Подвопрос 3.1. "ГОТОВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ СССР К МОБИЛИЗАЦИОННОМУ РАЗВЕРТЫВАНИЮ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ"
ВОЕННО-ДОКТРИНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
В начале 40-х годов советская военная доктрина четко определяла, что СССР не нуждается в расширении своей территории, однако все, что принадлежит народу, создано его руками, он будет защищать со всей решимостью. В соответствии с этим настойчиво, целенаправленно повышалась боеспособность ВС СССР, проводилась их модернизация, оснащение новым оружием, подготовка военных кадров, все военное строительство в стране, обучение и воспитание войск, их боевая и оперативная подготовка.
Предусматривалась возможность войны между СССР и коалицией империалистических государств, которая неизбежно примет ожесточенный клас совый характер, будет преследовать решительные цели, потребует предельного напряжения всех материальных и духовных сил народа для достижения победы. Главным противником считался блок фашистских держав во главе с Германией, стремившейся к мировому господству. Имелась в виду возможность одновременного ведения войны с Японией, т.е. на два фронта при сосредоточении главных сил на западно-европейском театре войны.
Военная доктрина не исключала и того, что СССР будет сражаться против агрессоров вместе с народами стран, отстаивавших свою национальную независимость, и война будет коалиционной.
Основная роль отводилась Сухопутным войскам, на континентальном театре военных действий. Роль ВМФ ставилась двояко: содействие Сухопутным войскам на приморских направлениях и проведение самостоятельных ч морских операций. Наряду со стратегическим наступлением допускалась возможность ведения стратегической обороны, как временного и вынужденного вида военных действий, что и определило недостаточную степень теоретических и практических проработок вопросов ее подготовки и ведения
Советская военная доктрина отводила большую роль стратегическим резервам, позволяющих Верховному главнокомандованию активно влиять на ход и исход как отдельных операций, так и войны в целом.
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.
До войны экономика СССР базировалась на плановом управлении. Шла борьба за экономическую независимость. Созданы тракторная. автомобиль ная. авиационная отрасли, приборостроение. Повысилась роль Госплана. В 1937г объем промпроизводства СССР был на 2 месте в мире. Темпы роста: оборонпрома - 39%, другие отрасли - лишь 13,2%. На территории охваченной планом "Барбаросса" было 75% военной промышленности СССР.
Геологоразведочные работы до войны открыли и подготовили к освоению многочисленные месторождения угля, нефти, железной и марганцевой руд, цветных металлов и других полезных ископаемых, обеспечивших развитие тяжелой индустрии. На востоке страны было 64% месторождений угля, 34% нефти (включая Волго-Уральский нефтеносный бассейн,или "Второе Баку", Эмбинский район, месторождения Средней Азии), 10% железной руды (главным образом на Урале), около 50% запасов цветных металлов.
Вторая металлургическая база страны (после Украины) была создана на запасах железных руд Урала и каменного угля юго-запада Сибири (Кузбасс). Предприятия-дублеры строились в оборонной промышленности.
Оснащение новой техникой предприятий позволило увеличить производительность труда в промышленности в 24 раза. Увеличение темпов развития оборонной промышленности было больше, чем в других отраслях (39% против 13,2%). Создание современного оружия с 1937 г. производилось по Плану НИОКР. Разработка новых образцов и модернизация перспективных действующих систем шла в крупных опытных цехах и КБ.
Добыча топлива до войны по углю достигла 165,9 млн.т и по районам была следующей: Донецкий - 56,8%, Кузнецкий - 5,6%, Уральские - 7,2%, Подмосковный - 6,1%, Карагандинские - 3,8%, Печорский - 0,2%, Дальний Восток - 4,3%. Уровень механизации добычи был 95,7%, транспортировка была механизирована на 90,4%. Нефтедобыча в 1940 была 31,1 млн.т (10% от мировой), а по районам: Азербайджан - 71,4%, Северный Кавказ (Грозный, Краснодар) - 14,8%, Урало-Поволжье - 5,9%, Средняя Азия и Казахстан - 4,7%. Электроэнергии производилось 48,6 млрд.кВт-ч.
Основной транспорт: ж-д, авто-, воздушный, морской, речной.
Сельское хозяйство увеличило материально-техн. базу и объем продукции растениеводства и животноводства. Особый рост на Востоке СССР. И.Сталин поставил хлеб и хлопок по их стратегическому значению рядом с металлом. Государственных резервы и мобилизационные запасы с 1940 по июль 1941 увеличились в 2 раза. Бюджет обороны рос.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА.
1932 г. Закон СССР. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности".
31.01.1938 г. Постановление ЦК ВКП(б) "О создании военно-промышленной комиссии". Из текста: "1. Создать при Комитете обороны вместо существующей комиссии по мобилизации промышленности постоянную Военно-промышленную комиссию с задачей мобилизации и подготовки промышленности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения исполнения планов и заданий Комитета обороны по производству и поставке РККА и Наркомфлоту средств вооружения..."
10.02.1940 г. Указ Пр.ВС СССР "О запрещении продажи, обмена и отпуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за незаконные эти действия".
26.06.1940 г. Указ Пр.ВС СССР "О переходе на 8-часовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений".
Август 1940 г. Постановление СНК СССР "О плане накопления государственных резервов и мобилизационных запасов на 1940 г."
Октябрь 1940 г. Указ Пр.ВС СССР "О государственных трудовых резервах СССР".
ПРЕДВОЕННЫЕ ПЛАНЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
Документ Генерального штаба "Соображения об основах стратегического развертывания Вооруженных Сил на Западе и на Востоке на 1940-1941 гг." определял задачи упорной обороны на рубежах государственной границы: на базе полевых укреплений не допустить вторжения противника на советскую землю, обеспечить время для отмобилизования и затем мощными контрударами отразить наступление противника, перенеся боевые действия на его территорию.
Реально осознавая угрозу стране и важность овладения стратегической инициативой в начальный период неизбежной войны Генеральный штаб стал разрабатывать варианты разгрома основных сил потенциального агрессора. 15 мая 1941 г. начальник Генерального штаба генерал армии Г.К.Жуков направил Сталину написанную от руки записку:
"Председателю Совета Народных Комиссаров.
Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза.
Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной с развернутыми тылами, она имеет возможность упредить нас в развертывании и нанести внезапный удар. Чтобы предотвратить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий германскому командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие родов войск... "
Подробно объясняет обстановку Г.К.Жуков в знаменитых мемуарах "Воспоминания и размышления".
"Сейчас некоторые авторы военных мемуаров утверждают, что перед войной, у нас не было мобилизационных планов вооруженных сил и планов оперативно-стратегического развертывания. (Еременко А.И.)
В действительности и мобилизационный план, и оперативный план в Генеральном штабе,конечно, были. Разработка и корректировка их не прекращались никогда. После переработки они немедленно докладывались руководству страны и по утверждении сразу доводились до военных округов. Еще осенью 1940 года ранее существовавший оперативный план был
«План Розенберга» |
основательно переработан в связи с новыми политическими и военными задачами. Как известно, к этому времени наша северо-западная и западная государственная граница была передвинута вперед до 300 километров. Возникла проблема: за короткий срок переработать планы обороны страны на новых границах. Но при решении этих важнейших задач были допущены серьезные стратегические ошибки.
В чем суть этих ошибок?
Наиболее опасным стратегическим направлением считалось юго-западное направление - Украина, а не западное - Белоруссия.
При переработке оперативного плана весной 1941 года (февраль-апрель) этот просчет в определении важности стратегических направлений не был исправлен.
Последний вариант мобилизационного плана вооруженных сил (организационно-материальные вопросы) был утвержден в феврале 1941 и получил наименование МП-41. Его передали округам с указанием внести коррективы в старые мобпланы к 1 мая 1941 года."
"В марте 1941 года Генеральный штаб закончил разработку мобилизационного плана промышленности по производству военной продукции на случай войны. Этот план был мною и заместителем начальника Генерального штаба генералом В.Д.Соколовским доложен председателю Комитета обороны при СНК СССР К.Е.Ворошилову.
Время шло, а решения по представленному мобплану не принималось, и тогда мы были вынуждены доложить лично И.В.Сталину об отсутствии промышленного мобилизационного плана. Было ясно, что наша промышленность, не подготовленная заранее к переводу производства по мобилизационному плану на нужды войны, быстро перестроиться не сможет.
Проект мобплана было поручено рассмотреть Н.А.Вознесенскому с большой группой руководителей наркоматов и Госплана. В Госплане у Н.А.Вознесенского представители наркоматов собирались не раз. Много говорили, спорили, доказывали, но настало лето, мобилизационный план по военной продукции так и остался неутвержденным.
И только тогда, когда грянула война, все стало делаться наспех, распорядительным порядком, зачастую неорганизованно и в ущерб одно другому.
Особый доклад был подготовлен Генштабом и послан в ЦК и в Совнарком о боеприпасах. Доклад был полностью посвящен обеспеченности артиллерии. Мы говорили о чрезвычайно остром положении с артиллерийскими снарядами и минами. Особенно плохо было с боезапасами для новейших артиллерийских систем.
И.В.Сталин дал поручение Г.М.Маленкову и председателю Госплана Н.А.Вознесенскому рассмотреть наш доклад и вместе с Наркоматом обороны доложить, что в действительности нужно и можно сделать.
Н. А. Вознесенский и другие товарищи нашли наши требования слишком завышенными и доложили И.В.Сталину, что заявку на 1941 год следует удовлетворить максимум на 20%. Эти предложения И.В.Сталин утвердил и сказал, что большего в 1941 году из-за отсутствия пороха и стали мы сделать не сможем.
Однако после повторных настойчивых докладов И.В.Сталин распорядился издать специальное постановление о производстве значительно большего количества боеприпасов во второй половине 1941 - начале 1942 года".
Подвопрос 3.2. " МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ СССР В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ"
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ. Государственный Комитет Обороны (ГКО)- чрезвычайный высший орган государственной власти в СССР. Создан 30.06. по примеру Совета Р.и Кр.Обороны гражданской войны. В постановлении говорилось: "Президиум ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СЕК СССР ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в 'целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшего на нашу Родину, признали необходимым создать Государственный Комитет Обороны под председательством т. Сталина И.В. В руках Государственного Комитета Обороны сосредотачивается вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны". Имелось Оперативное бюро ГКО.
В своей деятельности ГКО опирался на аппарат СНК, уполномоченных ГКО, местные городские Комитеты обороны (в Севастополе, Сталинграде, Туле, Киеве, Астрахани, Иваново, Мурманске и др.). Уполномоченные ГКО, для оперативного решения вопросов, назначались из числа партийных работников, руководителей промышленности, крупных ученых и др. Более 60 городских Комитетов обороны были созданы в прифронтовых районах. Там где были городские Комитеты обороны, деятельность исполкомов Советов депутатов трудящихся прекращалась.
В начале войны усилия ГКО были направлены на превращение страны в единый военный лагерь. В соответствии с этой задачей ГКО занимался главным образом вопросами строительства Вооруженных Сил, перевода промышленности и транспорта на военные рельсы, устанавливал контрольные цифры и сроки изготовления вооружения, боеприпасов и т.д., руководил эвакуацией предприятий и учреждений из угрожаемых районов в глубь страны, организацией обороны отдельных городов и районов (Москва, Ленинград и др.). Был выдвинут лозунг "Все для фронта, все для победы!" В 1942 г. центр деятельности ГКО переносится на развитие военной экономики, в частности топливной и металлургической базы в связи с потерей важнейших промышленных районов Юга. Функции строительства Вооруженных Сил и стратегического руководства все больше переходили к Ставке ВГК. С 1943 г. одним из важнейших участков деятельности ГКО становится борьба за быстрейшее восстановление экономики на освобожденных территориях. 4.09.1945г. Президиум ВС СССР упразднил ГКО.
Совет по эвакуации создан 24.06.1941 г. 3 постановлении говорилось: "Для руководства эвакуацией населения, учреждений
военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановляют: 1. Создать Совет по эвакуации... 2. Обязать Совет немедленно приступить к работе. 3. Установить, что решения Совета по эвакуации подписываются его председателем и являются обязательными". Председатель - Н.Шверник. Группу инспекторов по контролю за перебазированием предприятий возглавил А.Косыгин. Совет по эвакуации имел институт своих уполномоченных, бюро и комитетов по эвакуации, созданных при наркоматах и ведомствах. В наркоматах, республиках и областях, оказавшихся под угрозой нашествия были созданы комиссии по эвакуации. Порядок эвакуации был определен СНК СССР от 26.06., 2.07. и 5.07.1941 г. Совет по эвакуации определял сроки, порядок эвакуации предприятий, материальных ценностей, пункты их перемещения. Уполномоченные Совета по эвакуации имелись во всех наркоматах, в районах эвакуации, на крупных железнодорожных узлах.
Комитет по эвакуации запасов продовольствия, промтоваров, оборудования, холодильников, текстильных, швейных, табачных Фабрик и мыловаренных заводов создан в октябре 1941 г. в связи с большим объемом работ. Действовал в контакте с Советом по эвакуации.
Управление по эвакуации населения создано осенью 1941 г. при Совете по эвакуации. Его глава - заместитель председателя СНК РСФСР К.Д.Памфилов. Его уполномоченные имелись во всех основных районах размещения эвакуированных. На местах, при исполкомах Советов, создавались отделы.
Комитет по распределению рабочей с и-л ы создан 30.06.1941 г. при Бюро СНК СССР.
Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной армии образован СНК.
Реорганизованные органы государственной власти СССР, в т.ч. Госплан (созданы отделы вооружения, боеприпасов, судостроения, авиастроения, и танкостроения). Новые наркоматы: танковой промышленности и минометного вооружения. Образованы главные управления по снабжению отраслей экономики углем, нефтью, лесом.
Комитет по разгрузке транзитных грузов (с 1942 - Транспортный к-т).
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА. Стала формироваться с первого дня.
22.06.1941г. 1). Указ Пр.ВС СССР "О мобилизации военнообязанных по..."(14 в. округов). 2). Указ Пр.ВС СССР "Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения". 23.06. 1). Пост.СНК СССР "О работе Гражданского флота в военное время": подчинение ГВФ в оперативном отношении НКО; объявление мобилизованным всего л/с ГВФ. 2)^_ Заседание През. АН СССР и актива ученых. 24.06. 1). Пост.ЦК ВКП(б), СНК СССР "О создании Совета по эвакуации". 2). Пост.СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об увеличении выпуска грузовых автомобилей и организации производства автомобилей с передней ведущей осью (вездеходов). 26.06. Указ Пр.ВС СССР "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время". 27.06. Пост.ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об эвакуации населения, промышленных объектов и материальных ценностей из прифронтовой полосы". 29.06. Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков". 30.06. 1). Пост.Пр.ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об образовании Государственного комитета обороны"._2± Утверждение СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Мобилизационного народно-хозяйственного плана 3-го квартала 1941 г." 3.). Указ Пр. ВС СССР "Об автотракторном и гужевом транспорте, поставленном для Красной Армии". 4). СНК СССР создал Комитет по распределению рабочей силы.
1.07.1941г. Пост.СНК СССР "О расширении прав народных комиссаров в условиях военного времени". 4.07. Решение ГКО о выработке военно-хозяйственного плана обеспечения обороны страны. 10.07. ГКО создал Научно-технический совет для разработки химических проблем, связанных с обороной СССР. 18.07. 1). Пост.СНК СССР "О введении карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в Москве, Ленинграде и в отдельных городах и пригородных районах Московской и Ленинградской областей "._2Ц1ост. СНК СССР "О распространении постановления СНК СССР от 1 июля 1941г. "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени" на народных комиссаров РСФСР и УССР". 3). Пост.СНК СССР "О сдаче государству сушенных овощей и сушеного картофеля колхозами, колхозными дворами и единоличными хозяйствами по обязательным поставкам". 4). Пост.ГКО "О мероприятиях по обеспечению Красной Армии теплыми вещами на зимний период 1941/42 гг.". 20.07. Пост.СНК СССР "О плане озимого сева зерновых культур на 1941 год в колхозах Поволжья, Сибири,Урала и Казахстана". 23.07. Пост.СНК СССР "О представлении права совнаркомам республик и край(обл) исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу". 27.07. Пост.СНК СССР "О развертывании авиационной промышленности и ускоренном строительстве новых авиационных заводов".
16.08.1941г. Утверждение СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Военно-хозяйственного плана на 4-й квартал 1941 года и на 1942 год".
11.09.1941г. Постановление СНК СССР "О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени".
26.12.1941г. Указ Пр.ВС СССР "Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий".
13.02.1942г. Указ Пр.ВС СССР "О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве".
13.04.1942г. Пост.СНК и ЦК ВКП(б) "О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей".
29.09.1942г. Указ Пр.ВС СССР "О переводе на положение мобилизованных рабочих, служащих и инженерно-технических работников в близких к фронту рабочих".
23.01.1943г. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по восстановлению МТС и колхозов в районах, освобождаемых от немецко-фа-шистских оккупантов".
15.04.1943г. Указ Пр.ВС СССР "О введении военного положения на всех железных дорогах".
24.04.1943г. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей в 1943 г.".
7.08.1943г. Указ ВС СССР "Об изменении пункта "б" статьи 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г."О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве".
25.04.1944г. Решение ГКО о мобилизации для работы в Донбассе 36300 человек.
Характер документов, принимавшихся в интересах мобилизации экономики, виден из текстов нижеследующих Постановления СНК и ЦК ВКП(б) и двух основных планов, принятых в первые месяцы войны.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СНК СССР И ЦК ВКП(б)
"ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ВЫПУСКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ В ПЕРЕДНЕЙ ВЕДУЩЕЙ ОСЬЮ (ВЕЗДЕХОДОВ)" (мобилизационый план автомобильной промышленности) Принято 24.06.1941г.
1. Увеличить план производства автомобилей в 1941 г.- на 20000шт.
2. Установить до конца года поставку грузовых автомобилей: для НКО - 65600, для НКАП, НКБ, НКВД, НКВМФ и других по решению правительства - 16400 шт.
3. Обязать Наркомсредмаш (т.Малашева) освоить производство важнейших типов автомобилей повышенной проходимости:
по автозаводу им.Сталина -..., им.Молотова -...
4. Разрешить Наркомсредмашу снять с автозавода им.Молотова производство моторов М-500, обязав Наркомавиапром (т.Шахурина) организовать производство этих моторов на заводах своей системы...
МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЛАН 3-ГО КВАРТАЛА 1941 ГОДА
Принят СНК СССР и ЦК ВКП(б) 30.06.1941 г.
Основные положения:
обеспечение в короткие сроки мобилизации материальных и трудовы х
ресурсов страны на удовлетворение нужд обороны;
эвакуация из прифронтовой полосы работников предприятий, оборудования и другого ценного имущества;
увеличение на 26% заданий по производству военной продукции по сравнению с довоенным планом;
увеличение в 2 раза производства специальных видов проката;
увеличение добычи угля и нефти, выплавки стали, качественной стали, цветных металлов, производства металлорежущих станков;
перераспределение в пользу оборонных отраслей стального проката;
увеличение списка важнейших строек, особенно топливной, металлур-^ гической и химической промышленности, объектов железнодорожного транспорта, главным образом на Востоке;
первоочередное снабжение оборонных отраслей углем, электоэнерги-ей, оборудованием; направление в эти отрасли 14 новых металлорежущих станков;
снижение в интересах обеспечения армии розничного товарооборота на 12%;
введение карточной системы снабжения населения товарами и др.
ВОЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЛАН НА 4-Й КВАРТАЛ 1941 ГОДА И НА 1942 ГОД
Создан по поручению ГКО специальной комиссией Н.А.Вознесенского.
Принят СНК СССР и ЦК ВКП(б) 16.08.1941 г.
Основные положения: на 1941 год -
охват главным образом развития экономики глубинных районов -Поволжья, Сибири, Казахстана, Средней Азии;
увеличение масштабов эвакуации населения, промышленного оборудования сырья, готовой продукции, железнодорожного подвижного состава, морских и речных судов и других материальных ценностей из западных районов страны, находившихся под угрозой оккупации, в глубокий тыл;
доведение до 300 тыс. т объема буровых работ в районах нефтедобычи Поволжья, Казахской ССР и Средней Азии;
введение в эксплуатацию в восточных районах 18 угольных шахт, общей производительностью 3620 тыс. т в год;
введение в эксплуатацию новых мощностей на электростанциях Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Узбекистана в размере 298 тыс. кВт;
строительство ряда шшиностроительньо: завозов с перспективой ввода их в действие в 1942;
утверждение списка сверхлимитных ударных строек, предприятий, вводимых в эксплуатацию в 4-м квартале 1941;
ускоренный /монтаж эвакуированного оборудования;
строительство новых и расширение действующих предприятий оборонной промышленности и др.
на 1942 год -
возобновление в максимально сжатые сроки работы предприятий, перебазированных из западных районов;
увеличение производственных мощностей оборонных заводов восточных районов за счет эвакуированного оборудования;
строительство новых объектов военной промышленности и отраслей тяжелей промышленности;
приспособление многих предприятий гражданских отраслей на выпуск продукции необходимой фронту;
введение в действие 1550 эксплуатационных нефтяных скзажин, 41 угольной шахты общей мощностью 12170 тыс.т в год;
введение новых мощностей на электростанциях в размере 1088 тыс. кВт за счет монтажа эвакуированного в эти районы оборудования;
резкое увеличение выпуска металлов на предприятиях Урала и Западной Сибири, расширение действующих заводов цветной и черной металлургии;
ускоренное наращивание мощностей по производству авиационного и автомобильного бензина;
увеличение в химической промышленности производства толуола, азотной кислоты, олеума;
увеличение производства в лесной и бумажной промышленности целлюлозы для изготовления порохов, авиафанеры и др.;
подъем производства на предприятиях резиновой, текстильной отраслей;
организация новых предприятий в развитие уже имеющихся заводов по производству авиамоторов, самолетов, танковой брони, двигателей, танков, артиллерийских тягачей;
налаживание строительства в восточных районах малых военных кораблей;
изменение структуры производства, техническое перевооружение производства, совершенствование конструкций военной техники, технологических процессов, расширение поточного производства;
реконструкция и расширение основных железнодорожных узлов, станций, магистралей;
создание в восточных районах государственных резервов, з т.ч. запасов топлива, нефтепродуктов, металлов, продовольствия и промышленных товаров как текущего производства, так и путем перемещения материальных ценностей из западных районов;
обеспечение в сельском хозяйстве общей площади посевов до 62, 7 млн. га;
утверждение сверхлимитных ударных строек на 1942 и др.
Ввиду продолжавшегося ухудшения положения на фронтах приходилось существенно корректировать месячными планами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПО ОТРАСЛЯМ: Эвакуация 1-й волны.
"Эвакуация" - перебазирование основных производительных сил из прифронтовых и угрожаемых районов на Восток. Была вызвана неблагоприятной обстановкой на фронте. Она явилась важнейшим звеном в перестройке экономики на военный лад, развертывания в глубоком тылу главной военно-промышленной базы страны. Хроника принятия решений ГКО по эвакуации предприятий прифронтовой полосы следующая: 29.06.1941 г. - об авиационных заводах; 2.07.1941 г. - о броневом стане Мариупольского завода; 3.07.1941 г. - о 26 заводах Наркомата вооружения из Ленинграда и центральных районов в города Поволжья, Урала, Сибири и Средней Азии;
5.07.1941 г. - об оборудовании для производства авиаприборов из центральных областей в Западную Сибирь, об оборудовании Харьковского дизельного завода и дизельных цехов ленинградского Кировского и Харьковского тракторного завода - в Челябинск;
7.08.1941 г. - цехов металлургических заводов "Серп и молот" и "Электросталь" на Урал и т.д.
Основные нормативные акты по эвакуации: 1).Постановление ЦК ВКП(Б) и СНК СССР от 27.06.1941 г."О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества", дополненное директивой ГКО от 7.08.1941 г.: е первую очередь вывозить оборудование военных заводов, а также предприятий черной и цветной металлургии; 2).Постановление СНК СССР от 5.07.1941 г. "О порядке эвакуации населения в военное время"; 3). Положение "Об эвакуационном пункте" от 5.07.1941 г.; 4). Постановление СНК СССР "О строительстве жилых помещений для эвакуированного населения" от 13.09.1941 г.
Основное средство эвакуации - транспорт. Железнодорожный транспорт играл главную роль. В наиболее напряженное время под эвакогрузами находилось около половины вагонного парка железных дорог. За 6 месяцев 1941 г. они перевезли около 1,5 млн. вагонов эвакогрузов. Речной флот перевез 870 тыс.т груза. Эвакуацию из Ленинграда летом обеспечивали суда Северо-Западного речного пароходства.
Морской транспорт: крупные предприятия из портов Прибалтики; грузы с Кольского полуострова и Северной Калерии в Архангельск; 1100 рейсов из Одессы с сотнями тысяч человек и 250 тыс.т груза.
Воздушный транспорт. Обеспечивал зимнюю эвакуацию из Ленинграда. Лето/мобильный транспорт. Обеспечивал зимнюю эвакуацию из Ленинграда по Ладожскому озеру.
Гужевой транспорт. Трубопроводный транспорт. Пешее перемещение.
Эвакуацию из Ленинграда также обеспечивали: летом - суда Северо-Западного речного пароходства, зимой 1941 г.- воздушный транспорт и автотранспорт по Ладожскому озеру.
В первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация велась почти одновременно из областей северо-запада РСФСР, Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии, часто под вражескими бомбардировками и обстрелами. Особенно тяжело происходила она в приграничных районах, откуда из-за быстрого продвижения немецко-фашистских войск в первые дни войны не удалось вывести значительную часть материальных ценностей. Огромные усилия обеспечили спасение от врага важнейшего промышленного оборудования. Из БССР было перебазировано 109 крупных предприятий. С одного только Томсельмаша", демонтированного за 3 суток, ушло на Урал 1000 вагонов оборудования. Из Киева в тыл за 2 месяца было вывезено 197 крупных предприятий.
Размещение эвакуированных предприятий
прием, и пуск эвакуированных предприятий. Строительные организации. Особые строительно-монтажные части.
Эвакуация и размещение населения. Эвакуация детей. Эвакуация учащихся. По железным дорогам - 10,4 млн. чел. Водным транспортом - 2 млн. чел.
По постановлению СНК СССР от 13.09.1941 г. возводились строения упрощенного типа - бараки, полуземлянные постройки и даже землянки. Одновременно шло строительство типовых домов. Основная часть эвакуированных удовлетворялась жильем за счет уплотнения местного населения.
Всего во второй половине 1941 г. было перебазировано на Восток 2593 предприятия, в т.ч. - 1523 крупных (Урал - 667, Западная Сибирь -244, Восточная Сибирь - 78, Поволжье - 226, Средняя Азия и Казахстан -308). Это предприятия танковой, авиационной, моторостроительной про-мышленности, промышленности боеприпасов, вооружения, 94 металлургических, 150 машиностроительных заводов, 40 заводов электротехнической промышленности. Прибыло 30-40% рабочих, инженеров, техников. Перемещено 2,4 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. овец и коз, 0,2 млн. свиней, 0,8 млн. лошадей, много сельскохозяйственной техники, запасов зерна и др.
В декабре 1941 г. Совет по эвакуации в связи с выполнением своей основной задачи был расформирован.
Эвакуация 2-й волны.
25.12.1941 г. Совет по эвакуации был преобразован в Комитет по разгрузке транспортных грузов.
Летом 1942 года началась вторая волна эвакуации. В связи с наступлением немецко-фашистских войск на юге 22.06.1942 г. была создана Комиссия по эвакуации, который возглавил опять Н.М.Шверник.
Эвакуация охватывала Воронежскую, Ростовскую, Ворошиловградскую, Орловскую, Курскую, Сталинградскую области, Ставропольский и Краснодарский края, часть республик Северного Кавказа.
Эвакуация предприятий. Из этих районов на Восток были эвакуированы свыше 150 крупных предприятий, значительное количество сельскохозяйственной техники, продовольствия и другого имущества колхозов с совхозов. Эвакуация населения охватила 8 млн. человек.
Военное производство.
Мероприятия осуществлялись в соответствии с "Военно-хозяйственным планом на 4-й квартал 1941 года и на 1942 год", месячн.планами и др.
В целях резкого увеличения выпуска военной продукции были расширены существующие и построены новые предприятия оборонной промышленности. Кадровая военная индустрия оказывала всестороннюю организационно-техническую помощь иным отраслям промышленности, которые переключались на производство новых типов самолетов, танков, артиллерийских систем, другой военной техники и оружия, а также оборудования для военных заводов. К концу 1941 почти все машиностроительные и ремонтные заводы СССР выполняли военные заказы. В 1942 на военные нужды направлялось 68% промышленной продукции (1940 - 26%).
В 1942 продукция наркоматов авиационной, танковой промышленности, промышленности вооружения и боеприпасов была на уровне 186%, в 1944 -251% по сравнению с 1940. Поставках вооружения и техники экономикой СССР в 1941-1945 гг.
Итоги. СССР произвел военной продукции больше, чем Германия.
Металлургия.
С первых дней войны было решено в сжатые сроки расширить военное производство на Урале. Уже 25.06.1941 на Урале работала комиссия под руководством заместителя председателя СНК СССР В.А.Малышева. В интересах резкого увеличения, производства танков и другого вооружения ставились задачи металлургии. Академик Е.О.Патон говорил о работе комиссии следующее. "Меня поразило, что буквально через несколько дней после начала войны наше правительство принимает такие энергичные меры и, предвидя возможные случайности, создает в промышленности "вторую линию обороны". Вячеслав Александрович кратко, но выразительно осветил мне ту роль, которую призван сыграть Урал в снабжении Красной Армии вооружением и боеприпасами. И я понял, что у партии и правительства есть глубоко продуманные, ясные и обширные планы расширения оборонной промышленности". Но все же ясных и обширных планов в стране тогда еще не было. Лишь по принятому 16.08.1941 "Военно-хозяйственному плану на 4-й квартал 1941 года и на 1942 год" металлургия получила реальные задания по выплавке спецметаллов, строительству машиностроительных и др. предприятий. (База тяжпрома СССР была меньше, чем у Германии.- См.табл.)
Металлургические предприятия развернули массовый выпуск высококачественной специальной стали, броневого листа, снарядных заготовок, более сложных профилей проката, идущих на производство танков, самолетов, орудий, боеприпасов. Удельный вес качественного проката повысился с 23% в первом полугодии 1941 до 49% во втором, а на металлургических предприятиях Урала и Сибири - с 36,9% в июле до 70,8% в октябре 1941.
Ударные стройки.
Такое название получили стройки военно-промышленных объектов, ускоренное сооружение которых имело исключительное значение для ввода в строй новых производственных мощностей и увеличения выпуска необходимой оборонной продукции.
Ударные стройки Великой Отечественной войны: доменные печи Магнитогорского металлургического комбината, Чусовской и Чебаркульский металлургический заводы, Челябинский металлургический завод, Ульяновский автозавод, Миасский автозавод, Богословский и Новокузнецкий алюминиевые заводы, Алтайский тракторный завод в Рубцовске, "Сибтяжмаш" В Красноярске, ряд авиационных и танковых заводов.
Магнитогорский металлургический комбинат принимал оборудование 34 эвакуированных заводов, в т.ч. "Запорожстали".
Добывающая промышленность.
С началом войны для компенсации вышедшего из строя Криворожского железнорудного бассейна, являвшегося в годы войны главным поставщиком руды для черной металлургии, производилась ускоренная разведка железных руд в Тагило-Кувшинском, Бакальском, Магнитогорском, Орско-Хали-ловском и других районах Урала, на месторождениях Горной Шорин, Кузнецкого Алатау и Хакасии в Сибири, Атасуйском и Каражальском месторождениях в Казахстане. За короткий срок запасы железных руд для Нижнетагильского. Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов были увеличены в 1,5 раза. В связи, с потерей Никопольских месторождений марганца и большими трудностями снабжения восточных металлургических предприятий марганцевой рудой из Чиатурского бассейна, форсированно разрабатывались месторождения марганца на Урале, в Казахстане и Сибири. В 1942-43, не смотря на свой малый масштаб, они полностью обеспечивали марганцевой рудой работу уральских и сибирских заводов. Ускоренно была произведена доразведка Кимперсийских месторождений хромовое в Мугоджа-рах, обеспечивавших рудой введенный в эксплуатацию в 1943 Актюбинский завод Феррохрома.
С эвакуацией предприятий на восток в состав Кемеровского завода влились родственные Запорожский, Мариупольский, Краматорский коксохимический заводы. В 1942 по сравнению с 1940 доля добывающих предприятий Востока СССР изменилась: по коксу - с 24,5% до 99,2%; по железной руде - с 28,7% до 96,8%; по марганцевой руде - с 8,4% до 84,7%.
Итоги. Удовлетворены основные потребности военного производства.
Топливная база.
С началом войны угольная промышленность решала важную задачу по всемерному увеличению добычи угля (прежде всего коксующегося;, полному обеспечению возросших потребностей фронта и военной экономики в твердом топливе. В конце 1941 немецко-фашистские войска оккупировали значительную часть Донбасса и Подмосковного угольного бассейна. Шахтное оборудование, кадры шахтеров и инженерно-технических работников были эвакуированы в восточные районы (на Урал, в Кузбасс, Казахстан). Центральное место в добыче стал занимать Кузбасс. В 1942-43 в Кузбассе вошли в строй новые шахты, мощностью, равной половине добычи угля всего бассейна. Были освоены Байдаевское и Абашевское месторождения,начала развиваться добыча угля в Осинниковском и Тимусинском районах. Значительно возросла роль Карагандинского бассейна и бассейнов Урала. В Карагандинском бассейне было построено свыше 10 шахт в Промышленном районе и освоено Сараньское месторождение. На севере Кизеловского угольного бассейна велись разработки коксующихся углей Гремячинского района. Большое значение приобрел Печорский угольный бассейн, углем которого снабжались Северный флот, Карельский фронт, Архангельск, Мурманск, осажденный Ленинград. Первая шахта в Инте была заложена в 1941, а в 1942 там строилось уже 12 шахт и добыча составляла 758 тыс.т угля. В Средней Азии осваивались Ангренское и Восточно-Ферганское месторождения, наращивали угледобычу месторождения Дальнего Востока.
В новых районах строились преимущественно небольшие шахты, на которых уголь добывался уже в ходе строительства. Всего за время войны в восточных районах и северных районах введено в эксплуатацию 180 угледобывающих предприятий суммарной мощностью 37,3 млн.т угля в год, годовая добыча угля возросла на 49%.
Большую роль в увеличении добычи угля сыграло развитие открытого способа разработки угольных месторождений, доля которого в общем объеме добычи возросла с 3,8% в 1940 до 13,7% в 1943.
На ремонтных заводах было наложено производство горно-шахтного оборудования для оснащения новых шахт. Для выемки сложного угольного пласта "Верхняя Марианна" была разработана специальная программа. В Кузбассе был внедрен щит для мощных крутопадающих пластов. Был создан угольный комбайн, который одновременно производил подрубку и отбойку угля, а также навалку его на конвейер. Был налажен выпуск советских карьерных экскаваторов. Повышена мощность врубовых машин.
В годы войны нефтяная промышленность обеспечивала потребности фронта и тыла в нефти и нефтепродуктах. В первые месяцы войны были приняты экстренные меры по интесификации разработки месторождений и выявлению новых объектов нефтедобычи, лучшему использованию фонда ^ скважин, а также ресурсов морских нефтепромыслов. В результате в 1941 Азербайджан дал стране 23,5 млн.т. нефти - самый высокий в республике за всю историю развития нефтяной промышленности, нефтепромыслы Грозного - свыше 3 млн.т. В 1941-42 немецко-фашистские войска оккупировали районы нефтедобычи Западной Украины, Краснодарского края, ряда районов Грозненской области. Оборудование нефтепромыслов прифронтовых районов было эвакуировано на восток. В 1942, когда была нарушена транспортная связь Северного Кавказа с Центром и Поволжьем, перевозка нефти и нефтепродуктов из Баку осуществлялась по Каспийскому морю в цистернах. скрепленных тросами по 10-15 штук, и в нефтяных резервуарах в Красно-водск и Гурьев, а затем через Среднюю Азию на Урал и Волгу. Из Баку в Урало-Поволжье и Среднюю Азию было перебазировано несколько предприятий по бурению, геологоразведочным работам, добыче нефти, заводы нефтяного машиностроения.
В Бакинском районе 5,6 тыс. нефтяных скважин (примерно половина) находились на консервации. В 1942 закончено строительство нефтеперерабатывающего завода в Комсомольске-на-Амуре и нефтепровода "Сахалин -Комсомольск-на-Амуре". впервые в мире проложенного по дну морского залива. Построен Ладожский трубопровод, обеспечивавший горючим Ленинград
Нефтеперерабатывающие предприятия резко увеличили производство авиационного бензина, горючего для танков и кораблей.
Однако в 1942 по сравнению с 1940 объем добычи нефти в стране сократился на 1/3. В начале 1943, после освобождения Северного Кавказа, развернулись работы по восстановлению нефтяной промышленности региона, в том же году возобновились буровые и разведочные работы в Бакинском районе. Однако потери сказывались на общесоюзной добыче нефти - она в 1943 была 57,8% от 1940.
Развернулись работы по освоению отдельных месторождений в Ура-
>• ло-Поволжьи, где в годы войны была создана вторая (после Баку) крупная
база нефтяной промышленности. В Ср. Азии расширились поисковые работы.
В годы войны были открыты месторождения нефти в Куйбышевской области и Башкирской АССР, природного газа в Саратовской области.
Итоги. Топливного голода в стране не было.
Транспорт.
Транспорт СССР в Великую Отечественную войну включал следующие виды транспорта, сходные с современной структурой: железнойорожный, автомобильный, водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный, вьючный, гужевой, канатные дороги, конвейеры.
Переключение экономики страны на военный режим создало дополнительную нагрузку на всю транспортную систему страны. Согласно "Военно-хозяйственному плану на 4-й квартал 1941 года и на 1942 год" и другим решениям, транспорт срочно развернул работу по направлениям:
увеличение пропускной способности путей сообщения;
увеличение провозной способности транспортных средств;
создание резервов пропускной и провозной способности транспорта;
устройство обходов крупных транспортных узлов;
дублирование важных искусственных сооружений на путях сообщения;
непрерывность работы перегрузочных районов и перевалочных баз;
обеспечение технического прикрытия и быстрого восстановления нарушенных коммуникаций;
использование всей сети транспортных коммуникаций.
Важное место в технической эксплуатации путей сообщения и трубопроводов была борьба за организацию таких технологических процессов, которые позволяли максимально увеличить и использовать их пропускную способность и провозную способность транспортных средств.
На железных дорогах для этих целей применялись: непарные, пакетные и другие высокоэффективные типы графиков движения поездов, организовывалось одностороннее и караванное движение, сдваивались составы, использовалась двойная тяга и подталкивание, сокращались станционные интервалы и т.п. Пропускная способность ж.д. возросла в 2, 5-3 раза.
На автодорогах широко применялись сквозные перевозки с 1-2 водителями на автомобиле (автопоезде). При осуществлении дальних перевозок применялся участковый способ движения транспортных средств, при котором через 100-200 км меняются тягачи с водителями или только водители.
Организационно-технические мероприятия, способствовавшие увеличению объема перевозок, применялись и на других видах путей сообщения и трубопроводах.
Итоги: транспорт перевез за войну 20 млн.вагонов с воинскими грузами и свыше 5 млн. вагонов с ранеными, медперсоналом, медикаментами. В. 1942 невоенные потребности занимали лишь 39% грузооборота транспорта.
Сельское хозяйство.
В первые дни войны СССР лишился более половины своих посевных площадей, в т.ч. 86% посевов сахарной свеклы, более 50% посевов подсолнечника, 44% посевов зерновых культур. Для нужд фронта и оборонной промышленности шла передача сельскохозяйственной техники, 1/3 автомобильного парка, лошадей. Число трудоспособных в колхозах в 1941 сокра-тилось на 44% (за всю войну на 38% - 13,5 млн.чел.).
В первые месяцы войны были расширены посевные площади в тылу (Сибирь, Казахстан, Урал, С.Азия, Закавказье), прежде всего под зерновые культуры, картофель, менее - под сахарную свеклу, овощи и др.
В сельском хозяйстве мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась путем вовлечения в сельхозпроизводство населения, проживающего на территории колхозов и совхозов, в т.ч. эвакуированных женщин, подростков, лиц старших возрастов, так и временного использования на сельскохозяйственных работах труда городских жителей - рабочих служащих, учащихся. Значительный объем работ выполнялся сельской молодежью, учащимися школ. В колхозах и совхозах значительно возросла доля женщин.
Работы стали проводиться на основе животной тягловой силы (в т.ч. коров), ручного труда. В 1941 в колхозах таким путем было получено 2/3 зерновых культур, в 1942 - 4/5. Для колхозников был повышен обязательный минимум выработки трудодней на 30-40%. За перевыполнение норм предусматривалась дополнительная оплата, в т.ч. натуральная. Однако при росте напряженности труда общая его производительность падала. Снизилась урожайность и другие показатели, а валовые показатели стали в 1942 - до 38% от довоенного, в 1943 - до 37%. В 1942 на военные нужды шло 24% сельхозпродукции (1940 -9%). В 1941-45 было заготовлено 69 млн. т зерна (в 1914-17 - 22,5 млн.т).
Другие Формы получения продовольствия. В городах и пригородах были созданы подсобные хозяйства и широко распространилось коллективное и индивидуальное огородничество.
Основное производство зерна и технических культур было в колхозах-совхозах, животноводство распределялось примерно поровну между ни-ми и личным подсобным хозяйством, картофель и овощи выращивались главным образом на подсобных хозяйствах (личных или при промпредприятиях). Подсобные хозяйства сдавали обязательные поставки государству части продуктов, а граждане, с подсобных участков, - часть урожая картофеля.
Трудовые ресурсы.
В первые 8 дней войны было призвано 5,3 млн. человек. В оккупированных областях до войны проживало 88 млн. (40% населения СССР), осталось в оккупации - 70 млн. Эвакуация коллективов - не более 40%. Проблема с трудовыми ресурсами стала одной из наиболее сложных для страны.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 г. "О военном положении" были предусмотрены меры: введение трудовой повинности; регулирование времени работы учреждений, промышленности, торговых предприятий; нормирование отпуска населению промышленных и продовольственных товаров. В Указе от 26.06.1941г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в рабочее время" руководителям предприятий предоставлялось право устанавливать сверхурочные работы. Это позволило увеличить загрузку оборудования без увеличения штатов.
30.06.1941г. при бюро СНК СССР был создан Комитет по распределению рабочей силы (позднее названный - Комитет по учету и распределению рабочей силы). Меры, принятые в начале войны, по трудовой мобилизации населения в экономику,подкреплялись последующими решениями. 26.12.41г. был принят Указ "О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве". Мобилизации подлежали лица, не работавшие в государственных учреждениях и на транспорте. В Указе были определены приоритетные, по направлению мобилизованных, отрасли промышленности: авиационная, танковая, вооружения и боеприпасов, металлургическая, химическая, топливная. Постановлением СНК от 17.04.1942 мобилизация трудоспособного населения распространялась и на сельских жителей с целью привлечения их на работу в колхозах, совхозах, МТС.
Трудовые ресурсы перераспределялись в пользу военного производства. Значительная часть персонала оборонных отраслей промышленности подлежала бронированию и освобождалась от мобилизации в Вооруженные Силы. В эти отрасли направлялась большая часть трудовых ресурсов.
За годы войны Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР мобилизовал и направил на наиболее важные участки экономики, прежде всего в оборонную промышленности и на стройки, 12 млн. человек.
В результате, несмотря на крайнюю напряженность проблемы трудовых ресурсов, оборонная промышленность обеспечивалась необходимым количеством рабочих рук. На авиазаводах в 1942 было на 1/3 больше работающих, чем до войны.
Подвопрос 3.3. "ИТОГИ И ВЫВОДЫ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СССР В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ"
ИТОГИ.
С первых же дней Великой Отечественной войны управление экономикой переключилось на решение задачи по созданию слаженного и быстро растущего военного хозяйства. Во многом этому способствовало проведе-ние мероприятий, включенных в "Военно-хозяйственный план на 4-й квартал 1941 года и на 1942 год".
Официальные источники констатируют, что основная задача мобилизации экономики была выполнена к середине 1942 года - завершилась перестройка экономики на военный лад.
В условиях Великой Отечественной войны во всех звеньях государственного и хозяйственного аппарата сложилась стройная и эффективная система управления во главе с ГКО, сыгравшая огромную роль в достижении военной и экономической победы над врагом.
Многие элементы такой системы были использованы в послевоенном обеспечении обороноспособности СССР, также актуальны они и сейчас при решении задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, стран СНГ и других союзников России.
Планирование специальными мобилизационным и военно-хозяйственным плана/т дополнялось новыми оперативными формами хозяйственного планирования - краткосрочными птнат-графикат производства (от одного до трех месяцев), план-заданиями для всех отраслей оборонной промышленности и транспорта.
За 1941-1945 непосредственно на военные нужды было использовано 57%-58% национального дохода, до 68% промышленной продукции, 25% продукции сельского хозяйства. С первых же дней войны пропорции в использовании ресурсов были резко изменены.
Безвозвратные потери ВС СССР за рубежом во второй мировой войне (тыс. чел.): Румыния - 69, Польша - 600, Болгария - нет, Югославия -8, Чехословакия - 140, Венгрия - >140, Норвегия - 2, Австрия - 26, Германия - 102, Дания - нет, Китай - 8, Корея - 1,5.
Стало ясно - от чего защищала РККА. Немцы уничтожили 1135 угольных шахт, 37 крупных предприятий черной металлургии, 749 машиностроительных заводов...Принудительно угнано в Германию 5 млн. невоенных лиц.
ВЫВОДЫ.
Необходимо считать экономику страны средством не только для снабжения вооруженных сил и всей страны, но и средством экономической борьбы. Документы по мобподготовки экономики СССР гласили следующее. Особенности управления военной экономикой в условиях войны.
В военных условиях, в основном, сохраняется сложившаяся в мирное время система управления экономикой страны. Вместе с тем война требует некоторой перестройки всей системой руководства экономикой, порождает существенные специфические черты как организационных форм, так и принципов управления.
Принципы управления экономикой в военных условиях.
1. Принцип единства политического, хозяйственного и военного руководства. Должно быть установлено тесное единство между государственной политикой, объективными закономерностями развития экономики и интересами обороны страны.
Единство политического, хозяйственного и военного руководства не означает механического слияния всех видов управления. Принцип единства - основа объединения сложной совокупности различных подсистем управления. Исходя из этого принципа в СССР осуществлялась деятельность партийных, советских, хозяйственных и оборонных органов. Сегодня в подсистемах управления - органы государственного, экономического и военного управления Российской Федерации.
В условиях войны принцип единства используется прежде всего для успешного решения военно-экономических задач, из чего логически вытекают другие принципы управления.
2. Принцип первоочередного удовлетворения потребностей обороны страны, вооруженных сил. Необходимо превращение страны в единый боевой лагерь, высокая степень использования материальных ресурсов страны для нужд обороны.
Принцип первоочередного удовлетворения потребностей обороны должен использоваться в зависимости от международной обстановки, в той мере, в какой это окажется необходимым для экономического обеспечения обороны страны.
3. Принцип демократического централизма - постоянно провозглашался в СССР в управлении экономикой страны.
4. Принцип обеспечения устойчивости технических средств государственного и хозяйственного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении лекции - несколькими общих выводов, примеров и цитат. Выводы таковы:
1. В трех войнах XX века в России вопросы мобилизации экономики не смогли решиться своевременно, хотя добрых пожеланий было много.
2. Во всех войнах, всеми правительствами, независимо от общественного строя и формы правления, мобилизационные мероприятия осуществлялись на основе использования большинства наработок и опыта предыдущей власти, даже с привлечением многих прежних специалистов в новые органы. Определение полного необходимого "комплекта" мероприятий мобилизации экономики и мобилизационной подготовки шло не на основе каких-либо озарений и неожиданных открытий гениев, а на обыкновенном анализе имеющегося отечественного и зарубежного материала.
3. Особенностями отечественных мобилизаций являлось то, что как нигде была высока роль положительных или отрицательных последствий личных взглядов высших единичных руководителей государства на проблему.
4. Основными составными элементами мобилизации экономики определялись:
создание крупных резервных производственных мощностей в военной промышленности;
подготовка гражданских отраслей к выпуску военной продукции;
создание государственных материальных резервов и запасов;
подготовка транспортной системы к работе в условиях войны;
подготовка работы сельского хозяйства в условиях войны.
Связь мобилизации экономики с устойчивостью экономики включала: рассредоточение промышленного производства по территории государства (коалиции); ограничение строительства новых промышленных предприятий в районах высокой концентрации промышленности и в крупных индустриальных центрах; разукрупнение больших городов путем вывода из них части промышленных предприятий в средние и малые города; развитие промышленности в слаборазвитых районах и на вновь осваиваемых территориях; дублирование производства важнейших видов промышленной продук-ции; рациональная организация кооперированных производственных связей; комплексное развитие хозяйства экономических районов; создание материальных резервов и их рациональное размещение по территории государства; подземное размещение; мероприятия гражданской обороны.
Все основные элементы этих выводов из опыта хорошо учтены в положениях проекта закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
В добавок можно сказать, что современные специалисты России и извне дают нам интересную информацию для размышления:
1. Наши специалисты в России (Военная экономика: управление, планирование, военно-экономическая безопасность/ Под ред. А.С.Сумина, Ю. И.Арепина.-М.,1995.) с помощью экспертов посчитали, что сегодня весовой показатель экономики как компонента национальной государственной безопасности равен 0,28 (внешняя политика - 0,31; экология - 0,14; оборона - 0,26). При этом в составе экономической безопасности мобилизационная готовность занимает 20%. Уровень угрозы для мобилизационной готовности экономики определен - средним (0,4 при диапазоне 0 - 1).
2. В США "утверждают, что Детройт более страшен для России, чем стратегические ВВС и дивизии НАТО." (Ч.Хитч и Р.Маккин. Военная экономика в ядерный век. М.:-Воениздат, 1964. - 624с.)
Нашу лекцию можно завершить следующим. Надо помнить слова историков: "Сильный Рим имел сильные легионы"; "Полководцы зачастую готовятся к прошедшим войнам", "Кто не хочет кормить свою армию, тот кормит армию врага", "Войны сейчас ведутся народами", "На войне каждый человек на счету". В начале этого века, в отличие от утверждений XVIII века, Ленин сказал: "Раз дело дошло до войны, то все должно быть подчинено интересам войны, вся внутренняя жизнь должна быть подчинена войне, ни малейшее колебание на этот счет не допустимо".
Исходя из этого и надо сегодня решать задачи готовности мобилизации экономики России - важнейшего элемента национальной безопасности.