Экономики СССР во Вторую мировую войну

Подвопрос 3.1. "ГОТОВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ СССР К МОБИЛИЗАЦИОННОМУ РАЗВЕРТЫВАНИЮ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ"

ВОЕННО-ДОКТРИНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.

В начале 40-х годов советская военная доктрина четко определяла, что СССР не нуждается в расширении своей территории, однако все, что принадлежит народу, создано его руками, он будет защищать со всей ре­шимостью. В соответствии с этим настойчиво, целенаправленно повышалась боеспособность ВС СССР, проводилась их модернизация, оснащение новым оружием, подготовка военных кадров, все военное строительство в стране, обучение и воспитание войск, их боевая и оперативная подготовка.

Предусматривалась возможность войны между СССР и коалицией импе­риалистических государств, которая неизбежно примет ожесточенный клас­ совый характер, будет преследовать решительные цели, потребует пре­дельного напряжения всех материальных и духовных сил народа для дости­жения победы. Главным противником считался блок фашистских держав во главе с Германией, стремившейся к мировому господству. Имелась в виду возможность одновременного ведения войны с Японией, т.е. на два фронта при сосредоточении главных сил на западно-европейском театре войны.

Военная доктрина не исключала и того, что СССР будет сражаться против агрессоров вместе с народами стран, отстаивавших свою нацио­нальную независимость, и война будет коалиционной.

Основная роль отводилась Сухопутным войскам, на континентальном театре военных действий. Роль ВМФ ставилась двояко: содействие Сухопу­тным войскам на приморских направлениях и проведение самостоятельных ч морских операций. Наряду со стратегическим наступлением допускалась возможность ведения стратегической обороны, как временного и вынужден­ного вида военных действий, что и определило недостаточную степень те­оретических и практических проработок вопросов ее подготовки и ведения

Советская военная доктрина отводила большую роль стратегическим резервам, позволяющих Верховному главнокомандованию активно влиять на ход и исход как отдельных операций, так и войны в целом.

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.

До войны экономика СССР базировалась на плановом управлении. Шла борьба за экономическую независимость. Созданы тракторная. автомобиль ная. авиационная отрасли, приборостроение. Повысилась роль Госплана. В 1937г объем промпроизводства СССР был на 2 месте в мире. Темпы роста: оборонпрома - 39%, другие отрасли - лишь 13,2%. На территории охвачен­ной планом "Барбаросса" было 75% военной промышленности СССР.

Геологоразведочные работы до войны открыли и подготовили к освое­нию многочисленные месторождения угля, нефти, железной и марганцевой руд, цветных металлов и других полезных ископаемых, обеспечивших раз­витие тяжелой индустрии. На востоке страны было 64% месторождений уг­ля, 34% нефти (включая Волго-Уральский нефтеносный бассейн,или "Второе Баку", Эмбинский район, месторождения Средней Азии), 10% железной руды (главным образом на Урале), около 50% запасов цветных металлов.

Вторая металлургическая база страны (после Украины) была создана на запасах железных руд Урала и каменного угля юго-запада Сибири (Куз­басс). Предприятия-дублеры строились в оборонной промышленности.

Оснащение новой техникой предприятий позволило увеличить произво­дительность труда в промышленности в 24 раза. Увеличение темпов разви­тия оборонной промышленности было больше, чем в других отраслях (39% против 13,2%). Создание современного оружия с 1937 г. производилось по Плану НИОКР. Разработка новых образцов и модернизация перспективных действующих систем шла в крупных опытных цехах и КБ.

Добыча топлива до войны по углю достигла 165,9 млн.т и по районам была следующей: Донецкий - 56,8%, Кузнецкий - 5,6%, Уральские - 7,2%, Подмосковный - 6,1%, Карагандинские - 3,8%, Печорский - 0,2%, Дальний Восток - 4,3%. Уровень механизации добычи был 95,7%, транспортировка была механизирована на 90,4%. Нефтедобыча в 1940 была 31,1 млн.т (10% от мировой), а по районам: Азербайджан - 71,4%, Северный Кавказ (Гроз­ный, Краснодар) - 14,8%, Урало-Поволжье - 5,9%, Средняя Азия и Казахс­тан - 4,7%. Электроэнергии производилось 48,6 млрд.кВт-ч.

Основной транспорт: ж-д, авто-, воздушный, морской, речной.

Сельское хозяйство увеличило материально-техн. базу и объем про­дукции растениеводства и животноводства. Особый рост на Востоке СССР. И.Сталин поставил хлеб и хлопок по их стратегическому значению рядом с металлом. Государственных резервы и мобилизационные запасы с 1940 по июль 1941 увеличились в 2 раза. Бюджет обороны рос.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА.

1932 г. Закон СССР. "Об охране имущества государственных предпри­ятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистичес­кой) собственности".

31.01.1938 г. Постановление ЦК ВКП(б) "О создании военно-промыш­ленной комиссии". Из текста: "1. Создать при Комитете обороны вместо существующей комиссии по мобилизации промышленности постоянную Воен­но-промышленную комиссию с задачей мобилизации и подготовки промышлен­ности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения испол­нения планов и заданий Комитета обороны по производству и поставке РККА и Наркомфлоту средств вооружения..."

10.02.1940 г. Указ Пр.ВС СССР "О запрещении продажи, обмена и от­пуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по су­ду за незаконные эти действия".

26.06.1940 г. Указ Пр.ВС СССР "О переходе на 8-часовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений".

Август 1940 г. Постановление СНК СССР "О плане накопления госу­дарственных резервов и мобилизационных запасов на 1940 г."

Октябрь 1940 г. Указ Пр.ВС СССР "О государственных трудовых ре­зервах СССР".

ПРЕДВОЕННЫЕ ПЛАНЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

Документ Генерального штаба "Соображения об основах стратегичес­кого развертывания Вооруженных Сил на Западе и на Востоке на 1940-1941 гг." определял задачи упорной обороны на рубежах государственной гра­ницы: на базе полевых укреплений не допустить вторжения противника на советскую землю, обеспечить время для отмобилизования и затем мощными контрударами отразить наступление противника, перенеся боевые действия на его территорию.

Реально осознавая угрозу стране и важность овладения стратегичес­кой инициативой в начальный период неизбежной войны Генеральный штаб стал разрабатывать варианты разгрома основных сил потенциального аг­рессора. 15 мая 1941 г. начальник Генерального штаба генерал армии Г.К.Жуков направил Сталину написанную от руки записку:

"Председателю Совета Народных Комиссаров.

Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза.

Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмо­билизованной с развернутыми тылами, она имеет возможность упредить нас в развертывании и нанести внезапный удар. Чтобы предотвратить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий гер­манскому командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие ро­дов войск... "

Подробно объясняет обстановку Г.К.Жуков в знаменитых мемуарах "Воспоминания и размышления".

"Сейчас некоторые авторы военных мемуаров утверждают, что перед войной, у нас не было мобилизационных планов вооруженных сил и планов оперативно-стратегического развертывания. (Еременко А.И.)

В действительности и мобилизационный план, и оперативный план в Генеральном штабе,конечно, были. Разработка и корректировка их не пре­кращались никогда. После переработки они немедленно докладывались рук­оводству страны и по утверждении сразу доводились до военных округов. Еще осенью 1940 года ранее существовавший оперативный план был

 



«План Розенберга»


основательно переработан в связи с новыми политическими и военными за­дачами. Как известно, к этому времени наша северо-западная и западная государственная граница была передвинута вперед до 300 километров. Возникла проблема: за короткий срок переработать планы обороны страны на новых границах. Но при решении этих важнейших задач были допущены серьезные стратегические ошибки.

В чем суть этих ошибок?

Наиболее опасным стратегическим направлением считалось юго-запад­ное направление - Украина, а не западное - Белоруссия.

При переработке оперативного плана весной 1941 года (февраль-ап­рель) этот просчет в определении важности стратегических направлений не был исправлен.

Последний вариант мобилизационного плана вооруженных сил (органи­зационно-материальные вопросы) был утвержден в феврале 1941 и получил наименование МП-41. Его передали округам с указанием внести коррективы в старые мобпланы к 1 мая 1941 года."

"В марте 1941 года Генеральный штаб закончил разработку мобилиза­ционного плана промышленности по производству военной продукции на случай войны. Этот план был мною и заместителем начальника Генерально­го штаба генералом В.Д.Соколовским доложен председателю Комитета обороны при СНК СССР К.Е.Ворошилову.

Время шло, а решения по представленному мобплану не принималось, и тогда мы были вынуждены доложить лично И.В.Сталину об отсутствии промышленного мобилизационного плана. Было ясно, что наша промышлен­ность, не подготовленная заранее к переводу производства по мобилиза­ционному плану на нужды войны, быстро перестроиться не сможет.

Проект мобплана было поручено рассмотреть Н.А.Вознесенскому с большой группой руководителей наркоматов и Госплана. В Госплане у Н.А.Вознесенского представители наркоматов собирались не раз. Много говорили, спорили, доказывали, но настало лето, мобилизационный план по военной продукции так и остался неутвержденным.

И только тогда, когда грянула война, все стало делаться наспех, распорядительным порядком, зачастую неорганизованно и в ущерб одно другому.

Особый доклад был подготовлен Генштабом и послан в ЦК и в Совнар­ком о боеприпасах. Доклад был полностью посвящен обеспеченности артил­лерии. Мы говорили о чрезвычайно остром положении с артиллерийскими снарядами и минами. Особенно плохо было с боезапасами для новейших ар­тиллерийских систем.

И.В.Сталин дал поручение Г.М.Маленкову и председателю Госплана Н.А.Вознесенскому рассмотреть наш доклад и вместе с Наркоматом обороны доложить, что в действительности нужно и можно сделать.

Н. А. Вознесенский и другие товарищи нашли наши требования слишком завышенными и доложили И.В.Сталину, что заявку на 1941 год следует удовлетворить максимум на 20%. Эти предложения И.В.Сталин утвердил и сказал, что большего в 1941 году из-за отсутствия пороха и стали мы сделать не сможем.

Однако после повторных настойчивых докладов И.В.Сталин распоря­дился издать специальное постановление о производстве значительно большего количества боеприпасов во второй половине 1941 - начале 1942 года".

 

Подвопрос 3.2. " МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ СССР В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ"

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ. Государственный Комитет Обороны (ГКО)- чрезвычайный высший орган государственной власти в СССР. Создан 30.06. по примеру Совета Р.и Кр.Обороны гражданской войны. В постановлении говорилось: "Президиум ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СЕК СССР ввиду создавшего­ся чрезвычайного положения и в 'целях быстрой мобилизации всех сил нар­одов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшего на нашу Ро­дину, признали необходимым создать Государственный Комитет Обороны под председательством т. Сталина И.В. В руках Государственного Комитета Обороны сосредотачивается вся полнота власти в государстве. Все граж­дане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обяза­ны беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны". Имелось Оперативное бюро ГКО.

В своей деятельности ГКО опирался на аппарат СНК, уполномоченных ГКО, местные городские Комитеты обороны (в Севастополе, Сталинграде, Туле, Киеве, Астрахани, Иваново, Мурманске и др.). Уполномоченные ГКО, для оперативного решения вопросов, назначались из числа партийных ра­ботников, руководителей промышленности, крупных ученых и др. Более 60 городских Комитетов обороны были созданы в прифронтовых районах. Там где были городские Комитеты обороны, деятельность исполкомов Советов депутатов трудящихся прекращалась.

В начале войны усилия ГКО были направлены на превращение страны в единый военный лагерь. В соответствии с этой задачей ГКО занимался главным образом вопросами строительства Вооруженных Сил, перевода про­мышленности и транспорта на военные рельсы, устанавливал контрольные цифры и сроки изготовления вооружения, боеприпасов и т.д., руководил эвакуацией предприятий и учреждений из угрожаемых районов в глубь страны, организацией обороны отдельных городов и районов (Москва, Ле­нинград и др.). Был выдвинут лозунг "Все для фронта, все для победы!" В 1942 г. центр деятельности ГКО переносится на развитие военной экономики, в частности топливной и металлургической базы в связи с по­терей важнейших промышленных районов Юга. Функции строительства Воору­женных Сил и стратегического руководства все больше переходили к Став­ке ВГК. С 1943 г. одним из важнейших участков деятельности ГКО стано­вится борьба за быстрейшее восстановление экономики на освобожденных территориях. 4.09.1945г. Президиум ВС СССР упразднил ГКО.

 

Совет по эвакуации создан 24.06.1941 г. 3 постано­влении говорилось: "Для руководства эвакуацией населения, учреждений

военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановляют: 1. Создать Совет по эвакуации... 2. Обязать Совет немедленно приступить к работе. 3. Установить, что реше­ния Совета по эвакуации подписываются его председателем и являются обязательными". Председатель - Н.Шверник. Группу инспекторов по конт­ролю за перебазированием предприятий возглавил А.Косыгин. Совет по эв­акуации имел институт своих уполномоченных, бюро и комитетов по эваку­ации, созданных при наркоматах и ведомствах. В наркоматах, республиках и областях, оказавшихся под угрозой нашествия были созданы комиссии по эвакуации. Порядок эвакуации был определен СНК СССР от 26.06., 2.07. и 5.07.1941 г. Совет по эвакуации определял сроки, порядок эвакуации предприятий, материальных ценностей, пункты их перемещения. Уполномо­ченные Совета по эвакуации имелись во всех наркоматах, в районах эва­куации, на крупных железнодорожных узлах.

Комитет по эвакуации запасов продовольствия, промтоваров, оборудования, холодильников, текстильных, швейных, табач­ных Фабрик и мыловаренных заводов создан в октябре 1941 г. в связи с большим объемом работ. Действовал в контакте с Советом по эвакуации.

Управление по эвакуации населения со­здано осенью 1941 г. при Совете по эвакуации. Его глава - заместитель председателя СНК РСФСР К.Д.Памфилов. Его уполномоченные имелись во всех основных районах размещения эвакуированных. На местах, при испол­комах Советов, создавались отделы.

Комитет по распределению рабочей с и-л ы создан 30.06.1941 г. при Бюро СНК СССР.

Комитет продовольственного и вещев­ого снабжения Красной армии образован СНК.

Реорганизованные органы государственной вла­сти СССР, в т.ч. Госплан (созданы отделы вооружения, боеприпасов, су­достроения, авиастроения, и танкостроения). Новые наркоматы: танковой промышленности и минометного вооружения. Образованы главные управления по снабжению отраслей экономики углем, нефтью, лесом.

Комитет по разгрузке транзитных грузов (с 1942 - Транспортный к-т).

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА. Стала формироваться с первого дня.

22.06.1941г. 1). Указ Пр.ВС СССР "О мобилизации военнообязанных по..."(14 в. округов). 2). Указ Пр.ВС СССР "Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения". 23.06. 1). Пост.СНК СССР "О рабо­те Гражданского флота в военное время": подчинение ГВФ в оперативном отношении НКО; объявление мобилизованным всего л/с ГВФ. 2)^_ Заседа­ние През. АН СССР и актива ученых. 24.06. 1). Пост.ЦК ВКП(б), СНК СССР "О создании Совета по эвакуации". 2). Пост.СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об увеличении выпуска грузовых автомобилей и организации производства ав­томобилей с передней ведущей осью (вездеходов). 26.06. Указ Пр.ВС СССР "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время". 27.06. Пост.ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об эвакуации населения, промышленных объек­тов и материальных ценностей из прифронтовой полосы". 29.06. Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мобилизации всех сил и средств на разгром фа­шистских захватчиков". 30.06. 1). Пост.Пр.ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об образовании Государственного комитета обороны"._2± Утвержде­ние СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Мобилизационного народно-хозяйственного пла­на 3-го квартала 1941 г." 3.). Указ Пр. ВС СССР "Об автотракторном и гу­жевом транспорте, поставленном для Красной Армии". 4). СНК СССР создал Комитет по распределению рабочей силы.

1.07.1941г. Пост.СНК СССР "О расширении прав народных комиссаров в условиях военного времени". 4.07. Решение ГКО о выработке военно-хо­зяйственного плана обеспечения обороны страны. 10.07. ГКО создал Науч­но-технический совет для разработки химических проблем, связанных с обороной СССР. 18.07. 1). Пост.СНК СССР "О введении карточек на неко­торые продовольственные и промышленные товары в Москве, Ленинграде и в отдельных городах и пригородных районах Московской и Ленинградской об­ластей "._2Ц1ост. СНК СССР "О распространении постановления СНК СССР от 1 июля 1941г. "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени" на народных комиссаров РСФСР и УССР". 3). Пост.СНК СССР "О сдаче государству сушенных овощей и сушеного картофеля колхо­зами, колхозными дворами и единоличными хозяйствами по обязательным поставкам". 4). Пост.ГКО "О мероприятиях по обеспечению Красной Армии теплыми вещами на зимний период 1941/42 гг.". 20.07. Пост.СНК СССР "О плане озимого сева зерновых культур на 1941 год в колхозах Поволжья, Сибири,Урала и Казахстана". 23.07. Пост.СНК СССР "О представлении пра­ва совнаркомам республик и край(обл) исполкомам права переводить рабо­чих и служащих на другую работу". 27.07. Пост.СНК СССР "О развертывании авиационной промышленности и ускоренном строительстве новых авиац­ионных заводов".

16.08.1941г. Утверждение СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Военно-хозяйствен­ного плана на 4-й квартал 1941 года и на 1942 год".

11.09.1941г. Постановление СНК СССР "О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени".

26.12.1941г. Указ Пр.ВС СССР "Об ответственности рабочих и служа­щих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприя­тий".

13.02.1942г. Указ Пр.ВС СССР "О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производс­тве и строительстве".

13.04.1942г. Пост.СНК и ЦК ВКП(б) "О порядке мобилизации на сель­скохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного насе­ления городов и сельских местностей".

29.09.1942г. Указ Пр.ВС СССР "О переводе на положение мобилизован­ных рабочих, служащих и инженерно-технических работников в близких к фронту рабочих".

23.01.1943г. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по восстановлению МТС и колхозов в районах, освобождаемых от немецко-фа-шистских оккупантов".

15.04.1943г. Указ Пр.ВС СССР "О введении военного положения на всех железных дорогах".

24.04.1943г. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О порядке мобили­зации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудос­пособного населения городов и сельских местностей в 1943 г.".

7.08.1943г. Указ ВС СССР "Об изменении пункта "б" статьи 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г."О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве".

25.04.1944г. Решение ГКО о мобилизации для работы в Донбассе 36300 человек.

Характер документов, принимавшихся в интересах мобилизации эконо­мики, виден из текстов нижеследующих Постановления СНК и ЦК ВКП(б) и двух основных планов, принятых в первые месяцы войны.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СНК СССР И ЦК ВКП(б)

"ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ВЫПУСКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ В ПЕРЕДНЕЙ ВЕДУЩЕЙ ОСЬЮ (ВЕЗДЕХОДОВ)" (мобилизационый план автомобильной промышленности) Принято 24.06.1941г.

1. Увеличить план производства автомобилей в 1941 г.- на 20000шт.

2. Установить до конца года поставку грузовых автомобилей: для НКО - 65600, для НКАП, НКБ, НКВД, НКВМФ и других по решению правитель­ства - 16400 шт.

3. Обязать Наркомсредмаш (т.Малашева) освоить производство важ­нейших типов автомобилей повышенной проходимости:

по автозаводу им.Сталина -..., им.Молотова -...

4. Разрешить Наркомсредмашу снять с автозавода им.Молотова произ­водство моторов М-500, обязав Наркомавиапром (т.Шахурина) организовать производство этих моторов на заводах своей системы...

МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЛАН 3-ГО КВАРТАЛА 1941 ГОДА

Принят СНК СССР и ЦК ВКП(б) 30.06.1941 г.

Основные положения:

обеспечение в короткие сроки мобилизации материальных и трудовы х

ресурсов страны на удовлетворение нужд обороны;

эвакуация из прифронтовой полосы работников предприятий, оборудо­вания и другого ценного имущества;

увеличение на 26% заданий по производству военной продукции по сравнению с довоенным планом;

увеличение в 2 раза производства специальных видов проката;

увеличение добычи угля и нефти, выплавки стали, качественной ста­ли, цветных металлов, производства металлорежущих станков;

перераспределение в пользу оборонных отраслей стального проката;

увеличение списка важнейших строек, особенно топливной, металлур-^ гической и химической промышленности, объектов железнодорожного транс­порта, главным образом на Востоке;

первоочередное снабжение оборонных отраслей углем, электоэнерги-ей, оборудованием; направление в эти отрасли 14 новых металлорежущих станков;

снижение в интересах обеспечения армии розничного товарооборота на 12%;

введение карточной системы снабжения населения товарами и др.

ВОЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЛАН НА 4-Й КВАРТАЛ 1941 ГОДА И НА 1942 ГОД

Создан по поручению ГКО специальной комиссией Н.А.Вознесенского.

Принят СНК СССР и ЦК ВКП(б) 16.08.1941 г.

Основные положения: на 1941 год -

охват главным образом развития экономики глубинных районов -Поволжья, Сибири, Казахстана, Средней Азии;

увеличение масштабов эвакуации населения, промышленного оборудо­вания сырья, готовой продукции, железнодорожного подвижного состава, морских и речных судов и других материальных ценностей из западных ра­йонов страны, находившихся под угрозой оккупации, в глубокий тыл;

доведение до 300 тыс. т объема буровых работ в районах нефтедобычи Поволжья, Казахской ССР и Средней Азии;

введение в эксплуатацию в восточных районах 18 угольных шахт, об­щей производительностью 3620 тыс. т в год;

введение в эксплуатацию новых мощностей на электростанциях По­волжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Узбекистана в размере 298 тыс. кВт;

строительство ряда шшиностроительньо: завозов с перспективой вво­да их в действие в 1942;

утверждение списка сверхлимитных ударных строек, предприятий, вво­димых в эксплуатацию в 4-м квартале 1941;

ускоренный /монтаж эвакуированного оборудования;

строительство новых и расширение действующих предприятий оборон­ной промышленности и др.

на 1942 год -

возобновление в максимально сжатые сроки работы предприятий, пе­ребазированных из западных районов;

увеличение производственных мощностей оборонных заводов восточных районов за счет эвакуированного оборудования;

строительство новых объектов военной промышленности и отраслей тяжелей промышленности;

приспособление многих предприятий гражданских отраслей на выпуск продукции необходимой фронту;

введение в действие 1550 эксплуатационных нефтяных скзажин, 41 угольной шахты общей мощностью 12170 тыс.т в год;

введение новых мощностей на электростанциях в размере 1088 тыс. кВт за счет монтажа эвакуированного в эти районы оборудования;

резкое увеличение выпуска металлов на предприятиях Урала и Запад­ной Сибири, расширение действующих заводов цветной и черной металлур­гии;

ускоренное наращивание мощностей по производству авиационного и автомобильного бензина;

увеличение в химической промышленности производства толуола, азотной кислоты, олеума;

увеличение производства в лесной и бумажной промышленности целлю­лозы для изготовления порохов, авиафанеры и др.;

подъем производства на предприятиях резиновой, текстильной отрас­лей;

организация новых предприятий в развитие уже имеющихся заводов по производству авиамоторов, самолетов, танковой брони, двигателей, тан­ков, артиллерийских тягачей;

налаживание строительства в восточных районах малых военных ко­раблей;

изменение структуры производства, техническое перевооружение про­изводства, совершенствование конструкций военной техники, технологи­ческих процессов, расширение поточного производства;

реконструкция и расширение основных железнодорожных узлов, стан­ций, магистралей;

создание в восточных районах государственных резервов, з т.ч. за­пасов топлива, нефтепродуктов, металлов, продовольствия и промышленных товаров как текущего производства, так и путем перемещения материаль­ных ценностей из западных районов;

обеспечение в сельском хозяйстве общей площади посевов до 62, 7 млн. га;

утверждение сверхлимитных ударных строек на 1942 и др.

Ввиду продолжавшегося ухудшения положения на фронтах приходилось существенно корректировать месячными планами.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПО ОТРАСЛЯМ: Эвакуация 1-й волны.

"Эвакуация" - перебазирование основных производительных сил из прифронтовых и угрожаемых районов на Восток. Была вызвана неблагоприя­тной обстановкой на фронте. Она явилась важнейшим звеном в перестройке экономики на военный лад, развертывания в глубоком тылу главной воен­но-промышленной базы страны. Хроника принятия решений ГКО по эвакуации предприятий прифронтовой полосы следующая: 29.06.1941 г. - об авиационных заводах; 2.07.1941 г. - о броневом стане Мариупольского завода; 3.07.1941 г. - о 26 заводах Наркомата вооружения из Ленинграда и центральных районов в города Поволжья, Урала, Сибири и Средней Азии;

5.07.1941 г. - об оборудовании для производства авиаприборов из центральных областей в Западную Сибирь, об оборудовании Харьковского дизельного завода и дизельных цехов ленинградского Кировского и Харь­ковского тракторного завода - в Челябинск;

7.08.1941 г. - цехов металлургических заводов "Серп и молот" и "Электросталь" на Урал и т.д.

Основные нормативные акты по эвакуации: 1).Постановление ЦК ВКП(Б) и СНК СССР от 27.06.1941 г."О порядке вывоза и размещения людс­ких контингентов и ценного имущества", дополненное директивой ГКО от 7.08.1941 г.: е первую очередь вывозить оборудование военных заводов, а также предприятий черной и цветной металлургии; 2).Постановление СНК СССР от 5.07.1941 г. "О порядке эвакуации населения в военное время"; 3). Положение "Об эвакуационном пункте" от 5.07.1941 г.; 4). Постанов­ление СНК СССР "О строительстве жилых помещений для эвакуированного населения" от 13.09.1941 г.

Основное средство эвакуации - транспорт. Железнодорожный транс­порт играл главную роль. В наиболее напряженное время под эвакогрузами находилось около половины вагонного парка железных дорог. За 6 месяцев 1941 г. они перевезли около 1,5 млн. вагонов эвакогрузов. Речной флот перевез 870 тыс.т груза. Эвакуацию из Ленинграда летом обеспечивали суда Северо-Западного речного пароходства.

Морской транспорт: крупные предприятия из портов Прибалтики; гру­зы с Кольского полуострова и Северной Калерии в Архангельск; 1100 рей­сов из Одессы с сотнями тысяч человек и 250 тыс.т груза.

Воздушный транспорт. Обеспечивал зимнюю эвакуацию из Ленинграда. Лето/мобильный транспорт. Обеспечивал зимнюю эвакуацию из Ленинграда по Ладожскому озеру.

Гужевой транспорт. Трубопроводный транспорт. Пешее перемещение.

Эвакуацию из Ленинграда также обеспечивали: летом - суда Севе­ро-Западного речного пароходства, зимой 1941 г.- воздушный транспорт и автотранспорт по Ладожскому озеру.

В первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация велась поч­ти одновременно из областей северо-запада РСФСР, Прибалтики, Белорус­сии, Украины, Молдавии, часто под вражескими бомбардировками и обстре­лами. Особенно тяжело происходила она в приграничных районах, откуда из-за быстрого продвижения немецко-фашистских войск в первые дни войны не удалось вывести значительную часть материальных ценностей. Огромные усилия обеспечили спасение от врага важнейшего промышленного оборудо­вания. Из БССР было перебазировано 109 крупных предприятий. С одного только Томсельмаша", демонтированного за 3 суток, ушло на Урал 1000 вагонов оборудования. Из Киева в тыл за 2 месяца было вывезено 197 крупных предприятий.

Размещение эвакуированных предприятий

прием, и пуск эвакуированных предприятий. Строительные организа­ции. Особые строительно-монтажные части.

Эвакуация и размещение населения. Эвакуация детей. Эвакуация уча­щихся. По железным дорогам - 10,4 млн. чел. Водным транспортом - 2 млн. чел.

По постановлению СНК СССР от 13.09.1941 г. возводились строения упрощенного типа - бараки, полуземлянные постройки и даже землянки. Одновременно шло строительство типовых домов. Основная часть эвакуиро­ванных удовлетворялась жильем за счет уплотнения местного населения.

Всего во второй половине 1941 г. было перебазировано на Восток 2593 предприятия, в т.ч. - 1523 крупных (Урал - 667, Западная Сибирь -244, Восточная Сибирь - 78, Поволжье - 226, Средняя Азия и Казахстан -308). Это предприятия танковой, авиационной, моторостроительной про-мышленности, промышленности боеприпасов, вооружения, 94 металлургичес­ких, 150 машиностроительных заводов, 40 заводов электротехнической промышленности. Прибыло 30-40% рабочих, инженеров, техников. Переме­щено 2,4 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. овец и коз, 0,2 млн. свиней, 0,8 млн. лошадей, много сельскохозяйственной техники, за­пасов зерна и др.

В декабре 1941 г. Совет по эвакуации в связи с выполнением своей основной задачи был расформирован.

Эвакуация 2-й волны.

25.12.1941 г. Совет по эвакуации был преобразован в Комитет по разгрузке транспортных грузов.

Летом 1942 года началась вторая волна эвакуации. В связи с наступ­лением немецко-фашистских войск на юге 22.06.1942 г. была создана Ко­миссия по эвакуации, который возглавил опять Н.М.Шверник.

Эвакуация охватывала Воронежскую, Ростовскую, Ворошиловградскую, Орловскую, Курскую, Сталинградскую области, Ставропольский и Красно­дарский края, часть республик Северного Кавказа.

Эвакуация предприятий. Из этих районов на Восток были эвакуированы свыше 150 крупных предприятий, значительное количество сельскохозяйс­твенной техники, продовольствия и другого имущества колхозов с совхо­зов. Эвакуация населения охватила 8 млн. человек.

Военное производство.

Мероприятия осуществлялись в соответствии с "Военно-хозяйственным планом на 4-й квартал 1941 года и на 1942 год", месячн.планами и др.

В целях резкого увеличения выпуска военной продукции были расши­рены существующие и построены новые предприятия оборонной промышлен­ности. Кадровая военная индустрия оказывала всестороннюю организацион­но-техническую помощь иным отраслям промышленности, которые переключа­лись на производство новых типов самолетов, танков, артиллерийских систем, другой военной техники и оружия, а также оборудования для во­енных заводов. К концу 1941 почти все машиностроительные и ремонтные заводы СССР выполняли военные заказы. В 1942 на военные нужды направ­лялось 68% промышленной продукции (1940 - 26%).

В 1942 продукция наркоматов авиационной, танковой промышленности, промышленности вооружения и боеприпасов была на уровне 186%, в 1944 -251% по сравнению с 1940. Поставках вооружения и техники экономикой СССР в 1941-1945 гг.

Итоги. СССР произвел военной продукции больше, чем Германия.

Металлургия.

С первых дней войны было решено в сжатые сроки расширить военное производство на Урале. Уже 25.06.1941 на Урале работала комиссия под руководством заместителя председателя СНК СССР В.А.Малышева. В интере­сах резкого увеличения, производства танков и другого вооружения стави­лись задачи металлургии. Академик Е.О.Патон говорил о работе комиссии следующее. "Меня поразило, что буквально через несколько дней после начала войны наше правительство принимает такие энергичные меры и, предвидя возможные случайности, создает в промышленности "вторую линию обороны". Вячеслав Александрович кратко, но выразительно осветил мне ту роль, которую призван сыграть Урал в снабжении Красной Армии воору­жением и боеприпасами. И я понял, что у партии и правительства есть глубоко продуманные, ясные и обширные планы расширения оборонной про­мышленности". Но все же ясных и обширных планов в стране тогда еще не было. Лишь по принятому 16.08.1941 "Военно-хозяйственному плану на 4-й квартал 1941 года и на 1942 год" металлургия получила реальные задания по выплавке спецметаллов, строительству машиностроительных и др. пред­приятий. (База тяжпрома СССР была меньше, чем у Германии.- См.табл.)

Металлургические предприятия развернули массовый выпуск высокока­чественной специальной стали, броневого листа, снарядных заготовок, более сложных профилей проката, идущих на производство танков, самоле­тов, орудий, боеприпасов. Удельный вес качественного проката повысился с 23% в первом полугодии 1941 до 49% во втором, а на металлургических предприятиях Урала и Сибири - с 36,9% в июле до 70,8% в октябре 1941.

Ударные стройки.

Такое название получили стройки военно-промышленных объектов, ус­коренное сооружение которых имело исключительное значение для ввода в строй новых производственных мощностей и увеличения выпуска необходи­мой оборонной продукции.

Ударные стройки Великой Отечественной войны: доменные печи Магни­тогорского металлургического комбината, Чусовской и Чебаркульский ме­таллургический заводы, Челябинский металлургический завод, Ульяновский автозавод, Миасский автозавод, Богословский и Новокузнецкий алюминие­вые заводы, Алтайский тракторный завод в Рубцовске, "Сибтяжмаш" В Красноярске, ряд авиационных и танковых заводов.

Магнитогорский металлургический комбинат принимал оборудование 34 эвакуированных заводов, в т.ч. "Запорожстали".

Добывающая промышленность.

С началом войны для компенсации вышедшего из строя Криворожского железнорудного бассейна, являвшегося в годы войны главным поставщиком руды для черной металлургии, производилась ускоренная разведка желез­ных руд в Тагило-Кувшинском, Бакальском, Магнитогорском, Орско-Хали-ловском и других районах Урала, на месторождениях Горной Шорин, Куз­нецкого Алатау и Хакасии в Сибири, Атасуйском и Каражальском месторож­дениях в Казахстане. За короткий срок запасы железных руд для Нижнета­гильского. Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов были увеличены в 1,5 раза. В связи, с потерей Никопольских месторождений марганца и большими трудностями снабжения восточных металлургических предприятий марганцевой рудой из Чиатурского бассейна, форсированно разрабатыва­лись месторождения марганца на Урале, в Казахстане и Сибири. В 1942-43, не смотря на свой малый масштаб, они полностью обеспечивали марганцевой рудой работу уральских и сибирских заводов. Ускоренно была произведена доразведка Кимперсийских месторождений хромовое в Мугоджа-рах, обеспечивавших рудой введенный в эксплуатацию в 1943 Актюбинский завод Феррохрома.

С эвакуацией предприятий на восток в состав Кемеровского завода влились родственные Запорожский, Мариупольский, Краматорский коксохи­мический заводы. В 1942 по сравнению с 1940 доля добывающих предприя­тий Востока СССР изменилась: по коксу - с 24,5% до 99,2%; по железной руде - с 28,7% до 96,8%; по марганцевой руде - с 8,4% до 84,7%.

Итоги. Удовлетворены основные потребности военного производства.

 

Топливная база.

С началом войны угольная промышленность решала важную задачу по всемерному увеличению добычи угля (прежде всего коксующегося;, полному обеспечению возросших потребностей фронта и военной экономики в твер­дом топливе. В конце 1941 немецко-фашистские войска оккупировали зна­чительную часть Донбасса и Подмосковного угольного бассейна. Шахтное оборудование, кадры шахтеров и инженерно-технических работников были эвакуированы в восточные районы (на Урал, в Кузбасс, Казахстан). Цент­ральное место в добыче стал занимать Кузбасс. В 1942-43 в Кузбассе вошли в строй новые шахты, мощностью, равной половине добычи угля все­го бассейна. Были освоены Байдаевское и Абашевское месторождения,нача­ла развиваться добыча угля в Осинниковском и Тимусинском районах. Зна­чительно возросла роль Карагандинского бассейна и бассейнов Урала. В Карагандинском бассейне было построено свыше 10 шахт в Промышленном районе и освоено Сараньское месторождение. На севере Кизеловского угольного бассейна велись разработки коксующихся углей Гремячинского района. Большое значение приобрел Печорский угольный бассейн, углем которого снабжались Северный флот, Карельский фронт, Архангельск, Мур­манск, осажденный Ленинград. Первая шахта в Инте была заложена в 1941, а в 1942 там строилось уже 12 шахт и добыча составляла 758 тыс.т угля. В Средней Азии осваивались Ангренское и Восточно-Ферганское месторож­дения, наращивали угледобычу месторождения Дальнего Востока.

В новых районах строились преимущественно небольшие шахты, на ко­торых уголь добывался уже в ходе строительства. Всего за время войны в восточных районах и северных районах введено в эксплуатацию 180 угле­добывающих предприятий суммарной мощностью 37,3 млн.т угля в год, го­довая добыча угля возросла на 49%.

Большую роль в увеличении добычи угля сыграло развитие открытого способа разработки угольных месторождений, доля которого в общем объ­еме добычи возросла с 3,8% в 1940 до 13,7% в 1943.

На ремонтных заводах было наложено производство горно-шахтного оборудования для оснащения новых шахт. Для выемки сложного угольного пласта "Верхняя Марианна" была разработана специальная программа. В Кузбассе был внедрен щит для мощных крутопадающих пластов. Был создан угольный комбайн, который одновременно производил подрубку и отбойку угля, а также навалку его на конвейер. Был налажен выпуск советских карьерных экскаваторов. Повышена мощность врубовых машин.

В годы войны нефтяная промышленность обеспечивала потребности фронта и тыла в нефти и нефтепродуктах. В первые месяцы войны были приняты экстренные меры по интесификации разработки месторождений и выявлению новых объектов нефтедобычи, лучшему использованию фонда ^ скважин, а также ресурсов морских нефтепромыслов. В результате в 1941 Азербайджан дал стране 23,5 млн.т. нефти - самый высокий в республике за всю историю развития нефтяной промышленности, нефтепромыслы Грозно­го - свыше 3 млн.т. В 1941-42 немецко-фашистские войска оккупировали районы нефтедобычи Западной Украины, Краснодарского края, ряда районов Грозненской области. Оборудование нефтепромыслов прифронтовых районов было эвакуировано на восток. В 1942, когда была нарушена транспортная связь Северного Кавказа с Центром и Поволжьем, перевозка нефти и неф­тепродуктов из Баку осуществлялась по Каспийскому морю в цистернах. скрепленных тросами по 10-15 штук, и в нефтяных резервуарах в Красно-водск и Гурьев, а затем через Среднюю Азию на Урал и Волгу. Из Баку в Урало-Поволжье и Среднюю Азию было перебазировано несколько предприя­тий по бурению, геологоразведочным работам, добыче нефти, заводы неф­тяного машиностроения.

В Бакинском районе 5,6 тыс. нефтяных скважин (примерно половина) находились на консервации. В 1942 закончено строительство нефтеперера­батывающего завода в Комсомольске-на-Амуре и нефтепровода "Сахалин -Комсомольск-на-Амуре". впервые в мире проложенного по дну морского за­лива. Построен Ладожский трубопровод, обеспечивавший горючим Ленинград

Нефтеперерабатывающие предприятия резко увеличили производство авиационного бензина, горючего для танков и кораблей.

Однако в 1942 по сравнению с 1940 объем добычи нефти в стране сократился на 1/3. В начале 1943, после освобождения Северного Кавка­за, развернулись работы по восстановлению нефтяной промышленности ре­гиона, в том же году возобновились буровые и разведочные работы в Ба­кинском районе. Однако потери сказывались на общесоюзной добыче нефти - она в 1943 была 57,8% от 1940.

Развернулись работы по освоению отдельных месторождений в Ура-

>• ло-Поволжьи, где в годы войны была создана вторая (после Баку) крупная

база нефтяной промышленности. В Ср. Азии расширились поисковые работы.

В годы войны были открыты месторождения нефти в Куйбышевской об­ласти и Башкирской АССР, природного газа в Саратовской области.

Итоги. Топливного голода в стране не было.

 

Транспорт.

Транспорт СССР в Великую Отечественную войну включал следующие виды транспорта, сходные с современной структурой: железнойорожный, автомобильный, водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный, вьючный, гужевой, канатные дороги, конвейеры.

Переключение экономики страны на военный режим создало дополни­тельную нагрузку на всю транспортную систему страны. Согласно "Военно-хозяйственному плану на 4-й квартал 1941 года и на 1942 год" и другим решениям, транспорт срочно развернул работу по направлениям:

увеличение пропускной способности путей сообщения;

увеличение провозной способности транспортных средств;

создание резервов пропускной и провозной способности транспорта;

устройство обходов крупных транспортных узлов;

дублирование важных искусственных сооружений на путях сообщения;

непрерывность работы перегрузочных районов и перевалочных баз;

обеспечение технического прикрытия и быстрого восстановления на­рушенных коммуникаций;

использование всей сети транспортных коммуникаций.

Важное место в технической эксплуатации путей сообщения и трубоп­роводов была борьба за организацию таких технологических процессов, которые позволяли максимально увеличить и использовать их пропускную способность и провозную способность транспортных средств.

На железных дорогах для этих целей применялись: непарные, пакет­ные и другие высокоэффективные типы графиков движения поездов, органи­зовывалось одностороннее и караванное движение, сдваивались составы, использовалась двойная тяга и подталкивание, сокращались станционные интервалы и т.п. Пропускная способность ж.д. возросла в 2, 5-3 раза.

На автодорогах широко применялись сквозные перевозки с 1-2 води­телями на автомобиле (автопоезде). При осуществлении дальних перевозок применялся участковый способ движения транспортных средств, при кото­ром через 100-200 км меняются тягачи с водителями или только водители.

Организационно-технические мероприятия, способствовавшие увеличе­нию объема перевозок, применялись и на других видах путей сообщения и трубопроводах.

Итоги: транспорт перевез за войну 20 млн.вагонов с воинскими груз­ами и свыше 5 млн. вагонов с ранеными, медперсоналом, медикаментами. В. 1942 невоенные потребности занимали лишь 39% грузооборота транспорта.

Сельское хозяйство.

В первые дни войны СССР лишился более половины своих посевных пло­щадей, в т.ч. 86% посевов сахарной свеклы, более 50% посевов подсол­нечника, 44% посевов зерновых культур. Для нужд фронта и оборонной промышленности шла передача сельскохозяйственной техники, 1/3 автомо­бильного парка, лошадей. Число трудоспособных в колхозах в 1941 сокра-тилось на 44% (за всю войну на 38% - 13,5 млн.чел.).

В первые месяцы войны были расширены посевные площади в тылу (Си­бирь, Казахстан, Урал, С.Азия, Закавказье), прежде всего под зерновые культуры, картофель, менее - под сахарную свеклу, овощи и др.

В сельском хозяйстве мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась путем вовлечения в сельхозпроизводство населения, проживающего на тер­ритории колхозов и совхозов, в т.ч. эвакуированных женщин, подростков, лиц старших возрастов, так и временного использования на сельскохо­зяйственных работах труда городских жителей - рабочих служащих, уча­щихся. Значительный объем работ выполнялся сельской молодежью, учащи­мися школ. В колхозах и совхозах значительно возросла доля женщин.

Работы стали проводиться на основе животной тягловой силы (в т.ч. коров), ручного труда. В 1941 в колхозах таким путем было получено 2/3 зерновых культур, в 1942 - 4/5. Для колхозников был повышен обязатель­ный минимум выработки трудодней на 30-40%. За перевыполнение норм пре­дусматривалась дополнительная оплата, в т.ч. натуральная. Однако при росте напряженности труда общая его производительность падала. Снизи­лась урожайность и другие показатели, а валовые показатели стали в 1942 - до 38% от довоенного, в 1943 - до 37%. В 1942 на военные нужды шло 24% сельхозпродукции (1940 -9%). В 1941-45 было заготовлено 69 млн. т зерна (в 1914-17 - 22,5 млн.т).

Другие Формы получения продовольствия. В городах и пригородах бы­ли созданы подсобные хозяйства и широко распространилось коллективное и индивидуальное огородничество.

Основное производство зерна и технических культур было в колхо­зах-совхозах, животноводство распределялось примерно поровну между ни-ми и личным подсобным хозяйством, картофель и овощи выращивались глав­ным образом на подсобных хозяйствах (личных или при промпредприятиях). Подсобные хозяйства сдавали обязательные поставки государству части продуктов, а граждане, с подсобных участков, - часть урожая картофеля.

 

Трудовые ресурсы.

В первые 8 дней войны было призвано 5,3 млн. человек. В оккупиро­ванных областях до войны проживало 88 млн. (40% населения СССР), оста­лось в оккупации - 70 млн. Эвакуация коллективов - не более 40%. Проб­лема с трудовыми ресурсами стала одной из наиболее сложных для страны.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 г. "О военном положении" были предусмотрены меры: введение трудовой повиннос­ти; регулирование времени работы учреждений, промышленности, торговых предприятий; нормирование отпуска населению промышленных и продоволь­ственных товаров. В Указе от 26.06.1941г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в рабочее время" руководителям предприятий предос­тавлялось право устанавливать сверхурочные работы. Это позволило уве­личить загрузку оборудования без увеличения штатов.

30.06.1941г. при бюро СНК СССР был создан Комитет по распределе­нию рабочей силы (позднее названный - Комитет по учету и распределению рабочей силы). Меры, принятые в начале войны, по трудовой мобилизации населения в экономику,подкреплялись последующими решениями. 26.12.41г. был принят Указ "О мобилизации на период военного времени трудоспособ­ного городского населения для работы на производстве и строительстве". Мобилизации подлежали лица, не работавшие в государственных учреждени­ях и на транспорте. В Указе были определены приоритетные, по направле­нию мобилизованных, отрасли промышленности: авиационная, танковая, во­оружения и боеприпасов, металлургическая, химическая, топливная. Пос­тановлением СНК от 17.04.1942 мобилизация трудоспособного населения распространялась и на сельских жителей с целью привлечения их на рабо­ту в колхозах, совхозах, МТС.

Трудовые ресурсы перераспределялись в пользу военного производс­тва. Значительная часть персонала оборонных отраслей промышленности подлежала бронированию и освобождалась от мобилизации в Вооруженные Силы. В эти отрасли направлялась большая часть трудовых ресурсов.

За годы войны Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР мобилизовал и направил на наиболее важные участки экономики, прежде всего в оборонную промышленности и на стройки, 12 млн. человек.

В результате, несмотря на крайнюю напряженность проблемы трудовых ресурсов, оборонная промышленность обеспечивалась необходимым количес­твом рабочих рук. На авиазаводах в 1942 было на 1/3 больше работающих, чем до войны.

 

Подвопрос 3.3. "ИТОГИ И ВЫВОДЫ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СССР В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ"




ИТОГИ.

С первых же дней Великой Отечественной войны управление экономи­кой переключилось на решение задачи по созданию слаженного и быстро растущего военного хозяйства. Во многом этому способствовало проведе-ние мероприятий, включенных в "Военно-хозяйственный план на 4-й квар­тал 1941 года и на 1942 год".

Официальные источники констатируют, что основная задача мобилиза­ции экономики была выполнена к середине 1942 года - завершилась пе­рестройка экономики на военный лад.

В условиях Великой Отечественной войны во всех звеньях государс­твенного и хозяйственного аппарата сложилась стройная и эффективная система управления во главе с ГКО, сыгравшая огромную роль в достиже­нии военной и экономической победы над врагом.

