Понятие, основное содержание и формы реализации воинской обязанности и военной службы

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной частью 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации, и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан.   

Основное содержание: Назначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов личным составом (военнослужащими) в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации реализуется в следующих формах:

– воинский учет;

– обязательная подготовка к военной службе;

– призыв на военную службу;

– прохождение военной службы по призыву;

– пребывание в запасе;

– призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Службой внешней разведки, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Призыв на военную службу. Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности - является одним из способов комплектования, т.е. привлечения граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г.  N 663.

Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания.

Решение о призыве конкретного гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

 

11. Понятие, принципы и способы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом.

Под комплектованием Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом понимается установленная государством и регулируемая нормами военного права система обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создания запаса военно-обученных людских ресурсов.

Отношения, связанные с комплектованием Вооруженных Сил военнослужащими образуют соответствующую систему. К основным элементам системы комплектования относятся: правовые основы комплектования; принципы комплектования; порядок подготовки граждан к военной службе; порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы; сроки военной службы и нахождения в запасе; порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими строится на основании принятых в России принципов и способов комплектования.

В современной военно-правовой литературе различают три принципа комплектования:

1) экстерриториальный, когда войска комплектуются военнослужащими из числа жителей различных регионов;

2) территориальный, когда войска комплектуются военнослужащими из населения той местности, где дислоцированы комплектуемые воинские части;

3) смешанный – сочетающий первый и второй принципы.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях военнослужащими по призыву осуществляется по экстерриториальному принципу, а комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, - по смешанному принципу.

С принципами комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации органично взаимосвязаны способы их комплектования.

В истории вооруженных сил государств известны различные способы комплектования: 1) народное ополчение; 2) рекрутская повинность;           3) наемничество; 4) добровольничество; 5) конскрипция (замена призываемого другим лицом или денежный откуп от призыва); 6) всеобщая воинская обязанность.

В Российской Федерации для комплектования Вооруженные Сил военнослужащими по призыву введена воинская обязанность.

Для комплектования Вооруженных Силвоеннослужащими, проходящими военную службу по контракту, используется принцип добровольничества.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации граждански персоналом осуществляется в соответствии с трудовым законодательством – на основании заключения трудовых договоров (контрактов) и законодательством о государственной гражданской службе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: