетным членом нашей революции мы могли бы избрать Протопопова." Д.Ллойд Джорж говорил тогда: "Царь, сам того не сознавая, был главой заговора..."
Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в марте 1917 г. в постановлении "Об обеспечении снабжением государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны металла/т и топливом". В мае 1917 г. при Особом Совещании по топливу учреждаются правительственные инспекторы. Особые Совещания продолжали свою деятельность. (Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, использовались позднее Советской властью в период "главкизма").
Также в марте 1917 г. принято постановление Временного правительства "об учреждении общегосударственного Продовольственного комитета", действующего в целях "выработки общегосударственного продовольственного плана, руководящих принципов и общих мер по продовольственному делу" под руководством министра земледелия. Чуть позже было издано постановление "о передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах", вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Они вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, / "за вычетом продовольственных нужд владельца" и разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба воспрещался.
Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали специальные гужевые перевозки. (Их опыт использовался продотрядами в период "военного коммунизма").
В марте 1917 г. принято постановление Временного правительства "Об установлении принудительного порядка на перевозочные средства", вводившее.транспортную повинность для государственных и общественных нужд.
В марте 1917 г. принято постановление Временного правительства "Об образовании Особого временного комитета по делам о частных железных дорогах" (члены: из ЦВПК, Земгора, Вольного экономическ.общества.) Комитет рассматривал дела о передаче частных железных дорог государству.
В мае 1917 г. было приняты положения "О Совете по вопросам развития производительных сил страны", "О Заготовительном комитете при Министерстве торговли и промышленности". Целями Совета были: обсуждение основных начал экономической политики и изыскания общих мер содействия развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, а также внутренней и внешней торговли. В работе Совета участвовали представители Министерства торговли и промышленности, земледелия, МПС, финансов, МИД, военного, морского, просвещения, Государственного контроля, а также ученые, кооператоры, представители земств и ВПК. Цели Заготовительного комитета: содействие правильному и успешному развитию промышленности путем установления единства и планомерности в деле массовых заготовок как внутри страны, так и за границей - сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, необходимых для удовлетворения потребностей ведомств, земских, городских и прочих организаций, а также промышленных и торговых организаций. Компетенция Заготовительного комитета: изучение потребностей в сырье и степени их удовлетворенности на внутреннем рынке; подготовка планов распределения внутренних заказов между предприятиями; выяснение нормальных цен по внутренним заказам; подготовка типовых договоров на заготовки; рассмотрение предложений ведомств о государственных импортных закупках и заказах; разработка мер по объединению и удешевлению заграничных заказов.
В июне 1917 г. принято положение "О Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве".
В начале июля 1917 г. было принято положение "О Министерстве продовольствия". Его компетенция: снабжение армии и населения продовольствием; содействие производству продовольствия по согласованию с Министерством земледелия; регулирование производства и потребления, а также покупных цен на продукты и предметы первой необходимости. Экономическому отделу Министерства продовольствия поручалось изучить вопросы производства, обмена и потребления, а также "выработать основания для нормальных цен, установления такс и нормирования распределения". (Опыт работы Минпродовольствия использован НК продовольствия 1918-20)
В июле 1917 вновь была разрешена продажа земли, но вывозить некоторые продтовары за пределы района, где они производились запрещалось.
В августе 1917 г. была введена госмонополия на уголь Донбасса.
1.09.1917 г. Россия провозглашена республикой.
Подвопрос 1.3. "ИТОГИ И ВЫВОДЫ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ"
ИТОГИ.
При населении в 180,6 млн.ч. и ВС мирного времени в 1,4 млн.ч. Россия с началом первой мировой войны мобилизовала 5,3 млн.ч, а к 1917 г. довела ВС до 7,0 млн. ч., мобилизовав всего 15,8 млн. ч. (8,7% нас.). Убито -2,3 млн.ч., в т.ч. 72 тыс. офицеров (14,6% численности).
В России, "как и везде, полководцы для войны считали прежде всего необходимым готовить сильную и боеспособную армию. В этом до мировой войны нигде двух мнений не было. Всюду старались армию наилучшим образом вооружить, снабдить и подготовить необходимые для нее запаси. " (Б.Шапошников). В мирное время усиленно заботились о бесперебойном питании армии в случае войны патронами и снарядами. Все генеральные штабы ошиблись в расчетах необходимых норм боевых запасов. Снарядный и патронный голод являл собой пример того, как необходимо правильно определить характер будущей войны и в зависимости от него установить нормы нужных боевых запасов и порядок их пополнения.
Оценка проделанных мероприятий: 1.Удалось повысить производительность оружейных заводов, но не до уровня потребностей армии. 2. Не удалось эффективно наладить работу добывающих и металлообрабатывающих предприятий. 3. Снабжение топливом и продовольствием было неудовлетворительным, из-за отдаленности, транспорта, спекуляции. 4. Централизация и норморегулирование были недостаточны. 5. Эвакуация неэффективна.
ВЫВОДЫ.
Мировая война с очевидностью показала, что удовлетворить потребности армии в патронах и снарядах одной военной промышленностью невозможно, необходима мобилизация гражданской промышленности. Что касается мобилизационных запасов, то они должны быть расчитаны в таком размере, чтобы обеспечить армию до того времени, когда мобилизованная гражданская и военная промышленность заработает полным ходом, давая армии регулярный приток боеприпасов. Все идеи военного руководства должны быть... реальными.
Расчет на силы одной военной промышленности для питания войны было присуще всем генеральным штабам и военным управлениям перед мировой войной. Б.М.Шапошников:"... такой способ питания войны обеспечивает лишь на 10-15% ее нужды, а остальное должно быть перенесено на гражданскую промышленность, мобилизующуюся с первых дней войны. "
"До мировой войны ответственным за подготовку к войне по военному законодательству считались генштаб и военное министерство. Ни на какие государственные органы эта ответственность не распространялась, если не считать соответствующего обеспечения правильного хода мобилизации в смысле поставки людей, лошадей и повозок, за что было ответственно МВД с его органами, и соответствующего накопления денежных средств финорганами государства. Экономическая подготовка сводилась к работе снабжающих органов военного ведомства, к усилению деятельности военных заводов и предприятий." Военные планы выражаются в военном бюджете.
Б.М.Шапошников: "...разгром живой силы... не знаменует в наши дни еще окончательной победы... советуем быть готовыми к длительному и интенсивному напряжению в будущей войне."
Необходимо: 1. Для снабжения армии в военное время недостаточно мощностей только казенных заводов, необходим расчет других предприятий по переводу на военное производство, независимо от Форм собственности. 2. Создание чрезвычайных государственных органов с чрезвычайными полномочиями. 3. Учет взаимозависимости: военное производство -металлургическое производство - добыча руд и сырья – топливо - транспорт - трудовые ресурсы - сельское хозяйство - пищевая промышленность – торговля - и другие, а также изменения пропорций. 4. Приостановка действия основных законов рыночной экономики. 5.Недопущение половинчатости мер, негативно влияющих на результат. 6. Транспорт при мобилизации должен учесть задачи не только по перевозке сил и средств армии, но и материалов экономики.
Й учебный вопрос
"ОПЫТ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ СОВЕТОВ
ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ
Подвопрос 2.1. "ГОТОВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ СОВЕТОВ К МОБИЛИЗАЦИОННОМУ РАЗВЕРТЫВАНИЮ В ГРАВДАНСКУЮ ВОЙНУ"
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА.
8.11.1917г. Принятие II Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов Декрета о мире. 9.11.1917г. Обращение Советского правительства по радио к воюющим державам с предложением мира. 14-23.11.1917г. Секретное совещание представителей Антанты в Яссах, обсуждавшее вопрос о возможности использования чехословацкого корпуса в вооруженной борьбе против Советской власти в России. 21.11.1917г. Нота Советского правительства правительствам Антанты с предложением заключить перемирие и начать переговоры о мире. 28.11.1917г. обращение СНК к народам воюющих стран с предложением присоединиться к переговорам о перемирии. 04.12.1917г. Заключение договора на Западном фронте о перемирии между русскими и германскими армиями. 05.12.1917г. Предварительное соглашение между Советской Россией и странами австро-германского блока о приостановке военных действий на 10 дней. 08.12.1917г. Вторжение во Владивосток крейсера США "Бруклин". 15.12.1917г. В Бресте делегации Советской России и стран австро-германского блока заключили перемирие на срок с 17.12.1917г. по 14.01.1918г. 22.12.1917г. Начало переговоров в Бресте между делегациями Советской России и стран авс-тро- германского блока. 23.12.1917г. Заключение тайной конвенции Англии и Франции о разделе сфер влияния в России. 30.12.1917г. Обращение Советского правительства к народам и правительствам стран Антанты с предложением принять участие в переговорах о мире.
21.01.1918г. Наступление против Каледина и Корнилова. 31.01.1918г. Разгром Дутова. 03.02.1918г. Декрет ВЦИК об аннулировании государственных займов царского и Временного буржуазного правительств. 12.02.1918г. Нарушение Турцией перемирия и ее наступление на Кавказском фронте. 18.02.1918г. Наступление австро-германского блока. 03.03.1918г. Брестский мир. 09.03.1918г. Высадка английского десанта в Мурманске. Начало интервенции на севере России. 18.03.1918г. Вход французского крейсера "Адмирал Об" в Мурманск. 05.04.1918г.
Высадка японских и английских войск во Владивостоке. 08.05.1918г. Занятие немецкими войсками Ростова-на-Дону. 25.05.1918г. Мятеж чехословацкого корпуса. (Захват центров Поволжья, Урала, Сибири). 03.06.1918г. Конференция военных представителей Антанты в Париже, принявшая решение о расширении интервенции на севере России. 02.08.1918г. Захват интервентами Архангельска. 04.08.1918г. Захват Баку английскими интервентами. 13.11.1918г. ВЦИК аннулировал Брест-Литовский мир. 17.11.1918г. Решение штаба главного командования армиями Антанты об оказании немедленной помощи оружием, боеприпасами и деньгами армиям Деникина и Краснова. 25.11.1918 г. Вторжение англо-французской эскадры в Севастополь. 27.11.1918 г. Вторжение англо-французской эскадры в Одессу.
Поражение австро-германского блока облегчало Антанте борьбу против Советской России.
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ. Экономикой руководил - ВСНХ. 9.12.1917г. СНК в обращении "Ко всем товарищам рабочим в России" объявил демобилизацию промышленности. Но ее пришлось остановить.
Рост РККА требовал все больше вооружения. Летом 1918 г. запасы составляли: орудий - около 3 тыс., пулеметов - свыше 10 тыс., винтовок -1,3 млн., патронов - около 800 млн. шт. Этого было мало. Из 5402 заводов, которые выполняли военные заказы, на оккупированной территории оказалось около 3500. В значительной степени была обескровлена промышленность Петрограда, которая давали в первую мировую войну 80% всей военной продукции. Многие военные заводы Петрограда и других городов были еще при весеннем германском наступлении подготовлены к эвакуации или частично вывезены в глубь страны. Ряд освобожденных предприятий был разрушен белогвардейцами и интервентами. Из больших государственных заводов, изготовлявших патроны, Луганский и Симбирский были захвачены интервентами, Петроградский завод прекратил производство ввиду эвакуации. Единственным в это время источником снабжения РККА патронами оставался Тульский патронный завод.
Производительность работающих военных заводов из-за недостатка топлива, сырья, ухода многих рабочих в РККА, продотряды и отлива в деревню части рабочих, не выдержавших трудностей голодного времени, была невысокой, значительно ниже уровня 1917 г. Резко снизил к лету 1918 г. военное производство Путиловский завод в Петрограде. Тульский оружейный завод в июле 1917 г.произвел 40500 винтовок, а в июле 1918 г. -лишь 8350, Ижевский соответственно - 46800 и 15200. Во второй половине 1918 г. винтовки делали только на Тульском заводе, т.к. другие оружейные заводы - Ижевский и Боткинский - с августа 1918 г. находились на территории занятой Колчаком, а Сестрорецкий находился в эвакуации.
Добывающая, металлургическая промышленность и транспорт не способствовали организации военного производства. Противником было заняты районы дававшие: 90% угля, 85% железной руды, 75% чугуна и стали. От Урала со 150 домнами остались лишь 13-15 заводов. Из-за оккупации Баку быстро иссякали запасы нефти, приходилось переходить на дрова.
На транспорте росло количество "больных" вагонов и паровозов. В сельском хозяйстве осуществлялась опора на крестьян-бедняков, а затем середняка. С 1.10.1918 г. по 1.05.1919 г. в деревню было отправлено 82588 плугов, 14327 борон, 5630 сеялок, сенокосилок, молотилок и хлебоуборочных машин, 478903 косы и серпа, 2721 зерноочист.машин и др.
ВОЕННО-ДОКТРИНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Официальной военной доктрины Республики Советов принято не было. Взгляды на войну формировались как на одну из форм классовой борьбы. О возможности войны В.Ленин говорил перед революцией, и, борясь за мир, Советское правительство учитывало ее вероятность, хотя и надеялось на мировую революцию и солидарность. С началом войны велась активная пропаганда справедливого характера войны.(21.02.1918 - Декрет-воззвание). Главной задачей определялась защита социалистического Отечества.
Она могла быть решена только при.(Противника, что придавало неизбежно ожесточенный классовый характер, решительные цели, предельное напряжение всех материальных и духовных сил рабочих и крестьян для обороны.
По словам Ленина, гражданская война "..отличается от обыкновенной войны неизмеримо большей сложностью, неопределенностью и неопределимостью состава борющихся - в силу перехода из одного лагеря в другой..." Поэтому стратегическое планирование вооруженной борьбы являлось сложным. Главным противником считались силы держав Антанты и контрреволюции, в зависимости от их главного удара сосредотачивались свои силы и средства. Реальным было одновременное ведение войны в кольце фронтов, при котором важно определение какие группировки врага и в какой последовательности разгромить, какую форму борьбы избрать.
Научный анализ соотношения сил воюющих сторон являлся исходным в определении возможных ситуаций в ходе войны, предвидении и предупреждении наиболее вероятных действий противника. Важным принципом советской стратегии было массирование сил и средств на главном направлении.
Разрабатывалась и была решена проблема создания и использования пополнений введением всеобщего военного обучения трудящихся.
Советская военная стратегия исходила из того, что вся деятельность вооруженных сил в каждый момент зависит от состояния экономики и работы промышленности. Поэтому стратегические планы на каждом этапе войны разрабатывались с учетом возможностей экономики страны. Для мобилизации всех сил и средств Республики Советов в интересах обороны и централизации руководства было решено превратить страну в единый военный лагерь. Это позволили впервые в истории добиться полного единения фронта и тыла, направления всех усилий на достижение победы в войне.
Основная роль отводилась Сухопутным войскам, на континентальном ТВД. Наряду со стратегическим наступлением и контрнаступлением, велась стратегическая оборона, а иногда и стратегическое отступление.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА.
Конституция (Основной Закон) РСФСР. Утверждена V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г.: " ст.1. Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Вся власть в центре и на жестах принадлежит этим Советам."
21.03.1918г. Пост.СНК "Об утверждении А.Л.Квяковского комиссаром для покупки и реквизиции бензина, нефти и т.д."
23.03.1918г. 1). Декрет СНК "О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности". 2). Постановление СНК "О постройке узкоколейных продовольственных железных дорог для обеспечения Москвы хлебом".
25.03.1918г. Постановление СНК "О поручении Народному комиссару путей сообщения послать уполномоченного для наблюдения за разгрузкой станций Курск и Орел".
2.04.1918г. Декрет СНК "О продовольственных железных дорогах".
10.04.1918г. Постановление СНК "Об отпуске средств Волжскому торговому флоту".
11.04.1918г. Декрет СНК "О потребительских кооперативных организациях".
12.04.1918г. Постановление СНК по докладу Я.М.Свердлова "Об ассигновании 100 млн.руб. Петроградскому Совету на борьбу с безработицей и на организацию общественных работ".
19.04.1918г. Декрет СНК "Об учреждении Всероссийской эвакуационной комиссии".
20.04.1918г. Положение "Об организации Главного торфяного комитета отдела топлива ВСНХ".
23.04.1918г. Положение "О комиссии по смешанным железнодорож-но-водным перевозкам".
24.04.1918г. Декрет СНК "О снабжении сельского хозяйства орудиями производства и металлами".
26.04.1918г. Декрет СНК "О повышении железнодорожных тарифов". 2.05.1918г. Декрет СНК "О переходе отдела по организации посевной площади Народного комиссариата продовольствия в ведение Народного комиссариата земледелия".
Декрет "О национализации сахарной промышленности".
8.05.1918г. ^^Постановление по докладу А.Д.Цюрупы "О продовольственном положении". 2). Декрет СНК "О взяточничестве".
9.05.1918г. Декрет СНК "О Комитете государственных сооружений ВСНХ&q