Многие элементы такой системы были использованы в послевоенном обеспечении обороноспособности СССР, также актуальны они и сейчас при решении задач обеспечения национальной безопасности Российской Федера­ции, стран СНГ и других союзников России.

Планирование специальными мобилизационным и военно-хозяйственным плана/т дополнялось новыми оперативными формами хозяйственного плани­рования - краткосрочными птнат-графикат производства (от одного до трех месяцев), план-заданиями для всех отраслей оборонной промышлен­ности и транспорта.

За 1941-1945 непосредственно на военные нужды было использовано 57%-58% национального дохода, до 68% промышленной продукции, 25% про­дукции сельского хозяйства. С первых же дней войны пропорции в исполь­зовании ресурсов были резко изменены.

Безвозвратные потери ВС СССР за рубежом во второй мировой войне (тыс. чел.): Румыния - 69, Польша - 600, Болгария - нет, Югославия -8, Чехословакия - 140, Венгрия - >140, Норвегия - 2, Австрия - 26, Германия - 102, Дания - нет, Китай - 8, Корея - 1,5.

Стало ясно - от чего защищала РККА. Немцы уничтожили 1135 угольных шахт, 37 крупных предприятий черной металлургии, 749 машиностроитель­ных заводов...Принудительно угнано в Германию 5 млн. невоенных лиц.

 

ВЫВОДЫ.

Необходимо считать экономику страны средством не только для снаб­жения вооруженных сил и всей страны, но и средством экономической борьбы. Документы по мобподготовки экономики СССР гласили следующее. Особенности управления военной экономикой в условиях войны.

В военных условиях, в основном, сохраняется сложившаяся в мирное время система управления экономикой страны. Вместе с тем война требует некоторой перестройки всей системой руководства экономикой, порождает существенные специфические черты как организационных форм, так и прин­ципов управления.

Принципы управления экономикой в военных условиях.

1. Принцип единства политического, хозяйственного и военного ру­ководства. Должно быть установлено тесное единство между государствен­ной политикой, объективными закономерностями развития экономики и ин­тересами обороны страны.

Единство политического, хозяйственного и военного руководства не означает механического слияния всех видов управления. Принцип единства - основа объединения сложной совокупности различных подсистем управле­ния. Исходя из этого принципа в СССР осуществлялась деятельность пар­тийных, советских, хозяйственных и оборонных органов. Сегодня в под­системах управления - органы государственного, экономического и воен­ного управления Российской Федерации.

В условиях войны принцип единства используется прежде всего для успешного решения военно-экономических задач, из чего логически выте­кают другие принципы управления.

2. Принцип первоочередного удовлетворения потребностей обороны страны, вооруженных сил. Необходимо превращение страны в единый боевой лагерь, высокая степень использования материальных ресурсов страны для нужд обороны.

Принцип первоочередного удовлетворения потребностей обороны должен использоваться в зависимости от международной обстановки, в той мере, в какой это окажется необходимым для экономического обеспечения оборо­ны страны.

3. Принцип демократического централизма - постоянно провозглашал­ся в СССР в управлении экономикой страны.

4. Принцип обеспечения устойчивости технических средств государс­твенного и хозяйственного управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении лекции - несколькими общих выводов, примеров и ци­тат. Выводы таковы:

1. В трех войнах XX века в России вопросы мобилизации экономики не смогли решиться своевременно, хотя добрых пожеланий было много.

2. Во всех войнах, всеми правительствами, независимо от общест­венного строя и формы правления, мобилизационные мероприятия осущест­влялись на основе использования большинства наработок и опыта предыду­щей власти, даже с привлечением многих прежних специалистов в новые органы. Определение полного необходимого "комплекта" мероприятий моби­лизации экономики и мобилизационной подготовки шло не на основе ка­ких-либо озарений и неожиданных открытий гениев, а на обыкновенном анализе имеющегося отечественного и зарубежного материала.

3. Особенностями отечественных мобилизаций являлось то, что как нигде была высока роль положительных или отрицательных последствий ли­чных взглядов высших единичных руководителей государства на проблему.

4. Основными составными элементами мобилизации экономики опреде­лялись:

создание крупных резервных производственных мощностей в военной промышленности;

подготовка гражданских отраслей к выпуску военной продукции;

создание государственных материальных резервов и запасов;

подготовка транспортной системы к работе в условиях войны;

подготовка работы сельского хозяйства в условиях войны.

Связь мобилизации экономики с устойчивостью экономики включала: рассредоточение промышленного производства по территории госу­дарства (коалиции); ограничение строительства новых промышленных предприятий в районах высокой концентрации промышленности и в крупных индустриальных центрах; разукрупнение больших городов путем вывода из них части промышленных предприятий в средние и малые города; развитие промышленности в слаборазвитых районах и на вновь осваиваемых террито­риях; дублирование производства важнейших видов промышленной продук-ции; рациональная организация кооперированных производственных связей; комплексное развитие хозяйства экономических районов; создание матери­альных резервов и их рациональное размещение по территории государс­тва; подземное размещение; мероприятия гражданской обороны.

Все основные элементы этих выводов из опыта хорошо учтены в поло­жениях проекта закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

В добавок можно сказать, что современные специалисты России и извне дают нам интересную информацию для размышления:

1. Наши специалисты в России (Военная экономика: управление, пла­нирование, военно-экономическая безопасность/ Под ред. А.С.Сумина, Ю. И.Арепина.-М.,1995.) с помощью экспертов посчитали, что сегодня весо­вой показатель экономики как компонента национальной государственной безопасности равен 0,28 (внешняя политика - 0,31; экология - 0,14; оборона - 0,26). При этом в составе экономической безопасности мобили­зационная готовность занимает 20%. Уровень угрозы для мобилизационной готовности экономики определен - средним (0,4 при диапазоне 0 - 1).

2. В США "утверждают, что Детройт более страшен для России, чем стратегические ВВС и дивизии НАТО." (Ч.Хитч и Р.Маккин. Военная эконо­мика в ядерный век. М.:-Воениздат, 1964. - 624с.)

Нашу лекцию можно завершить следующим. Надо помнить слова истори­ков: "Сильный Рим имел сильные легионы"; "Полководцы зачастую готовят­ся к прошедшим войнам", "Кто не хочет кормить свою армию, тот кормит армию врага", "Войны сейчас ведутся народами", "На войне каждый чело­век на счету". В начале этого века, в отличие от утверждений XVIII ве­ка, Ленин сказал: "Раз дело дошло до войны, то все должно быть подчи­нено интересам войны, вся внутренняя жизнь должна быть подчинена вой­не, ни малейшее колебание на этот счет не допустимо".

Исходя из этого и надо сегодня решать задачи готовности мобилиза­ции экономики России - важнейшего элемента национальной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: