Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне» и другие законодательные акты наделяют полномочиями в области обороны Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (часть 1 статьи 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны.
Президент Российской Федерации реализует свои полномочия в области обороны, в частности, через Совет Безопасности Российской Федерации, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2011 № 590, призван быть конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
|
|
Деятельность Федерального Собрания Российской Федерации (Государственной Думы и Совета Федераций) по вопросам обороны и безопасности государства связана, прежде всего, с их участием в бюджетном процессе, предусматривающим стадии разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением оборонной части федерального бюджета. Федеральным законом «Об обороне» они наделяются полномочиями по рассмотрению расходов на оборону, установленных законами о федеральном бюджете. Решение о принятии государственного бюджета оформляется в виде закона, принимаемого Государственной Думой и подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106 Конституции Российской Федерации).
На Правительство Российской Федерации возложено осуществление мер по обеспечению обороны, и оно несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Правительство Российской Федерации:
– организует оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
– организует обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
|
|
– осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам в соответствии с законодательством Российской Федерации и так далее.
6. Органы государственной власти Российской Федерации, их классификация и сущность принципа разделения властей.
Система органов государственной власти Российской Федерации основана на принципе разделения властей. Это проявляется в наличии законодательных, исполнительных и судебных органов, которые действуют на основе системы сдержек и противовесов. Сущность принципа разделения властей – не допустить сосредоточение всей полноты государственной власти в руках одной из ветвей власти или в руках одного человека. Иными словами – не допустить установления диктатуры.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации представлена:
Законодательная (представительная) – Федеральным Собранием Российской Федерации (парламент).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы Федерального Собрания; верхней палаты – Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации.
Основная функция Федерального Собрания Российской Федерации – законотворческая: принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, посредством которых управляется государство.
Президент Российской Федерации – является Главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами российской Федерации.
Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти.
Министерства и ведомства Российской Федерации – входят в состав Правительства Российской Федерации, являются отраслевыми федеральными исполнительными органами государственной власти (Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации и т.д.).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- законодательные (представительные) органы государственной власти республик, входящих в состав России, краев, областей, автономных округов, Еврейской автономной области, городов федерального значения. Могут называться по разному: Законодательное Собрание (Санкт-Петербург и Ленинградская область), Городская Дума (Москва), собрание депутатов и т.д.;
- государственная исполнительная власть субъектов Российской Федерации: главы республик, губернаторы, Мэр Москвы, высшие исполнительные органы государственной власти (правительства субъектов Российской Федерации); отраслевые исполнительные органы государственной власти субъектов России (например, Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга). На уровне городов, районов, поселков, сел и деревень функционируют органы местного самоуправления, которые не являются органами государственной власти.